краткие сообщения
УДК 373.1.013:81 Л.Н. Абашеева
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Использование проектной технологии в содержании обучения иностранному языку оказывает большое влияние на развитие мотивации и совершенствование коммуникативной компетентности учащихся, а также на расширение содержательной основы обучения. Установлено, что включение учащихся в различные виды деятельности создает возможность творческого саморазвития личности. Это предполагает общение, сотрудничество и активную творческую деятельность их на уроке.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, творческое саморазвитие, личностно-ориентированное обучение, коммуникативная компетенция, творческие способности, мотивация, сотрудничество, познавательная деятельность, коммуникативный навык.
Современное развитие экономики, культуры, социальной сферы, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. И задачей современной школы является формирование творчески активной и инициативной личности выпускника школы, ориентированного на участие в создании духовных и общественных ценностей, соблюдение нравственных норм гуманистической морали. Ведущей целью обучения в школе становится формирование потребности учащихся в творческом саморазвитии как в базисной программе жизни, определяющей ее качественные характеристики и перспективу творческого самосовершенствования [1]. Наиболее актуальной проблемой становится необходимость построения такого учебно-воспитательного процесса, где эффективно реализовывалась бы программа стимулирования мотивации творческого саморазвития учащихся. Изменения, происходящие в социальной сфере, расширяют возможности проявления личностного начала каждого творческого человека.
Анализ процесса творческой деятельности и творческого саморазвития личности показывает, что понимание творчества как вида человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков: наличием противоречий и проблемных ситуаций; социальной и личностной значимостью; наличием условий для творчества, субъективных предпосылок, а также новизной и оригинальностью результата. Основой творческого саморазвития является созидательная творческая деятель-
АБАШЕЕВА Лира Николаевна - доцент Усть-Ордынского представительства Иркутского ИПКРО, соискатель кафедры педагогики Бурятского государственного университета.
E-mail: [email protected]
ность, сопровождающаяся качественными изменениями и характеризирующаяся целенаправленностью поиска оригинальных творческих идей и решений по самоизме-нению. Ранее было отмечено, что любой учебный предмет вносит свой специфический вклад в формирование творческой и самостоятельной личности; предмет «Иностранный язык» обладает огромным потенциалом для личностного развития [2].
В процессе обучения иностранному языку создается среда для творческого саморазвития. Чтобы эффективно использовать потенциал данного предмета для саморазвития учащихся, необходимо содействовать формированию творческого стиля деятельности и личностно значимых качеств учащихся. Изучение иностранных языков способствует интеллектуальному и творческому саморазвитию учащихся в процессе соизучения языков и культур. Творческое саморазвитие учащихся средствами иностранного языка предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности их на уроке.
Личностно-ориентированное обучение тяготеет к поисковому методу. Широко используемый в настоящее время в учебных заведениях России метод проектов является технологией, предполагающей на основе творческой деятельности учащихся приобщать их к научноисследовательской работе. Данная технология позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение их в сотрудничестве. Они отвечают всем современным требованиям в образовании. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка [3].
Специфика проектной деятельности состоит в том, что она содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования. К общим чертам такой деятельности можно отнести процессы проблематизации, целепола-гания, рефлексивного позиционного анализа, группового творчества [4]. Такие формы деятельности на занятиях по иностранному языку характеризуются высокой включенностью учащихся и способствуют становлению мировоззренческих качеств личности - личности самостоятельной, инициативной, творческой, самораз-вивающейся. Использование различных форм работы, обучение в сотрудничестве способствуют реализации воспитательных целей обучения: учащийся учится выбирать формы общения, воспринимать, осмысливать и оценивать точку зрения другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения; развивается его активность и взаимовыручка, формируется личность творческая.
В процессе проектной работы особый акцент делается на самообучение, на творческий подход учащегося к процессу применения знаний, умений, к саморазвитию творческих способностей личности в различных видах деятельности.
Коммуникативная компетенция является важным условием развития творческих способностей учащихся. Созидательная деятельность старшеклассника -это целенаправленный сознательный процесс раскрытия им своей творческой ориентации в углубленной учебной деятельности, характеризующийся удовлетворенностью результатами исследовательского поиска, осознанием личностной значимости творческих достижений.
Немаловажным фактом, свидетельствующим в пользу метода проектов, является повышение личностной самооценки старшеклассников в процессе проектной деятельности. Так, исходя из наблюдений на этапе распределения ролей в проекте некоторые учащиеся объективно доказывали другим, что они могут успешно справиться с выбранной ими ролью на данном этапе проекта и подтверждали это на последующих этапах. Адекватная и правильная самооценка побуждает старшеклассника к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. У работающих над проектами учащихся ярче проявляются и другие характеристики личности -самосознание и самоконтроль. Самоконтроль - часть самосознания, оценка человеком личностно значимых мотивов и установок. Самосознание является результатом развития деятельности и ориентировано на осмысление человеком своих действий, эмоций, мотивов поведения, потребностей, статуса в окружающей среде. Самоконтроль близко примыкает к самосознанию и является его проявлением.
В процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая, таким образом, свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор. Выводы основаны на результатах школьного теста умственного развития учащихся.
С целью определения творческого саморазвития учащихся в процессе внедрения в практику обучения иностранному языку метода проектов нами была проведена экспериментальная работа. В процессе этой работы определялись пути и методы, способствующие в наибольшей степени творческому саморазвитию личности. Исходя из этого нами были определены цели эксперимента: разработка проектов, способствующих творческому саморазвитию личности; определение возможности их использования для развития творческих способностей; определение критериев диагностики уровня творческого саморазвития; проверка эффективности разработанного комплекса проектов; определение их влияния на развитие творчества учащихся; анализ результатов эксперимента.
На первом этапе исследования (2005-2006 гг.) в экспериментальную группу были включены учащиеся девятых и десятых классов, которые выступили в качестве респондентов при диагностике креативности на основе «Тестов Поля Торренса» и готовности к творческому саморазвитию. Диагностическая методика, использованная в данном исследовании, включала анкеты, тесты, учебные задания различных типов, творческие проекты. В течение последующего времени этими учащимися было выполнено несколько проектов на английском языке: «Our House of Tomorrow», «My Dream Family», «The Place I’d Like To Live In», «East or West, Home is Best», «My native town», «There is no Place Like Home, «National Holidays», «Traditions and Customs of My Region» и т.д.
На втором этапе исследования (2007-2008 гг.) с целью определения уровня творческого саморазвития было проведено очередное тестирование. Помимо тестов для определения творческого саморазвития были использованы специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Наблюдая за учащимися из контрольной группы в процессе проектной деятельности, были выявлены критерии и уровни их творческого саморазвития.
При помощи критериев творческого саморазвития личности были определены способности, мотивация и коммуникативный навык.
Творческие способности рассматриваются как синтез свойств и особенностей личности, характеризующие степень их соответствия требованиям определенного вида деятельности и обусловливающие уровень ее результативности. Из всего многообразия творческих способностей были выбраны следующие виды:
- интеллектуально-эвристические, являющиеся основой поиска нестандартных решений, генерирования новых идей при решении творческих задач, отражающие уровень развития воображения;
- коммуникативно-творческие, показывающие отношение к совместной творческой деятельности.
Мотивация играет ведущую роль в творческом становлении личности, в адекватной оценке себя как субъекта творческого саморазвития.
Коммуникативный навык обеспечивает развитие творческих способностей при изучении иноязычной речи, способствует формированию познавательной активности учащихся [5].
По результатам тестирования и сравнительному анализу полученных данных нами было установлено:
- Обучение иностранному языку с использованием проектной технологии приобретает личностный смысл, стимулируя становление индивидуальности, формирование «Я-концепции».
- Использование метода проектов позволило подтвердить мнение В.В. Копыловой [3] о формировании индивидуального восприятия мира, возможности его творческого преобразования, широкого использования субъективного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.
- Проектная технология позволяет актуализировать всю учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности реализовать свой личностный потенциал. Это создает условия для развития его креативности, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и образовательного процесса, способствует формированию у него исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения.
- Изучение иноязычной речи в процессе проектной деятельности обеспечивает развитие творческих способностей и содействует формированию коммуникативной компетенции и познавательной активности учащихся.
- Включение учащихся в проектную деятельность с использованием иностранного языка создает возможность творческого саморазвития личности. Таким образом, метод проектов действительно является адекватной технологией личностно-ориентированного обучения и воспитания, дающей возможность активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение учащегося в различные среды, а также в процесс воспитания средствами предмета «Иностранный язык» [2]. Проектная работа может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Л и т е р а т у р а
1. Николаева М.Н. Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся: на примере сельских школ Республики Саха (Якутия)//Материалы международной научно-практической конференции «Республика Саха и Международное образовательное пространство: перспективы развития». - Якутск, 2001. - С. 3-8.
2. Миролюбов А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности ученика // Советская педагогика. -1989. - № 6. - С. 13-19.
3. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2006.
- 95 с.
4. Бедерханова В. Аукцион педагогических проблем, или средство творческого саморазвития детей // Директор школы.
- 2001. - № 6. - С. 16-19.
5. Ивченко В.Н. Педагогические условия творческого саморазвития старших школьников в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Биробиджан, 2002.
- 15 с.
L.N. Abasheyeva
Project activities - one of the means of students’ creative self-development
Using design technology in foreign language teaching has a great influence on the development of motivation and improvement of students’ communicative competence as well as expanding teaching content base. The author found that engaging students in various activities creates the possibility of creative self-development. This comprises communication, cooperation and creative activity during the lesson.
Key words: project activities, project method, creative self-development, teaching focused on individual, communicative competence, creativity, motivation, cooperation, cognitive activity, communication skills