Научная статья на тему 'Проекты регионального значения в области информатизации образования, объединяющие уровни образования'

Проекты регионального значения в области информатизации образования, объединяющие уровни образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимкин С. Л., Щеткин И. М.

В статье рассматривается процесс информатизации образования в Омском регионе; программы региональной поддержки информатизации образования, принятые Министерством образования Омской области. Статья адресована преподавателям школ, колледжей, вузов Омска и Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проекты регионального значения в области информатизации образования, объединяющие уровни образования»

УДК 371+004.9

С. Л. ТИМКИН, И.М. ЩЕТКИН, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРОЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается процесс информатизации образования в Омском регионе; программы региональной поддержки информатизации образования, принятые Министерством образования Омской области. Статья адресована преподавателям школ, колледжей, вузов Омска и Омской области.

Муниципальные ресурсные центры информатизации образования (МРЦИО). Ведомственная целевая программа (ВЦП). Сетевые учебно-методические информационные комплексы (СУМИК). Виртуальные методические объединения (ВМО) учителей.

Projects of regional value in informatisation of education uniting educational levels

In the article is examined the process in informatisation of education in Omsk region; the programs of regional support of informatisation of education accepted by the Ministry of Education of Omsk area. The article is addressed to teachers of schools, colleges, high schools of Omsk and Omsk area.

The municipal resource centers of informatisation of education (MRCIE). Departmental target program (DTP). Network study-methodical information complexes (NSMIC). Virtual methodical associations (VMA) of teachers.

Можно констатировать, что в последние годы в Омском регионе процессы информатизации образования развиваются системно и комплексно. Приняты программы региональной поддержки информатизации образования. Министерство образования координирует работы в этом направлении, которые выполняются рядом организаций, в том числе и Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского. В

статье на примере трех проектов показан новый уровень планирования и выполнения указанных работ.

Организационной и технической инфраструктурой информатизации образования в регионе должна стать система ресурсных центров разного уровня (Целевая программа информатизации Омской области «Электронный регион», принятая ЗС Омской области 7 июня 2006 года, Программа «Развитие системы образования (2008-2010 гг.)»). В 2007 г. ОмГУ выполнял проект «Создание системы ресурсных центров системы образования Омской области (на примере двух муниципальных образований), управленческий аспект».

Основные предполагаемые результаты опытно-экспериментальной работы:

• материально-техническое обеспечение двух районных ресурсных центров (р/ц Полтавка, р/ц Муромцево);

• нормативно-правовые документы по обеспечению деятельности РЦ;

• научно-методическое и кадровое обеспечение реально функционирующего типового регионального ресурсного центра в системе общего и профессионального образования региона.

В 2008 г. после успешного запуска первых муниципальных ресурсных центров информатизации образования (МРЦИО) губернатором Омской области программа их создания была скорректирована, в результате чего МРЦИО будет работать в каждом районе региона уже к сентябрю 2009 г. (а не к концу 2010 г.).

В рамках ведомственной целевой программы (ВЦП) «Научно-методическое обеспечение информатизации системы образования Омской области на 2007-2009 годы» Министерство образования Омской области поддержало в 2007 г. проект «Развитие

инфраструктуры информатизации системы общего, среднего и профессионального образования в регионе».

Результатами проекта, который выполнил ОмГУ в 2007 г., стали:

• регламенты работы виртуальных представительств среды дистанционного обучения на основе регионального портала открытого образования;

• программы и сетевые учебно-методические информационные комплексы (СУМИК) дистанционных курсов и дисциплин (3);

• методические указания по поддержке сетевого и спутниково-телевизионного обучения;

• апробация трансляции занятий лучших педагогов области не менее чем в пяти сельских районах с использованием технологии видеоконференций;

анализ состояния информатизации учреждений общего и среднего образования города и области, включая анализ причин информационного неравенства учащихся и абитуриентов города и области с разработкой рекомендаций для построения единой системы доступа к образовательным ресурсам региона и к концепции региональной базы данных электронных учебных ресурсов по среднему образованию;

• первый этап создания постоянно действующей системы методического консалтинга и поддержки профессионального развития учителей региона на базе региональных образовательных порталов и коллективов виртуальных методических объединений.

Реальным наполнением работы МРЦИО на первом этапе преодоления информационного неравенства города и села может стать деятельность виртуальных методических объединений (ВМО) учителей, которая будет поддержана проектом «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» (проект в рамках мега-проекта ИСО национального фонда подготовки кадров) [1, 2].

Созданы шесть ВМО следующей предметной направленности: естественные науки; информатика; начальная школа; история; филология; математика. Руководят ВМО на паритетной основе преподаватели и ученые ОмГУ и ОмГПУ, методистами являются опытные учителя городских школ. В их деятельности активное участие принимают специалисты Департамента образования г. Омска. Инструментами работы ВМО являются Омский образовательный сервер (методические копилки, форумы, интернет-конференции и семинары и пр.); сервер Омского виртуального университета Российского портала открытого образования (оболочка ДОТ-курсов); корпоративная система спутниковых телекоммуникаций (14 ППС в районах Омской области); «Цифровая видеотека» на 500 часов.

Некоторые результаты проекта: проведены конкурсы учебно-методических материалов (УММ); интернет-конференции в асинхронном режиме, ряд семинаров и мероприятий в режиме видеоконференсвязи, в том числе мастер-классы; два межрегиональных семинара и итоговая конференция в традиционной форме, разработаны и апробированы шесть программ повышения квалификации учителей в дистанционном режиме и т.д.

В 2008/09 г. работы будут продолжены в рамках ВЦП «Научно-методическое обеспечение информатизации системы образования Омской области на 2007-2009 годы». В частности, в 2008 г. по последней программе в рамках контракта между Министерством образования Омской области и ОмГУ им. Ф.М. Достоевского будет поддержана работа восьми ВМО:

1) ВМО «Информатика»,

2) ВМО «Начальная школа»,

3) ВМО «Филология»,

4) ВМО школьных психологов и социальных работников,

5) ВМО дистанционных учителей,

6) ВМО учителей иностранных языков,

7) ВМО «История»,

8) ВМО «Естественные науки».

Работа каждого профессионального сообщества будет осуществляться под руководством научного сотрудника, кандидата или доктора наук, методическое руководство будет осуществлять ведущий учитель или методист-практик региона. Каждое из восьми ВМО проведет интернет-конференцию длительностью не менее двух недель и два мероприятия в режиме видеоконференции (методические семинары, мастер-классы и т.п.) в соответствии с планом-графиком работ. В них примут участие учителя и иные работники сферы образования г. Омска, Омской области и других регионов России, а также коллективы учителей, прежде всего районные методические объединения. Мероприятия в режиме ВКС будут проходить на основе и с участием коллективов МРЦИО р/ц Полтавка, Нижняя Омка, Муромцево, Черлак и г. Калачинска, а также других пунктов доступа к корпоративной среде наземных и спутниковых телекоммуникаций системы образования Омской области и СФО. Итоговая конференция состялась в рамках Международной конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» 22-25 сентября 2008 г. как круглый стол «Использование ИКТ для методической поддержки и профессионального развития педагогов».

Кроме того, будут разработаны семь программ повышения квалификации педагогических работников объемом не менее 72 часов с использованием дистанционных образовательных технологий и проведена их апробация с привлечением не менее 175 слушателей из Омской области через сеть МРЦИО. При апробации будут использованы кейсовые, сетевые и спутниково-телевизионные дистанционные технологии (сочетание технологий).

В течение года будет работать постоянно действующая система методического консалтинга и поддержки профессионального развития учителей региона на базе Омского образовательного сервера. Консультирование с использованием ИКТ будут осуществлять представители восьми виртуальных методических объединений учителей Омской области.

Библиографический список

1. Баранова, Л. В. Оценка влияния информатизации сельских школ СФО на качество образования на основе анализа данных мониторинга с применением факторного анализа / Л.В. Баранова, С.Л. Тимкин. // Единая образовательная информационная среда : матер. V Всерос. науч.-практ. конф. - Томск : ООО «Графика», 2006. - С. 25-26.

2. Струнин, В.И. Методическая поддержка педагогов с использованием средств ИКТ в Омской области как фактор современного воспитания / В.И. Струнин, С.Л. Тимкин. // Региональный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процессе : матер. межрегион. науч.-практ. семинара. - Омск, 2007. - С. 3-10.

Рецензент: В. И. Трушляков, д-р техн. наук, профессор НОУ ВПО «ОмГА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.