ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ВОСПИТАННИКОВ
© Вереникина И.А.*
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»,
г. Нариманов
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентиро-ванного подхода к образованию посредством технологии проектирования, актуальности методики проектной деятельности.
Ключевые слова развивающаяся педагогика, технология проектирования, обеспечение сотрудничества, сохранение полноценного детства, дидактической задачи, воспитатель-организатор, движение ребенка в пространстве, саморазвитие дошкольника.
Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей социальной системы в целом. Педагоги социальных учреждений ориентируются на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков воспитанников и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода является технология проектирования.
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта, при этом - партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
* Воспитатель.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников проектирования в различных сочетаниях: воспитатель -ребенок, ребенок - ребенок, дети - воспитатель. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность). Основная функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Реализация технологии проектирования в практике работы социальных учреждений начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития ребенка, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов. Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в пространстве социального учреждения;
- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что
первая предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Ребенок исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным им критериям. Под выбором возможностей подразумевается, что воспитанник не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов. Это означает, что, прежде всего он отчетливо определяет, что ему нужно сделать.
Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры. Как известно до пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не
Педагогические науки
41
позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему «заказываемую» детьми. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения с взрослыми: дети реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Они способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности ребята приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В адаптивном виде метод проектов может быть полезен и эффективен в работе дошкольного социального учреждения. В современной методике обучения детей (как на занятиях, так и вне их) метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).
Использование метода проектов в практике социальных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе. При этом педагоги иногда не дифференцируют его с понятием проблемного обучения и внедряют в педагогический процесс оба подхода. Между тем проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность вос-
питанников и учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание знаний из различных областей, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности воспитанников и педагогов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.
Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориенти-рованного подхода.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
2. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ». - М., 2012. - 120 с.
3. Мирджалилова С.С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С.С. Мирджалилова // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 458-459.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
© Гончарова А.В.*
Детская музыкальная школа № 3, г. Белгород
Статья посвящена проблеме развития музыкальных способностей младших школьников в хоровых коллективах. Показаны, на примере МБОУ ДО ДМШ № 3 г. Белгорода.
Ключевые слова музыкальные способности, развитие музыкальных способностей, условия развития музыкальных способностей.
* Преподаватель хоровых дисциплин и вокала.