Научная статья на тему 'Проектный метод обучения и диалоговая технология в преподавании литературы'

Проектный метод обучения и диалоговая технология в преподавании литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектный метод обучения и диалоговая технология в преподавании литературы»

Присяжнюк И.В.,

преподаватель литературы Усикова А.А.,

преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»

г. Шахты, Россия

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ДИАЛОГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время наиболее перспективным многие педагоги-практики признают проектный метод обучения, реализуемый и в условиях классно-урочной системы: проект - это учебная тема, команда проектировщиков - классный коллектив, в котором каждый, выполняя свою часть проектных работ, вовлечен в общую деятельность. Задача проектного метода - развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей обучающихся. Отметим, что метод проекта ориентирован прежде всего на дея-тельностный подход к обучению. Современная философия образования выдвигает задачу воспитания личности, способной вступать в контакты со множеством миров, напрямую не связанных между собой. И урок литературы оказывается как будто специально созданным как раз для такого образования. Ведь тексты художественных произведений - это модели таких миров, связанные с реальной действительностью. Так, например, для того чтобы лучше понять необычный мир произведений А.П. Чехова, мы использовали проектный метод обучения. Вот как были сформулированы темы будущих работ: «Образ учителя в творчестве А.П. Чехова»; «Особенности изображения дуэли в произведениях А.П. Чехова»; «Бестиарные образы в произведениях А.П. Чехова»; «Роль заглавий в произведениях А.П. Чехова»; «Запахи и звуки в произведениях А.П. Чехова». В итоге каждый из проектантов проработал литературоведческую литературу, подробно изучил текст чеховских произведений.

В современных условиях важно несколько шире взглянуть на проблему диалогического общения на уроках литературы, исходя из достижений философской мысли, данных психологии, лингвистики, теории коммуникации, эстетики и литературоведения. Литература ставит перед читателем вечные проблемы и побуждает искать ответы на вечные вопросы: смысла бытия, истинных и ложных ценностей. Литература подталкивает к совместным размыш-

лениям о вечных проблемах автора и читателя, посредством чего осуществляется диалог с писателем; сопоставлению разных точек зрения на эти вечные проблемы, что приводит к диалогу идей; прослеживанию связи литературы с другими видами искусства, и в итоге происходит диалог культур; общению ученика и учителя, учеников друг с другом, целью чего оказывается глубокое личностное осмысление литературного произведения посредством диалога людей, рефлексия ученика через диалог человека с самим собой. Анализ научной литературы о диалоге приводит к выводам о возможности дальнейшего совершенствования речевой и коммуникативной деятельности на уроке литературы. Прежде всего, это касается создания необходимых условий, стимулирующих диалог, то есть атмосферы, способствующей эффективности диалогических отношений. Их общими признаками, по утверждению философа Г. Буша, является полная симметричность, равноправность, исключительность, неповторимость, уникальность, существование только в настоящем времени и только между партнерами, возможность спонтанного их возникновения и т.д. Эти особенности следует учитывать при создании условий для диалогического общения на уроке литературы.

Немаловажное значение имеют такие качества диалога, как активное двустороннее взаимодействие, при котором собеседники нуждаются друг в друге, каждый внимателен к слову другому, чутко реагируют на все происходящее в диалоге. Высказывания участников диалогического общения строятся в зависимости от высказывания собеседников, под их влиянием, и оказывают воздействие на них. Так, например, при изучении пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» учитель, адресуя обучающимся вопрос о жанровом своеобразии данного произведения, побуждает каждого к размышлению и обнаружению некоторых нестыковок, которыми озадачены и ученые: действительно, почему А.П. Чехов назвал комедией такую грустную пьесу? Следует сразу уточнить: грустную или несмешную? И окажется, что пьеса грустная - но и смешная в то же время. Условиями успешного взаимодействия участников диалога оказывается понимание необходимости вступить в диалогические отношения (заинтересованность предложенной темой), возможность свободного выбора способа ведения диалога. Одним из условий возникновения диалога признается наличие проблемы, проблемной ситуации.

Самоубийство Катерины: слабость, неосознанный протест или единственный выход? Осудить или оправдать Обломова вам хочется? Горький вслед за гуманистами Возрождения ставит в

центр мира человека. Согласны вы с ним? Как объяснить слова Блока: «Я мог бы сжечь все свои произведения, кроме "Стихов о Прекрасной Даме"»? На уроках всегда, когда это возможно, мы стараемся обращаться к жизненному и душевному опыту студентов.

Организация диалога - важнейшая задача учителя литературы. Наслаждение умной мыслью, художественным словом, общением на темы высокие, небытовые, неприземленные, духовную радость и полноту - вот что должен нести урок литературы.

Список использованной литературы

1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. - М.: Академия, 2010.

2. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы. - М.: Наука, 1999.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. - М., 2001.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

© Присяжнюк И.В., © Усикова А.А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.