Научная статья на тему 'Проектная работа по формированию социально-активной позиции детей дошкольного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости через сюжетно-ролевую игру «Мир играющих детей»'

Проектная работа по формированию социально-активной позиции детей дошкольного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости через сюжетно-ролевую игру «Мир играющих детей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачева Л. В.

В статье раскрываются проблемы обучения сюжетно-ролевой игры у детей с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости дошкольного возраста. Представлена авторская работа с применением проектной технологии «Мир играющих детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная работа по формированию социально-активной позиции детей дошкольного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости через сюжетно-ролевую игру «Мир играющих детей»»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ И УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ «МИР ИГРАЮЩИХ ДЕТЕЙ»

© Усачева Л.В.*

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово»,

г. Москва

В статье раскрываются проблемы обучения сюжетно-ролевой игры у детей с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости дошкольного возраста. Представлена авторская работа с применением проектной технологии «Мир играющих детей».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, поэтому социализация ребенка проходит именно в игре. В этот период ребенок делает первые шаги, в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе, осваивает основные нормы и социальные отношения.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Но совершенно по иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуа-

* Воспитатель.

тивно-деловым общением со взрослыми и несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка, происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой. Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые дефекты развития у проблемных детей и подготовить их к школе. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Наибольшее значение для социализации ребенка имеет сюжетно ролевая игра. Сюжетно - ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условия, воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Почти все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений. Обязательное условие для развертывания игры - яркое, запоминающиеся впечатление, которое вызывает у ребенка сильный эмоциональный отклик. Он вживается в образ, чувствует его и душою и телом, становится им. Так, Жан Пиаже описывает, как его дочь, наблюдавшую за старой деревенской церковью, настолько удивил колокольный звон, что она принялась ей подражать. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. «Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю» - «Не говори со мной, -отвечает девочка. - «Я - церковь».

Я работаю с девочками 4-9 лет, эти дети пришли в группу из дома ребенка. Из опыта работы мною замечено, что сюжетно-ролевая игра у девочек с нарушением интеллекта не вызывала интереса, не носила продолжительного характера, в процессе игры эти дети действовали с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий; у них не было ролевого диалога, планирования своей деятельности. У большинства детей с проблемами интеллектуального развития обнаружила слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинали выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадались в поле их зрения или которые привлекают внимание внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающихся детей второго-третьего года жизни. Поэтому интерес являлся кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросал игрушку. Отличаются своеобразием сами действия с игрушками детей с интеллектуальной недостаточностью. Они долго остаются на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий, в которых отсутствует ориентировка на свойства объектов. Маленькие девочки однообразно манипулировали игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ре-

бенок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Особенным примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как иные игрушки. Кукла не вызывала адекватных радостных эмоций и не воспринималась в качестве заместителя человека. По отношению к животным у этих детей также не вызывала к игрушкам заинтересованного эмоционального отношения. Их действия с ними напоминали манипуляции с кубиками и машинкам.

И моя задача была - научить девочек играть. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во всей ее сфере диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Один из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который основан на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний. И я решила сделать шаг навстречу к таким детям. Создала проект «Мир играющих детей».

Для них я разработала цикл коррекционных занятий с применением игровых технологий, направленных на преодоление нарушений личностного развития и социализацию умственно отсталых детей. Цикл состоял из восьми занятий по 30-35 минут каждое. Занятие проводилось два раза в неделю в игровой форме. Подобрала атрибуты для развития сюжетно-ролевых игр «Дом», «Магазин», «Парикмахерская» и другие. Кроме этого, игровое оборудование в группе отвечает современным требованиям и привлекает детей с нарушением интеллекта. Девочкам необходимо яркое привлекательное и крупное игровое оборудование, которое мы имеем в группах и поможет им овладеть сложными формами сюжетно-ролевой игры. Привлекательность этого оборудования способствует концентрации внимания детей, повышает интерес к игре, поддерживает его на протяжении всей игровой ситуации. Крупное оборудование нужно для того, чтобы дети могли обыгрывать ситуацию друг с другом, учиться взаимодействовать со сверстниками и до конца доигрывать выбранную роль.

Цель проекта: создание условий для профилактики трудностей в обучении и общении у детей с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

- оборудовать предметно-игровую среду «Мир играющих детей».

- повысить информированность воспитателей групп с направленностью формирования сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями интеллекта.

- разработать и реализовать систему занятий с применением игровых технологий для детей с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости.

Дети с большим удовольствием участвовали во всех мероприятиях. Проводила с детьми познавательные экскурсии, которые очень понравились и произвели на них большое впечатление. На экскурсиях в различные социальные организации, которые проводились 1 раз в 2-3 недели, дети пронаблюдали и ознакомились с трудом взрослых - спецификой их трудовых действий, спецодеждой, орудиями труда. Это экскурсии в парикмахерскую, на кухню, в медицинский кабинет, в экологический класс детского дома и к автобусной остановке. Парикмахер, медицинская сестра, учителя, повар включились в живой разговор с детьми и показали им много интересного. Например, дети пронаблюдали, как идёт стрижка волос, увидели, какие интересные есть приборы у парикмахера, как повар делает котлеты, готовит вкусный борщ и другое. Сколько же у девочек было восторга! После таких экскурсий дети сразу включались в игры, пытались по подражанию изобразить различные ролевые действия. Экскурсии очень важны для детей с нарушением интеллекта, так как для них актуальна как никогда фраза «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Результаты проекта:

1. В ходе реализации проекта освоено новое направление в работе с умственно-отсталыми детьми - преодоление трудностей обучения и общения через сюжетно-ролевую игру. Разработана система формирования сюжетно-ролевой игры у детей данной категории.

2. Для преодоления отставания в развитии у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста подобрано новое современное игровое пространство «Мир играющих детей».

3. Повышена информированность педагогов об особенностях формирования сюжетно-ролевой игры у детей с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости.

4. Проведены экскурсии в различные социальные «уголки» детского дома-интерната.

5. У всех детей расширен круг представлений об окружающем мире. Дети стали более внимательны и активны на занятиях. Психологические тренинги и сюжетно-ролевые игры детей с педагогом и друг с другом помогли им научиться взаимодействию и общению, способствовали развитию дружеских связей. Дети начали активно включаться в сюжетно-ролевые игры, проявляют творчество, воображение.

Сюжетно-ролевая игра - высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, во многом зависят возможности будущей социализации, игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким в взаи-

моотношениях и т.д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. -М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005. - 125 с.

2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М.: Изд-во Просвещение, 1981. - 80 с.

3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей / Е.В. Зворыгина -М.: Изд-во Просвещение, 1988. - 95 с.

4. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: методическое пособие / Л.С. Маркова. -М.: Изд-во Айрис-пресс, 2005. - 160 с.

5. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2000. - 96 с.

6. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра дошкольников с речевыми нарушениями: учебно-методическое пособие / Л.Г. Соловьева. - Архангельск: АО ИППК РО, 2002. - 38 с.

7. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Изд-во Просвещение, 1976. - 95 с.

8. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре / Е.И. Щербакова. - М.: Изд-во Просвещение, 1984. - 79 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.