Научная статья на тему 'Проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров'

Проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Светлана Юрьевна, Шубнякова Наталья Геннадьевна

В статье представлена оригинальная модель проектной деятельности бакалавров-менеджеров, изложены ее методологические и теоретические основания, подробно освещена технология организации социальных проектов в процессе профессиональной подготовки студентов на первом курсе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров»

Теория и методика профессионального образования

УДК 378

С.Ю. Савинова, Н.Г. Шубнякова

Проектная деятельность в профессиональной подготовке

бакалавров-менеджеров

Аннотация

В статье представлена оригинальная модель проектной деятельности бакалавров-менеджеров, изложены ее методологические и теоретические основания, подробно освещена технология организации социальных проектов в процессе профессиональной подготовки студентов на первом курсе обучения.

I Ключевые слова: проектная деятельность, управленческая культура, профессиональная подготовка, менеджер.

Abstract

# #

The article presents a model of the original project activities for professional training of bachelors-managers. Authors expound its methodological and theoretical grounds, give detailed explanation of the technology to organize social projects in the training of students in the first year of study.

I Keywords: project activity, management culture, professional training, manager.

Изучение проблемы проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров обусловлена преобразованиями, происходящими в социально-экономической сфере страны, новыми требованиями, предъявляемыми к профессии менеджера, новыми подходами в области профессионального образования [1,7,8,10].

Ориентация российской экономики на инновационное развитие, преодоление кризисных явлений потребовало от образования менеджеров кардинальных содержательных и организационных трансформаций. Традиционные технократические подходы в области управления характерные для «индустриального» XX века потеряли свою актуальность. В XXI веке эффективность управления во многом будет определяться готовностью решать профессиональные задачи в условиях быстрых перемен, способностью генерировать такие перемены, воспринимать их как неотъемлемую часть своей жизни, исследовать и решать проблемы [1,5,6,].

В условиях модернизации высшего образования было теоретически обосновано положение о компетентност-ном подходе как альтернативы традиционному образованию, ориентированному на формирование знаний и умений будущих специалистов. Еще в 90-е годы XX века мировое сообщество на уровне ЮНЕСКО определило круг компетенций, которые должны рассматриваться как важный результат образования в XXI веке. В докладе международной комиссии по образованию для XXI столетия «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал четыре основания — глобальные компетентности, на которых должно строится образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [2, С.156].

Другими словами, образование должно быть направлено не столько на передачу и усвоение конкретных предметных знаний, сколько на умение находить необходимую информацию, преобразовывать ее, применять в различных профессиональных ситуациях, при этом взаи-

модействуя с другими людьми, отстаивая свою собственную позицию. Таким образом, компетентность можно рассматривать как интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации на основе уровня функциональной грамотности» [9, С. 14].

На современном этапе развития компетентност-ного подхода уточняются, детализируют, разрабатывает компетенции и пути их формирования в различных профессиях, в том числе в профессии менеджера. В этом процессе принимают участие академическое и профессиональное сообщества менеджеров. Анализ государственных и общественных нормативных документов, определяющих необходимые компетенции для профессии менеджера, позволяют говорить об интеграции интеллектуальной, навыковой составляющей образования с близкородственными умениями и знаниями, относящимися к широким сферам культуры и деятельности. В Атласе современных профессий подчеркивается важность овладения надпрофессиональными навыками и умениями, которые позволят работнику повысить эффективность профессиональной деятельности не только в своей отрасли, но и в других смежных отраслях, сохраняя свою востребованность. Среди навыков, которые, на наш взгляд, особенно важны для профессии менеджера можно выделить:

• Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними).

• Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

• Умение управлять проектами и процессами.

• Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

• Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и другими языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

• Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

• Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

• Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса [11].

Ассоциация менеджеров России в профессиональную рамку компетенций включает две большие группы компетенций: lafe skills и hard skills. В первую группу компетенций включены коммуникативные и личностные компетенции, во вторую — межпрофессиональные, профессиональные и отраслевые компетенции.

В оригинальном образовательном стандарте НИУ ВШЭ подготовки бакалавра — менеджмента, разработанном в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», выделяются две группы компетенций — универсальные и профессиональные (в области организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринима-

тельской, научно-исследовательской деятельности). Эти компетенции бакалавр менеджмента должен уметь реали-зовывать, в частности, в разработке и реализации проектов, направленных на развитие компании, в организации работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий при принятии решений, в оценке эффективности проектов [4,6].

Таким образом, проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров рассматривается нами как одна из ведущих, способствующих формированию управленческой культуры будущего менеджера, которая, в свою очередь, является одной из составных частей профессиональной культуры.

Концептуальные подходы к проектной деятельности в высшей школе, в той или иной мере, нашли отражение в работах П.П. Блонского, С.И. Горлицкой, Г.Л. Ильина, Е.С. Полат и др. Следует отметить, что в педагогике высшей школы понимание проектирования не сводится к использованию метода проектов в преподавании отдельных дисциплин, а рассматривается как сложное дидактическое образование, с точки зрения различных методологических подходов, концепций, теорий.

Проектирование как разработка проекта — прототипа возможного объекта, а также последовательности целесообразных, научно обоснованных действий, направленных на его создание, функционирование и развитие, с целью получения предполагаемого результата находит место в работах В.Н. Виноградова, И.В. Котля-рова, Ю.А. Крючкова, В.А. Лукова и др.

Проектная деятельность как субъектная, раскрывающая личный замысел, преобразующая жизнедеятельность самого субъекта, развивающая его креативный потенциал и видение собственного будущего представлена в работах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Слав-ской, Л.И. Анцифирова, Е.В Бондаревской и т. д; как вид профессиональной деятельности, основанной на целенаправленной поисковой деятельности — в работах Г.Е. Муравьевой; как инновационная и творческая деятельность — в трудах Ю.В. Громыко, А.О. Кравцова; как фактор профессионального личностного развития — в работе А.В. Николаевой.

С 2010 года на факультете менеджмента НИУ ВШЭ — Нижний Новгород по направлению Менеджмент подготовки бакалавров проектная деятельность реализовыва-лась в рамках преподавания дисциплины «Управление проектами» и сопутствующих ей отдельных профессиональных дисциплин.

Однако опыт работы первых лет убедил в неэффективности выбранного пути, прежде всего потому, что:

• ориентация на проектную деятельность только на третьем и четвертом курсах обучения бакалавров не позволяла в полной мере сформировать навыки и умения проектной деятельности;

• тенденция к изолированности курсов друг от друга, в которых предусматривалась организация проектной деятельности, выявила проблему повторяемости содержания;

• пришло понимание того, что проектная деятельность, ориентированная только на учебные дисциплины не создает целостной картины в области проектирования.

Поэтому появилась новая идея организации проектной деятельности бакалавров-менеджеров, как перманентного процесса на протяжении всего обучения в бакалавриате.

Проектная деятельность рассматривается нами как развитие универсальных, профессиональных компетенций и способов деятельности студентов-менеджеров, опосредованных разным уровнем профессиональной подготовки, личного опыта и отношением к будущей профессии. Проектная деятельность способствует развитию управленческой культуры менеджера как теоретической, психологической, технологической готовности и способности личности компетентно реализовать в конкретных ситуациях практической деятельности свои знания об эффективном управлении обществом, проявлять гибкость профессионального мышления при решении управленческих задач, проектировать инновационные продукты управления любым процессом (Е. Г. Осовский) [4, С. 94].

Модель проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров основана на идеях компетентностного, субъектного, деятельностного подходов, гуманистической парадигмы образования. Ключевые методологические установки можно свести к следующим положениям:

для того, чтобы что-то менять, нужно знать исходное состояние и понимать сущность объекта изменения;

выдвижение гипотезы происходит на основании результатов деятельности предыдущего этапа и относительно желаемого будущего объекта;

определение условий, детерминирующих изменения объекта возможно на теоретическом уровне, на основе обобщения аналогичного опыта и вариантов своей проектируемой деятельности;

результаты согласования отражаются в проекте организации социальной действительности;

целенаправленное изменение объекта предполагает наличие системы контроля, оценки промежуточных и итоговых результатов путем установления обратной связи [3, С.67].

Проектная деятельность студентов основана на следующих принципах: направленности на результат, про-блемности, самостоятельности, коллегиальности, инте-риоризации.

Принцип направленности на результат реализуется в проектной деятельности в получении запланированного предметного результата на каждом этапе, а также в публичной презентации конечного проектного продукта.

Принцип проблемности предполагает, что в проектной деятельности присутствуют элементы проблемного обучения, которые предполагают выявление и формулировку проблемы, ее решение с помощь совокупности разнообразных проблемных методов и средств.

Принцип самостоятельности состоит в том, что проектная деятельность должна реализовываться как самостоятельная деятельность студентов в течение определенного отрезка времени. Самостоятельная работа может быть организована в индивидуальной, парной, групповой формах.

Принцип коллегиальности заключается в том, что студенты выполняют проект в команде или индивидуально. Командная работа предполагает совместную деятельность и принятие решений на каждом этапе работы над проектом. В индивидуальной проектной деятельности студенты могут двигаться в удобном для них темпе, кооперируясь, в нужные моменты, с другими участниками или обращаясь за консультацией к преподавателю.

Принцип интериоризации состоит в том, что студенты имеют возможность перенимать опыт преподавателей в работе над проектами и использовать его в своей проектной деятельности.

Ниже в табл. представлены ключевые характеристики модели.

Таблица

Модель организации проектной деятельности бакалавров-менеджеров на факультете менеджмента НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Тип проекта

Социальный, групповой Исследовательский, индивидуальный Профессиональный групповой Исследовательский/ профессиональный индивидуальный; педагогический (участие в деятельности учебных ассистентов)

Ключевые компетенции

Универсальные компетенции Универсальные компетенции; Профессиональные компетенции из области организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности Универсальные компетенции; Профессиональные компетенции из области организационно- управленческой, информационно- аналитической, предпринимательской деятельности Универсальные компетенции; Профессиональные компетенции из области организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской, научно-исследовательской деятельности компетенции из области педагогической деятельности (учебные ассистенты)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Надпрофессиональные компетенции и умения

Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними) Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях) Умение управлять проектами и процессами Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и другими языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах) Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем) Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса

Содержание

Выявление и решение социальных проблем на уровне факультета, университета, города Выявление и решение научно-исследовательских задач в области профессиональной деятельности менеджеров Решение реальных профессиональных задач, поставленных организациями, компаниями, бизнес — партнерами Решение научно-исследовательских и/или профессиональных задач в области своих профессиональных интересов (в соответствии с индивидуальной траекторией обучения), подготовка ВКР

Время реализации

2-3 модули 1-3 модули 2-3 модули 1-4 модули

Формат работы

Групповой, координируется тьютерами Индивидуальный, координируется тьютером Групповой, в рамках выбранного профиля, координируется тьютерами из числа преподавателей профиля Индивидуальный, координируется руководителем преддипломной практики, научным руководителем выпускной квалификационной работы

Необходимые ресурсы

Ресурсы факультета менеджмента НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, районные администрации НН, городская администрация НН Ресурсы факультета менеджмента НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Ресурсы факультета менеджмента НИУ ВШЭ — Нижний Новгород; ресурсы организаций- партнеров — заказчиков проектов Организации-партнеры для проведения производственной практики студентов; Ресурсы факультета менеджмента НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Ожидаемые результаты

Реализовать задуманную идею проекта; Показать его социальную и личностную значимость; Обнаружить наличие смысла и ценностного отношения к проектной деятельности. Реализовать задуманную идею проекта; Осмысление своей профессиональной траектории; Развитие самостоятельности в выполнении задач проекта, индивидуальной ответственности за результат. Приобретение первого профессионального опыта, развитие умений работать в команде Решение проектной / исследовательской проблемы. Понимание поля своей профессиональной деятельности.

Как видно из представленной таблицы проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров реализуется на всех курсах обучения. На каждом курсе студентам предлагаются проекты с разным содержанием (социальные проекты, научно-исследовательские проекты, профессиональные проекты), реализация которых требует от студентов определенных навыков и умений (гностических, проективных, коммуникативных, организационных, умений и навыков управления и самоуправления).

Студенты выполняют проекты индивидуально и в группах. Координацию проектов осуществляют тьютеры из числа преподавателей факультета.

Организация социальных проектов в профессиональной подготовке студентов менеджеров происходит на первом курсе. Это первое знакомство бакалавров — менеджеров с проектной деятельностью. В учебном плане первого курса раздел «Проекты» «Проектный семинар» предлагается

реализовывать в течение двух модулей. В соответствии с концепцией проектной деятельности, на данном этапе студенты знакомятся с социальными проектами, которые направлены на решение социально-значимых проблем, стоящих перед реальными клиентами (заказчиками) на факультете, в университете, в государственных учреждениях разного уровня, некоммерческих организациях и т.д. Бакалаврам предлагается для разработки выбрать проекты, ориентированные на решение социальных, образовательных проблем университета, региона, города, страны в целом.

Проекты в рамках этого блока являются по своей природе междисциплинарными, что позволяет студентам учиться друг у друга, привлекать источники университета, контакты коллег, преподавателей и т.д. Реализуя социальные проекты, студенты получают управленческий опыт: учатся выполнять анализ стратегий в ограничительных условиях, получают профессиональный и

коммуникационный опыт и понимание того, как работать с клиентами, партнерам по команде.

«Проектный семинар» направлен на знакомство студентов с основными этапами проектной деятельности, особенностями их организации.

Далее, рассмотрим основные этапы организации проектной деятельности (рис. 1).

Этап 1. Введение в социальное проектирование, формирование проектных групп

Этап 2. Определение проблемного поля проекта, проектного решения

о

- Этап 3. Составление и утверждение рабочего плана проекта

о

Этап 4. Работа над проектом в соответствии с планом

Этап 5.

Составление отчета по проекту и презентация результатов , проектная конференция

компетенции — работа в условия неопределенности и риска, работа в разного типа командах.

Этап 2. Определение проблемного поля проекта. Первым шагом в социальном проекте является определение проблемы, которую команды будут исследовать и анализировать. На данном этапе проектные команды, должны быстро найти и оценить исходные данные, историю проблемы, понять ее актуальность. Если проблемное поле в результате проведенного анализа открывает основные противоречия и представляющие их конфликты, можно приступить к формулированию целей для предстоящих изменений, определению проектного решения. В результате этого этапа команды должны подготовить Паспорт проекта, при составлении которого им необходимо ответить на следующие опорные вопросы:

- Что привлекает вас в этом проекте?

- Какие виды деятельности будут реализованы в ходе решения проблемы?

- Какие навыки для этого необходимы?

- Кто входит в состав Вашей проектной команды?

- Каковы желаемые действенные результаты проекта? (Например, вы хотите иметь набор рекомендаций, всеобъемлющий доклад, брифинг книги и т.д.).

- Будут ли специальные расходы в проекте — например, специальное программное обеспечение, видео-приобретение и использование ^ оборудования и др?

- Существуют ли какие-либо потенциальные риски, которые могут повлиять на возможность завершения проекта?

#

Рис. 1. Этапы организации проектной деятельности студентов в рамках 1 курса

Подробнееопишемкаждыйэтап.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап1. Презентациипроектовиформирование проектных г/лрега.Проектная деятельнаоть ночмнеется с формировааиярроепоных групн и ввенения всоципль-нее прооотирооанио. НТ рамкох пертоол проектнооо ееми-наро, р ассаатниваются осяо внып эт апы, х ароктермыенля разраНонои рреалипациисмциялтнмготроекте, ратбнра-аенсяпримары ртолиоованныа нмраеных уротннн сори-альных проектов. Важно отметить, что для этого этапа целесообразно привлечение практиков, имеющих опыт реализации, запуска соц. проектов, способных увлечь, заинтересовать студенческую аудиторию проектированием. Это могут быть представители некоммерческих организаций, фондов, общественных и студенческих организаций. Итогом первого семинара является распределение по группам студентов и преподавателей. Существует несколько подходов к формированию проектных групп, нами выбран принцип «random» (случайны). Студенты первого курса, практически не имеют проектного опыта, специальных знаний в сфере соц. проектирования, не сформированы внутригрупповые и межличностные предпочтения, поэтому метод случайного выбора для формирования групп оправдан. Случайным образом распределяются и руководители из числа преподавателей, все одинаково находятся в атмосфере неопределенности. Здесь мы видим, что уже на этапе формирования команды закладывается, фундамент для формирования

Этап 3. Составление и утверждение рабочего плана проекта (РПУП). Разработка плана для управления проектом является одним из наиболее критических компонентов ранних стадий. Что необходимо сделать? Что является ресурсами команды (знания, умения, навыки, интерес, компетентность, время)? Как цели проекта и проблемы исследования распределить (преобразовать) в задачи? План составляется командой, он может быть скорректирован в процессе работы, однако он является стартовым документом, по которому команда работает над проектом.

Стоит отметить, что данный документ должен включать определение проблемы, которая формирует или, в дальнейшем, определяет описание проекта. Данный раздел не должен занимать больше страницы и должен отвечать на вопрос, что пытается выяснить (исследовать) проектная команда. Кроме этого, необходимо рассмотреть преимущества, которые можно получить от реализации данного проекта.

Следующая часть РПУП должна включать общий обзор проекта, в котором кратко представляется обзор источников литературы, открытых интернет-источников, результаты открытых исследований и иных документов по теме проекта.

Полезно будет включить в РПУП черновик плана финаль -ного отчета, так как это поможет командам определить задачи для проектной группы, методологию исследования.

Следует заметить, что план формируется под конкретный проект и список, содержание разделов могут варьироваться. Составленный план обсуждается с преподавателем.

Этап 4. Работа над проектом в соответствии с планом. В рамках этого этапа основной задачей является организация проектной работы студенческих команд по согласованному плану. В своей будущей (или настоящей) профессиональной деятельности студенты будут задей-

ствованы в работе в качестве члена или лидера группы. Групповая работа над проектом будет прекрасной практикой для них. Студенты смогут попрактиковаться в генерации идей, научатся распределять рабочую нагрузку, а также получат возможность взять на себя управление. Командная работа позволит поучиться у своих коллег и научить их, кроме этого студенты смогут пообщаться с коллегами в менее формальных условиях, чем в аудиториях.

Типичной проблемой при работе в группах является неравномерное распределение рабочей нагрузки и активная вовлеченность, полное участие всех членов команды в работе над проектом. Четкое распределение ролей и разработка рабочего плана с твердыми сроками выполнения помогает справиться с этим. Таким образом, для эффективного выстраивания проектной деятельности необходимо распределить роли внутри команды.

Четкое определение ролей и обязанностей членов группы поможет группе действовать эффективно. В каждом проекте должны быть (минимум):

Лидер(ы) проекта. Основные задачи лидера: развивать проект в соответствии с планом, корректировать план по необходимости, создавать условия для формирования и развития компетенций участников проекта.

Обязанности лидера проекта:

- планирование и контроль деятельности участников команды;

- подготовка плана, календарно-сетевого графика проекта;

- содействие обеспечению проекта ресурсами;

- оперативное управление проектом;

- проведение при необходимости встреч с проектной командой;

- информирование ключевых заинтересованных лиц о прогрессе/регрессе проекта;

- взаимодействие с преподавателем;

- предоставление отчетности по проектной деятельности преподавателю;

- обеспечение выступления с докладом о текущей деятельности по проекту в соответствии с РПУП.

Редактор проекта. Основные задачи редактора: сбор отдельных разделов и запись их в едином стиле.

Консультант. Роль консультанта варьируется в зависимости от проекта, консультантом является специалист в предметной области проекта, консультант может быть привлечен как преподавателем, так и проектной командой. Основные задачи консультанта — проведение очных и он-лайн консультаций по предметной области проекта. Помимо этого консультант может быть привлечен как эксперт на промежуточный брифинг результатов.

Прочие возможные роли: координатор оперативной работы, координатор управления данными, координатор анализа данных и т.д. Неважно имеют ли все группы одинаковое распределение работы. Важно, что каждый член группы имеет письменный список обязанностей.

Задачи преподавателя на данном этапе: осуществление координации работы проектной команды в процессе реализации проекта; оказание консалтинговой помощи студентам при ведении проекта; возможно помощь в организации консультаций с экспертами по проекту; участие в очных или он-лайн обсуждениях команд.

В ходе выполнения проекта команда может вести дневник проекта.

Этап 5. Составление отчета по проекту и презентация результатов заказчику. Данный этап является финальным. Проектные команды готовят письменный отчет и презентацию по нему для проектной конференции. В качестве оценочных критериев итогового брифинга можно предложить следующие критерии:

- Комплексность подхода к решению проблемы;

- Оригинальность и реализуемость предлагаемых решений;

- Качество подготовки презентации (оформление слайдов, структура презентации);

- Выступление (информативность презентации, подача материала);

- Ответы на вопросы, взаимодействие с аудиторией;

Особенности оценки проектной деятельности

Проектная деятельность студентов требует два вида контроля. С одной стороны, студент, как менеджер проекта должен контролировать ход разработки и ведения проекта. Для этого необходимо разработать показатели, корректно отражающие реальную ситуацию конкретно для каждого проекта. Такими показателями могут быть: выполнение работы в срок, следование разработанному плану, выполнение финансовых плановых показателей, результаты работы по каждому этапу и другие. С другой стороны, с точки зрения проектной деятельности как части учебного процесса. Такими критериями могут быть: достижение и осознанность результата, инициатива, планирование времени, самостоятельность интеграция, творчество и т.д. При этом контроль оценки проектной работы должен проходить как с позиции студента-менеджера (самоконтроль), так и с позиции преподавателя.

С целью объективности и прозрачности оценки проектной работы студентов разработаны критерии оценки, студенты перед началом работы над проектом знакомятся с разработанными критериями.

Предлагаемый список критериев:

1. Достижение результата — преобладание стремления получить конкретный результат над тенденцией к непродуктивному участию в процессе. Умение оценить степень завершенности дела и адекватности результата поставленной ранее цели.

2. Осознанность результата — анализ собственной деятельности, осмысление рабочих ситуаций и инструментов решения проблем.

3. Инициатива — степень интеллектуальной активности студента в процессе поиска и разработки путей решения поставленной цели.

4. Планирование времени — умение рационально распределить отведенное на проект время, последовательно решать поставленные задачи в рамках общей цели.

5. Самостоятельность — способность принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции, брать на себя ответственность за результаты в сложных ситуациях, сопряженных с неопределенностью (при отсутствии внешних указаний). Готовность к выходу за пределы поставленных задач, инициативность. Самостоятельность в формулировании целей своей деятельности.

6. Интеграция — интерес к различным областям деятельности, открытость к инструментарию других профессий, готовность консультироваться с руководителями смежных проектов, системно подходить к рассмотрению проекта.

7. Творчество — отказ от клишированных мыслительных паттернов, способность находить нестандартные решения проблем. Умение предложить оригинальную идею, позволяющую вывести проект на новый уровень. Высокая вариативность предлагаемых решений.

8. Подготовка финальной презентации и представление на итоговом брифинге — логичное и аргументированное изложение результатов проекта, ораторские качества выступающих, способность взаимодействовать с аудиторией, ответы на вопросы экспертов.

9. Оформление отчетов — умение грамотно и лаконично, но при этом полно, изложить результаты работы над проектом. Объективность описанных в отчете фактов.

Оценку по этим критериям (1,2,3,4,7,9) проводят коллеги по команде, по критериям 1-9 преподаватель, кроме этого команда получает оценку за финальный брифинг от экспертов, заказчиков (если они есть).

О реализации своего социального проекта студенты рассказывают в письменном отчете и публичной презентации.

Оценки за работу над социальным проектом складываются из оценки студентами своего проекта, оценки социального проекта другими проектными группами, оценки тьютера.

Например: Проект «Международное волонтерство», Проект «Прошлое и будущее нашего города», проекты ориентированные на абитуриентов и выпускников вуза, сервисные проекты — Дни открытых дверей, организация олимпиад и т.д.

В целом, как показывает опыт организации проектной деятельности на факультете менеджмента в НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, студенты проявляют активное, заинтересованное отношение к данной деятельности. Организация социальных проектов на первом курсе позволяет студентам лучше узнать друг друга, обогатить свой творческий и человеческий потенциал.

Перспективы работы в данном направлении видятся в детальном осмыслении проектной деятельности студентов на втором, третьем и четвертом курсах.

Литература

1. Вигдорчик О.В., Хлызова О.Е., Тараканова В.В. Здоро-вьесберегающие технологии и проектно-исследователь-ская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 4. С.44-57.

2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище.иМЕБСО, 1996. С.37.

3. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): коллективная монография. Тюмень, 1997.—340с.

4. Поздняков А.П. Проектная деятельность как средство формирования управленческой культуры в вузе. // Вестник ТГУ. 2007. № 9. С.91-98.

5. Сериков В.В. Начальный этап педагогического исследования: идея, замысел, проект //Образование и наука. 2012. № 2. 3-14.

6. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2.С.68-78.

7. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 2-10.

8. Соловьева А. С. Элективный курс «Роль СМИ в формировании национального сознания» (на материале англоязычной прессы) как форма проектной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 2.С. 33-38.

9. Старков С.А. Информационная компетентность студента вуза: понятие и пути формирования. // Научные исследования в образовании. 2006. № 6. С.14-18.

10. Шиварев П.В. Система вопросов в аксиологически ориентированной проектной технологии как дидактический инструмент обучения и воспитания (на основе анализа опыта реализации программы Intel «Обучение для будущего») // Образование и наука.2011. № 2. 95-104.

11. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] http:// atlas100.ru/ свободный (дата обращения 05.11.2015)..

References

1. Vyhdorchyk O.V., Khlyzova E.O., Tarakanov V.V. health saving technologies and design-research activity of pupils of initial classes in the framework of implementation of the GEF. // Experimentation and innovation in the school. 2015. No. 4. S. 44-57.

2. Jacques Delors Education: the hidden treasure.UNESCO, 1996. S. 37.

3. Methodology and technology for complex socio-pedagogi-cal design (regional level): collective monograph. Tyumen, 1997.—340c.

4. Pozdnyakov A.P. Design activity as means of formation of administrative culture at the University. // Vestnik TSU. 2007. No. 9. S. 91-98.

5. Serikov V.V. Initial stage of pedagogic research: idea, concept, project //Education and science. 2012. No. 2. 3-14.

6. SidenkoA.S. Components of the research project as a means of establishing justification of the dissertation. // Innovative projects and programs in education. 2012. No. 2.With.68-78.

7. Sidenko E.A. Technique "the Mirror of innovative transformations in practice" as a basis for developing pedagogical project in the introduction of the GEF. // Experimentation and innovation in the school. 2011. No. 4. P. 2-10.

8. Solovyov A. Elective course "the Role of the media in shaping national consciousness' (in the English-speaking press) as a form of design activity. // Municipal education: innovation and experiment 2012. No. 2.With. 33-38.

9. StarkovA.S. Information competence ofa student are: concept and ways of forming. // Scientific research in education. 2006. No. 6. S. 14-18.

10. Sigarev P.V. System issues in development-oriented design technology as a didactic tool for training and education (on the basis of analysis of experience of implementation of the program Intel "Education for the future") // Education and sci-ence.2011. No. 2. 95-104.

11. Atlas new professions Available at: http://atlas100.ru/ (Accessed 5 November 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.