Научная статья на тему 'Проектная деятельность студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)»'

Проектная деятельность студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНЫЙ / КОЛЛЕКЦИЯ / КОНСТРУКТОР / МЕТОД / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ТВОРЧЕСКИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭСКИЗ / ORNAMENTAL / COLLECTION / DESIGNER / METHOD / DESIGN / DESIGNING / PROFESSIONAL / CREATIVE / PRODUCTION ENGINEERING / THUMBNAIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Оксана Валерьевна

Статья посвящена проблемам подготовки педагогов профессионального обучения для системы начального и среднего профессионального образования по методу проектов. Рассматриваются этапы проектной деятельности по созданию коллекции одежды с использованием различных видов декоративно-прикладного искусства, направленные на формирование и развитие творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design activity of students of a trade «Vocational training (design)»1

Paper is devoted problems of preparation of teachers of vocational training for system of initial and average vocational training on a method of designs. Stages of design activity on building of a collection of clothes with usage of various aspects of the arts and crafts, routed on creation and development of creative abilities of students are observed.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)»»

психолого-педагогическую подготовку приходится интенсифицировать: компактно структурировать содержание, разрабатывать и внедрять «ресурсосберегающие» образовательные технологии, искать новые пути и возможности интеграции психолого-педагогических и специальных (инженерных) дисциплин.

Учебный процесс в профессиональных учебных заведениях, для работы в которых готовится инженер-педагог, является значительно более гибким по сравнению с общеобразовательной школой. Это обусловлено зависимостью учебного процесса в них от потребностей рынка труда в специалистах тех или иных профессий и уровней квалификации. Поэтому инженер-педагог постоянно участвует в создании новых образовательных программ, а следовательно, и в постоянном совершенствовании учебных планов, разработке программ учебных предметов, поиске новых или модернизации существующих педагогических технологий.

К особенностям деятельности инженера-педагога следует также отнести наличие специфичных видов работ, характерных только для педагогов профессиональной школы. Исследования ученых ВНИИ ПТО и УГППУ (ныне РГППУ) показали, что из 90 видов работ педагога 20 характерны только для педагога профессионального образования [2, с. 58]. К ним относятся: разработка производственно-технической и инструкционно-технологической документации, эксплуатация и обслуживание учебного оборудования (зачастую очень сложного), освоение новых образцов техники и технологий и т. п. Кроме того, учебный процесс в средних профессиональных учебных заведениях становится в большей степени учебно-производственным: в профессиональном образовании развита система практикумов и практик, производственное обучение с его различными вариантами, лабораторно-практические занятия.

В теоретическом обучении также происходят определенные изменения: внедряются идеи много-

ступенчатого обучения, построения профессионального обучения на модульной основе, в виде циклов и концентров и др. В повседневной практике профессиональные учебные заведения используют документы, не характерные для общеобразовательной школы: квалификационные характеристики, учебные планы профессий и специальностей, программы и планы-графики производственного обучения и т. д. [6, с. 5-6].

Таким образом, инженерно-педагогическая деятельность имеет свою специфику, отличающую ее от деятельности учителя общеобразовательной школы, вследствие чего необходимы особые подходы к ее изучению. Поэтому, чтобы не потерять в качестве профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, необходим поиск новых средств повышения эффективности их педагогической подготовки. Одним из них может быть синергетический подход к моделированию системы педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения.

Список литературы

1. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П.Ф. Кубрушко. — М.: Гар-дарика, 2006. — 208 с.

2. Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов: учеб. пособие / Под ред. П.Ф. Кубрушко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 200 с.

3. Батышев, С.Я. Подготовка инженеров-педагогов — проблема комплексная / С.Я. Батышев // Профессионально-техническое образование. — 1996. — № 3. — С. 52-53.

4. Глуханюк, Н.С. Принципы формирования содержания подготовки инженеров-педагогов: сб. науч. тр. / Н.С. Глуханюк. — Свердловск: СИПИ, 1986. — С. 41-47.

5. Чапаев, Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Н.К. Чапаев. — Екатеринбург: Изд-во УИПУ, 2002. — 224 с.

6. Косырев, В.П. Методическая подготовка инженеров-педагогов / В.П. Косырев. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003. — 144 с.

7. Леднев, В.С. Содержание образования: учеб. пособие / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1999. — 360 с.

УДК 378.02

О.В. Богомолова, ассистент

ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

проектная деятельность студентов специальности «профессиональное обучение (дизайн)»

Основоположниками внедрения метода проектов в систему образования являются В.Д. Си-моненко, Ю.Л. Хотунцев, А.А. Карачев, З.А. Лито-ва и др. Опыт внедрения данного метода в 1993 году в общеобразовательной школе свидетельствует о его

высокой эффективности. Таким образом, для школ и учителей технологии за 15 лет исследователями была проделана титаническая работа, которая дала свои положительные результаты. Использование метода проектов в вузе в процессе подготовки спе-

циалистов для системы начального и среднего профессионального образования (НПО, СПО) сегодня также актуально. Преподавателями индустриально-педагогического факультета Курского государственного университета проделана большая работа по подготовке специалистов, владеющих методом учебного проектирования.

Выполненные творческие проекты студенты демонстрируют на профессиональных конкурсах различных уровней. Например, на областном фестивале «Студенческая весна соловьиного края», всероссийском — «Экзерсис», международных — «Русский силуэт», «Кутюрье года», на конференциях, выставках и оцениваются высококвалифицированными специалистами, членами Союза дизайнеров России, членами Российской ассоциации

Рис. 1. Содержание деятельности учащихся на поисковом этапе

высокой моды и pret-a-porte, членами Международного фонда развития моды.

Метод проектов является одним из наиболее эффективных педагогических методов обучения учащихся творческому применению полученных теоретических знаний в практической профессиональной деятельности. Данный метод широко применяется в технологической подготовке учащихся общеобразовательных школ, а также накапливается опыт применения данного метода в учебных заведениях НПО и СПО. Таким образом, важно при организации проектной деятельности студентов в вузе учитывать специальные предметы и рабочие специальности учащихся, обучающихся в системе НПО и СПО.

При организации творческой проектной деятельности студентов учителю необходимо обратить внимание на ряд условий. Во-первых, материально-техническая база лаборатории дизайна и художественной обработки материалов (мастерская, где проходят занятия) должна позволять выполнение более широкого круга технологических операций для того, чтобы учащиеся могли расширить тематику выполняемых проектов. Важно в мастерской иметь литературу по конструированию, моделированию, технологиям изготовления швейных изделий, декоративно-прикладному творчеству и доступ к сети Интернет для быстрого поиска необходимой информации. Для технологиче-

Эскизное проектирование

Подбор и обоснование выбора материалов

и

и

я

к

е

л

л

в о ё

к

с е

о р б

а н й б

X ы в м р

р е о

п и

е и н ы н т

а

д

з л

о о и с

р

о в т о

и

о н

нда

л к и

МО'К а не ишн

а е л а-,««

«

о н в

ио ин

и и Я к

ве л л

8

оае

тод Очк

и к

л

е дет

о

ни аи к я рк ае вл л

ио и к

3 «

i *

те р д

бм

Подл

р

о

б

д

о По

ист И щ

е

й «

ае рл

о е

^ &

оо км

8 §

«

л д

ев

о л

еа

® а вр

<з 2 рта

К 3

я

он и ^ ал И Р 2 Ъ ид ри п

£

ане

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

ро з нн

§ $ §

но

к о

аво б

и р

п

а р

о б

и

ани

в о н с о б

о

и и я £ я к ^ р т с

рт с н н § л лак

о « е

к о л

« о н Л X ы

в ел д о в

о оза о аз

б м б

а а а

к к к

т т т

о о о

б б б

а а а

р р р

аз аз аз

Рч Рч Рч

« §

с рсо

отк р

н

§

а к т о б

й

а ^ рк

Рис. 2. Содержание деятельности учащихся на конструкторском этапе

ской обработки швейных изделий необходимо применять высокопроизводительное технологическое и влажно-тепловое оборудование. Важно работать с современными тканями, фурнитурой и отделочными материалами. Во-вторых, необходимо уделить особое внимание планированию выполнения творческих проектов студентов. Четко составленный план действий позволяет сэкономить материалы, время и силы, затрачиваемые на изготовление изделия.

С.Т. Шацкий в своих трудах отмечает необходимость планирования занятий, его идею можно

отнести и к планированию проведения учебных занятий, проводимых по методу проектов. Эту деятельность учителя он называет «предваряющей руководство над выполнением проектов» и считает, что общая схема планирования должна включать: цель проекта; средства; учебный материал; контроль и учет; результаты работы.

В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, А.А. Хромов, В.Е. Мельников, П.А. Караваев, Е.А. Фураева и другие исследователи в своих работах выделяют различное количество этапов в ходе проектирования.

Технология изготовления моделей коллекции

в се т

о о

т в е

н о м

е л

м се о

ty и г е ff

P P

т о н е т се о <о

и м SP

се се се

к к к

в в в

о о о

т т т

о о о

г г г

д гд дг

о о о

К К К

и

н

P к

т

P к

т

о

ю

P P 3 т

ю о

о «о

я

P P

P в о м

л о

с е т л P ff

<Ъ P н

н Щ д е

P л P е

Щ С

й о н

ff

и м о н о к

в о

£

ty с

и

Л 5

С :

дв е

& В О я

ty в и

а

о

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к я о SP к

es

к в о т о

огд

о

К

и й

т о

в

P P P

я о е

и к P в с

н е е д т о к

н е й

л о с P д и в P о в е л е д

л о т о

в г о м

я о г

и м о P к

г е н в е

о л я н о т к P

о е л о е

н м к г м

х и и д и

е P P о P

Т с с U с

ое

в ел

е

ко ет р.

ии ни ек Я SP

5 ®

6 I £ &

й

о

P

о

т

в

о

к

й

е

л

е

д

о

м

P к

в е

о к

т P

о е

г м

д и

о к P с

о

с

й

е

и

нм еи ч & со С

ой то

2 " 8 К Й

д

о м

Ö

к

л

о я

Ö

н

л

л е т

Ö ff

н о к

о

й о к

ff

и г о л о

нх

хте ииц

% i

j i

се i SP ГУ

а

Рч

Рис. 3. Содержание деятельности учащихся на технологическом этапе

Рис. 4. Содержание деятельности учащихся на аналитическом этапе

Всю деятельность студентов по созданию творческого проекта (коллекции с различными видами декоративно-прикладного творчества) автор статьи предлагает рассматривать по отдельности в виде блок-схем, состоящих из четырех этапов, но с вариантом возможности вернуться на предыдущий этап разработки при получении результата, не соответствующего планируемому, и скорректировать свою дальнейшую деятельность. Такое решение появилось в результате анализа практической деятельности студентов по созданию проектов. Примерная структура основных этапов проектной деятельности приведена на рис. 1-4. Этапы проектной деятельности включают в себя различные виды деятельности.

Данные схемы носят рекомендательный характер и оставляют педагогу профессионального обучения свободу в планировании организации творческой деятельности учащихся по методу проектов в соответствии с имеющимися у них возможностями.

Использование метода проектов при обучении студентов специальности «Профессиональное об-

учение (дизайн)» по разработанным автором этапам дает положительные результаты.

Таким образом, в ходе выполнения творческого проекта у студентов повышается интерес к учению, растет мотивация, так как метод проектов основан на разрешении конкретной, проблемной, интересующей студентов ситуации. Метод проектов разрушает однообразную учебную рутину и позволяет студентам проявлять инициативу, творческие способности, самостоятельность, интегрировать имеющиеся у них знания, находить и применять новые (порой путем самообразования), объективно оценивать свои возможности и ограничения. Эта деятельность однозначно направлена на формирование и развитие профессионально и личностно значимых качеств у студентов. Практика показывает метод проектов по содержанию и технологии, обладает наибольшей эффективностью для реализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)».

УДК 378.01

Н.В. Шестакова, ст. преподаватель

О.Ф. Шихова, доктор пед. наук, профессор

ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

к вопросу о профессиональной компетентности бакалавра технологического образования

Для системы российского высшего образования поворотным моментом явилось подписание в 2003 г. Болонского соглашения и утверждение плана мероприятий на 2005-2010 гг., в соответствии с которым осуществляется переход его на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура). При этом возникает проблема формирования программ подготовки адекватных такой системе. По оценкам экспертов, эта проблема часто решается искусственным разделением программ подготовки специалиста на две части, что не способствует их согласованности и не отвечает целям двухуровневой системы образования. Вторым важным аспектом реформирования является стандартизация образовательной системы, обусловленная, в том числе, недостаточно понятным для работодателя описанием характеристик выпускника и знаниевой моделью подготовки, при которой основной задачей образования является предъявление знаний, а не формирование личности, способной грамотно выполнять профессиональные задачи. Решение этой проблемы исследователи связывают с переходом на компе-тентностную модель подготовки, при этом отмеча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ется, что компетентностная парадигма не отрицает знаниевую, а формируется на ее основе и дополняет ее. В рамках компетентностного подхода компетенции магистра рассматриваются как расширение и углубление компетенций бакалавра. Причем навыки бакалавров всегда сочетаются со знанием, а большинство компетенций магистров характеризуется готовностью [1, 2].

Разрешение возникших противоречий исследователи связывают с проектированием компетентно-стных моделей выпускников, отражающих комплекс и иерархию формируемых у них компетенций.

Основным направлением реформирования системы общего образования является профилизация школы. В 2002 г. приказом Министерства образования и науки утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [3]. Введение профильного обучения призвано решить ряд проблем, с которыми сталкивается современная школа: обеспечение помощи в самоопределении молодежи относительно выбора профессии; удовлетворение потребностей школьников, проявляющих высокий интерес к отдельным предметам;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.