Научная статья на тему 'Профессионал и общество пути сопряжения'

Профессионал и общество пути сопряжения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
585
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / профессиональная самореализация / развитие общества / развитие / регресс личности / professional self-determination / professional self-realization / society development / development-recourse of the person

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шахмартова Ольга Максовна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной самореализации и профессионального самоопределения личности. Освещаются мнения разных авторов по данной теме. Делается попытка проанализировать профессиональное самоопределение и, соответственно, самореализацию личности в системе координат развития профессионализма человека и развитие общества. Описаны типы профессиональной самореализации личности во взаимосвязи профессионального самоопределения личности с развитием общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шахмартова Ольга Максовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article questions of professional self-realization and professional selfdetermination of the person are considered. Opinions of different authors on the given theme are shined. Attempt to an alyse profession al selfdetermination and accordingly self-realization of the person in system of coordinates of development of professionalism of the person with society development becomes. Types of professional self-realization of the person in interrelation of professional self-determination of the person with society development are described

Текст научной работы на тему «Профессионал и общество пути сопряжения»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2010. № 2 (8)

ПРОФЕССИОНАЛ И ОБЩЕСТВО — ПУТИ СОПРЯЖЕНИЯ

© О. М. Шахмартова

Шахмартова Ольга Максовна

кандидат психологических наук, доцент

доцент кафедры прикладной психологии

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского shahmartova@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы профессиональной самореализации и профессионального са-моопрелеления личности. Освещаются мнения разных авторов по ланной теме. Аелается попытка проанализировать профессиональное самоопрелеление и, соответственно, самореализацию личности в системе коорлинат развития профессионализма человека и развитие общества. Описаны типы профессиональной самореализации личности во взаимосвязи профессионального самоопрелеления личности с развитием общества.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная самореализация, развитие общества, развитие/регресс личности.

Как показывает практика, основное психологическое условие, способствующее успешному выбору профессии, — наличие у индивида активной позиции по отношению к процессу профессионального выбора и своего профессионального самоопределения. Без сомнения, данный процесс детерминирован множеством факторов: здесь и предпочтения родителей (недаром более 50% выпускников школ на вопрос «Почему вы выбрали именно этот институт?» ссылаются на то, что их туда направили родители), и мода (независимо от востребованности профессий, самые большие конкурсы до сих пор на специальности менеджеров и юристов), и нереалистичные представления о выбранной специальности («бухгалтеры всегда найдут денежную работу», «психолог знает, как манипулировать людь-

ми», и т. д.). Последствием такого выбора становится «блуждание» в профессии, т. е. огромные трудности в идентификации себя и своих личных устремлений с профессиональной деятельностью, а профессиональное самоопределение становится искаженным и труднодостижимым. Что, в свою очередь, приводит к целой армии специалистов, у которых работа не вписана в их структуру ценностей и не является местом реализации их возможностей и способностей.

Когда мы говорим о развитии личности, понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление». При этом многие мыслители связывают самореализацию и самоактуализацию с трудовой деятельностью человека, с местом его работы, где он непосредственно реализует свои профессиональные умения и навыки.

Соотношение реализации профессионального потенциала человека с реальностью является отражением проблемы соотношения развития личности в профессии и общества в данной культурно-исторической ситуации. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственно окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности, есть всегда другая сторона исследования общества.

Самореализация личности может протекать в разных областях жизнедеятельности человека: в семье, в общении, в профессии и др. Но именно в момент профессиональной деятельности личность наиболее тесно связана с процессом развития общества, поскольку профессиональное занятие — это именно тот вид деятельности, в котором индивид ярче всего выступает как субъект общественных отношений. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной всей жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей.

Социально-экономические процессы в нашей стране в последнее десятилетие существенно отразились на поведении человека в профессиональной сфере. Взаимодетерминация личности и профессии может носить как позитивный, так и негативный характер. Позитивное влияние проявляется в формировании профессионального самосознания специалиста, что, в свою очередь, является необходимым условием его профессионального самосовершенствования и личностного саморазвития; в развитии профессионально важных качеств, овладении профессиональным опытом: знаниями, умениями, навыками и т. д. Противоположностью этого пути (помимо собственного добровольного или вынужденного обезличивания) является самореализация «за счет других», то есть стремление обезличить окружающих и сделать их подневольными исполнителями своих «индивидуальных неповторимых замыслов»: от внешне рациональных до абсолютно курьезных, главная цель которых — абстрактная индивидуализация (любыми путями выделиться из толпы). И «здоровая личность» также может стать не вполне здоровой, если идет путем чистой индивидуализации,

ставя собственные цели превыше всех общечеловеческих законов [10]. К сожалению, в современном обществе все чаще реализация собственных стремлений и желаний становится предметом профессиональной деятельности, а этические моменты труда все больше относят к «высоким словам» и ненужным, а зачастую и мешающим, анархизмам.

Основными функциями профессионального самоопределения являются достижение внутренней согласованности, интерпретация опыта и совокупности ожиданий («самореализующееся пророчество») в выбранном деле. Содержание и сопоставление образа «Я» в профессии и образа профессионала (его эталонной модели) можно рассматривать не только как фактор (индикатор) регуляции развития субъекта труда, но и как критерий ориентированности личности, ее проникновения в мир выбранной профессии.

Самоопределение личности и, в частности, формирование образа «Я — профессионал» отражает процесс ее идентификации (отождествления), который, в соответствии с концепцией В. В. Столина о самосознании, проявляется в: а) выявлении и переживании сходства с другим лицом («моделью»), б) переживании эмоций в связи с поведением «модели» в различных ситуациях, в) стремлении к обладанию присущими «модели» качествами, г) усвоении и воспроизведении поведения и установок «модели». [1]. В данном плане процесс идентификации может явиться одним из механизмов личностного и профессионального самоопределения.

Рассматривая социально-профессиональное самоопределение личности как сложный, непрерывный и целостный процесс, осуществляемый на всех этапах жизни человека, Е. А. Головаха условно выделяет его качественные уровни:

1. Самоопределение в обществе и культуре, предполагающее в качестве «идеального» результата осознание себя личностью через общественно полезный труд, способствующий прогрессу и развитию общества.

2. Самоопределение на уровне конкретного государства предполагает осознание себя личностью, адаптированным членом данного государства, принимающим его основные нормы и ценности.

3. Самоопределение в рамках конкретной отрасли общественного производства предполагает осознание себя в качестве эффективного работника данной отрасли, ориентированного на успешную карьеру в рамках этой сферы производства.

Исходя из вышесказанного, профессиональное самоопределение и, соответственно, самореализацию личности логично будет рассматривать в системе координат развития профессионализма человека развитии общества и условно можно представить в виде следующего графика (рис. 1).

Самоопределение целесообразно рассматривать и в контексте самосознания и «Я»-концепции, то есть сознания и понимания своих свойств, своего соотношения с окружающим миром («жизненного смысла»), которые определяют и ограничивают возможности развития. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, что он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него

Программа

саморазрушения

(трудоголия)

4 тип

Деструктивный, асоциальный путь разрушения себя и всего вокруг 3 тип

развитие

Социум, общество

(влияние профессионального самоопределения личности на развитие общества)

Конструктивный путь развития 1 тип

развитие

Профессионал (направление

профессионального

самоопределения)

Программа разрушения. Цель оправдывает средства. 2 тип

Рис. 1. Взаимосвязь профессионального самоопределения личности с развитием общества

ждут или хотят коллектив, общество [2]. И в данном случае самоопределение отличается от самореализации тем, что в первом случае речь идет об осознании, а во втором о применении этого осознания в деятельности.

Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Иными словами, профессиональное самоопределение — это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни.

Человек, создавая для себя образ мира, определяет и свое место в нем. И чем более он осознан, а иерархия ценностей более точно выстроена и представляема, тем более конкретно место, которое человек определяет для себя. Однако высказывание о том, как выглядит мир, одновременно оказываются ценностным утверждением. Выделенные характеристики оказываются наиболее вдохновляющими жизненными ценностями, теми за которые люди способны платить огромными усилиями, болью и мучениями. Таким образом, познавательное суждение оказывается совпадающим с ценностным суждением. «Сущее» совпадает с «должным», факт — с ценностью. Мир, как он есть, который описывается и воспринимается, становится тем же, что и мир, который ценят и который желают. Мир, который есть, становится миром, который должен быть. То, что должно быть, оказалось реально существующим; иными словами, факты слились с цен-

ностями» [6, с. 107]. Раз существует иерархия ценностей, значит можно сказать, чем выше приоритет ценности, тем качественнее жизнь при ее обладании. Это воплощается в то, что за идеал берется высшая ступень иерархической лестницы. В настоящее время профессия и реализация в ней своего потенциала становится для многих ценностью высокого порядка. В процессе профессиональной самореализации человек склонен стремиться к идеалу. От того, как человек определяет свое место в структуре профессии, зависят его взгляды на:

1) возможность вообще достижения верхней ступени. Если нет, то профессиональная самореализация идет путем проявления в тех людях, предметах, деятельностях в которых, по мнению человека, возможно воплощение высшего приоритета. «Если наука является самоцелью, то человек имеет своим смыслом существования один лишь интеллект, если самоцелью является искусство, то единственной ценностью для человека являются художественные способности, а интеллект отправляется в кладовую. Если самоцелью являются деньги, то наука и искусство могут спокойно упаковывать свой скарб. Люди выращиваются как отдельные качества, они сами становятся инструментами» [11, с. 24].

2) средства и способы, которые он выбирает, чтобы достичь высшей ступени профессионализма. Если человек считает, что высшие идеалы, в принципе, достижимы, то он должен ответить на вопрос, насколько это возможно в пределах человеческой жизни и в тех общественно-социальных условиях, в которых он существует.

Однако, как отмечает Климов Е. А, следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне [5].

В профессиональной самореализации переплетаются интересы общества и интересы личности. С одной стороны, в процессе профессиональной деятельности, личность либо активно развивается, совершенствуя свои знания, умения и навыки, ценностные и нравственные качества, либо, фиксируясь на каком-либо уровне, начинает регрессировать. Это проявляется в потребительском отношении к делу и окружающим, в перестройке ценностной сферы в сторону удовлетворения деффицитар-ных потребностей, а при снижении профессионального уровня — к снижению самооценки и негативному самопринятию. С другой стороны, в связи с характеристиками самой профессиональной деятельности, человек активно влияет на прогресс общества, своей деятельностью внося вклад в развитие всех его сфер.

Иными словами, человек развиваясь как профессионал, может развиваться и как личность, но так же может случиться, что при повышении профессионализма заостряются его проблемы и нерешенные задачи, что, в свою очередь, приводит к деформации и выгоранию, а в крайнем варианте и разрушению его личности. С другой стороны любая професси-

ональная деятельность может быть использована как во благо, так и во вред общества.

Давайте рассмотрим эти сочетания подробнее:

Первый тип. В направлении развития «профессионал — общество» появляется конструктивный путь развития. Человек сам растет не только в профессии, повышая и совершенствуя свое мастерство, принося тем самым пользу обществу, но и развивается как личность. В этом случае система ценностей личности совпадает с миссией организации, в которой он работает. И профессиональное самоопределение имеет тот же вектор что и самореализация личности. Конструктивность пути, отнюдь не говорит о его легкости и благополучии, здесь есть место и усилиям и преодолениям. Но впереди у человека есть четко обозначенные цели и перспективы наиболее полной реализации своих сил и возможностей на благо общества. Как писал В. Франкл: «Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаем себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, лишь в той мере, в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, лишь в той мере, в какой мы выполняем задачи и требования, осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем самих себя. Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен. Если я хочу стать самим собой, я должен выполнять личные и конкретные задачи и требования. Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» [8, с. 119—120]. Именно биографии людей с данным видом профессионального самоопределения легли в основу изучения А. Маслоу о самореализации личности.

Второй тип.В сочетании «развитие профессионала — регресс общества» человек совершенствуется в своей профессиональной области, но цели приложения его усилий асоциальны. Индивидуум достигает совершенства в своем мастерстве, но разрушается как личность. А способы его продвижения можно охарактеризовать, как «цель оправдывает средство». Рост идет «за счет» других, в поле абсолютного эгоцентризма. Власть, деньги, доказательство собственного величия и уникальности — основные цели данного индивида. Человек может стать профессионалом высокого уровня, начисто отвергая этические и моральные нормы общества. Врачи профессионалы, ставящие бесчеловечные опыты над людьми, адвокаты, за большие деньги берущиеся защищать самых отъявленных преступников (и часто, благодаря своему профессионализму, выигрывающие эти дела) подобных примеров можно привести множество. И все чаще подобные виды деятельности являются наиболее высоко оплачиваемы. А в обществе, где финансовая успешность является синонимом высоких достижений, данное сочетание все чаще становится эталоном достойным для подражания.

Четвертый тип.При условии «развитие общества — регресс личности» речь идет о развитии трудогольной аддикции, когда разрушаются все межличностные связи, и игнорируются все личностные интересы и потребности в угоду профессиональному самосовершенствованию. Чувство вины и психология долженствования является основой формирования это-

го пути профессиональной самовыражения. Синдром психического выгорания довольно широко исследуется и в отечественной, и в зарубежной социальной психологии. В отечественной литературе комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность получил название профессиональная деформация. Профессиональные деформации личности могут проявляться в появлении профессиональных специфических позиций (стремление манипулировать людьми, властолюбие, негативных чертах личности), проявляющихся на фоне высокого профессионализма (себялюбие, тщеславие, подозрительность), а так же в развитии специфических состояний, вызванных воздействием профессиональной деятельности [7, с. 74] . Это происходит, например, в том случае, когда человек, достигнув высокой степени мастерства, начинает пересматривать (в сторону «упрощения», «уплощения», инверсии) структуру своих профессиональных ценностей. Иначе говоря, эти ценности — внешне и внутренние, результативные и процессуальные, относящиеся к целям и средствам их достижения — не становятся «диффузными», а просто иначе начинают структурироваться субъектом. Происходит профессиональная деформация, и профессиональное самоопределение у человека меняется вследствие изменения его ценностной структуры и самосознания.

Происходить это может в двух формах. 1. Мастер начинает «почивать на лаврах» и перестает ставить перед собой задачи дальнейшего профессионального совершенствования (в сущности «заужает» свое профессиональное пространство и больше заботится о поддержании видимости своего былого высокого статуса) 2. Мастер (не всегда сознательно и часто с лучшими намерениями) «упрощает» иерархию своих ценностей, делая равноценными цели (перспективы) и факторы, средства своей деятельности. Иначе говоря, он фактически неправомерно аксиологизирует эти средства, как бы подменяя ими саму деятельность и даже мир в целом [4, с. 126].

Третий тип. Деградация личности и разрушение всего и вся вокруг, суть сочетания регресса «профессионал — общество». Это сочетание лежит, скорее в поле исследования психотерапии, поскольку только глубинные нарушения личности могут привести к тому, что человек осознанно или нет, начинает разрушать себя и свое дело. Хотя нельзя сказать, что эти явления очень редки. Бюрократ, тормозящий все инновационные предложения. Чиновник, за бумагой не видящий человека и проблемы. Это далеко не все варианты деструктивного пути распада личности в профессии.

Профессиональная деформация это всегда неверно выбранный путь профессионального самоопределения. Возникновение профессиональной деформации зависит от того, в какой сфере было нарушение. Если в сфере само-процессов — 4 тип взаимосвязи профессионального самоопределения с развитием общества, если в сфере ценностей — 2 тип. Эти деформации могут представлять один из вариантов профессионального самоопределения (не криминального), когда развитие личности останавливается и можно предположить, что вклад в общественное дело будет

минимальным (4 тип), или отрицательным, если результат такого дела представляет угрозу для него и общества в целом (3 тип), либо личность нарабатывает профессионализм, но за счет общества (2 тип).

Проблемой анализа профессионального развития личности является то, что этот процесс рассматривается либо с точки зрения профессии (психология труда), либо с точки зрения человека (акмеология, психология личности). Особенность профессиональной деятельности состоит в тесном переплетении развития и регресса личности и общества в целом. С нашей точки зрения это вид деятельности необходимо рассматривать и со стороны взаимосвязи общества и личности, т. е. в рамках социальной психологии. Э. Фромм писал: «Человек не свободен в выборе, иметь или не иметь ему «идеалы», но он свободен в выборе между разными идеалами... Мы должны оценивать их (идеалы) с точки зрения их адекватности и того, в какой степени они являются для человека «путеводной звездой» в деле реализации им своих сил» [9, с. 53].

В теоретическом плане значимость данной проблемы определяется, в частности тем, что ее разработка может содействовать развитию важнейших методологических принципов психологии — принципов исходного активного статуса субъекта, деятельностного подхода, принципа системности, а также и иных основополагающих проблем. В прикладном плане ее важность связана с тем, что прямым следствие профессионального самоопределения являются такие важнейшие производственные показатели как эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, текучесть кадров, состояние организационной среды и многое другое.

От профессионального самоопределения, от удовлетворенности избранной профессии и эффективности деятельности в ней зависит и психологическое здоровье человека. В данном случае общество, создавая «модели» успешных профессионалов ставит перед личностью, выбирающую данною профессию, цель (достижение уровня данной модели), а личность в свою очередь развивает эти модели и общество в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрое, В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

2. Борисоеа, Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 1995.

3. Голоеаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев : Наукова думка, 1988.

4. Заеалишина, Д. Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научных трудов / под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. Институт психологии РАН Москва, Ярославль, 2001. — С. 104—129.

5. Климое, Е. А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

6. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. — М. : Смысл, 1999.

7. Орел, В. Е, Рукаеишникое А. А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность // Психология субъекта

профессиональной деятельности : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова ; Институт психологии РАН. М. ; Ярославль, 2001. — С. 72—82.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М. : Прогресс, 1980. — 367 с.

9. Фромм, Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть? : Пер. с англ. — Киев : Ника-Центр, 1998.

10. Чудноеский, В. Э. Смысл жизни и судьба. — М. : Изд-во «Ось-89», 1997. — 208 с.

11. Юнг, К. Проблемы души нашего времени. — М. : Прогресс, 1993. — 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.