Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство профессионально-ориентированной подготовки обучающихся в магистратуре технических вузов'

Проектная деятельность как средство профессионально-ориентированной подготовки обучающихся в магистратуре технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГИСТРАНТОВ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишкова И.А.

Рассматриваются потенциальные возможности проектной деятельности студентов, а также приведен пример реализации межпредметной интегрированной проектной деятельности в контексте профессионально ориентированной подготовки обучающихся в магистратуре технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activities as a means of professionally oriented training of students in the master''s technical colleges

Discusses potential project activities of students, and provides an example implementation of integrated interdisciplinary project activities in the context of professionally oriented training of students in the graduate of a technical College.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство профессионально-ориентированной подготовки обучающихся в магистратуре технических вузов»

УДК 378.046-021.68 И.А. Тишкова

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Современный этап в отечественном инженерном образовании характеризуется реализацией гуманистическиориентированной культурной парадигмы, предлагающей обучающимся различные возможности для обеспечения саморазвития, самообразования и самореализации в рамках учебного заведения. Замена привычной «знаниевой» парадигмы вызвана высокими требованиями рынка труда к профессиональной подготовке выпускников, которые на сегодняшний день включают в себя способность быстро адаптироваться к новым условиям, мыслить разносторонне и нестандартно, а также творчески подходить к решению различных задач, что служит системообразующим фактором конкурентоспособной личности.

Образование представляет собой модель реальной жизни и профессиональной деятельности по своему содержанию и формам обучения, а также по той деятельности, которую выполняет студент, чтобы усвоить это содержание [1]. Важно помнить, что деятельности нельзя научить, но можно научиться, а, следовательно, на систему высшего образования возложена сложная задача создания и реализации педагогических условий для организации самостоятельной деятельности обучающихся. Настоящее представляется особо актуальным для подготовки в магистратуре технических вузов в силу специфики данного образовательного уровня.

В частности, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) обучающиеся в магистратуре технического вуза прежде всего готовятся к научно-исследовательской, педагогической и проектной деятельности. Выпускнику предстоит решать различные профессиональные задачи, связанные с организацией и проведением научных исследований, включающих разработку программ проведения научных исследований; подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей; сбор, обработку и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач, а также анализ результатов.

Одним из средств организации деятельности обучающихся в процессе решения является метод проектов, способствующий подготовке сту-

дентов магистратуры к основным видам профессиональной деятельности. Различные аспекты применения метода проектов, а также педагогические условия реализации проектной деятельности в высшей школе нашли отражение в работах следующих исследователей: Е.П. Осьминин (Использование метода проектов для подготовки будущих учителей к работе в условиях информатизации образования), А.А. Кулешов (Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессионально-педагогических колледжей), В.Н. Стерн-берг (Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX в.), Е.А. Пеньковских (Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике), Л.А. Дорджиева (Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа), С.Р. Ха-лилов (Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога), А.В. Самохвалов (Метод проектов в системе профессиональной подготовки специа-листа-информатика в условиях вуза), С.И. Морозова (Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов), Ю.С. Кострова (Формирование интеллектуальной компетентности студентов посредством использования метода проектов в процессе изучения математики в негуманитарном вузе), Ю.В. Киримова (Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза), В.В. Черных (Метод проектов в обучении иностранному языку студентов вузов юридических специальностей), Р.К. Симбулетова (Реализация личностно-образующей функции метода проектов в развитии самостоятельности студентов), М.У. Гаппоева (Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов) и др.

Анализ перечисленных работ свидетельствует о недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов реализации проектной деятельности в системе профессиональной подготовки. Это объясняется существующей практикой применения проектного обучения в рамках специальных дисциплин, направленной на решение огра-

Новые педагогические технологии

ниченного числа учебных задач в образовательной деятельности. Настоящие задачи связаны с подготовкой рефератов, курсовых и дипломных работ. При этом значительный потенциал проектного обучения, реализуемый в процессе работы обучающихся над более крупными учебными проектами, зачастую не используется в традиционном образовательном пространстве высшей школы, что ведет к недооценке данной технологии как эффективного инструмента профессиональноориентированной деятельности студентов [3].

Профессиональная ориентация обучения предусматривает интегрированный подход, обеспечивающий взаимодействие дисциплин различных циклов. Одним из преимуществ метода проектов как педагогической технологии в процессе профессиональноориентированной подготовки магистрантов является возможность интеграции знания из многих дисциплин. Предметное содержание представляет собой образовательную среду, в которой моделируется будущая профессиональная деятельность обучающихся в магистратуре технических вузов.

Кроме того, в рамках гуманитаризации профессионального образования, концепция которой предполагает проникновение гуманитарных знаний в естественно-научные и технические дисциплины [4], особую актуальность приобретает вопрос осуществления координированного, взаимосвязанного преподавания дисциплин профессионального и гуманитарного циклов. Основу гуманитарного образования составляют гуманитарные знания, которые применительно к профессиональному образованию могут быть рассмотрены как знания, способствующие формированию личности и профессиональных качеств будущего конкурентоспособного магистра-инженера, востребованного на рынке труда. В данном контексте роль дисциплины «Иностранный язык» для профессио-нальноориентированной подготовки магистрантов сложно переоценить.

До недавнего времени возможности дисциплины «Иностранный язык» рассматривались системой профессиональной подготовки исключительно с точки зрения формирования коммуникативных навыков обучающихся. При этом многие педагоги-методисты (Г.Ю. Вишневская, Т.Ю. Полякова, О.П. Миханова, Н.В. Попова, О.А. Ни-китенко, И.И. Короткова и д.р.) особо подчеркивают образовательный потенциал иностранных языков и их значение для преподавания других дисциплин.

Иностранный язык, выступая языком международного общения, обеспечивает успешное осуществление профессиональной иноязычной коммуникации, под которой понимают осуществляемый на иностранном языке обмен профессио-

нальной информацией при взаимодействии субъектов инженерной, образовательной или переводческой деятельности [4], необходимый для решения специфических профессиональных задач, что является наиболее актуальным фактором в деятельности современного магистра-инженера. Так, по мнению Т.Ю. Поляковой, успешность осуществления профессиональной иноязычной коммуникации оказывает непосредственное влияние на результаты инженерного труда [4]. Настоящее объясняется существующим многообразием условий применения иностранного языка инженером, что обусловлено совокупностью факторов, среди которых влияние специфики отраслей экономики на профессиональную коммуникацию занятых в ней специалистов; влияние целей и задач инженерной деятельности на специфику профессиональной деятельности и т. п. [4].

Вместе с тем, взаимодействие двух когнитивных составляющих — профессиональной и иноязычной, по мнению авторов, отражает дидактические возможности всего образовательного процесса, при котором изучение иностранного языка становится не самоцелью, а средством достижения образовательных целей. В контексте профес-сиональноориентированной подготовки указанный междисциплинарный синтез, проходя через различные стадии развития обобщенных представлений студентов о будущей профессиональной деятельности, помогает им более осознанно выбирать направление своей деятельности [2]. Создание такой интегративной основы является ключевым фактором профессиональноориентирован-ной подготовки.

В частности, примером реализации проектной деятельности в процессе профессиональноориен-тированной подготовки обучающихся в магистратуре технических вузов служит разработка серии учебных англо-русских и русско-английских терминологических комплексов по приоритетным направлениям развития вуза для подготовки студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников к международному профессиональному общению. Настоящий проект реализуется по инициативе кафедры иностранных языков под руководством завкафедрой Т.Ю. Поляковой в рамках Программы стратегического развития МАДИ на 2012-2018 гг.

Целью первого этапа выполнения проекта являлось научное обоснование и разработка четырех учебных англо-русских и русско-английских терминологических словарей-минимумов, а именно: «Автомобильный сервис», «Автомобильные дороги», «Автодорожные мосты» и «Транспортные тоннели» [5].

Для решения поставленных задач на начальном этапе выполнения проекта преподавателями

кафедры иностранных языков была разработана лексикографическая концепция словаря-минимума [4]. Для составления словарей на основе данной концепции были созданы рабочие группы, состоящие из преподавателей кафедры иностранных языков, магистрантов и аспирантов профильных кафедр. В каждую рабочую группу был также включен научный редактор из числа ведущих ученых МАДИ. Осуществление данного проекта предполагало реализацию метода проектов в виде решения стратегических учебных задач.

По мнению исследователей, эффективность реализации метода проектов обусловлена созданием следующих условий в процессе выполнения проекта: общественно полезная значимость проекта; высокий уровень трудности при высоком качестве получаемого продукта; наличие самых общих формулировок проекта, что требует от обучающихся активного применения теоретических знаний, дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; самостоятельная разработка проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации; возможность коллективной производственной деятельности студентов, включения их в производственные или научные коллективы [3].

В соответствии с перечисленными условиями реализуемый проект обладает следующими характеристиками:

1. Наличие высокого уровня сложности проекта, обусловленного необходимостью решения ряда теоретических и практических задач.

2. Активное участие магистрантов в обсуждении групповых задач, самостоятельная постановка и решение индивидуальных задач в условиях достаточной свободы участников проекта.

3. Самостоятельное выполнение поставленных групповых и индивидуальных задач проекта, получение при необходимости консультаций со стороны руководителя проекта, выполняющего роль координатора, эксперта.

4. Совместное выполнение групповых задач с преподавателями кафедры иностранных языков в условиях равноправного сотрудничества.

5. Коррекция полученных результатов на основе рекомендаций руководителя проекта и научного редактора. Коллективное обсуждение промежуточных результатов, задач следующих этапов, а также координация действий разных групп в ходе регулярных промежуточных совещаний, включающих выступления участников проекта.

Группами разработчиков был успешно завершен первый этап проекта по созданию серии учеб-

ных англо-русских и русско-английских терминологических словарей-минимумов, что позволило сделать следующие выводы:

1. Проектная деятельность в рамках специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык» способствует интеграции знаний дисциплин профессионального и гуманитарного циклов, чем обеспечивается целостность педагогического процесса в соответствии с идеями гуманитаризации профессиональной подготовки в магистратуре технического вуза.

2. Приобретенный в процессе выполнения проекта опыт коллективной и индивидуальной деятельности магистрантов, включающий значительную долю самостоятельной работы по разработке проекта словаря-минимума, технологии его создания, выработке плана действий по его реализации, а также необходимости активного применения теоретических знаний не только способствует формированию и развитию профессиональных способностей обучающихся в магистратуре технического вуза, но и создает условия для профессио-нальноориентированной подготовки в рамках гу-манистическиориентированной образовательной парадигмы.

3. Выполнение данного проекта создает условия для формирования и дальнейшего совершенствования личностных умений и навыков, необходимых для реализации индивидуальной и коллективной проектной деятельности, что, в свою очередь закреплено в требованиях ФГОС ВПО-3 к подготовке выпускников магистратуры технических вузов и служит системообразующим фактором конкурентоспособной личности.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография / Под ред. Э.Ф. Зеера. — Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 26.

2. Никитенко О.А. Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — СПб., 2013.

3. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.

4. Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании: монография. — М.: МАДИ, 2010. — 384 с.

5. Полякова Т.Ю., Тишкова И.А. Использование учебного двуязычного терминологического словаря-минимума в процессе формирования профессиональной компетенции инженера // Казанская наука. — 2012. — № 12. — С. 262-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.