Научная статья на тему 'Проектная деятельность как эффективный способ изучения студентами нефилологических специальностей синтаксических единиц русского языка'

Проектная деятельность как эффективный способ изучения студентами нефилологических специальностей синтаксических единиц русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / CREATIVE PROJECTS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ / STUDYING THE SYNTAX OF RUSSIAN LANGUAGE IN A UNIVERSITY / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цаликова М.А., Фардзинова М.Д.

В данной статье авторами описан практический опыт работы по организации проектной деятельности студентов нефилологических специальностей в ходе изучения синтаксиса русского языка. Работа актуальна, так как достаточно большой процент от всех занятий в вузе по предмету составляет самостоятельная работа. А групповая работа над проектами в ходе изучения предмета, позволяет педагогу научить студентов работе в коллективе, аргументировать собственный выбор, творчески подходить к изучению синтаксических конструкций русского языка. Авторы делают вывод о том, что получаемые студентами в ходе группового проектного обучения знания, умения и навыки позволяют им в дальнейшем определять важную для себя цель, искать и коллективно реализовать пути её достижения, в том числе и в своей будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS AN EFFECTIVE METHOD OF TRAINING OF THE SYNTAX UNITS OF THE RUSSIAN LANGUAGE FOR STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL SPECIALTIES

The article deals with the authors' description of the practical experience of organizing the project activity of students of non-philological specialties in the course of studying the syntax of the Russian language. The work is actual because a sufficiently large percentage of all classes in the university on the subject is independent study. A work in team on projects in the course of studying the subject, allows the teacher to teach students to work together, to argue their own choice, to approach the study of syntactic constructions of the Russian language creatively. The authors conclude that students received during the panel project-based learning knowledge and skills allow them to further define the important goal seek and implement ways to collectively achieve, including its future professional activity.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как эффективный способ изучения студентами нефилологических специальностей синтаксических единиц русского языка»

FOR STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL SPECIALTIES. The article deals with the authors' description of the practical experience of organizing the project activity of students of non-philological specialties in the course of studying the syntax of the Russian language. The work is actual because a sufficiently large percentage of all classes in the university on the subject is independent study. A work in team on projects in the course of studying the subject, allows the teacher to teach students to work together, to argue their own choice, to approach the study of syntactic constructions of the Russian language creatively. The authors conclude that students received during the panel project-based learning knowledge and skills allow them to further define the important goal seek and implement ways to collectively achieve, including its future professional activity.

Key words: method of projects, creative projects, independent work of students, studying the syntax of Russian language in a university, speech culture.

М.А. Цаликова, канд. пед. наук, доц. каф. русской филологии, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, E-mail: tsalma07@mail.ru

М.Д. Фардзинова, канд. пед. наук, доц. каф. русской филологии, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, E-mail: tsalma07@mail.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНАМИ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ РУССКОГО ЯЗЫКА

В данной статье авторами описан практический опыт работы по организации проектной деятельности студентов нефилологических специальностей в ходе изучения синтаксиса русского языка. Работа актуальна, так как достаточно большой процент от всех занятий в вузе по предмету составляет самостоятельная работа. А групповая работа над проектами в ходе изучения предмета, позволяет педагогу научить студентов работе в коллективе, аргументировать собственный выбор, творчески подходить к изучению синтаксических конструкций русского языка. Авторы делают вывод о том, что получаемые студентами в ходе группового проектного обучения знания, умения и навыки позволяют им в дальнейшем определять важную для себя цель, искать и коллективно реализовать пути её достижения, в том числе и в своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: метод проектов, творческие проекты, самостоятельная работа студентов, изучение синтаксиса русского языка в вузе, речевая культура.

Образовательный процесс в вузе - это формализованный процесс, включающий широкий спектр составляющих - чтение лек

ций, проведение семинарский, практических или лабораторных занятий, выполнение научно-исследовательских работ, завершающихся традиционным контролем знаний (экзамен, дифференцированный зачёт, зачёт). В то же время следует констатировать, что даже при выполнении студентом всех заданий по изучаемым дисциплинам в полном объеме, творческий потенциал обучающихся используются недостаточно.

Известно, что современные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров по программам высшего профессионального образования требуют от студентов получения наряду с академическими компетенциями дополнительных специальных и профессиональных навыков за достаточно короткое время. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения. На помощь приходит такой вид работы, как самостоятельное изучение студентами отдельных разделов курса.

По мнению практиков, внедрение в образовательный процесс инновационных форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения интересным, познавательным, а также активизирует учебную деятельность большей части студентов в группе [1, с. 178]. В данном исследовании представлен материал по организации самостоятельной работы студентов нефилологических специальностей в ходе изучения синтаксических единиц русского языка исходя из собственного опыта по данной проблеме.

Как показывает практика, состояние речевой культуры современных выпускников вузов не соответствует требованиям устного и письменного общения. Студенты, даже с достаточным уровнем подготовки, не владеют такими приёмами и механизмами порождения письменного высказывания, как осмысление, запоминание, оформление, воспроизведение, трансформация высказывания, синтезирование и порождение новых речевых единиц, не соблюдают правила правописания, не учитывают «многочисленные эвристические операции, связанные с создаваемым текстом»: его организацию, структурное членение на смысловые части, содержание, задачи и цели его создания, потребности и интересы будущих читателей, а также «коммуникативный аспект взаимоотношений между автором и читателем» [2, с. 189]. Все это приводит к тому, что студенты в письменной форме выражают свои мысли бедно, примитивно, часто неграмотно.

Решить указанную выше проблему позволит метод проектного обучения, предполагающий включение в образовательный процесс активных форм. Проектная деятельность активизирует личную заинтересованность студентов в получении определен-

ных знаний, дает возможность студенту показать себя, проявить свой творческий потенциал. Метод проектов - это «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [3].В рамках проектной технологии у педагога появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.

На наш взгляд, изучение синтаксически конструкций русского языка целесообразно проводить на основе текстовых заданий. При их выполнении у студентов есть возможность «наблюдать» за ролью предложений в связном тексте [4, с. 256]. Необходимость включения в ход занятий указанных заданий обусловлена еще и тем, что предложения функционируют не только как самостоятельные синтаксические единицы, но и как часть группы предложений. В связи с чем, в связном тексте между предложениями возникают разного плана отношения. Изучение предложения возможно в нескольких аспектах. Так, например, структурный аспект позволяет понять, каким образом построено предложение, из каких компонентов (членов предложения) оно состоит. Семантический аспект позволяет определить значение предложения. Коммуникативная составляющая помогает понять, какую функцию в тексте выполняет предложение, для чего оно служит.

Особую важность в системе обучения синтаксическим единицам русского языка имеет наблюдение за функционированием предложений в разных коммуникативных типах текста, так как преподавание грамматики должно состоять в наблюдении и группировке явлений языка самими обучаемыми.

Опираясь на методические приемы и способы развития некоторых механизмов речи, описанные Н.И. Жинкиным, [5, с. 48] мы предприняли попытку организации такой работы, которая позволяет скорректировать процесс формирования коммуникативно-речевых умений студентов. В основе умения дополнить, трансформировать текст, закончить высказывание, перестроить его (или построить из тех или иных элементов) с учетом характера коммуникативной задачи (замысла автора) лежит способность осознать особенности текста в целом: стилевую и жанровую принадлежность, организующий его содержание замысел, структуру, языковое оформление. В этом смысле эффективными формами и приемами работы при изучении синтаксических единиц русского языка в вузе, позволяющими решить обозначенные ранее образовательные задачи, могут быть следующие виды проектной деятельности. Так, например, можно предложить

студентам подготовиться к обсуждению темы: «Зачем человек трудится?». Примерные вопросы для обсуждения могут быть следующими: Каково значение труда в жизни человека? Труд по призванию или из чувства долга? Всегда ли труд приносит счастье? Какое признание твоего труда дороже: благодарность или материальное вознаграждение? Почему сегодня есть люди, не занятые трудом, но живущие вполне благополучно? Итогом этой работы могут стать сочинения-опровержения или сочинения-доказательства, которые студенты могут написать в форме письма или заметки в газету.

После проверки сочинений студенты анализируют свои сочинения с точки зрения употребления в них различных синтаксических конструкций: односоставных / двусоставных, полных / неполных предложений, распространённых / нераспространенных и т. д. Подобного рода задания способствуют формированию комплекса речевых умений, необходимых студентам в овладении художественным словом.

В практику обучения также возможно вводить и долгосрочные коллективные проекты. Они позволяют студентам проявить как свой творческий потенциал, так и самостоятельность при изучении синтаксиса языка, делают процесс обучения личност-но-ориентированным. Данный вид проектной деятельности является достаточно продуктивным в том смысле, что в работу включается большинство студентов группы. Следует отметить, что разработка такого проекта предполагает развитие интереса к самостоятельному изучению синтаксических явлений русского языка, работу со справочной литературой, участие в учебно-исследовательской работе. Примером долгосрочного творческого

проекта может быть довольно распространенный вид работы, как составление презентации по заданной теме [6]. Например: «Виды односоставных предложений»; «Односоставные и двусоставные предложения»; «Полные и неполные предложения». Каждой из групп, работающих над темой, целесообразно предложить и задание практической направленности: написать эссе на тему «Осень в моем городе», употребив в нем не менее 6 - 8 односоставных предложений»; дать характеристику своей группы, употребив в тексте односоставные и двусоставные предложения, затем получившийся текст отредактировать таким образом, чтобы он состоял только из односоставных предложений, сравнить два текста; взять интервью у знакомого на тему «Почему я выбрал свою профессию?», используя в вопросно-ответных конструкциях полные и неполные предложения.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность может быть продуктивной лишь при условии, когда «студент активно участвует в анализе учебного материала, ставит вопросы, моделирует, активно предлагает и защищает свое мнение» [7, с. 32]. Самостоятельное изучение и осмысление материала способствует развитию творческих способностей и является показателем профессионального роста студента. Получаемые студентами в ходе группового проектного обучения знания, умения и навыки позволяют им в дальнейшем определять важную для себя цель, искать и коллективно реализовать пути её достижения, в том числе и в своей будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. Народное образование. 2008; 9: 177 - 180.

2. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. Москва, 2002.

3. Таучелова Р.И., Фардзинова М.Д. Развитие коммуникативно-речевых способностей студентов нефилологических специальностей в процессе изучения синтаксиса русского языка: сборник научных трудов по материалам XVIII Международной научной конференции «Тенденции развития науки и образования» (30 сентября), г. Самара. 2016;Ч. 2: 36 - 40.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Москва, 2010.

5. Дзусова Б.Т. Подготовка педагогов к реализации полилингвальной модели поликультурного образования в РСО-Алания для условий обучения на осетинском языке. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; 4 (23): 74 - 76.

6. Цаликова М.А. Изучение русского языка в вузах как условие профессиональной подготовки. Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию профессора К.Е. Гагкаева. Под редакцией Р.П. Бибиловой. 2013: 68 - 71.

7. Цаликова М.А. Работа с ценностными системами народов на уроках русского языка как средство гармонизации межнациональных отношений. Актуальные проблемы национального образования: материалы региональной научно-практической конференции. 2001: 15 - 16.

References

1. Vasil'ev V. Proektno-issledovatel'skaya tehnologiya: razvitie motivacii. Narodnoe obrazovanie. 2008; 9: 177 - 180.

2. Kupalova A.Yu. Izuchenie sintaksisa i punktuacii v shkole. Moskva, 2002.

3. Tauchelova R.I., Fardzinova M.D. Razvitie kommunikativno-rechevyh sposobnostej studentov nefilologicheskih special'nostej v processe izucheniya sintaksisa russkogo yazyka: sbornik nauchnyh trudov po materialam XVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya» (30 sentyabrya), g. Samara. 2016;Ch. 2: 36 - 40.

4. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii vsisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2010.

5. Dzusova B.T. Podgotovka pedagogov k realizacii polilingval'noj modeli polikul'turnogo obrazovaniya v RSO-Alaniya dlya uslovij obucheniya na osetinskom yazyke. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; 4 (23): 74 - 76.

6. Calikova M.A. Izuchenie russkogo yazyka v vuzah kak uslovie professional'noj podgotovki. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya v usloviyah dvuyazychiya: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 100-letiyu professora K.E. Gagkaeva. Pod redakciej R.P. Bibilovoj. 2013: 68 - 71.

7. Calikova M.A. Rabota s cennostnymi sistemami narodov na urokah russkogo yazyka kak sredstvo garmonizacii mezhnacional'nyh otnosh-enij. Aktual'nye problemy nacional'nogo obrazovaniya: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2001: 15 - 16.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 811. 161+378(082 +0,75.8)

Konyashkin A.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: vika.karamashewa@yandex.ru

Chadamba S.S., Cand. of Sciences (Philology), teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: Chadamba.shenne@mail.ru

LINGUOCULTUROLOGICAL ASPECT OF THE TUVA PAREMIAS IN TEXTS OF THE RUSSIAN LITERALY TRANSLATIONS.

The article examines linguocultural aspects of Tuvan paremia, extracted by the method of continuous sampling from Russian art translations from the Tuva language. The work also studies a problem of expressing information about culture in the language. The work reveals a stable and effective terminological apparatus with the help of which the "cultural contents of linguistic units" is singled out and analyzed, in particular cultural semes, cultural values, cultural traditions, cultural fund, etc. Considerable attention is paid to the key concepts of culture in Tuvan paremics, and also a sign, as one of the varieties of paremias. Thus, the authors come to the conclusion that paremias are the ideal linguistic and artistic means of reflecting culture in the language.

Key words: sentence, paroemia, translation, equivalent, syntax, semantics, word, comparison, analysis, judgment, aspect.

А.М. Коняшкин, д-р филол. наук, проф. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.