Научная статья на тему 'Проектив, или перформативные возможности гуманистики'

Проектив, или перформативные возможности гуманистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИВ / ПРОЕКТИВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕКСТ / ВОЗМОЖНОЕ / ПЕРФОРМАТИВ / PROJECTIVE / A PROJECTIVE UTTERANCE / A PROJECTIVE TEXT / POTENTIAL / PERFORMATIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куликова Мария Геннадьевна, Плевако Светлана Владимировна

В статье моделируется новый концепт современного гуманитарного дискурса – проектив. Проектив представляет собой самостоятельную разновидность перформативного высказывания (или текста). Специфика проективного текста заключается в том, что им демонстрируется не актуальное, но возможное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTIVE, OR PERFORMATIVE POTENTIAL OF THE HUMANITIES

In the article a new concept of the modern humanities discourse – projective – is created. Projective is an original sort of performative utterance (or a text). The particularity of a projective text lies in that it demonstrates not real things but potential ones.

Текст научной работы на тему «Проектив, или перформативные возможности гуманистики»

проектив, или перформативные возможности гуманистики

М.Г. КУЛИКОВА, С.в. ПЛЕВАКО

В статье моделируется новый концепт современного гуманитарного дискурса - проектив. Проектив представляет собой самостоятельную разновидность перформативного высказывания (или текста). Специфика проективного текста заключается в том, что им демонстрируется не актуальное, но возможное.

Ключевые слова: проектив, проективное высказывание, проективный текст, возможное, перформатив.

projective, or performative potential of the humanities

M.G. KULiKOVA, S.v. PLEVAKO

In the article a new concept of the modern humanities discourse - projective - is created. Projective is an original sort of performative utterance (or a text). The particularity of a pro-jective text lies in that it demonstrates not real things but potential ones.

Keywords: projective, a projective utterance, a projective text, potential, performative.

Современная гуманистика идет по пути оживления и возвращения «умершего» субъекта. Одним из средств «собирания» растерянного, развеянного, затерявшегося в информационных завалах Человека явился перформатив.

В контексте перформативности современной мысли зарождается особый способ мыследеятельности (разновидность перформативного высказывания), в крайней степени проявляющий отказ от референта в пользу возвращения субъекту способности творить. Следуя тенденции именования дискурсивных вариаций («нарра-тив», «перформатив», «императив» и т.д.) назовем ее проективом.

Проектив зарождается в контексте такого направления гуманистики, как кон-цептивизм (см. [2], [3]) и представляет собой разновидность гуманитарно-художественной коммуникации - коммуникативный акт «внедрения концепта в плоть культуры» [3: 135]. Примерами проективного высказывания-текста являются «Проективный философский словарь» [2], «Дар слова» [1].

Проектив, как и всякий перформатив, представляет собой нереферентное высказывание, значимое с точки зрения производимого им действия, включающее говорящего (творящего) как носителя интенций, слушающего (со-творящего) как соучастника перформативного действия.

Специфика проективного высказывания-текста заключается в том, что им демонстрируется не актуальное, но возможное. Посредством проектива осуществляется созидание нового, потенциального.

Для проективного высказывания первостепенно то, что им показано, продемонстрировано. Обязательным для проективного текста является наличие предисловия («введения в проект» [1]) - возможности творящего субъекта обозначить свое ин-тенциональное поле.

«Проективный словарь - это особый, порождающий жанр философского дискурса. Он содержит термины и понятия, которые впервые предлагаются для употребления, т.е. именно посредством словаря вводятся в жизнь и мысль философского сообщества» [2].

«Особенность проективного словаря в том, что он описывает ранее неизвестные слова, которые впервые предлагаются для употребления» [1].

м.г. КУЛИКОВА, с.в. ПЛЕВАКО

« Читателю предлагаются слова, термины, понятия, которые могут войти во всеобщее употребление и стать знаками новых идей, научных теорий, художественных движений, стилей жизни и мышления... А могут и не войти. От самих читателей зависит, насколько «входчивыми» окажутся эти слова и насколько «сбывчивыми» те образы и идеи, которые они приносят с собой» [1].

Выделенные автором слова формируют интенциональность, направленность речевого действия - проектировать, порождать, предлагать для употребления. Центром проектива, организующей субстанцией становится субъект, носитель интенции, производитель речедействия.

В конкретном высказывании-тексте, как правило, представлен весь спектр возможных проективных действий. Акт презентации смыслов-возможностей включает несколько направлений:

1) собственно предъявление (предлагание) - высказывание в бытийственной модальности; сопоставимо с дефиницией в дескриптивных словарях; не имеет референта; означаемое рождается в момент «предлагания»:

«ИНТЕЛНЕТ (inteLnet, сокращение от intellectual network, интеллектуальная сеть; буква «Л» посередине - прописная, как выделенный знак отличия от «интернет») - межкультурное и междисциплинарное сообщество для создания и распространения новых идей и интеллектуальных движений через электронное пространство» [2].

«КАК БЫ (as if) - союз-философема, обозначающий условно-симулятивную, «кажимую» природу мироустройства внутри определенных культур и социумов» [2].

«СОлночь (с ударением на первом слоге, как в слове «полночь») - яркая тьма, черное солнце, сияние мрака. Образовано скорнением полуоснов от «солнца» и «полночи»» [Дар слова].

2) порождение - развернутая мыслительная формула; процесс обретения предложенным концептом (или словом) жизни:

««Как бы» означает: «может быть да, может быть нет», т.е. содержит смысловой континуум всех переходов от «реального» к «фиктивному», в котором невозможно провести дискретные разделения «истины» и «лжи». Ум, богатый опытом веры и сомнения, надежды и страха, не торопится переводить предположения в актуальное изложение факта. Каждое общество развивает свои методы проверки реальности и действенности своих институций и соответственно обладает разными степенями их допустимой фиктивности, терпимой фантасмаго-ричности. В одних обществах господствует «реалитет», в других - «фактазия», причудливое сочетание фантазий, выдающих себя за факты, и фактов, более невероятных, чем сами фантазии». [2].

3) формирование нереализованных потенций предъявляемого концепта в интеллектуальном дискурсе, в языке:

«Концептивный метод, как альтернатива кантовскому критицизму, был введен в философию Шеллингом под названием «конструкции» или «конструирования». <...> Образцы концептивного мышления и понимания задач философии содержатся у Ф. Ницше: «Философы должны не просто принимать данные им концепты, чтобы чистить их и наводить на них лоск; следует прежде всего самим их производить, творить, утверждать и убеждать людей ими пользоваться»». [2].

««Солночь» стягивает в одно слово те образы, которыми изобилует и поэзия, и философия, и апокалиптическая традиция. «Ночь - это тоже солнце,» - так говорил ницшевский Заратустра. Жорж Батай взял этот афоризм эпиграфом к книге «Внутренний опыт». Образ солночи встречается у Гюго: «Ужасное черное солнце, излучающее ночь» («Недоступный воображению, этот негатив прекрасен», - замечает Поль Валери). У О. Мандельштама: «Я проснулся в колыбели, / Черным солнцем осиян». <...>. Солночь - это ночь, яркая и сияющая, как солнце, - черное солнце Апокалипсиса» [1].

4) порождение возможных функционирований концепта (проектирование): «Производные:

Однословец - сочинитель однословий. Однословить - сочинять однословия. Примеры употребления:

ВелимирХлебников - величайший однословец среди русских поэтов» [1]. Презентация творящего субъекта в проективном высказывании представляет собой аккумулирование субъектом возможностей, высвечивание потенций собственным творческим «Я»; процесс их воплощения, наделения плотью, «отелес-нивания».

Проектив существует исключительно в конкретный коммуникативный момент, в момент встречи двух субъектов - в соприкосновении автора и читателя в акте порождения концепта или слова. Как всякое перформативное высказывание проектив исключает несоучастие: невозможно быть только читателем проективного текста. Самим актом прочтения читатель осуществляет процесс внедрения концепта, с каждым прочтением возможность обретает жизнь. Предложенное автором реализуется только в случае завершенной коммуникации. Таким образом, проект не существует сам по себе как объект, он существует только в контексте беспрерывной коммуникации участников проективного общения. Сам акт прочтения является актом соучастия, со-творения возможности, концепта.

Проективное высказывание является разновидностью перформативного, специфика его заключается в исполняемом действии. Однако не только это отличает проектив от перформатива. Перформативное высказывание может быть осуществлено одним и тем же субъектом любое количество раз. Проектив впервые называет (предлагает) явление. Повторное называние уже будет репрезентативно (не проективно). Но и впервые прочитанное, услышанное явление продолжает свое перформативное существование. Каждое новое прочтение проектива способствует реализации заложенной в нем интенции.

Литература

1. Дар слова. Проективный лексикон Михаила Эпштейна [Сетевой проект]. - Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html.

2. Проективный философский словарь. Новые термины и понятия / Под ред. Г.Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. - СПб., 2003. [Электронная версия]. - Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/fs_contents.html.

3. Шелковников А. Телесность мысли и мыслимость тела // Философские науки. -2008. - №5. - С. 134-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.