Научная статья на тему 'Проекционные декорации: историко-культурный аспект'

Проекционные декорации: историко-культурный аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9001
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проекционные декорации: историко-культурный аспект»

методист" (неразборчиво). А, по-моему, он ни то, ни другое, а полное ничтожество... Если будет возможно, сделай мне фото моря в штормовую погоду. С приветом, твой старый, сварливый Н.С.»1.

В письме от 19 ноября 1954 г. учитель пишет своему ученику, находящемуся на службе в армии, слова поддержки: «.отчаиваться не советую.гони прочь от себя упадочные настроения и сумей даже в тяжелых условиях сколько можно работать. Тебе нужно работать, мне все это пришлось пережить 3 раза в мирных армейских условиях и 4 года на фронте, где было в десятки раз тяжелее и кругом смерть косила тысячи жизней»2.

В письме от 20 февраля 1956 г. чувствуются ностальгические ноты: «Скоро наступит любимая северная нежная, но все же грустная северная весна.твой первый неудачный педагог и друг»3.

Студия Соколова просуществовала до 1966 г. Надежды Николая Семеновича сбылись, его бывшие ученики - талантливые, известные художники4. Безусловно, личность учителя и его учеников достойны внимания. Художественная школа, перенявшая во многом традиции студии Соколова (ныне Школа искусств), и сейчас готовит юных художников. Сегодня ученикам Н.С. Соколова много лет (60 и более), но все они - носители особого эстетического видения мира.

А. В. Мороз

Проекционные декорации: историко-культурный аспект

В театральном искусстве на рубеже XX-XXI вв. произошли существенные изменения, обусловленные применением современных информационных технологий. Новые технологии внедряются в основу постановочного процесса, деятельность режиссера, сценографа, в создание эскизов декораций и костюмов. Они активно влияют на развитие театрального искусства: возникают новые театральные специальности, меняются формы спектаклей, технологии театрального дела.

Цель данной статьи - раскрыть историко-культурные аспекты проекционных декораций, их возникновения и развития в искусстве театра.

1 ЛОГАВ. Ф. Р-118 - Волков В.В. Опись 14. Д. 13.

2

2 Там же.

3

3 Там же.

4 Подскребаева Ю. Знакомьтесь: Рафаэль. Не Санти, но Грановский! [Электронный ресурс]. URL: http://beelvily.do.am/news/znakomtes_rafaehl_ne_santi_no_ granovskij/2012-11 -20-46

176

Элементы декорационного искусства (костюмы, маски, декоративные занавеси) присутствовали еще в древнейших народных обрядах и играх. В древнегреческом театре уже в V в. до н. э., помимо здания скены, служившего архитектурным фоном для игры актеров, существовали объемные декорации, а затем были введены и живописные. Принципы греческого декорационного искусства были усвоены театром Древнего Рима, где впервые применен занавес. В XV - начале XVI в. в Италии появляется новый тип театрального здания и сцены. В оформлении театральных постановок принимали участие крупнейшие художники и архитекторы: Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Мантенья, Ф. Брунеллески и др. Перспективные декорации, изобретение которых приписывается (не позднее 1505) Бра-манте, были впервые использованы в Ферраре художником Пеллегрино да Удине, а в Риме - Б. Перуцци. Декорации, изображавшие вид уходящей в глубину улицы, писались на холстах, натянутых на рамы, и состояли из задника и трех боковых планов с каждой стороны сцены; отдельные части декораций выполнялись из дерева (кровли домов, балконы, балюстрады и т. д.). Необходимое перспективное сокращение достигалось с помощью крутого подъема планшета. В начале XVII в. появились кулисные декорации, изобретенные Дж. Алеотти. Были введены технические приспособления для полетов, система люков, а также боковые портальные щиты и портальная арка. Это привело к созданию сцены-коробки.

Интенсивное развитие театра в России в XVIII в. обусловило расцвет русского декорационного искусства, использовавшего все достижения современной театральной живописи. В начале XVIII в. к оформлению спектаклей привлекались крупные иностранные художники (К. Биббиена, П. и Ф. Градипци и др.). Во 2-й половине XVIII в. выдвинулись талантливые русские декораторы, большинство которых было крепостными: И. Вишняков, братья Вольские, И. Фирсов, С. Калинин, Г. Мухин, К. Фунтусов и другие, работавшие в придворных и крепостных театрах.

В XIX в. получают широкое распространение громоздкие, парадные, эклектичные по стилю декорации, в которых искусство и творческая фантазия подменяются ремесленничеством. В Европе Э. Золя выступает в конце 1870-х гг. с критикой абстрактных класси-цистских, идеализированных романтических и самоцельноэффектных феерических декораций.

Подчинение принципов сценического оформления требованиям реалистической режиссуры впервые достигается в конце XIX и в XX вв. в практике Московского Художественного театра. Вместо традиционных кулис, павильонов и «сборных» декораций, обычных для императорских театров, каждый спектакль МХТ имел специаль-

177

ное оформление, соответствовавшее режиссерскому замыслу. Расширение планировочных возможностей (обработка плоскости пола, показ необычных ракурсов жилых помещений), стремление создать впечатление «обжитости» обстановки, психологическую атмосферу действия характеризуют декорационное искусство МХТ. Много важного и интересного об этом периоде можно почерпнуть из книги К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»1.

В начале XX в. начинают свою деятельность в театре художники группы «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, М.В. Добужин-ский, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин и др. Крупнейшие русские декораторы К.А. Коровин и А.Я. Головин, работавшие в нач. XX в. в императорских театрах, внесли коренные изменения в декорационное искусство казенной сцены. Широкая свободная манера письма Коровина, присущее его сценическим образам ощущение живой натуры, целостность цветовой гаммы, объединяющей декорации и костюмы персонажей, наиболее ярко сказались в оформлении русских опер и балетов «Садко» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова; «Конек-Горбунок» Ц. Пуни и др.

В 1930-х гг. в творческой практике советских театров утверждаются и получают развитие принципы социалистического реализма. Важнейшими и определяющими принципами декорационного искусства становятся требования жизненной правды, исторической конкретности, умение отразить типичные черты действительности. Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре: живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др.

Основные системы декорации: 1) кулисная передвижная, 2) кулисно-арочная подъемная, 3) павильонная, 4) объемная, 5) проекционная.

Возникновение, развитие каждой системы декораций и смена её другой обусловливались конкретными требованиями драматургии, театральной эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники.

Проекционная декорация была впервые применена в 1908 г. в Нью-Йорке. Основана на проекции (на экран) цветных и чернобелых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театральных проекторов. Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол. Существуют прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет (проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитек-

1 Станиславский К.С. Соч. Т. 1. М., 1954. С. 113-125.

178

турные, пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя, снега).

В современном театре, имеющем новые экранные материалы и проекционную аппаратуру, проекционные декорации получили широкое применение. Простота изготовления и эксплуатации, легкость и быстрота смены картин, долговечность, возможность достижения высоких художественных качеств делают проекционные декорации одним из перспективных видов декораций современного театра. В начале XX в. проявляется синтез традиционных театральных технологий и новейших технических достижений на основе авангардных постановочных поисков. Появились кинетические декорации, единые конструктивные декорационные композиции-установки, передающие обобщенный образ места действия. Итак, само время потребовало создания нового постановочного принципа спектакля -динамической, открытой смены декораций, единой установки.

Во второй половине ХХ в. в театре появляются технологии, позволяющие автоматизировано проектировать и управлять новой сценографией (динамическая проекция, коллажирование, световая и цветовая партитура, воспроизведение любых звуков и многое другое). Возникает технология визуального воздействия на сознание зрителей посредством кино и проекционной информации. Большой объем информации об этом представлен на сайте «Средства выразительности театрального искусства»1.

При обычном подходе оформление сцены представляет собой жесткие или мягкие (тканевые) декорации, требующие изготовления, доставки в зал, расстановки, подвески с последующими демонтажем, вывозом и утилизацией. Все это требует не только значительного времени, но и значительных финансовых вложений, безвозвратно пропадающих при одноразовых мероприятиях или концертах. Разрабатывая образ спектакля, сценографы осуществляют не только творческую, но и огромную «рутинную» работу по изготовлению планировок, технических расчетов, чертежей, описей предметов художественного оформления и предварительной сметы. Сегодня эти задачи можно решать в динамике, в интерактивном режиме с отображением результатов на экране монитора. Таким образом, сценография с использованием компьютерных и медиатехнологий является актуальной художественной формой спектакля. Компьютерное моделирование сценографии позволяет корректировать первоначальный художественный замысел и особенности его воплощения.

Сейчас рассматриваются новые аспекты развития театральной деятельности с учетом возможностей, предоставляемых техноло-

1 URL: http://xreferat.ru/47/5096-1-rozhdenie-teatra.html

179

гиями виртуальной реальности. В театре органично сочетаются проявления естественной (сновидения, грезы, мечты, видения наяву, галлюцинации и т. д.) и искусственной виртуальности, созданной при помощи современных культурных практик (художественное и техническое творчество, компьютерные технологии, создание искусственных сред и т. д.). Активно развивается тенденция превращения героев классических произведений в виртуальных персонажей, героев комиксов, мультфильмов, компьютерных игр.

Актуальна тенденция визуализации невербализуемого средствами, коррелирующими с компьютерными эффектами. Еще одним важным достоинством является возможность их применения для создания трехмерных (3D) проекционных декораций по технологии, получившей широкую популярность в современном кинематографе. При этом зритель, снабженный стандартными поляризационными очками, видит выступающего на сцене артиста в окружении объемных проекционных декораций столь же отчетливо и ясно, как если бы декорации были реальными.

Рассмотрев историю возникновения и развития декораций от простых арочных конструкций до проекционных видеопроекций, можно сделать вывод, что тенденции развития в театральном искусстве с использованием компьютерных и медиатехнологий является актуальной художественной формой спектакля. Декорация и ныне необходима театру, дает художнику возможность решать сложные творческие задачи, нравиться зрителям, потому что открывает перед ними образ реальной среды жизни героев пьесы или погружает в мир фантазии, воображения, красоты.

О. Г. Новичкова, Н. И. Натус

Дизайн навигационных систем как одно из направлений

современного дизайна

Искусство дизайна - это искусство художественного конструирования, проектирования предметной среды, возникшее в конце XIX - начале XX в. Дизайн относится к неизобразительным искусствам, которые служат созданию материально-предметной среды человека. Более широкое определение дизайна - пластическое (пространственное) искусство. Дизайн в культуре свидетельствует о моде, технических, конструкционных, материальных и финансовых возможностях человека Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии её связей в процессе функционирования. Комплексный, системный подход к проектированию

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.