Научная статья на тему 'Проектирование системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов'

Проектирование системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / SOCIO-PROFESSIONAL INSTALLATION / MODEL / PROFESSIONAL COMPETENCE / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пудовкина Наталья Владимировна

В данной статье рассмотрена проектировка модели системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства как основа творческого саморазвития в области социально-профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пудовкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM DESIGN OF SOCIO-PROFESSIONAL INSTALLATION OF STUDENTS OF AGRICULTURAL UNIVERSITIES

In this article a design model of the system of socio-professional installation of future specialists of agriculture as the foundation for creative self development in the field of social and professional competence is considered.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ

© 2015 Н.В.Пудовкина

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Статья поступила в редакцию 09.03.2015

В данной статье рассмотрена проектировка модели системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства как основа творческого саморазвития в области социально-профессиональной компетентности.

Ключевые слова: социально-профессиональная установка, модель, профессиональная компетентность, структурные и функциональные компоненты.

Необходимость и значимость настоящей работы обусловлены новым этапом социально-экономического развития России до 2020 года и требованиями Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года, определяющими образовательную политику государства, направленную на повышение качества подготовки будущих специалистов.

Особую актуальность в развитии страны приобретает проблема повышения качества подготовки специалистов-аграриев, эффективности их общественной и профессиональной деятельности, закрепляемости в сельском социуме и сельскохозяйственном производстве. В современном сельском хозяйстве востребован специалист со сложившимся творческим потенциалом, стремящийся непрерывно саморазвиваться в профессиональной и социальной областях, отражающих специфику деятельности в агропромышленном комплексе.

Теоретические основы педагогического проектирования разрабатывались В.П.Беспалько В.С.Безруковой2, Ю.К.Черновой3 и другими иссле-

0

Пудовкина Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, философии и истории. E-mail: PudovkinaNV@yandtx. ru

1 Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения техн. обучающих систем/ В.П.Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 304 с.

2 Безрукова, В.С. Педагогика. Проектная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей / В.С.Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга. 1999. - 329 с.

3 Чернова, Ю.К. Технология реализации компетентно-

стного подхода в образовании и производственной

деятельности: монография / Ю.К.Чернова, О.И.Анти-

пова. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2009. - 286 с.

дователями. Педагогическое проектирование представляет собой предварительную разработку приоритетных компонентов предстоящей деятельности педагогов и студентов. Известно, что объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации. Педагогическое проектирование совершается как ряд непрерывных этапов: моделирование, собственно проектирование и конструирование.

Педагогическое моделирование состоит в разработке общей идеи создания новой педагогической системы. Педагогическое проектирование заключается в конкретизации модели на уровне преобразования основных компонентов вновь разрабатываемой педагогической системы в соответствии с требованиями вновь введенного системо-образующего элемента. В нашем случае системообразующим элементом цели педагогической системы является формирование социально-профессиональной установки студентов.

Педагогическое конструирование состоит в такой детализации разрабатываемого проекта, которая позволяет приступить к его реализации в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса его участниками. По существу, конструкт есть руководство к педагогической деятельности. Принципы педагогического проектирования и правила их выполнения сформулированы В.С.Безруковой 4.

При определении концептуальных положений разработки модели системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза мы исходим из социально-экономических требований к современному специалисту и приоритетных подходов к пре-

образованиям современной системы профессиональной подготовки молодежи.

В частности, организацию процесса формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса следует вести с позиций проектирования новой педагогической системы, операциональным ядром которой становится включение студентов в разнообразные виды учебной и социально-профессиональной деятельности, способствующих развитию личности будущего специалиста. В связи с этим, первым концептуальным положением разрабатываемой модели является системный подход5. Системный подход - направление методологии решения какой-либо задачи, в основе которого лежит рассмотрение объектов, процессов, явлений как систем. Системный подход предполагает рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. В силу высокой общности, системный подход основывается на ряде принципов диалектики: взаимосвязь и развитие, зависимость (связанность) и независимость (автономность), качественное развитие части и целого6.

Система подготовки студентов сельскохозяйственного профиля, как и каждая педагогическая система, характеризуется структурными и функциональными компонентами7. Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогической системы, совокупность которых образует факт их наличия и отличает их от всех других непедагогических систем: цель, содержание обучения, средства педагогической коммуникации, педагоги, обучаемые.

Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и обучаемых и обуславливающие движение, развитие, совершенствование, функционирование педагогических систем и вследствие этого - их устойчивость, жизненность, выживаемость.

В педагогических системах выделяют гностический, проектировочный, коммуникативный,

5 Кустов, Ю.А. 10 лекций по системному подходу в профессиональном образовании: учеб. пособ. / Ю.А.Кустов, В.А.Гусев. - Самара; Тольятти, 2006. - 90 с.

6 Кустов, Ю.А. Социальная компетенция педагога: монография / Ю.А.Кустов [и др.]. - Самара: Изд-во ФГОУ СПО «Самарский государственный колледж», 2010. -235 с.

7 Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А.Петровская. -М.: 1989. - 216 с.

организаторский и конструктивный функциональные компоненты. Системный подход требует, чтобы каждое изменение в содержании, форме, действии любого компонента педагогической системы в соответствии с требованиями социального заказа и научно-технического развития сопровождалось адекватной содержательной и функциональной перестройкой всех остальных компонентов вновь проектируемой системы8.

В данном исследовании в такой структурный компонент педагогической системы профессиональной подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса, как «цель», введен новый системообразующий элемент - формирование социально-профессиональной установки студентов на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетенции. Значит для достижения этой цели, согласно сформулированному выше требованию, все компоненты существующей системы подготовки специалистов должны быть «подстроены» под требования вновь введенного системообразующего элемента: формирование социально-профессиональной установки студентов.

Помимо системообразующего элемента при проектировании обновленной педагогической системы должен быть определен системообразующий фактор. Под системообразующим фактором необходимо понимать явление, состояние или предмет, способные объединить в единое целое компоненты взаимосвязанных подсистем, целенаправить их, стимулировать целостное дея-тельностное проявление, сохранив при этом оптимальную долю самостоятельности и автономии каждого из взаимосвязанных компонентов9. В дидактике в качестве системообразующих факторов выступают принципы обучения, которые интерпретируют цель, конкретизируют ее, делают более доступной для соединения с содержанием, методами, формами обучения.

М.И.Махмутов дал обоснование системы специфических для профессионального образования принципов обучения. К ним относятся принципы: профессиональной целесообразности, политехнизма, преемственности, интеграции, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, индивидуализации обучения10.

8 Кустов, Ю.А. 10 лекций ....- С. 33.

9Кустов, Ю.А. Социальная компетенция педагога: ....С. 39.

10 Махмутов, М.И. Принцип профессиональной направленности обучения / М.И.Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск: ЧПГИ, 1985. - С. 88 - 100.

При разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза в качестве системообразующего фактора логично взять принцип профессиональной целесообразности11. В этом состоит второе концептуальное положение разрабатываемой системы.

Принцип профессиональной целесообразности является требованием, выполнение которого способствует достижению целей профессионального образования по подготовке специалистов для сельского хозяйства. Следование этому принципу обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной профессии, с целью формирования профессионально важных личностных качеств, знаний и умений.

Реализация принципа профессиональной целесообразности в условиях формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля раскрывает связь между профессиональной и социальной сторонами образовательного процесса в вузе, предполагает ориентацию обучающихся не только на получение программных традиционных знаний и умений, но и на творческое саморазвитие в области социально-профес-сиональной компетентности как профессионально важного качества личности.

Важной составной частью теоретических предпосылок разработки модели формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса является взаимодействия принципа профессиональной целесообразности с другими специфическими для профессионального образования принципами12. В этом состоит суть третьего концептуального положения проектируемой модели.

Взаимодействие принципа профессиональной целесообразности с политехнизмом, единством обучения и воспитания при разработке системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса обеспечивает выполнение требований принципа мотивации учения и труда сту-дентов13.

Четвертое концептуальное положение проектируемой педагогической системы состоит в «подстройке» компонентов существующей педагогической системы (цели, содержания, методики обучения, деятельности педагогов и студентов) под требования системообразующего элемента

(формирование социально-профессиональной установки) и системообразующего фактора (принципа профессиональной целесообразности). В результате студенты, пройдя через перестроенную педагогическую систему их подготовки, ее поэтапную реализацию, будут обладать более высоким уровнем сформированности социально-профессиональной установки, чем те студенты, которые обучались в рамках традиционной системы.

Пятое концептуальное положение состоит в том, что в основу проектируемой системы следует положить одно из ведущих понятий современной педагогической психологии - понятие установки, определяющей и направляющей поведение и деятельность личности в различных сферах ее жизнедеятельности. Развитие установочной социально-профессиональной активности студентов сельскохозяйственного профиля обусловлено необходимостью системно и целенаправленно управлять процессом их профессионального и личностного становления, оказывать педагогическую поддержку будущим специалистам войти в систему общественных и профессиональных ценностей сельского социума, сформировать уверенность в себе как субъекте предстоящей социально-профессиональной деятельности.

Шестое концептуальное положение проектируемой системы состоит в ее ориентации на обеспечение непрерывного целостного становления студентов как активных субъектов творческого саморазвития социально-профессиональной установки, совершенствования сельского социума и предстоящей профессиональной деятельности в области сельскохозяйственного производства. Роль субъекта проявляется во всех сферах деятельности студентов и является ключевой для процесса формирования социально-профессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности будущего специалиста сельского хозяйства.

Главными детерминантами эффективности процесса формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза являются индивидуальные особенности субъектного опыта, активность личности, а также рефлексивные умения, определяющие ее направленность, авторскую позицию, инициативу и самостоятельность в действиях.

11 Безрукова, В.С. Педагогика.....- С. 113.

12 Безрукова, В.С. Педагогика.....- С. 115.

13 Безрукова, В.С. Педагогика.....- С. 114.

Общество

Новые социально-экономические условия и направления развития общества

Социальный заказ на социально и профессионально компетентного специалиста АПК Личные потребности, мотивы, интересы, установки студента сельскохозяйственного вуза

Социально-профессиональная установка как новый системообразующий элемент цели процесса подготовки будущих специалистов сельского хозяйства

Научные основы разработки системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК на саморазвитие социально-профессиональной компетентности

Социально-экономические Методологические Психологические Педагогические

I

Концептуальные положения проектирования модели системы

I

I

I

I

I

Системный подход

Принцип профес-сиональ-ной целе-

сообразности

Взаимодействие принципа профессиональной целесообразности с другими принципами профессионального образования

«Подстройка» компонентов педагогической системы под требования системообразующего фактора - принципа профессиональной целесообразности

Понятие установки как готовности личности к самореализации в социально-профессиональной области

Обеспечение становления студентов как активных субъектов сельского социума и производства

Педагогическая система подготовки специалистов сельскохозяйственной отрасли

Цель

^' Содержание

Средства пед. коммуникации

£. Педагоги

^. Студенты

«Подстройка» компонентов системы под требования системообразующего целевого элемента -«формирование со-циально-професси-ональной установки» и принципа профессиональной целесообразности

Проектировочный

Конструктивный

Коммуникативный

Организаторский

Гностический

Поэтапная реализация системы формирования социально-профессиональной установки студентов в учебно-воспитательном процессе вуза

Результат: выпускник сельскохозяйственного вуза со сформированной установкой на непрерывное творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности

Рис.1. Пространственно-временная модель системы формирования установки будущих специалистов АПК на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной

компетентности

На основе определенных выше научных предпосылок, сформированных концептуальных положений, в исследовании была спроектирована пространственно-временная модель системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства как основа творческого саморазвития в области социально-профессиональной компетентности (рис. 1)14.

Нет сомнения в том, что в проектируемой педагогической системе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов должен быть обозначен новый подход к цели, отражающий основную идею, заложенную в этот интегративный комплекс.

Основной целью спроектированной системы является повышение качества подготовки специалистов агропромышленного комплекса через формирование социально-профессиональной установки у выпускников сельскохозяйственных вузов на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетенции. Функционально социально-профессиональная установка является «пусковым механизмом», приоритетным и ведущим звеном процесса формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса, отражающим оптимальное соотношение их профессионального, личностного и социального развития.

Опираясь на гипотезу А.Г.Асмолова об иерархической уровневой природе социальной установки 15, как механизма стабилизации и регуляции деятельности, социально-профессиональную установку рассматриваем в качестве системного образования целевых, смысловых и операционных установок (в зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка - цель, мотив, условие). Целевая установка определяется целью и влияет на устойчивость характера протекания действий. Сформи-рованность целей является критерием развития личности студента. Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Операционная установка включает систему действий студента, направленных на решение учебно-профессиональных задач и действий, раскрывающих его субъектную позицию по

14 Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка агрария: монография / Н.В.Пудовкина, Ю.А.Кустов. - Самара: РИЦ СГСХА, 2013. - 199 с.

15 Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г.Асмолов. - М.: МГУ, 1979. - 150 с.

отношению к будущей социально-профессиональной деятельности.

Структурные компоненты подсистемы социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса определяются в соответствии с классической мультикомпонентной структурой социальной установки16, теорией функционирования социально-психологических установок в профессиональной деятельности Э.С.Чугуновой17. Как следствие в структуре социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза выделяются когнитивный, аффективный, поведенческий и личностный компоненты.

В контексте предмета исследования когнитивный компонент представляет собой относительно устойчивые различия в особенностях познавательных процессов, что обнаруживается в индивидуально познавательных процессах через знания, убеждения, представления, суждения студентов, образованные в результате познания данного объекта. Это осознание студентом объекта социально-профессиональной установки (учебно-профессиональной и будущей социально-профессиональной деятельности).

Особенности аффективного компонента социально-профессиональной установки должны быть связаны с отношением личности студента к получаемой профессии, осознанием стимулов будущей трудовой деятельности, соотношением внешних и внутренних факторов регуляции поведения в условиях предстоящей социально-профессиональной деятельности.

Поведенческий компонент - есть готовность и намерение действовать по отношению к объекту социально-профессиональной установки, что демонстрирует степень пассивного или активного отношения будущего специалиста к требованиям будущей профессии, его предрасположенность к реальным положительным (или отрицательным) действиям в социуме. Личностный компонент -это профессионально важные качества личности, включающие в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы для реализации той или иной продуктивной деятельности.

Социально-профессиональная установка будущих специалистов агропромышленного ком-

16 Allport, G.W. Handboor of social Psychology / Ed by C.Murchison C.Worcester // Dark University Press. - 1935. - 810 p.

17 Чугунова, Э.С. Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженера / Э.С.Чугунова, В.Н.Панферов, С.М.Михеева // Промышленная социальная психология / под ред. Е.С.Кузьмина, А.Л.Свенцицкого. - Л.: 1982. - С. 181 - 184.

плекса как и любая другая система рассматривается в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов. Опираясь на результаты исследований Г.В.Акопова18, в процессе работы были выделены следующие функциональные компоненты социально-профессиональной установки будущего специалиста сельского хозяйства: рефлексия, целеполагание, проектирование, прогнозирование и оценивание. Рефлексия обеспечивает будущим специалистам осознание не только того, с чем (объект) они имеют дело, но и что (как) они это делают или могут делать. Самоидентификация, основанная на рефлексии, учитывающей результат и затраты на его достижения, позволяет студенту реально оценить себя, соотнести свои возможности с возможностями других людей. Целеполагание также является важнейшей характеристикой субъектно-сти будущего специалиста АПК, который самостоятельно строит предметность собственной деятельности, руководствуется соответствующими этой деятельности мотивами, самостоятельно и сознательно определяет цели и пути их достижения, имеет средства контроля и оценки качества своей деятельности. Проектирование в самом общем виде представляет собой вид деятельности, связанный с составлением планов. Применительно к учебно-профессиональному и профессиональному видам деятельности рассматриваем проектирование как процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижений. Прогнозирование предполагает оценку будущих событий, выявление состояний и вероятностных путей развития явлений и процессов, связанных с избранной профессиональной деятельностью. Оценивание включает суждения, индивидуальные и групповые мнения будущих специалистов об определенных феноменах учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, ценностные ориентации личности или группы. Выделенные структурные и функциональные компоненты социально-профессиональной установки находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системное понимание социально-профессиональной установки, выделение ее структурных и функциональных компонентов являются основой определения показателей проявления социально-профессиональной установки. Показатель - это признак, на основании которого проводится оценка, высказывается суждение. Система пока-

18Акопов, Г.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса: монография / Г.В.Акопов, А.В.Горбачева. - М.: Машиностроение-1,

2003. - 280 с.

зателей сформированности социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК была определена в процессе исследований на основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов теоретико-экспериментальной работы и экспертных оценок преподавателей и студентов сельскохозяйственных вузов, а также работодателей.

В результате исследования в компонентах социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов были выделены показатели их сформированности. К сформирован-ности когнитивного компонента были отнесены следующие показатели: систематизированные контекстные социальные и профессиональные знания, умения их интерпретировать и творчески применять при решении социально-профессиональных задач; самооценка уровня своих знаний по профилю профессиональной деятельности; познавательная самостоятельность; интеллектуальная активность.

Познавательная активность - это свойство личности, которое следует рассматривать как необходимое обучаемому качество, проявляющееся «в стремлении и умении своими силами овладевать основами и способами деятельности и применять их в учебной, последовательной и практической деятельности с целью подготовки к деятельности профессиональной»19. Это свойство личности характеризует ее стремление и умение без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать поставленные задачи.

Интеллектуальная активность - это личностное качество, отражающее единство познавательных и мотивационных факторов. Мерой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы.

Показателями сформированности аффективного компонента социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза являются способность к адекватной самооценке и саморегуляции поведения; интерес к профессии и адекватные представления о содержании профессиональной деятельности, о требованиях социума и профессии к их личности и стремление соответствовать этим требованиям; интерес к общественной и профессиональной деятельности, личностное принятие социальных и профессиональных ценностей и целей; сознательное ценностное

отношение к собственному социальному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Поведенческий компонент социально-профессиональной установки является сформированным, если у будущих специалистов АПК присутствует профессиональная самостоятель-

ность; адекватная самооценка профессиональных качеств; удовлетворенность своей деятельностью и стремление повысить свою квалификацию; проектирование перспектив развития и результатов профессиональной деятельности.

Рис. 2. Компоненты, показатели и уровни сформированности социально-профессиональной установки студентов - будущих специалистов АПК

Содержание профессиональной самостоятельности включает способность проявлять глубокие и прочные знания в своей профессии; умение свободно ориентироваться в изменяющихся условиях современного производства, самостоятельно видеть задачу; способность проявлять собственный подход к выполнению задач в установленное время и в заданном качестве; способность правильно оценивать предъявляемые требования; способность самостоятельно изменять свои действия в зависимости от отклонений в ходе работы, при возникновении новых условий20.

Личностный компонент социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК характеризуется рядом приоритетных профессионально значимых качеств: патриотизм к избранной профессии, ответственность, трудолюбие, инициативность, творческая активность. Патриотизм к избранной профессии означает нормативность поведения будущего специалиста АПК в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях, профессиональной деятельности. Составляющими данного качества являются вы-

сокий уровень гражданского и профессионального самосознания, вера в значимость и важность своего дела, высокая работоспособность, энтузиазм, честность, обязательность, добросовестность по отношению к избранной профессии. Такое личностное качество, как ответственность представляет собой готовность, способность и процесс обеспечения субъектом целостности, самостоятельности и эффективности деятельности. Результатом проявления ответственности в профессиональной деятельности является трудолюбие. Оно выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-моти-вационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда, умением и стремлением выполнять необходимую профессиональную деятельность и проявлять волевые усилия в преодолении преград, встречающихся в ее процессе. Проявляется трудолюбие в увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, добросовестности, активности и инициативности.

Творческая активность - одно из самых необходимых будущему специалисту-аграрию качеств. Исследования показывают, что среди от-

дельных свойств личности, определяющих творческую активность, выделяются следующие составляющие: стремление к новому, критичность мышления, способность к преобразованиям, к творчеству. Стремление к новому характеризуется творческим воображением и способностью обнаруживать новые связи между элементами проблемы или задания по сходству, смежности или контрасту. Критичность мышления раскрывается через независимость суждений, способность пользоваться объективными критериями, умение находить причины своих ошибок и неудач. Способность к преобразованиям - это способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть противоречия, осуществлять перенос знаний и умений. Творческое саморазвитие связано с высокой мотивацией достижения и предполагает развитое чувство долга, интерес к профессиональному творчеству, стремление к лидерству и получению высокой оценки со стороны общества.

Теоретическое обобщение исследований по выявлению структуры социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов получило отражение на рис. 2.

Наряду с определением структуры составной частью исследования проблемы явилось определение критериев сформированности у студентов социально-профессиональной установки.

Анализ научной литературы, проводимых в научных психолого-педагогических исследованиях классификаций уровней готовности к профессиональной деятельности, уровней сформиро-ванности различного рода компетенций, а также выявленные в ходе проводимого исследования критерии сформированности социально-профессиональной установки, позволили выделить и

определить три основных уровня сформирован-ности социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза на их творческое саморазвитие: низкий, средний, высокий.

Все вышеуказанные уровни сформированно-сти социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса не являются обособленными, они находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему и отражая содержание социально-профессиональной компетентности. Это позволяет студенту, как субъекту социального и профессионального развития при соответствующей педагогической поддержке, представить и увидеть будущую профессиональную деятельность в целом и превратить ее в предмет практического преобразования, а именно: внутренне принимать, осознавать и оценивать содержание, трудности и противоречия будущего профессионального труда; самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями; рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов; осознавать ресурсы своего личностного и профессионального саморазвития.

Таким образом, пройдя через перестроенную таким образом педагогическую систему, выпускник сельскохозяйственного вуза, обладающий сформированной социально-профессиональной установкой на творческое саморазвитие, выходит в общество, социально-профессиональную сельскохозяйственную сферу в качестве непрерывно развивающегося специалиста агропромышленного комплекса.

SYSTEM DESIGN OF SOCIO-PROFESSIONAL INSTALLATION OF STUDENTS OF

AGRICULTURAL UNIVERSITIES

©2015 N.V.Pudovkina°

Samara State Agricultural Academy

In this article a design model of the system of socio-professional installation of future specialists of agriculture as the foundation for creative self development in the field of social and professional competence is considered. Key words: socio-professional installation, model, professional competence, structural and functional components.

Natalia Vladimirovna Pudovkina, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of pedagogy, philosophy and history. E-mail: PudovkinaNV@yandex. ru

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.