Научная статья на тему 'Проекты создания интеллектуального капитала и конкурентоспособность высших учебных заведений'

Проекты создания интеллектуального капитала и конкурентоспособность высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальный капитал / нематериальные активы / интеллектуальная собственность / управление проектами / высшее учебное заведение.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. С. Асина

Рассмотрены проблемы, связанные с интеллектуальным потенциалом и интеллектуальным капиталом современных высших учебных заведений. Предложены некоторые пути их решения с использованием методологии управления проектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTS ON INTELLECTUAL CAPITAL ACCUMULATION AND COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

Issues concerning the intellectual potential and capital of modern higher educational establishments are viewed. Several ways of solutions are suggested by means of project management methodology

Текст научной работы на тему «Проекты создания интеллектуального капитала и конкурентоспособность высших учебных заведений»

Посилання на статтю_

Асина Н.С. Проекты создания интеллектуального капитала и конкурентоспособность высших учебных заведений/ Н.С. Асина // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, - 2004. - № 2(10). -^86-90.

УДК 347.77

Н.С. Асина

ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Рассмотрены проблемы, связанные с интеллектуальным потенциалом и интеллектуальным капиталом современных высших учебных заведений. Предложены некоторые пути их решения с использованием методологии управления проектами. Рис. 1, ист. 6.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, интеллектуальная собственность, управление проектами, высшее учебное заведение.

Н.С. Асша

ПРОЕКТИ СТВОРЕННЯ 1НТЕЛЕКТУАЛЬНОГО КАП1ТАЛУ I КОНКУРЕНТОСПРОМОЖН1СТЬ ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАД1В

Розглянуто питання, яю пов'язан з штелектуальним капиталом сучасних вищих навчальних закладiв. Запропонован деяга шлях !'х виршення з використанням методологи' управлЫня проектами. Рис. 1, дж. 6.

N.S. Asina

PROJECTS ON INTELLECTUAL CAPITAL ACCUMULATION AND COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

Issues concerning the intellectual potential and capital of modern higher educational establishments are viewed. Several ways of solutions are suggested by means of project management methodology.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сейчас в Украине всё большее развитие получает экономика знаний. Инвестирование науки является главным фактором роста благосостояния во всех развитых странах мира. Интеллектуальный потенциал нашего государства оценивается в мире как очень высокий. Однако украинский научный кадровый состав не имеет необходимого опыта для продвижения своего интеллектуального капитала на рынок. Та же проблема стоит и перед высшими учебными заведениями.

Опыт развитых стран показывает, что большая часть прибыли приходится именно на товарный оборот нематериальных активов. Длительное отсутствие достаточного финансирования научных разработок в Украине породило у преподавателей ВУЗов нежелание заниматься наукой. Постепенно разрушаются

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

1

научные школы и коллективы. Это ставит ВУЗы пред необходимостью определения своего реального интеллектуального потенциала. К сожалению, большинство учебных заведений не располагают сведениями ни о содержании своих нематериальных активов, ни об их стоимости, ни о методах управления ими. Такое положение дел необходимо кардинально менять.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых освещено решение данной проблемы и на которые опирается автор. Среди многообразия литературы в сфере интеллектуальной собственности и методов её оценки [1-4], к сожалению, отсутствуют источники, в которых чётко и детально были бы рассмотрены вышезатронутые проблемы, рассматривались бы понятия: интеллектуальная собственность ВУЗа, нематериальные активы ВУЗа, интеллектуальный капитал ВУЗа.

Целью данной статьи является актуализация и раскрытие сути проблем интеллектуального капитала ВУЗов, а так же рассмотрение возможных направлений их решения.

Изложение основного материала исследования. Каждое высшее учебное заведение - это уникальное и неповторимое предприятие, в котором, как и в любом предприятии, например, промышленном, существуют рабочие, сырье и продукция. Но здесь есть своя специфика. В качестве "рабочих" выступают преподаватели, а в качестве "сырья" - студенты. "Продуктом" являются знания, навыки и умения, поступающие на рынок труда вместе с их носителями - специалистами. Уникальность высшего учебного заведения заключается в следующем:

- В силу того, что в любом высшем учебном заведении, как правило, ведется обучение одновременно по нескольким направлениям (техническое, экономическое, управленческое, юридическое и др.), в нем сосредоточены преподаватели различного профиля. По этому высшее учебное заведение является носителем многоаспектного интеллектуального капитала. Это важно.

- Одним из основных требований, предъявляемым к высшим учебным заведениям, - это подготовка специалистов, способных не только выполнять должностные обязанности, но решать творческие задачи, при этом создавая что-то новое. Побуждение к творческой деятельности способствует интенсификации создания интеллектуального капитала, приводит к его накоплению. То есть, любое высшее учебное заведение имеет "парк разносторонних идей и решений", является своеобразным банком интеллектуального капитала.

Неповторимость каждого высшего учебного заведения заключается в следующем: поскольку все люди имеют различные творческие способности, индивидуальное мышление, а творческие задачи могут решаться множеством способов и варианты их решений вообще не предсказуемы, то любые два учебных заведения, даже осуществляющих подготовку специалистов в одном и том же направлении по одной и той же образовательной программе никогда не будут обладать одинаковым интеллектуальным капиталом.

К сожалению, с одной стороны современное состояние экономики Украины не позволяет государству финансировать науку Это сдерживает дальнейшее развитие научно-технического прогресса и не позволяет занять Украине достойное место на мировом рынке. С другой стороны, отечественный бизнес уже разобрался в преимуществах инновационной стратегии развития предприятий и готов внедрять нововведения. Но бизнес "по-нашему", к сожалению, желает внедрять уже готовые разработки, а не финансировать сам процесс разработки, то есть творческую деятельность.

Поэтому сегодня, одним из источников финансирования и поддержки творческой деятельности являются внутренние ресурсы высшего учебного

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

заведения. Однако, этих ресурсов явно не достаточно, поскольку учебное заведение не может эффективно выступать на рынке со своей интеллектуальной продукцией.

Традиционно, высшее учебное заведение само выступает в роли заказчика решения той или иной проблемы. И это ошибочно, поскольку проблематикой с точки зрения рыка никто не занимается. Следовательно, затем неизбежно возникают трудности с реализацией результатов творческого труда. Справедливо возникают вопросы: Как определить, за решение каких проблем может браться высшее учебное заведение? Как эти проблемы селекционировать с точки зрения потенциальных интеллектуальных возможностей ВУЗа их решения? Какие проекты выбрать? Какие это проекты? Как создать команду проекта? Как финансировать? Как реализовывать? Кому? За какую цену? На все эти и ряд других вопросов, связанных с созданием и введением в хозяйственный оборот интеллектуального капитала, ответов пока нет. А нужно ли сейчас искать ответы? Однозначно, да! Сегодня в мире уже существует и интенсивно развирается рынок интеллектуального капитала. В нашей стране он только зарождается, но если Украина желает (а она желает) войти в Европейский союз и стать его равноправным партнером, то этот факт игнорировать было бы неосмотрительным. В середине этого столетия существенное влияние на мировую экономику будут оказывать интеллектуальные предприятия. А высшие учебные заведения уже сегодня имеют все предпосылки стать одними из первых среди таких предприятий. И упустить такую возможность, просто несерьезно. Поэтому пренебрежительно относится к вопросам развития и коммерциализации интеллектуального капитала высшего учебного заведения, образно говоря, - все равно, что топтаться по цветам.

Творческий потенциал высшего учебного заведения, будь то ученый, преподаватель или студент - это ресурс интеллектуального капитала. К нему надо относится бережно. А поручать ему еще и организационные вопросы (а ведь именно так сегодня поступают во многих ВУЗах) экономически не оправдано. Сам пойди и найди тему, сам реши проблему, бегай с кипой бумаг, готовь отчеты, сам рекламируй, еще и денег дай на содержание той же научной части, которая, в принципе, сама должна тебя обеспечить и создать все условия для творчества. Таков традиционный сценарий «научной» деятельности преподавателя-ученого. Организационную функцию сегодня однозначно должно выполнять высшее учебное заведение. Это аксиома. Доказательств не требуется. Другого пути просто нет. Поэтому сегодня необходимы модели новых организационных структур ВУЗа, которые затем следует трансформировать в конкретный пошаговый инструментарий, с помощью которого можно было бы эффективно управлять интеллектуальным капиталом высшего учебного заведения.

Сегодня в системе менеджмента высшей школы формируется новая управленческая парадигма, которая отказывается от жесткого управленческого рационализма, предполагает ВУЗ как «открытую систему», эффективность работы которой зависит не только от решения внутренних проблем, но и от умения реагировать на внешние факторы (маркетинговые, экономические, политические, социально-культурные) основывается на реализации стратегических целей управления утверждении ценности корпоративной культуры [5].

В рамках этой парадигмы необходимы структурные подразделения, которые в совокупности могут сформировать научно-образовательный трансфер - гибкий механизм передачи результатов научных и научно-педагогических исследований

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

3

в сфере образовательного процесса. Организация таких структур позволит резко увеличить научно-образовательный потенциал, задействовать всю совокупность его ресурсных составляющих, эффективно использовать достижения педагогической науки [6].

Для повышения конкурентоспособности ВУЗа в условиях демографического спада наиболее перспективным является направление, связанное с реализацией проектов повышения его интеллектуального потенциала. Это важно с многих сторон. Во-первых, чем востребованнее будут выпускники на рынке труда, тем охотнее пойдут учиться туда абитуриенты. Во-вторых, использование нематериальных активов поможет ВУЗу выжить и развиваться в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Поэтому осуществление проектов создания нематериальных объектов, использование которых может или приносит доход за счёт новых и более мощных конкретных преимуществ в течение достаточно длительного промежутка времени, и есть основная задача прикладной научной деятельности ВУЗа.

Для лучшего понимания состава проектов создания нематериальных активов необходимо разъяснить суть самого интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания теперь не может существовать [2]. Наиболее часто встречается разделение интеллектуального капитала либо на две составляющие: человеческий капитал и интеллектуальные ресурсы, либо на четыре: рыночные активы, интеллектуальная собственность как актив, человеческие активы и инфраструктурные активы [1, 2]. Как видно, в обоих случаях важной составляющей являются человеческие ресурсы. Согласно [2] под человеческими активами понимаются качества, присущие людям, а именно, совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Для ВУЗа эта составляющая также является наиболее весомой и значимой.

Приближающийся демографический спад ставит каждый ВУЗ в рамки жёсткой конкуренции. Для определения собственной престижности кадровый состав учебного учреждения должен чётко определить стоимость своего интеллектуального потенциала. В конечном итоге передача интеллектуального багажа студентам принесёт прибыль и в виде востребованности выпускников на рынке труда, и в виде новой интеллектуальной собственности, созданной уже непосредственно самими выпускниками. Первый фактор выгодно будет выделять ВУЗ для абитуриентов, а второй - способствовать накоплению его нематериальных активов. Но для развития этих направлений необходима система выбора и реализации проектов по созданию интеллектуального потенциала ВУЗа, которая, к сожалению, на данный момент отсутствует.

Выводы из данного исследования. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что акцент на реализации проектов по созданию и управлению интеллектуальным капиталом будет важен для повышения конкурентоспособности ВУЗа. Главное, что показатель конкурентоспособности при этом будет постоянно расти в условиях постоянного снижения невозвратных затрат на этот процесс. Эти выводы относятся не только к проблемам высших учебных заведений, но и системы образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рач В.А., Чугуевец С.С. «Интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал: сравнительный анализ понятий» // Матерiали Ill ВсеукраТнськоТ науково-практичноi конференцп "Проблеми подготовки фахiвцiв з Ытелектуально'Т власност в

УкраТнГ' - С.167-171._

4 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

2. Брукинг Э. «Интеллектуальный капитал» - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

3. Бутн1к-С1верський О.Б. Економка штелектуальноТ власностк Конспект лекц1й для студенев спец1ал1ст1в 7.000002 "1нтелектуальн1 власн1сть". - К.: 1нститут штелектуальноТ власност1 I права, 2003. - 296с.

4. Цибульов П.М. Основи штелектуальноТ власност1 / Навч. пос1бник. - К.: "1нститут 1нтелектуальноТ власност1 I права", 2003. - 172 с.

5. Запесецкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

6. Суровов М.В. Проблемы адаптации науки, культуры и образования к рыночным условиям // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитраном университете профсоюзов: Материалы конференции. - СПб, 1996.

Стаття надмшла до редакцп 22.05.2004 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.