Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство развития дошкольников'

Проектная деятельность как средство развития дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1963
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Н.Г., Тарасова О.В.

Интерактивные технологии 3D визуализации имеют большое влияние на восприятие ребенком демонстрируемого материала. Используя данную особенность, можно привлечь детей к образовательной деятельности, повысить мотивацию к изучению нового. Применение современных средств представления образовательной информации позволяет детям идти в ногу с современными технологиями не только вне образовательного учреждения (кино, игры и т.д.), но и в самом детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство развития дошкольников»

Проектная деятельность как средство развития дошкольников

Максимова Н. Г.,

кандидат педагогических наук, заведующая

НОУ «Школа "Творчество", детский сад "Капелька"»,

г. Самара, Россия

Тарасова О. В.,

старший воспитатель НОУ «Школа "Творчество", детский сад "Капелька"»,

г. Самара, Россия

Аннотация. В современных детских садах широко используют проектную деятельность. Она дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Это активный метод образовательной деятельности с использованием современных методик и новых интеграционных технологий.

В нашем детском саду широко используется проектная деятельность. Целью этой деятельности является создание системы работы по развитию познавательной активности дошкольников на основе проектного метода: увеличить развивающее пространство через подбор дидактического и развивающего материала в соответствии с возрастом; формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи; провести экспериментальную проверку эффективности проведения проектной деятельности. (Мирджалилова С.С., 2012. №11 458-459 с.)

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, который позволяет им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. В этом возрасте перестраиваются отношения детей с взрослыми: теперь дошкольник меньше обращается с просьбами, организует самостоятельную деятельность. Дети старшего дошкольного возраста адекватно оценивают собственные действия и решения, терпеливо выслушивает мнение взрослого в совместной деятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современного образования. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной деятельности, а так же в режимных моментах.. Свою деятельность педагоги нашего детского сада рассматривают с позиции интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие) и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Важной особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги детского сада, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители выступают для ребенка не только как источник информации, а являются еще и помощниками ребенку и педагогу в процессе работы над проектом. Таким образом, родители наших воспитанников

становятся непосредственными участниками образовательного процесса, тем самым обогащая свой педагогический опыт.

Основной целью проектного метода в нашем детском саду является развитие творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами познавательно-исследовательской деятельности наших воспитанников. Решая в ходе проектной деятельности различные познавательно - исследовательские проблемы вместе с взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Воспитанники во время реализации проекта вовлечены в него, в ходе чего они учатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Вся работа в рамках проектной деятельности проводится в сотрудничестве с ФГБОУ ВПЛ «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия». Детский сад «Капелька» является экспериментальной площадкой академии.

Используя проектный метод с дошкольниками для развития познавательной активности нами был разработан план реализации проекта:

1) Выбор актуальной проблемы

2) Тематическое планирование по выбранной проблеме на период реализации данного проекта, где должны учитываться виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая и т. д. Особое внимание уделяют организации среды в группах - среда являться фоном к поисковой деятельности.

3) Выполнение проекта - это совместная деятельность воспитанников, педагогов и родителей.

4) Подведение итогов - презентация опыта.

Используя проектный метод, в нашем детском саду были проведены краткосрочные проекты: «Домашние животные», «Чудеса из соленого теста», «Как спасти зрение?», «Как появляется радуга?», «Загадочная плесень», «Ожившая картинка», раскрывающий тайну создания мультфильма (в рамках ТРИЗ), «Россия, вперед», посвященный 22 Олимпийским играм, «Бесконечный космос», «Этот день победы» Долгосрочный проект «Самара - капелька моего сердца» стал победителем городского конкурса «Растим патриотов Самары». Проект «Мама» занял 3 место во всероссийском конкурсе мероприятий, посвященных 8 марта. На базе нашего детского сада второй год проходит Международный педагогический форум, секция «Самые первые открытия». В рамках этого форума наши педагоги обмениваются опытом работы по реализации проектной деятельности, а воспитанники представляют свои первые исследовательские проекты.

Таким образом, эффективное использование проектного метода привело к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении выполнять оригинальные творческие работы, к приобретению у детей исследовательских умений и навыков: ставить проблемы; выдвигать гипотезы; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы; структурировать материал; готовить собственные доклады; объяснять, доказывать и защищать свои работы.

Правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Литература

1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-синтез Москва, 2008.

2. Мирджалилова С.С. Статья в журнале «Молодой ученый», Проектная деятельность -как средство развития познавательной инициативы 2012. №11 458-459с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ Перспектива, 2014, 32с.

4. http://wapref.ru/referat_otryfsyfsatymerqas.html Соколова В.М. Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса. 10 марта 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.