Научная статья на тему 'Проектирование программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье'

Проектирование программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
381
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / DYSFUNCTIONAL FAMILY / РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SOCIALIZING RISKS / БЕЗОПАСНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SAFE SOCIALIZATION / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ПРОГРАММА / PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Першина Татьяна Валентиновна

В статье раскрывается прикладной аспект обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде. С учетом основных положений теории управления социальными рисками определяется логика проектирования программ управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Першина Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье»

мя уже можно говорить о нарушении основных принципов организации профессионального обучения молодежи в учреждениях среднего профессионального образования. Бывшие учреждения начального профессионального образования, сменив статус, принимают систему организации образовательного процесса, которая фактически осталась старой, доставшейся от техникума советского периода.

В начале 2000-х гг. новоявленные колледжи и техникумы пошли по пути создания отделений начального и среднего профессионального образования, причем часто без преемственности образовательных программ. В тоже время государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2011 - 2015 годы» в качестве одной из основных задач является формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, необходимость адаптации системы профессионального образования к потребностям региональных экономик [7]. Очевидно, что начинать надо с уровня профессионального обучения, рассматривая его как первую ступень среднего профессионального образования. Соответственно организация образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования должна строиться на ступенчатой, уровневой основе, позволяющей последовательно осваивать в процессе обучения иерархические учебные задачи (стереотипные, диагностические, творческие) и формировать соответствующие компетенции на основе соблюдения дидактических прин-

ципов профессионального образования. Только при соблюдении таких условий возможна реализация принципа профессионализации молодежи, действенность которой можно усилить посредством создания и развития предпрофессиональной подготовки в системе общего образования через реализацию принципа в построении содержания профильного образования «от технологии - к профессии», что повысит эффективность процессов профессионального самоопределения и становления молодежи.

Литература

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / пост. Прав-ва РФ от 29.12. 2012 г., № 273 - ФЗ. - URL: www.mon.gov.ru.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д., 1996.

4. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М., 2009.

5. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 2000.

6. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и прикладных квалификаций на период до 2020 года. - М., 2013. - URL: М1р://минобрнауки.рф/ новости/3732.

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы / Постановление Правительства РФ от 07.02. 2011г. № 61. - URL: www.fcpro.ru

УДК 37.013.42

Т.В. Першина

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ

В статье раскрывается прикладной аспект обеспечения безопасной социализации ребенка в семейной среде. С учетом основных положений теории управления социальными рисками определяется логика проектирования программ управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье.

Неблагополучная семья, риски социализации, безопасная социализация, управление рисками, проектирование, программа.

The article considers the application security aspects of child's socialization in the family. With regard to the main tenets of the theory of social risk management the logic of designing the risk management programs of child's socialization in a dysfunctional family is defined.

Dysfunctional family, socializing risks, safe socialization, risk management, design, program.

Семья, как микросреда жизнедеятельности и основной фактор воспитания и социализации личности, не всегда в полной мере реализует свои социально обусловленные функции, чем провоцирует риски социализации ребенка. Риски проникают в повседневную жизнь семьи в виде потенциальных угроз здоровью, психологическому благополучию, социальному развитию, воспитанию детей, целостности семьи.

Причины, по которым семья становится для ребенка опасной средой, имеют как объективную, так и субъективную природу. Объективно возрастание рисков социализации ребенка в семейной среде обусловлено кризисным положением семьи как социального института. Субъективные причины деформации социализации ребенка в микросреде семьи порождаются не столько положением семьи как социального института, сколько состоянием конкретной семейной среды.

89

Качество семейной среды определяется рядом параметров:

- демографический (структура семьи);

- социокультурный (образовательный уровень членов семьи, образ жизни, традиции и ценности семьи);

- социально-экономический (материальный статус и трудовая занятость взрослых членов семьи);

- технико-гигиенический (условия проживания);

- социально-психологический (психологический климат, отношения в семье);

- социально-педагогический (родительские установки, стиль воспитания).

Каждый из названных компонентов микросреды семьи может содержать разнообразные явные или скрытые риски социализации ребенка. Степень и интенсивность рисков определяют характер социального функционирования семьи: полноценное социальное функционирование (благополучная семья), затруднение социального функционирования (семья группы риска), нарушение социального функционирования (неблагополучная семья).

Так, в неблагополучной семье риски социализации ребенка обусловлены следующими факторами:

- структурная деформация;

- низкий социально-экономический и социокультурный статус;

- асоциальные типы личностей родителей и ближайшего окружения;

- аморальный и противоправный образ жизни;

- дефекты семейного воспитания, вплоть до жестокого обращения и насилия над детьми;

- неблагоприятный психологический климат и конфликтные отношения [3].

Таким образом, неблагополучная семейная среда аккумулирует множественные риски социализации ребенка, которые имеют явный характер, проявляются комплексно и в системе. При этом неблагополучная семья не способна к эффективной самоорганизации и саморегулированию процессов жизнедеятельности. В отличие от благополучной семьи, где единичные риски блокируются внутренними ресурсами семьи и ее ближайшего окружения, в неблагополучной семье родители оказываются не в состоянии обеспечить стабильное функционирование семейной системы. Поэтому микросреда неблагополучной семьи становится опасной, прежде всего, для наименее защищенных ее несовершеннолетних членов. Возникает настоятельная необходимость внешнего управления существующими и потенциально возможными рисками социализации ребенка в неблагополучной семейной среде.

Действуя в интересах ребенка и защищая его право на полноценное развитие в безопасной микросреде, социальные службы рассматривают неблагополучную семью с позиции объекта управления дисфункциональной семейной системой [3]. Субъектами управления выступают разные специалисты в условиях разных социальных систем, в которые включена семья. Это, прежде всего, социальные педагоги образовательных учреждений, специалисты по соци-

альной работе учреждений здравоохранения и социальной защиты.

В содержательном плане управление рисками социализации означает:

1) выявление и прогнозирование рисков социализации ребенка в микросреде семьи;

2) проектирование условий безопасной социализации ребенка в семейной среде.

Очевидно, что семья представляет собой закрытую систему. Поэтому управление рисками социализации ребенка в неблагополучной семье представляет собой весьма сложные механизмы, через которые возможно лишь допустимое и целесообразное вмешательство в семейную ситуацию. Данное обстоятельство указывает на необходимость разработки программы управления рисками социализации, которая обеспечит целенаправленность, планомерность и системность в работе с семьей и позволит «запустить» внутренние ресурсы самой семьи.

Для специалиста, работающего с неблагополучной семьей, проектирование программы управления рисками социализации ребенка представляет профессиональную задачу, сложность которой обусловлена отсутствием унифицированного варианта такой программы. Это, в свою очередь, связано с объективными трудностями организации работы с семьей:

1. Сложность семьи как социальной системы, включающей в себя большое число разнообразных взаимосвязей и отношений. Эти связи подвижны, изменчивы и зачастую проявляются в скрытых формах.

2. Комплексный характер проблем семьи, нарушающих ее полноценное социальное функционирование. Это требует организации работы с семьей на межведомственной основе.

3. Отсутствие единого подхода к пониманию сущности семьи и интерпретации проблем семьи в разных областях научного знания и сферах профессиональной деятельности. Так, для социального педагога семья - это микросреда воспитания и социализации ребенка, а для психолога и социального работника - малая социальная группа.

4. В системе социальной защиты населения программирование осуществляется специалистами на нормативно-правовой основе, тогда как социально-педагогические программы базируются на педагогических закономерностях и принципах.

В рамках данной статьи мы видим свою цель не в том, чтобы предложить универсальную программу, а в том, чтобы определить общую логику и единые содержательные линии проектирования программы управления рисками социализации ребенка в семье.

Для этого остановимся на раскрытии научно-практического смысла программы и программирования в профессиональной деятельности. Программа -это комплекс научно обоснованных целесообразных мероприятий. Сущность программы заключается в проектировании процесса на основе подробного описания целей, задач, содержания, способов организации и ожидаемых результатов деятельности.

В работе с неблагополучной семьей используются разные типы программ, классифицированные по

разным основаниям: по критерию цели и содержания - программы обследования и программы деятельности; по количественному критерию - индивидуальные и групповые программы. Проектирование программы каждого типа осуществляется на основе специфических принципов, имеет свои содержательно-целевые и ресурсные особенности. Тем не менее, в структуре любой программы целесообразно выделить два крупных блока: пояснительная записка и содержание программы.

Пояснительная записка используется как способ обоснования программы (актуальность программы, ее место в системе работы учреждения, цель и задачи программы, объект и субъект деятельности, принципы и условия реализации задач). Данный раздел позволяет придать деятельности необходимую целенаправленность и системность, обеспечивает координацию профессионального взаимодействия.

Раздел «Содержание программы» включает функциональное описание содержания предстоящей деятельности (направления работы) и ее организационное обеспечение (формы и методы работы). В целом содержание программы определяется ее целевой направленностью и потому является вариативным. Например, содержание программы обследования, направленной на выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех факторов, которые угрожают функционированию семьи как системы и препятствуют реализации социально обусловленных функций, определяется логикой самого процесса обследования, который включает три этапа: сбор информации, ее обработка и систематизация, конструирование выводов.

При разработке программы деятельности у начинающих специалистов нередко возникает трудность в определении цели работы с семьей. Чтобы устранить такого рода трудность, необходимо исходить из проблем семьи, устанавливая логическую связь: проблема - цель, причины проблемы - задачи - средства решения каждой задачи - результат по каждой задаче - общий результат достижения цели - измененное состояние проблемы.

Программа управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье относится к программам деятельности и разрабатывается индивидуально в зависимости от степени и интенсивности реальных и потенциальных рисков. При этом сохраняется единая логика проектирования индивидуальной программы, задаваемая общей целью - обеспечение безопасной социализации ребенка в семейной среде.

Задачи программы:

1. Проанализировать семейную ситуацию с позиции оценки рисков социализации ребенка.

2. Спрогнозировать угрозы социального развития ребенка в семейной среде.

3. Мотивировать членов семьи на изменение семейной ситуации.

4. Спланировать профилактическую и коррекци-онно-реабилитационную работу с несовершеннолетним и семьей.

5. Оценить динамику развития семейной ситуации с позиции соответствия компонентов семейной среды жизненно важным потребностям ребенка.

Условия реализации задач:

- индивидуальный подход;

- ранняя диагностика семейного неблагополучия;

- дифференциация семей по типу неблагополучия и мотивации перемен;

- выявление и актуализация внутренних ресурсов семьи;

- постоянный контакт с семьей;

- межведомственное взаимодействие.

Принципы построения программы: принцип комплексности, принцип системности, принцип приоритета интересов ребенка, принцип сотрудничества с семьей.

Общее содержание и этапы реализации программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье условно представим в виде схемы (см. рисунок).

Таким образом, в основе проектирования программы лежит логика управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье, которая включает два этапа:

1) этап выявления и прогнозирования рисков социализации,

2) этап проектирования безопасной семейной среды.

Сущность выявления рисков социализации ребенка заключается в проведении комплексного обследования и факторного анализа семейной среды. Для этого может быть использована методика системной оценки ребенка и семьи (Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина), цель которой - максимально точное определение тех компонентов микросреды семьи, которые содержат явные угрозы и риски для ребенка [2].

Риски социализации ребенка, продуцируемые семейной средой, не являются константными. Они нарастают по мере возрастания степени семейного неблагополучия. Поэтому важно не только выявить явные угрозы, но и спрогнозировать возможные проявления скрытых рисков, оценив динамику развития семейной ситуации. Для этого в контексте управления рисками социализации ребенка целесообразно прогнозирование.

Сущность научного прогнозирования состоит в определении потенциальных возможностей развития явления на основе познания его природы, закономерностей, прошлого и настоящего состояний. Осуществляя прогнозирование рисков социализации ребенка в семейной среде, необходимо собрать информацию: во-первых, об особенностях развития ребенка на данном возрастном этапе; во-вторых, об интенсивности и степени рисков (оценка рисков с точки зрения их природы, размера и ущерба развитию ребенка); в-третьих, о факторах семейной микросреды, которые, с одной стороны, провоцируют опасное положение ребенка, а с другой, - уменьшают и нейтрализуют эти проявления [3].

1. Выявление и прогнозирование рисков

Нарушение социального функционирования семьи

Затруднение социального функционирования семьи

Явные угрозы развития ребенка

Скрытые угрозы развития ребенка

Рисунок. Алгоритм управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье

Сущность проектирования безопасной среды заключается в создании комплекса условий, необходимых и достаточных для регулирования рисков. В теории управления социальными рисками определены механизмы проектирования безопасной среды:

- минимизация - сокращение угроз и рисков, сведение их к минимуму;

- нейтрализация - устранение угроз и рисков за счет привлечения внешних ресурсов;

- поглощение - устранение угроз и рисков за счет актуализации внутренних ресурсов [1].

В качестве технологического инструментария выступают: технология кризисной интервенции (нейтрализация рисков), технология социального патронажа и технология социально-педагогической помощи и поддержки (минимизация рисков), технология работы с сетью социальных контактов семьи (поглощение рисков).

Выбранные стратегия и тактика управления рисками социализации находят отражение в плане профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Индивидуальный план включает два содержательных аспекта. Первый - направление по работе с семьей - имеет целью устранение или сведение к минимуму неблагоприятных факторов семейной среды. Второй - направление по работе с ребенком -направлен на выявление и устранение последствий первичной социализации ребенка в неблагополучной семейной среде [3].

Приведем пример индивидуальной программы

управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье (семья Лизы Р., 2003 г.р., находится на реабилитации в МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» - далее СРЦН).

В рамках первого этапа работы с семьей (выявление и прогнозирование рисков) проведено комплексное обследование семьи. Поставлен социально-педагогический диагноз: нарушение социального функционирования семьи, явные угрозы социального развития ребенка; семья внутренне не готова к изменению семейной ситуации, но способна использовать внешние ресурсы. На основании поставленного диагноза в работе с семьей выбрана поддерживающая стратегия, связанная с оказанием семье необходимой помощи и активизацией ее внутренних ресурсов. Поэтому управление рисками социализации должно осуществляться в направлении их минимизации, нейтрализации и поглощения. Результаты проектирования программы в рамках второго этапа работы с семьей представлены в паспорте программы (см. таблицу).

Представленная программа является средством управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье. Программа дает целостное представление о логике и основных содержательных линиях индивидуальной работы с семьей в виде алгоритмизированного управленческого цикла с четким определением этапов управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье.

Таблица

Паспорт программы

Наименование Программа управления рисками социализации Лизы Р. в неблагополучной семейной среде

Актуальность программы Факторы риска социализации ребенка в семейной среде: - нездоровый образ жизни родителей (злоупотребление спиртными напитками); - низкий уровень педагогической грамотности родителей (не занимаются воспитанием дочери); - нестабильный психологический климат в семье (конфликтные отношения девочки с отцом). Ресурсы семьи: - родители готовы сотрудничать со специалистами СРЦН, имеют постоянное место работы; - поддержка и помощь со стороны ближайшего окружения семьи

Цель Создать условия для обеспечения безопасной социализации Лизы в семейной среде

Задачи программы 1. Мотивировать членов семьи на изменение семейной ситуации. 2. Оказать медико-социальную помощь взрослым членам семьи в преодолении алкогольной зависимости. 3. Осуществлять коррекцию родительских установок и стиля семейного воспитания. 4. Содействовать нормализации внутрисемейных отношений и психологического климата в семье

Условия реализации Программа реализуется в условиях СРЦН. Сроки реализации: 1 месяц реабилитационного периода

Основные мероприятия Направление работы с семьей: - медико-социальная помощь (консультирование врача-нарколога); - социально-педагогическая помощь (патронаж с целью мониторинга семейной ситуации и формирования мотивации родителей на сотрудничество со специалистами, педагогическое консультирование с целью формирования адекватных родительских установок); - социально-экономическая помощь (консультирование родителей о мерах социальной поддержки и условиях предоставления адресной государственной социальной помощи); - социально-правовая помощь (консультирование родителей с целью разъяснения основных прав и обязанностей в сфере семейного, административного законодательства). Направление работы с несовершеннолетней: - социально-психологическая помощь (индивидуальная и групповая психокоррекционная работа); - социально-педагогическая помощь (обучение навыкам конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, воспитательная работа, оказание помощи в преодолении трудностей в усвоении школьной программы); - педагогическая коррекция (помощь в преодолении отклонений в поведении посредством включения в коррекционно-реабилитационные программы «Путь к успеху» и «Мы вместе», организация досуга)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнители Специалисты СРЦН

Ожидаемые результаты 1. Готовность членов семьи к изменению семейной ситуации и взаимодействию со специалистами СРЦН. 2. Отказ родителей от употребления алкоголя. 3. Повышение уровня педагогической грамотности родителей. 4. Нормализация внутрисемейных отношений. 5. Готовность семьи к самостоятельному преодолению трудных жизненных ситуаций

Литература

1. Вишняков, Я.Д. Общая теория управления рисками / Я. Д. Вишняков, Н.Н. Радаев. - М., 2008.

2. Иванова, Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. - 2010. - № 3. - С. 97 - 105.

3. Першина, Т.В. Организационно-педагогические условия обеспечения безопасного социального развития детей из асоциальных семей / Т.В. Першина, А.В. Шишова // Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности / под ред. В.Г. Маралова. -Череповец, 2011. - С. 166 - 204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.