Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность библиотекарей: креативность или творческий подход?'

Профессиональная деятельность библиотекарей: креативность или творческий подход? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1225
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / БИБЛИОТЕКАРЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / LEVEL OF CREATIVE ABILITY / CREATIVE THINKING / INNOVATIONS / LIBRARIAN / RESEARCH / LIBRARIANSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домбровская И. В., Артемьева Е. Б.

В статье обоснована необходимость поиска инновационных моделей развития библиотеки в контексте построения информационного общества в условиях глобальной цивилизации, подготовки креативных специалистов, способных к адекватному моделированию информационного пространства, к адаптации в новых техноло­гических и социокультурных реалиях. В связи с этим авторы приводят примеры взаимовлияния библиотековедения и психологии, рассуждают об актуальности проведения междисциплинарных исследований, целесообразности включения термина «креативность» в терминологию библиотековедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITIES OF LIBRARIANS: CREATIVITY OR CREATIVE THINKING?

The paper substantiates the necessity to find innovative models of library development in the context of the information society creation under global civilization conditions, to train creative professionals able to adequate modelling of information space, and adaptation to new social-cultural and technological realities. In this regard, the authors show the interaction of psychology and librarianship, argue about interdisciplinary researches, feasibility of introducing the term «creativity» in the terminology of librarianship.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность библиотекарей: креативность или творческий подход?»

УДК 023

И.ВДомбровская, Е.Б.Артемьева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКАРЕЙ: КРЕАТИВНОСТЬ ИЛИ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД?

В статье обоснована необходимость поиска инновационных моделей развития библиотеки в контексте построения информационного общества в условиях глобальной цивилизации, подготовки креативных специалистов, способных к адекватному моделированию информационного пространства, к адаптации в новых технологических и социокультурных реалиях. В связи с этим авторы приводят примеры взаимовлияния библиотековедения и психологии, рассуждают об актуальности проведения междисциплинарных исследований, целесообразности включения термина «креативность» в терминологию библиотековедения.

Ключевые слова: уровень креативности; творческое мышление; инновации; библиотекарь; исследование; библиотековедение.

Dombrovskaya I. V., Artemyeva E. B. PROFESSIONAL ACTIVITIES OF LIBRARIANS: CREATIVITY OR CREATIVE THINKING?

The paper substantiates the necessity to find innovative models of library development in the context of the information society creation under global civilization conditions, to train creative professionals able to adequate modelling of information space, and adaptation to new social-cultural and technological realities. In this regard, the authors show the interaction of psychology and librarianship, argue about interdisciplinary researches, feasibility of introducing the term «creativity» in the terminology of librarianship.

Keywords: level of creative ability; creative thinking; innovations; librarian; research, librarianship.

В профессиональном библиотечном сообществе бытует мнение о том, что «креативность» - это не профессиональный библиотечный термин и его можно вполне заменить, например, термином «творческий подход» или «творческое мышление». Мы позволим себе не согласиться с этим, и предлагаем рассмотреть в этой статье термин «креативность», его историю, специфику применения и вынести на обсуждение проблему: имеет или не имеет права войти понятие «креативность» в научную терминологию российского библиотековедения.

Время меняет все, в том числе и тематическую наполненность многих наук, особенно гуманитарных. В качестве примера посмотрим в ретроспективе на историю, социологию, политологию, политэкономию и многие другие науки. Они стали другими вслед за изменением политического вектора нашей страны. Многое из того, что составляло основу этих наук, было поставлено под сомнение, что-то отсеялось навсегда, что-то сохранилось. В настоящее время появились новые перспективные направления исследований в гуманитарных науках, в том числе и в библиотековедении. Все мировое библиотечное сообщество сегодня серьезно озабочено определением новой миссии, роли и места библиотеки в условиях динамично меняющегося мира. Происходящие социальные и технологические трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда, но и ставят вопрос о дальнейшем существовании традиционных библиотек. Все эти явления требуют поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения информационного общества в условиях глобальной цивилизации. В связи с этим возникает необходимость подготовки и повышения квалификации библиотечных работников, способных к адекватному моделированию информационного пространства, к адаптации в новых технологических и социокультурных реалиях. Поскольку специалисты, работающие в библиотеках - это посредники между миром человека и миром информации, это вызывает к ним интерес ученых из разных областей науки, включая психологов, и изучение библиотечной деятельности становится все более актуальным для комплексных, междисциплинарных исследований.

Положения психологии, на наш взгляд, должны быть востребованы при изучении проявлений психического в любой сфере жизнедеятельности, как отдельного специалиста, так и профессиональной группы. Поэтому в исследованиях, касающихся творческой составляющей мышления работников библиотек, используются методы, приемы и терминология, являющиеся как библиотековедческими, так и психологическими. Как пример можно привести: наблюдение и самонаблюдение, беседа и опрос, формирующий эксперимент и тренинг, анкетирование и деловая игра. Таким образом, если мы используем для библиотековедческого исследования методы и приемы, издавна применяемые в психологии, почему, при возникновении необходимости, нам не воспользоваться и терминологией, которую предлагает эта наука.

История термина «креативность» берет свое начало в середине XX в. и обозначает сегодня и в

зарубежных, и в отечественных исследованиях понятие «способность к творчеству» или «творческое мышление». Креативность порождает творческий процесс и творческий результат и наряду с интеллектом играет существенную роль во всем процессе развития культуры и самой цивилизации. Понятие креативности до сих пор не имеет достаточно четкого определения, но при этом существуют десятки вариантов: творческие возможности человека, некоторое особое свойство человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность; готовность к применению и развитию своих способностей; способность выйти за рамки ситуации и способность к постановке собственной цели и многие др.

В настоящее время в изучении креативности выделяют четыре основных направления: исследование креативных процессов, креативных продуктов, креативной личности и креативной среды. Каждое из этих направлений может быть рассмотрено в контексте библиотековедения. В последние годы в исследованиях возобладал обобщающий подход, представители которого, создавая новые концепции, рассматривают креативность личности широко, целостно и в развитии. В определении самой сущности понятия «креативность» существует значительное число дискуссионных вопросов, что связано с разработкой системы методов изучения этого феномена и проблемой диагностики креативности, которая не является фиксированным образованием и может значительно изменяться в течение жизни человека в силу многочисленных факторов, влияющих на проявление креативных свойств личности.

Остановимся на определении креативности, которое дает Е.П.Торренс: «Креативность (творческое мышление) - это процесс решения проблем, включающий появление ощущения проблемы (дефицита или несоответствия имеющейся информации); поиск, обнаружение и постановку (формирование) проблемы; выдвижение гипотез о возможных путях решения; проверку этих гипотез, их изменение или отклонение; выдвижение и проверку новых гипотез; нахождение решения (или решений) и формулирование, интерпретацию и сообщение (публикацию) результатов» [1]. Такое понимание креативности, как отмечал автор, имеет исторические корни и может равным образом относиться к науке, искусству, технике и другим видам творчества. Широкое понимание данного термина, на наш взгляд, дает возможность его использования и в библиотековедении. Подобный подход позволяет объединить различные определения креативности: как видов способностей, умственного функционирования и личностных характеристик, которые стимулируют или тормозят этот процесс; как качества созданного в этом процессе продукта; как личностных особенностей и как условий, которые способствуют творчеству.

Далеко не все ученые согласны с предложенным определением креативности, их не устраивает понимание креативности как общего творческого потенциала без учета его специфики для разных видов деятельности, что может быть важно с точки зрения использования термина в библиотековедении. Креативность предполагает способность идти на разумный риск и готовность преодолевать препятствия, а внутренняя мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды и, взаимодействуя с интеллектом, значительно повышает уровень креативности. Подобный подход также укладывается в рамки библиотековедческих исследований. Так, психолог Р.Стернберг, в своих работах подчеркивал необходимость применения «теории успешного интеллекта» в области тренинга навыков, то есть тренинга или деловой игры, которые все чаще используются в практике работы библиотек и центров непрерывного библиотечного образования при повышении квалификации кадров [2].

При исследовании креативности объектом тестирования становятся не только интеллектуальная одаренность и продуктивность, но и творческий аспект. Для тестирования творческой продуктивности выделяются различные параметры, в их числе: количество идей, гибкость (способность переключаться), оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотез и др. В отечественных исследованиях творчества вначале популярность приобрела концепция объяснения творческих способностей через понятие психической энергии в качестве их материального носителя. Позднее, в трудах СЛ.Рубинштейна анализ продуктивного творческого процесса достиг своей вершины, и было заявлено, что проблема способностей, это, в сущности, проблема развития [3]. В 1950-е гг. в советской науке сформировалось стремление выделить специфическую потребность к творчеству, в настоящее время отечественные исследования, рассматривающие проблему творчества и креативности, во многом базируются на проблеме развития способностей.

Понятие креативности и понятие одаренности неразрывно связаны между собой, становится все более распространенным определение творчества не по процессуальной стороне - его механизму, а по результату - продукту (созданию нового), что подразумевает деление на профессии «творческие» и «нетворческие». Закономерно возникает вопрос, к какому типу отнести шаблонно работающего художника или творчески работающего библиотекаря? Формирование нового образа восприятия

является в то же время и новым результатом и, таким образом, отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение «творчества» и «креативности» применимо к различным видам деятельности, в том числе и библиотечной. Практический интерес к проблеме креативности и возможности ее развития у специалистов неуклонно растет. В России и за рубежом появляются сотни публикаций, в том числе научно-популярных, где употребление термина «креативность» является основным. Не являются чем-то новым и исследования, проводимые на стыке двух наук - библиотековедения и психологии. Они проводятся давно и успешно, один из примеров - публикации профессора С.А.Езовой, которая уже не одно десятилетие плодотворно работает в области библиопсихологии [4, 5]. Последние десятилетия библиотечная психология как интегративная дисциплина развивалась, базируясь на предметах как библиотековедческих, так и психологических. В структуре библиотечной психологии на сегодняшний день уже есть разработки по вопросам этики общения, психологии библиотечных коллективов, конфликтологии, творческому подходу и другим направлениям, но их недостаточно ввиду глобальных инновационных преобразований, происходящих в библиотеках.

Междисциплинарные исследования, касающиеся разных отраслей науки, становятся в последнее время приоритетными. Существуют способствующие этому факторы: понимание исследователями невозможности решать эффективно стоящие перед ними задачи, не привлекая накопленные знания из других наук (в частности психологии) и представителей соответствующих научных дисциплин для совместных исследований, а также возможность психологов предложить представителям смежных наук апробированные принципы и способы решения актуальных комплексных научных проблем.

Сегодня в качественно ином информационном пространстве, более интенсивном, эмоционально насыщенном и динамичном, которое обеспечивает широкий доступ к источникам информации, изменяются процессы восприятия и усвоения, а также стратегии деятельности и основа действий библиотечных специалистов. Профессионалы в области библиотековедения вынуждены все шире использовать методы и методики, применяемые в других науках. Поэтому в настоящее время, говоря о повышении квалификации библиотечных кадров, надо подразумевать не только постоянное обновление их знаний, но и изменение способа мышления, помощь в преодолении психологических барьеров, освоении новых интеллектуальных технологий, актуальных для библиотечной деятельности. Таким образом, перед нами в первую очередь стоят задачи, связанные с изменением мышления библиотекарей-профессионалов через развитие у них креативности и инновационной направленности.

Как мы уже отмечали, инновации в библиотековедении требуют высокопрофессиональных специалистов, способных адекватно моделировать информационное пространство, удовлетворять постоянно меняющиеся информационные запросы потребителей в новых технологических и социокультурных реалиях. В этих условиях многократно увеличивается нагрузка на работника библиотеки, на его способность всемерно проявлять ответственность и те качества специалиста, которые требуют от него креативности. Поэтому, исследования в данном направлении должны продолжаться и соответственно должна развиваться и меняться библиотековедческая терминология, пополняясь новыми терминами, заимствованными при необходимости из других наук.

Литература

1.Torrance E. P. Guiding creative talent. - New Jersey : Printice-Hall. - 1962. - 278 p.

2.Стернберг Р. Практический интеллект = Practical Intelligence in Everyday Life. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с. - (Мастера психологии).

3.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

4.Езова С.А Профессиональное поведение библиотекаря в ракурсе психологии // Научные и технические библиотеки. - 1994. - № 1. - С. 58-63.

5. Езова С.А. Психология общения и межличностных отношений. Коммуникативный аспект в образовании / / Библиотека. - 2012. - № 11. - С. 25-27.

1. Torrance E. P. Guiding creative talent. - New Jersey : Printice-Hall. - 1962. - 278 p.

2. Sternberg R. Prakticheskij intellekt = Practical Intelligence in Everyday Life. - SPb. : Piter, 2002. -272 s. - (Mastera psihologii).

3. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii. -SPb. : Piter, 2002. - 720 s.

4. Ezova S.A. Professional'noe povedenie bibliotekarja v rakurse psihologii // Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. - 1994. - № 1. - S. 58-63.

5. Ezova S.A. Psihologija obshhenija i mezhlichnostnyh otnoshenij. Kommunikativnyj aspekt v obrazovanii // Biblioteka. - 2012. - № 11. - S. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.