Научная статья на тему 'Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования'

Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1719
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / DESIGN CULTURE / EDUCATION COMMUNITY / INSTRUCTIONAL DESIGN / THE SUBJECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асакаева Дана Саламатовна, Маврина Ирина Андреевна

Успешное педагогическое проектирование образовательного процесса зависит на прямую от формирования проектной культуры педагогического сообщества и каждого из субъектов проектирования. Данная статья построена на аргументальном подтверждении необходимости формирования проектной культуры педагогического сообщества для достижения глубинных гуманистических целей образовательного процесса, подразумевающего проектирование личностно-ориентированной среды системы образования. Авторы говорят о проектировании, как об условии становления личностного содержания образования, выводят признаки личности, как субъекта проектирования, овладевшего проектной культурой. Данное заключение построено на анализе характеристик сформировавшейся личности, современных критериях оценки уровня образованности человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN CULTURE SUBJECTS OF EDUCATION AS A NECESSARY COMPONENT OF PEDAGOGICAL DESIGN

Successful instructional design of the educational process depends on the direct formation of design culture education community and the design of each of the subjects. This article is based on the confirmation of the necessity of forming argumentalnom design culture of the educational community to achieve a deep humanistic goals of the educational process, which implies designing student-centered environment of the education system. The authors talk about the design, as a condition of becoming personal educational content, display signs of identity, as the subject of design, mastered the design culture. This conclusion is based on the analysis of the characteristics of the formed personality, modern criteria for assessing the level of education of mankind.

Текст научной работы на тему «Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-9-9 УДК 371.315.5

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Асакаева Д.С., Маврина И.А.

Успешное педагогическое проектирование образовательного процесса зависит на прямую от формирования проектной культуры педагогического сообщества и каждого из субъектов проектирования. Данная статья построена на аргументальном подтверждении необходимости формирования проектной культуры педагогического сообщества для достижения глубинных гуманистических целей образовательного процесса, подразумевающего проектирование личностно-ориентированной среды системы образования. Авторы говорят о проектировании, как об условии становления личностного содержания образования, выводят признаки личности, как субъекта проектирования, овладевшего проектной культурой. Данное заключение построено на анализе характеристик сформировавшейся личности, современных критериях оценки уровня образованности человечества.

Ключевые слова: проектная культура; педагогическое сообщество; педагогическое проектирование; субъект образовательного процесса.

DESIGN CULTURE SUBJECTS OF EDUCATION AS A NECESSARY COMPONENT OF PEDAGOGICAL DESIGN

Asakaeva D.S., Mavrina I.A.

Successful instructional design of the educational process depends on the direct formation of design culture education community and the design of each of the subjects. This article is based on the confirmation of the necessity of forming argumentalnom design culture of the educational community to achieve a deep humanistic goals of the educational process, which implies designing student-centered environment of the education system. The authors talk about the design, as a condition of becoming personal educational content, display signs of identity,

as the subject of design, mastered the design culture. This conclusion is based on the analysis of the characteristics of the formed personality, modern criteria for assessing the level of education of mankind.

Keywords: design culture; education community; instructional design; the subject of the educational process.

Гуманистическое направление развития образования предполагает свободу и творчество как обучающихся, так и педагогов. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания, применяя различные педагогические технологии, ориентируясь на ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека, признание развития ребенка главной задачей школы.

В этих поисках своего рода путеводной звездой становится то, что сегодня называют проектной культурой педагогического сообщества, формирование которой происходило и происходит по мере освоения человеческими сообществами различных способов взаимодействия с миром и между собой, ориентированной на созидательные возможности человека.

Проектная культура - это, прежде всего, воспитание личности, способной осуществить биографическое проектирование (проектирование собственной судьбы) на основе разработки и реализации технических, научных, социальных и иных личностно-значимых проектов [5, с. 64].

Каждый человек в своей жизни находится в постоянном проектировании - проектировании учебы, трудовой деятельности, семейной жизни и т.д. Он в силу своей занятости не подозревает, что вся жизнь проходит в краткосрочных и долгосрочных проектах. А успешная реализация зависит от целей, направленных на творческое, личностное и профессиональное самоопределение.

Научить человека правильно проектировать свое будущее, ставя правильные цели, раскладывая на правильные задачи, применяя правильные механизмы - задача сегодняшнего образования, которое подразумевает проектирование личностно-ориентированной среды системы образования, в свою очередь требующее определения целей развития образовательной среды. Все это по существу представляет собой создание условий для формирования проектной культуры педагогических сообществ.

Формирования проектной культуры педагогических сообществ складывается из формирования проектной культуры каждого субъекта, осуществляющего проектную деятельность.

Чтобы формирование проектной культуры педагогического сообщества проходило успешно необходимы условия, влияющие на результат деятельности. И к условиям овладения можно отнести: во-первых, мотивацию субъектов на овладение проектной культуры; во-вторых, разработанный комплекс педагогических мероприятий по овладению методологией проектирования; в-третьих, организация процесса проектирования.

Глубинный гуманистический (личностно-ориентированный) смысл проектирования - это реализация сотрудничества, сотворчества, коллективного подхода, ориентированного на социализацию учащихся, повышения их творческого потенциала, мотивацию достижений, создание ситуации «успеха», формирование устойчивой познавательной потребности.

Развитие начинается там, где личность сталкивается с проблемами, противоречиями, необходимостью и потребностью их решения. Проектирование требует самоопределение проектировщиков в ценностях проектирования, реализации логики проектирования в совместной деятельности и по принципу «равный - равному». Оно требует и умения отстаивать собственное мнение, и высказывать суждения и умозаключения, и учитывать, и принимать мнение других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать собственные индивидуальными результатами и результатами коллективного труда, постоянно слышать обратную связь.

Проектную культуру можно определить как «социально-прогрессивную творческую деятельность субъектов образовательного процесса, направленную на преобразование окружающей их действительности; на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности; на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов» [2, с. 12-13].

И ничто иное как формирование проектной культуры педагогических сообществ и каждого из субъектов образовательного процесса обеспечивает образованность человечества, высвечивая ее новые грани.

Если резюмировать вышесказанное, то в пользу освоения проектной культуры педагогическим сообществом и каждым субъектом образовательного процесса можно выделить несколько аргументов:

Во-первых, проектирование - это разновидность проблемно-развивающего обучения.

Во-вторых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики, подразумевающей осознание преподавателем своей функции не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как обучающийся учится.

В-третьих, проектирование меняет облик образовательной организации, повышая свою конкурентоспособность и конкурентоспособность самого преподавателя в борьбе за ученика в преддверии «подушевого финансирования».

В-четвертых, проектирование меняет тип мышления участников проекта, переходя от позиции «дающего» и «берущего» к позиции «взаиморазвивающихся».

И в-пятых, проектирование формирует благоприятную основу для успешной социализации личности.

Современный контекст проектирования, взятый в его целостности, можно обозначить термином «проектная культура» [1, с. 29].

Знания и овладения проектной культурой как новой грани образованности должны приобретаться всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися и преподавателями, учениками и учителями.

Если личностно-ориетированная педагогика направлена на процесс образования личности в смысле ее становления, созидания, самоосуществления, то формирование проектной культуры субъекта играет в этом самую существенную роль.

Приведем два определения личности.

Личность - это человек как социальное существо, как активный носитель общественных отношений, которые он реализует в процессе совместной социальной деятельности с другими людьми. Это экономические, правовые, политические отношения и т.д. В то же время личность - не только продукт и объект общественных отношений, но и активный субъект деятельности, сознания, самосознания, общения [7, с. 5].

Личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой, обществом и своей совестью [6, с. 46].

Данные определения личности передают сущность проектирования, формирования проектной культуры субъекта образовательного процесса.

Личность, овладевшая проектной культурой - это субъект проектирования, способный самостоятельно осуществлять проектную деятельность «от идеи до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.

Можно определить признаки личности, как субъекта проектирования, овладевшего проектной культурой. Это прежде всего:

во-первых, осознание ценности собственного существования, человечества в целом и всех живых существ;

во-вторых, овладение общекультурной компетентностью; в-третьих, обладание коммуникационными навыками; в-четвертых, способность в постановке целей и задач; в-пятых, видение конечного продукта - результата проектирования; в-шестых, владение способами ориентации на рынке труда, востребованности конечного результата;

в-седьмых, умение презентовать продукт;

и в-восьмых, осознание необходимости непрерывного самообразования, как двигателя самосовершенствования.

Процесс формирования проектной культуры обучающегося, как субъектов проектирования невозможен без осмысления ими понятия «личности» и создания условий для овладения проектной культурой.

Без такого осознания, без рефлексии, направленной на развитие в себе потребности в овладении проектной культурой и создания условий для ее формирования приступать к взаимодействию с другими субъектами по разработке реальных проектов бессмысленно.

Поэтому мы говорим о проектировании как об условии становления личностного содержания образования, где человек - не объект управления, а сознательный субъект, выбирающий свое отношение к познаваемому миру, в частности, проектирующий свою образовательную траекторию [4, с. 48].

Соответственно, обучая проектированию обучающегося, преподаватель сам должен обладать конструктивными, организаторскими, коммуникативными, гностическими и проектными способностями, которые совершенствуются в процессе опыта и постоянного развития.

Проектировочные способности преподавателя обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи подбирать действенные методы в развитии творческого потенциала обучающегося и проявлению у них самостоятельности в обучении.

Проектная методика, являясь ориентированной на личность каждого студента, отличается кооперативным характером выполнения заданий [3, с. 92].

В связи с этим, актуальной сегодня является проблема педагогического проектирования учебной деятельности обучающихся при изучении конкретных учебных дисциплин. Проектирование образовательного процесса превращается в деятельность по созданию целостной модели образовательного процесса, способной гибко и адекватно реагировать на вызовы внешнего окружения и требования внутренней среды образовательного учреждения.

Даже краткое выделение компонентов проектировочной деятельности убеждает в необходимости специальных предметных знаний и умений у педагога-проектировщика, а также дополнительного опыта, который выражается в представлениях о существующих педагогических конструкциях (методиках, технологиях, процессах, системах и т.д.), в знаниях о возможностях реализации проекта в реальном педагогическом процессе и представлениях о будущем функционировании спроектированного образца, в умениях конкретно воплощать свои идеи.

Данный процесс будет успешен при создании условий для проектирования педагогических систем, процессов и ситуаций. Важнейшим из которых является формирование проектной культуры субъектов проектирования.

Необходимо подчинять проектируемые педагогические системы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданней любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.

Таким образом, педагогическое проектирование - это самостоятельный процесс, который не может и не должен смешиваться ни с какими другими. Поэтому достаточно распространенную в литературе подмену хорошо знакомого термина «разработка» новым словом «проектирование» мы считаем необоснованной.

Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект.

Список литературы

1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005.

2. Коллективная монография «Школа проектов №112 - от замысла до результата» / Под ред. М.Б. Багге; Санк-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2000.

3. Красников В.В., Мамоян Р.А., Пирожков Г.П. Преподаватель - студенты: культуротворче-ский диалог в проектной работе // Альманах современной науки и образования. 2014. № 4.

4. Кусаинов А., Булатбаева А., Методология образовательной деятельности: Монография. -Алматы: Издательство ROND&A, 2011.

5. Писарева С.А. Формирование познавательной базы и универсальных способов решения значимых для учащихся проблем / Петербургская школа: образовательные программы // Под ред. О.Е. Лебедева. - СПб.: «Специальная литература», 1999.

6. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1974.

7. Шадрин Н.С. Психология личности: учебное пособие для студентов психологических специальностей. - Павлодар: Кереку, 2009.

References

1. Kolesnikov I.A. Pedagogical designing: Proc. allowance for the higher. Proc. institutions / I.A. Ko-lesnikova, M.P. Gorchakova Siberian; Ed. I.A. Kolesnikova. - M: Publishing Center «Academy», 2005.

2. The collective monograph «School Project №112 - from idea to result» / Pod red. M.B. Bagge; Sank-Petersburg State University of pedagogical skill, 2000.

3. KRASNIKOV V.V. Mamoyan RA, Pyrozhkov G.P. Teacher - Student: kulturotvorcheskoj dialogue in project work // Almanac modern science and education. 2014. № 4.

4. Kusainov A. Bulatbaeva A. Methodology of educational activities: Monograph. - Almaty: Publishing ROND & A, 2011.

5. Pisarev SA Formation of informative base and universal way to solve significant problems for students / Petersburg School: Educational Programs // Pod red. O.E. Lebedeva. - St. Petersburg: «Special literature», 1999.

6. K.K. Platonov About psychology. - M.: Thought, 1974.

7. Shadrin N.S. Personality Psychology: a textbook for students of psychology majors. - Pavlodar: Kereku 2009.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Асакаева Дана Саламатовна, заместитель директора

Учебно-методический центр развития образования Карагандинской области

ул. С. Сейфулина 8/2, г. Караганда, Казахстан

Shanyrak_karag@mail.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1793-2584

Маврина Ирина Андреевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы

Омский государственный педагогический университет ул. Партизанская, 71, г. Омск, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS Assakayeva Dana Salamatovna, deputy director

Regional educational-methodical center of development formation of Karaganda

ul. S. Seyfulina 8/2, Karaganda, Kazakhstan

Shanyrak_karag@mail.ru

Mavrina Irina Andreeevna, doctor of pedagogical sciences, professor of social pedagogy and social work

Omsk State Pedagogical University ul. Partizanskaya, 71, Omsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.