Научная статья на тему 'Проектно-деятельностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в КНИТУ-КАИ'

Проектно-деятельностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в КНИТУ-КАИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / КОМПЕТЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИСТОРИЯ / РЕКЛАМА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / BACHELOR / COMPETENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE THIRD GENERATION / PROJECT ACTIVITY APPROACH / LIBERAL ARTS / HISTORY / ADVERTISING / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова О.В., Сыченкова А.В.

В статье анализируется опыт кафедры истории и связей с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета (КНИТУ) им. А.Н. Туполева по реализации проектно-деятельностного подхода в преподавании истории и дисциплин профессионального цикла для направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». Подчеркивается необходимость применения проектных технологий при обучении студентов вуза, представлены различные активные формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова О.В., Сыченкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT ACTIVITY APPROACH TO LIBERAL ARTS TEACHING IN THE KAZAN NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY

The article examines the experience of the History and Public Relations Department of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev in implementing of the project activity approach to teaching history and vocational subjects to students majoring in advertising and public relations. The authors emphasize the need to apply the project technologies in higher school students' training. Various active forms of teaching are described.

Текст научной работы на тему «Проектно-деятельностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в КНИТУ-КАИ»

УДК 378

Козлова Ольга Владимировна кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории и связей с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева

Сыченкова Анна Владимировна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории и связей с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева

ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В КНИТУ-КАИ

Аннотация:

В статье анализируется опыт кафедры истории и связей с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета (КНИТУ) им. А.Н. Туполева по реализации проектно-деятельностного подхода в преподавании истории и дисциплин профессионального цикла для направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». Подчеркивается необходимость применения проектных технологий при обучении студентов вуза, представлены различные активные формы обучения.

Ключевые слова:

бакалавр, компетенция, федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, проектно-деятельностный подход, гуманитарные дисциплины, история, реклама, связи с общественностью.

Kozlova Olga Vladimirovna

PhD in History, Assistant Professor, History and Public Relations Department, Kazan National Research Technical University

Sychenkova Anna Vladimirovna

PhD in History, Assistant Professor, History and Public Relations Department Kazan National Research Technical University

THE PROJECT ACTIVITY APPROACH TO LIBERAL ARTS TEACHING IN THE KAZAN NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY

Summary:

The article examines the experience of the History and Public Relations Department of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev in implementing of the project activity approach to teaching history and vocational subjects to students majoring in advertising and public relations. The authors emphasize the need to apply the project technologies in higher school students' training. Various active forms of teaching are described.

Keywords:

Bachelor, competence, federal state educational standard of the third generation, project activity approach, liberal arts, history, advertising, public relations.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (далее - ФГОС) предполагают переход от традиционных методов и форм обучения к образовательным технологиям, предполагающим высокий уровень познавательной активности студента. Из пассивного потребителя информации студент превратился в активного субъекта образовательного процесса, практически в «профессионального потребителя» (англ. Prosumer) образовательной услуги. Проектно-деятельностное образование предполагает, что студенты должны участвовать в выполнении реальных проектов в рамках коллективных стратегических программ в течение всего периода обучения в вузе. Это включает в себя различные формы организации учебного процесса, в том числе традиционные лабора-торно-практические занятия, многофункциональные стажировки, производственную практику [1, с. 74]. Данная установка проистекает из ФГОС третьего поколения, которые посредством понятия «компетенция» вводят широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

КНИТУ-КАИ, наряду с КНИТУ (КХТИ), являются в республике флагманами в реализации данного подхода [2, с. 74], при этом концепция «Образование через действие» в КНИТУ-КАИ распространяется с дисциплин профессиональной направленности на дисциплины гуманитарного цикла (в данном случае понятие «гуманитарные дисциплины» является широким и включает в себя и дисциплины профессионального цикла подготовки для бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Кафедра истории и связей с общественностью, в силу своей специфики, является общеуниверситетской кафедрой КНИТУ-КАИ, преподаватели которой ведут дисциплину «История» у бакалавров всех направлений; также она является выпускающей кафедрой по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Проектно-исследовательская деятельность студентов при изучении курса истории является необходимым условием освоения общекультурных компетенций, в частности способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе. В преподавании истории используются различные методы вовлечения студентов в исследовательские проекты: сотрудничество с архивами, деятельность студенческого научного общества кафедры истории и связей с общественностью, участие в студенческих научных конференциях и т. п. Одним из ярких проектов, который реализован, был проект «Дети Великой Отечественной войны». Он является результатом совместной деятельности ветеранских организаций, «Книги памяти» и высших учебных заведений по сбору воспоминаний «детей войны», т. е., тех, кто родился в 1928-1938 гг. Основная задача, которая ставилась перед студентами-участниками, заключалась в том, чтобы помочь ветерану собрать и подготовить к публикации воспоминания о Великой Отечественной войне. Для этого, в соответствии с типовыми опросниками, интервьюер задавал вопросы и фиксировал ответы сначала с помощью диктофона, а потом - в печатном виде. Необходимо заметить, что зачастую эта помощь была необходима, так как ветеран в силу проблем со здоровьем не мог записывать воспоминания сам. Обработанные и подготовленные воспоминания предоставлялись ветерану войны для ознакомления, в итоге он ставил под ними свою подпись, подтверждая таким образом их подлинность.

В ходе работы студенты получили не только опыт научно-исследовательской работы. Эмоциональный рассказ «детей войны», наполненный бесценными деталями, которые сохранились именно в памяти конкретного человека, - это сложный для анализа, но очень важный источник по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Кроме того, это очень важный источник формирования патриотизма.

Развитие профессиональных компетенций бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» подразумевает решение студентами реальных практических задач в процессе обучения. Все более широкое применение приобретают интерактивные методы обучения: мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования.

Так, в курсе «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» «студентов обучают особенностям отбора персонала в отдел рекламы и связей с общественностью и закрепляют эти знания просмотром и совместным обсуждением учебного фильма «Собеседование», роликов из проекта «Охота на работу». Студенты подробно изучают на лекции особенности подготовки документов самопрезентации: резюме, портфолио; знакомятся с профессио-граммой специалиста по связям с общественностью и рекламе» [3].

В курсе «Реклама и связи с общественностью на производстве» в теме, посвященной PR-коммуникациям в условиях кризиса, применяется хорошо зарекомендовавший себя метод кейс-стади, в частности интегрированный в кейс-стади метод классификации. Задание формулируется следующим образом: «Составьте список возможных кризисов по степени вероятности и значимости для производственного предприятия Х». Для этого студентам предоставляется справочная информация об организации Х. Данное задание можно выполнить, исходя из нескольких уровней сложности:

1-й уровень - составление общего списка кризисов по степени их вероятности.

2-й уровень сложности подразумевает составление списка кризисов по степени их вероятности на основании какой-либо классификации кризисов.

3-й уровень сложности означает, что задание выполняется на основании проведенного исследования (например, SWOT-анализа).

В двух первых случаях задание можно интегрировать в семинарское занятие, в третьем случае оно дается на дом, так как требует предварительной подготовки.

Отдельным направлением практико-ориентированного обучения на кафедре является привлечение профессионалов в качестве ведущих мастер-классов. Также приветствуется совместная работа студентов, преподавателя и «практика» над проектом, предполагающим освоение широкого спектра профессиональных умений и навыков. Например, в 2015 г. в рамках курса «Основы брендинга» на занятие была приглашена молодой дизайнер женской одежды Елена Матвеева. Проект по разработке бренда Matveeva Elena, продолжавшийся весенний семестр и охвативший также курс «Работа с текстами в рекламе и связях с общественностью», завершился реализацией рекомендаций студентов, публикацией студенческой научной статьи.

Курс «Работа с текстами в рекламе и связях с общественностью» фактически полностью основывается на практической работе с текстами, где студентам предлагаются задания различной сложности - от нахождения ошибок в пресс-релизах, кейс-стори, факт-листах, бэкграундерах и т. п. до написания собственных текстов каждого типа. Данная работа ведется параллельно с чтением лекций, такой подход действительно обеспечивает студентам надлежащую профессиональную компетентность при сохранении фундаментального характера подготовки, ориентирует выпускника на максимальное развитие способностей по решению конкретных задач в областях профессиональной деятельности.

Также студенты направления «Реклама и связи с общественностью» тесно сотрудничают с Управлением по связям с общественностью КНИТУ-КАИ как во время прохождения производственной практики, так и в процессе освоения учебного курса «Основы интегрированных коммуникаций». В частности, ребята на основе информационного аудита всего массива публикаций о вузе за прошедший календарный год готовят развернутый медиа-портрет КНИТУ-КАИ.

Дальнейшее реформирование образовательных стандартов ведет к усилению практико-ориентированного обучения в высшем образовании. Если цепочка «преподаватель - профессионал - студент - конкретный результат» давно уже освоена техническими направлениями подготовки, то преподавателям гуманитарных дисциплин, несмотря на ведущуюся в этом направлении работу, еще предстоит освоить и внести в рабочие программы гуманитарных дисциплин как обязательную составляющую - проектно-деятельностный подход.

Ссылки:

1. Комплексная государственная целевая программа «Стратегия развития образования в РТ на 2010-2015 годы». Т. 4. Программа развития профессионального образования. Казань, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://oprt.ta-tarstan.ru/file/4.pdf (дата обращения: 19.06.20l5).

2. Там же.

3. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Формирование компетенций бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплины «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журнал. 2014. № 3 (22). URL: http://nau-kovedenie.ru/PDF/160PVN314.pdf (дата обращения: 20.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.