Научная статья на тему 'Проектная деятельность на уроках технологии в школе слепых и слабовидящих детей'

Проектная деятельность на уроках технологии в школе слепых и слабовидящих детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОРРЕККЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАКТИЛЬНАЯ КНИГА / SOCIAL ORIENTATION OF CORRECTIONAL EDUCATION / DESIGN ACTIVITIES / TACTILE BOOK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Людмила Анатольевна

в статье представлен опыт проектирования деятельности слепыми и слабовидящими школьниками в процессе создания тактильной книги для младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ларина Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activities in the classroom technology in the school for the blind and visually impaired children

the article presents the experience of the design of blind and visually impaired students in the process of creating tactile books for younger pupils.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность на уроках технологии в школе слепых и слабовидящих детей»

Ларина Л. А.

В. Пышма, Россия ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

УДК 376.352 ББК 74.3

Аннотация: в статье представлен опыт проектирования деятельности слепыми и слабовидящими школьниками в процессе создания тактильной книги для младших школьников.

Ключевые слова: социально-

корреккционная направленность обучения, проектировочная деятельность, тактильная книга.

Сведения об авторе: Ларина Людмила Анатольевна, учитель технологии.

Место работы: ГОУ СО «Верхне пышминская СКШИ» В. Пышма Контактная информация: 620034, г. 134. тел.: 83433361439

Великий российский физиолог И. М. Сеченов говорил, что рука для слепого все равно, что глаз для зрячего. Дети, лишенные зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие, но все же имеют ряд особенностей. Главная цель системы их воспитания - это сформировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы, восполнить недостаток зрения тактильными (осязательными) ощущениями. Изначально надо понимать, что слепой ребенок мира не знает, не понимает, воспринимает окружающее совсем иначе, чем зрячие. Наша задача - помочь слепым и слабовидящим детям, нау-

Larina L.A.

V.Pyshma, Russia PROJECT ACTIVITIES IN THE CLASSROOM TECHNOLOGY IN THE SCHOOL FOR THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

Код ВАК 13.03.00

Annotation: the article presents the experience of the design of blind and visually impaired students in the process of creating tactile books for younger pupils.

Key words: social orientation of correctional education, design activities, tactile book.

About the author: Larina Ludmila Anatolievna, a teacher of technology.

Place of work: SEI SB "Upper-pyshminskaya SKSHI " V. Pyshma

Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, каб.

чить их общаться с окружающим миром. В этом познании тактильное восприятие подушечками пальцев имеет огромное значение. Чем раньше слепой ребенок начнет познавать этот мир, чем полнее он узнает его, тем легче ему будет жить. А для этого и нужна тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. Книжка-игрушка -подготовительный этап к «чтению» рисунков в обычной книге. Маленькому ребенку бывает трудно понять, что изображено на картинке. Книга помогает расширить словарь, освоить точное значение слов, развивает связанную речь. Книга-игрушка дает

толчок для развития познавательной активности ребенка, с ее помощью он получает знания о тех предметах и явлениях, которые не может наблюдать в обычной жизни, а книга превращает процесс обучения в увлекательную игру. Она учит сравнивать и обобщать, выделять главное.

Наша книга дает возможность научиться взаимодействовать с другими детьми, слышать и понимать партнера, выполнять определенные действия, вести диалог в рамках сюжета, то есть формирует качества, необходимые для общения.

В книге передается форма, структура, фактура поверхности данного предмета. Ученые давно выяснили, что именно такое восприятие наиболее полно удовлетворяет потребности детей, активно расширяет их представление об окружающем мире. При общении с тактильной книгой слепой ребенок узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни, и на этой уже освоенной базе познает новое. Это обогащает представление, расширяет образы в памяти новыми словами, формируются компенсаторные возможности незрячего человека. Книга для незрячего ребенка должна быть совсем иная, чем для зрячего ребенка. Она должна быть объемной, комфортной для осязания. Книга, сделанная из мягкой ткани, не вызывает отторжения. Ткань ребенок в самом раннем возрасте узнает по своему платьицу и рубашке. Поэтому и контакт с мягкой книжкой из знакомого материала

для малыша привычен и не страшен. Книга должна постепенно вводить ребенка в мир. Пальчики слепого ребенка способны «увидеть» то, о чем говорится в книге.

Для помощи детям-инвалидам, которое еще не умеют читать по системе Брайля, решили взять любимую и знакомую на слух сказку «Репка» и изготовить по ее сюжету тактильную книгу на занятиях школьного кружка «Умелые руки». Персонажи сказки - близкие люди и всем известные животные. На каждой странице изображено по одному персонажу, так ребенку легче обследовать его. В нашей школьной библиотеке подобрали всю имеющуюся информацию о появлении тактильных книг, принципах ее разработки и технологии ее изготовления, методики пользования. Тактильная книга - это разноцветная книга с рисунками, которые можно осязать на ощупь, она предназначена для слепых и слабовидящих детей. Кроме рисунков в книге содержится брайлевский и крупно печатный плоскостной текст. Проектирование и изготовление тактильной книги включает в себя несколько этапов:

1.Придумали, представили себе книгу. Работая над художественным произведением (над сказкой), невозможно сделать видимым каждое слово, поэтому необходимо было отобрать ключевые моменты действия персонажа, предмета, которые станут осязаемые. Например, собака сидит на цепи с ошейником на шее, а кошка лежит на коврике и играет с

клубочками. Определили формат и вид книги.

2.Нарисовали на каждой странице каждый предмет с соблюдением реальных пропорций, придумали размещение рисунков и текста на странице. В нашей книге на странице только один объект, с которым можно проделать все необходимые действия, рассмотреть его, не отвлекаясь на другие изображения.

3.Использовали различные виды материала: ткань, пряжа, синтепон.

У маленьких детей все ощущения связаны с эмоциями, незрячие особенно чутко улавливают сущность предмета по его текстуре: травка -шелковистая, кошка - мягкая, пушистая и т.д. Поэтому и возникла необходимость в использовании различных материалов с целью максимальной передачи образа предмета.

Все фигуры объемные, связанны крючком, а второстепенные детали оформлялись аппликацией. Старались сохранить точные пропорции деталей предмета или персонажей, чтобы ребенок не перепутал их с другими предметами. Объемная рельефная картинка должна нести ребенку точный образ живого существа (у собаки, кошки, мышки, независимо от того в фас она изображена или профиль должны быть четыре ноги, хвост, два уха, два глаза). Глаза придают игрушке особую индивидуальность, для их изображения мы использовали стразы, бусинки, пуговки и т.д. Для обозначения низа страницы использовали

тесемку. На обложке название книги выполнено шнуром оранжевого цвета, для развития мелкой моторики закрытую книгу завязали с помощью шнура.

Книгу можно использовать не только в коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей, но и в обычном детском саду. Показав каждую страницу, можно рассказать об её героях, попросить ребенка рассказать о каждом персонаже книге.

Можно создавать такие книжки в контакте с незрячими детьми. Эта работа дает большой толчок в интеллектуальном, нравственном и в социальном развитии. По словам А. Н. Леонтьева, личность не может развиваться в рамках потребления. Её развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ.

Тактильная книга поможет развить внимание, сделать более устойчивым запоминание, основанное на красочной наглядности, а память дольше сохранит точные образы.

Наличие таких книжек поможет специалистам сформировать у незрячего ребенка реальную картину окружающего мира. Ребенок получает полное представление о том, как выглядят недоступные для ощупывания объекты (животные, дома, деревья), получает более полную информацию о разнообразии невербальных средств общения (поза, жест, выражение лица).

© Л. А. Ларина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.