Научная статья на тему 'Проектное обучение в высшем медицинском образовании'

Проектное обучение в высшем медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / STUDENTS’ COMPETENCES / COMPETENCE-BASED EDUCATIONAL STANDARDS / PROJECT-BASED TRAINING / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Мария Ростиславовна, Карась Сергей Иосифович

Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают на формирование компетенций студентов, которые являются одной из целей педагогического процесса. Развитие компетенций студентов происходит, в частности, при проектном обучении, которое апробировано авторами в курсе микробиологии и в рамках междисциплинарного подхода к организации образовательной программы по специальности «Медицинская кибернетика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Мария Ростиславовна, Карась Сергей Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED TRAINING IN HIGHER MEDICAL EDUCATION

Federal state educational standards aim at formation of the students’ competences, whichare treated as an objective of learning. Development of students’ competencies takes place, in particular, in project-based training, which has been approved in a course of microbiology and in an interdisciplinary educational program for specialty “Medical cybernetics”. An interdisciplinary approach reveals the additional advantages of project-based education.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение в высшем медицинском образовании»

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

і

М.Р. КАРПОВА, профессор С.И. КАРАСЬ, профессор, декан медико-биологического факультета Сибирский государственный медицинский университет

Проектное обучение в высшем медицинском образовании

Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают на формирование компетенций студентов, которые являются одной из целей педагогического процесса. Развитие компетенций студентов происходит, в частности, при проектном обучении, которое апробировано авторами в курсе микробиологии и в рамках междисциплинарного подхода к организации образовательной программы по специальности «Медицинская кибернетика ».

Ключевые слова: проектное обучение, компетенции, междисциплинарный подход

Процесс внедрения и реализации ФГОС актуализирует вопрос о педагогических технологиях, направленных на активизацию самостоятельной работы студентов, на развитие умений решать практические задачи в конкретных ситуациях [1].

Студентов необходимо включать в активную деятельность, моделирующую часть их будущих профессиональных задач, позволяющую им оценивать свои склонности и возможности в ее выполнении. Это стимулирует интерес студентов к самостоятельному решению проблем, приобретению знаний из разных источников, продолжению образования по выбранному профилю. Одной из инновационных образовательных технологий, нацеленных на этот результат, является проектное обучение.

Образовательный проект можно определить как совокупность действий студентов для решения профессионально значимой проблемы или ее модели, приводящих к возникновению определенного продукта. Развитие компетенций студентов происходит именно в ходе решения проблем. Проектное обучение является педагогической технологией, в значительной степени ориентированной на удовлетворение запросов работодателей. Оно способствует форми-

рованию аналитических, исследовательских, профессиональных, коммуникативных и социальных компетенций студентов, развивает умение сотрудничать в ходе группового решения проблем, принимать собственные решения и брать за них ответственность, решать конфликты в группе коллег.

Технология проектного обучения имеет определенные особенности [2]:

• учебный проект ориентирован на самостоятельную работу обучаемых, педагог здесь играет роль тьютора;

• образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию;

• обучающийся становится субъектом образовательного процесса, сам ставит тактические цели, определяет необходимость информации исходя из замысла проекта;

• индивидуальный темп работы над учебным проектом обеспечивает комфортную динамику его реализации;

• использование базовых ценностей в разных ситуациях способствует их глубокому усвоениию.

В медицинском образовании проектный подход используется гораздо реже, чем в педагогическом или техническом. С одной

стороны, практическая подготовка специалистов врачебных профилей включает индивидуальные задания и передачу знаний и навыков «от учителя к ученику». С другой стороны, существуют определенные сложности при формулировке задач и условий проектов по дисциплинам традиционных врачебных специальностей. Вместе с тем, хотя педагоги в медицинском вузе редко мыслят категориями проекта, подготовка и защита написанной студентом истории болезни, по сути, есть учебный проект.

Можно выделить следующие этапы медицинского образовательного проекта [2]:

1) разработка проектного задания, направленного на решение профессиональной проблемы через решение ряда этапных задач;

2) составление плана работы, включающего средства и методы выполнения проекта, определение сроков выполнения и выбор критериев оценки качества проекта;

3) в случае работы в проекте группы студентов - распределение обязанностей и профессиональных ролей между участниками проекта;

4) реализация проекта - от сбора и анализа информации до тестирования конечного продукта;

5) презентация и защита проекта перед аудиторией студентов, преподавателей, наставников, пользователей результатов проекта.

Мы попытались использовать проектное обучение в основных образовательных программах медицинских специальностей в условиях ГОС второго поколения. В ходе внедрения ФГОС этот опыт оказался весьма полезным.

Вводить элементы проектного обучения можно с первых курсов, ориентируясь на начальном этапе образования на модельные проблемы. В нашем вузе опыт проектного обучения на начальных курсах имеется на кафедре микробиологии и вирусологии. В курсе микробиологии реализуются несколько учебных проектов, направленных

на отработку определенных процессов в будущей профессиональной деятельности и на самостоятельное применение полученных знаний для выполнения практических задач.

В процессе освоения общего курса микробиологии студенты всех факультетов выполняют проект по выделению чистой культуры микроорганизмов, который позволяет освоить основные понятия раздела «Физиология микроорганизмов », приобрести навыки работы с микроорганизмами, освоить бактериологический метод микробиологической диагностики и методики определения резистентности микробов к антибиотикам.

На первом этапе проекта группа из двух-трех студентов получает смесь «неизвестных» микроорганизмов (аналог материала больного для бактериологической диагностики). Задачей является разделение микроорганизмов и посев их на мясопеп-тонный агар в чашку Петри так, чтобы выросли единичные изолированные колонии микроорганизмов, находящихся в смеси. На этом этапе студенты используют знания о составе питательных сред и требованиях к ним, о чистых культурах микроорганизмов, о бактериологическом методе диагностики инфекционных заболеваний, составляют план своего проекта, осваивают один из способов посева для выделения чистой культуры.

Второй этап проекта заключается в изучении выросших на агаре колоний. Студенты готовят мазок из выбранной колонии, окрашивают его по Граму и пересевают культуры из колонии на скошенный агар и в бульон. Этот этап позволяет студентам закрепить полученные знания о свойствах микроорганизмов в культуре, освоить методы их посева на плотные и жидкие питательные среды, отработать навыки приготовления бактериального мазка, его фиксации и окраски по Граму.

Третий этап проекта состоит в первичной характеристике чистой культуры по

110

Высшее образование в России • № 12, 2013

морфологическим, тинкториальным и культуральным свойствам и пересеве полученной культуры на дифференциальнодиагностические среды для изучения ферментативной активности. Студенты используют полученные знания о методиках определения ферментативных свойств микроорганизмов, составе и применении дифференциально-диагностических сред, осваивают технику посева на эти среды и закрепляют знания об основных свойствах микроорганизмов.

Четвертый этап проекта заключается в изучении ферментативной характеристики выделенной чистой культуры и определении по таблицам предполагаемого рода и вида микроорганизма, а также в посеве выделенной культуры диско-диффузионным методом на чувствительность к антибиотикам. На этом этапе студенты учатся идентифицировать микроорганизмы по ферментативным свойствам, закрепляют полученные знания о противомикробных препаратах и осваивают методы определения резистентности микробов к антибиотикам.

На пятом этапе студенты измеряют зоны бактерицидной активности антибиотиков, составляют антибиотикограмму, пишут заключение по результатам проекта и дают рекомендации по проведению анти-биотикотерапии.

В выполнении каждого проекта обычно участвуют несколько студентов, что дает им возможность приобрести навыки работы в группе. Студенты докладывают свои результаты перед преподавателем и группой, отвечают на вопросы и защищают свои выводы.

Для изучения раздела «Частная микробиология» студентами лечебного, педиатрического и медико-биологического факультетов на кафедре микробиологии и вирусологии разработаны проекты по диагностике кишечных (эшерихиоза, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллезов, шигеллезов, холеры) и внутрибольничных (пневмонии, пиелонефрита, отита, нагное-

ния послеоперационной раны, сепсиса) инфекций. Группа студентов играет роль сотрудников бактериологической лаборатории, получает направление врача на исследование материала от виртуального больного, в котором указан предварительный диагноз.

По окончании проекта студенты пишут заключение бактериолога о виде (а при необходимости - серогруппе, серотипе или фаговаре) возбудителя заболевания, предлагают антибиотикотерапию для виртуального пациента, у которого был выделен микроорганизм. Свои проекты студенты защищают в группах в присутствии преподавателя.

Дополнительные преимущества проектного обучения выявляются при междисциплинарном подходе [3]. В Сибирском государственном медицинском университете ведется подготовка по специальности «Медицинская кибернетика ». Одна из областей применения компетенций врача-кибернети-ка - участие в разработке медицинских информационных систем (МИС) [4].

Предметной областью студенческих проектов является информационная поддержка работы врачей, медицинских сестер, администраторов лечебно-профилактических учреждений. Главная цель подготовки курсового проекта - приобретение студентами компетенций аналитиков и программистов для создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) медицинских специалистов, работающих в определенной архитектуре информационной системы. Выполнение проектов проходит на базе ре-альныхлечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) с участием их персонала. Клиническими базами студенческих проектов за последние шесть лет были клиники НИИ кардиологии и НИИ онкологии СО РАМН, а также клиники СибГМУ.

В 10-м семестре обучения каждый студент или группа студентов специальности «Медицинская кибернетика» получает задание на разработку автоматизированного

рабочего места медицинского персонала. Проектная форма обучения опирается на учебный план и рабочие программы включенных в него дисциплин. В процессе выполнения проекта аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов скоординированы в рамках трех дисциплин учебного плана для специальности «Медицинская кибернетика »: основы системного анализа, базы медицинских данных, информационная поддержка решений.

Летняя производственная практика после 5-го курса обучения завершает выполнение учебно-исследовательского проекта. Презентация и защита проекта с демонстрацией разработанного АРМ проходят в начале 11 -го семестра с обязательным участием конечных пользователей -медицинского персонала ЛПУ.

На предварительном этапе разработки проекта проводится серия собеседований и анкетирования, в ходе которых студенты получают информацию от медицинского персонала, кроме того, в качестве входных данных используются бланки медицинской документации и экспертные знания. Реализация проекта начинается с обследования рабочих мест медицинского персонала с целью сбора информации для создания модели бизнес-процессов, которая в дальнейшем служит для обеспечения информационных потоков и проектирования базы медицинских данных. Итогом анализа и моделирования является разработка формализованных пользовательских требований и технического задания на создание АРМ, а также программы поддержки принятия решений и справочной системы.

В начальный период внедрения этой технологии обучения (2007-2008 гг.) каждый проект имел свою локальную базу данных. В последние три года разные АРМ разрабатываются на одной базе данных, архитектура МИС стала клиент-серверной. Например, в 2010 г. проекты выполнялись на базе клиники НИИ онкологии СО РАМН. 19 студентов участвовали в создании деся-

ти АРМ, восемь из которых работают на общей базе данных. Эта разработка представляет собой модель реальной медицинской информационной системы ЛПУ. В 2011 г. были выполнены десять проектов автоматизированных рабочих мест врачей-консультантов и регистратуры поликлиники НИИ кардиологии СО рАмН. В 2012 г. проекты осуществлялись на базе акушерской клиники СибГМУ. 14 студентов участвовали в разработке девяти АРМ на общей базе данных, из них четыре - для врачей, четыре - для среднего медицинского персонала и один - для заведующей клиникой.

Подходы к оценке студенческих проектов постоянно совершенствуются. В 2012 г. она проводилась в три этапа. Вначале преподавателями были проверены отдельные модули каждого АРМ (корректность работы с базой данных, интерфейс пользователя, поддержка принятия решений, справочная система). Затем была проанализирована совместная работа АРМ как модели медицинской информационной системы. Окончательная оценка дана медицинским персоналом акушерской клиники в компьютерном классе лаборатории обработки медико-биологической информации МБФ, где были установлены завершенные проекты. Таким образом, результат выполнения проектов был оценен как преподавателями кафедры медицинской кибернетики - с точки зрения профессиональных компетенций студентов, так и конечными пользователями - с точки зрения функциональности и удобства.

С внедрением новых образовательных стандартов актуальность проектного обучения возрастает. В учебном плане Сибирского государственного медицинского университета для специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» на первом и втором курсах изучается медицинская информатика. С 2013-2014 учебного года на втором курсе будет использоваться проектная форма обучения. Изучение студентами та-

112

Высшее образование в России • № 12, 2013

ких разделов дисциплин, как создание баз медицинских данных, статистическая обработка данных, тестовый редактор и подготовка презентаций будет осуществляться в ходе выполнения проекта.

В качестве модельных проектов на втором курсе будут выступать протоколы проведения клинических испытаний лекарственных средств на деперсонализированных выборках пациентов и здоровых волонтеров. Используя средства Microsoft Access и протоколы исследований, студенты будут формировать базу результатов испытания. Затем описательные характеристики данных и результаты первичной статистической обработки будут получены с помощью Microsoft Excel. При необходимости применения более сложных методов данные будут экспортированы и обработаны в пакете Statistica. Отчет о полученных результатах должен быть оформлен в Microsoft Word, презентация готовится в Microsoft PowerPoint. С нашей точки зрения, выполнение проекта на конкретных примерах, связанных с областью будущей деятельности, повысит эффективность освоения студентами информационных технологий, реализованных в офисном пакете программ Microsoft. Кроме того, для углубления подготовки выпускников врачебных факультетов по медицинской информатике эффективным будет введение соответствующих дисциплин в качестве вариативного компонента учебного плана специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия».

Еще одним вариантом проектного обучения, применяемого в учебном процессе для студентов специальности «Медицинская кибернетика», является привлечение в команду проекта студентов других вузов. Возможно взаимодействие со специальностями, связанными с проектным менеджментом (роль руководителя), психологией, экономикой (введение в проекты соответствующих ролей). Межвузовские проектные команды еще больше приближают процесс обучения к реалиям рыночных отношений.

На кафедре микробиологии и вирусологии также разрабатывается модель межвузовского проекта. В нем предполагается участие тех университетов, где преподают микробиологию или биотехнологию (Сибирский государственный медицинский университет, Томский политехнический университет и Томский государственный университет). В рамках данной модели студенты будут объединяться в группы (один-два представителя от каждого университета) и получать задание на разработку технической документации для проекта биотехнологического процесса. Участники из Томского государственного университета формируют техническое задание с точки зрения характеристики предполагаемого продуцента или объекта биотехнологического процесса. Студенты политехнического университета разрабатывают параметры и характеристики самого биотехнологического процесса. Студенты медико-биологического факультета медицинского университета характеризуют требования и область применения предполагаемого продукта. Данный проект направлен на углубленное изучение микробиологии, биотехнологии, на применение теоретических знаний и практических навыков для разработки конкретных биотехнологических проектов и составления адекватной технической документации. Кроме того, студенты учатся работать в группах с разными специалистами, анализировать одну задачу в разных аспектах, и самое главное - получают непосредственное представление о своей будущей специальности.

Проектное обучение студентов в полной мере реализует компетентностный подход, заложенный в Федеральных государственных образовательных стандартах. Наш опыт показал, что студенты медицинского вуза могут принимать полноценное участие в реализации проектных работ. В ходе выполнения проекта студенты получают важный для последующей адаптации к будущей профессиональной деятельнос-

ти опыт решения модельных или реальных задач в учреждениях здравоохранения.

Литература

1. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современ-

ные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010.

2. Кобзева Л.В., Орлова Н.А., Рябова Г.Б. Но-

вые образовательные технологии в вузе:

групповое проектное обучение. Томск: ТУСУР, 2007.

3. Карась С.И. Перспективы медико-биоло-

гического образования в Сибирском государственном медицинском университете // Бюллетень сибирской медицины. 2005. № 2. С. 158-159.

4. Карась С.И., Конных О.В., Кетов П.Н.

Разработка медицинских информационных систем: проектно-ориентированная подготовка кадров // Врач и информационные технологии. 2011. № 5. С. 77-80.

З.В. АПЕВАЛОВА, доцент Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Организация деятельности консорциума педагогических университетов (вопросы методологии)

Статья посвящена описанию последовательных этапов деятельности по организации консорциума педагогических университетов. Данная работа является результатом исследований в рамках НИР «Разработка научно-методического обеспечения сетевого консорциума педагогических вузов » - целевого задания Министерства образования и науки РФ, которая осуществлялась учеными РГПУ им. А.И. Герцена в 2012 году.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, консорциум, сетевые технологии в менеджменте, организация деятельности сетевых объединений в образовании

Модернизация системы высшего образования подразумевает активное использование сетевых технологий управления процессами обучения, воспитания и хозяйствования университетов. В ст. 13 закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что образовательные программы могут реализовываться образовательными учреждениями и самостоятельно, и «посредством сетевых форм их реализации ». Здесь же в статье 15 утверждается, что «сетевая форма реализации образовательных программ... обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность...». Однако представляется, что сетевые формы взаимодействия вузов мо-

гут решить не только проблему повышения качества образования, но и научные, воспитательные и иные задачи развития современных университетов. Многие исследования в области высшего образования посвящены описанию дивидендов от объединения вузов на сетевой основе. Например, Е.А. Неретина рассматривает социальноэкономические эффекты от сетевого взаимодействия (информационные, инфраструктурные, временные, управленческие, экономические и др. [1]), которые могут быть отнесены к «ресурсным выигрышам» объединяющихся сторон.

Сетевое объединение с другими акторами нужно не всем вузам, а только тем из них, которые готовы: обеспечить максимальную открытость, «прозрачность» своей деятельности; отслеживать границы сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.