Научная статья на тему 'Проектирование педагогической деятельности как средство реализации личностно ориентированной модели образования в условиях Смоленского педагогического лицея'

Проектирование педагогической деятельности как средство реализации личностно ориентированной модели образования в условиях Смоленского педагогического лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование педагогической деятельности как средство реализации личностно ориентированной модели образования в условиях Смоленского педагогического лицея»

Жойкин С. А.

Аспирант, Смоленский государственный университета

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СМОЛЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ

Учитель - не учитель в обычном смысле слова, но лишь руководитель и спутник: он руководит исследованиями детей, он спутник их путешествий в человеческую жизнь.

П. П. Блонский

Ключевые слова: проект, проектирование, социальное проектирование, педагогическое проектирование, алгоритм проектирования, метод проектов, личностно ориентированная парадигма.

На современном этапе развития общества, характеризующемся необычайной мобильностью и высокой социокультурной динамикой, в образовательной среде начинает доминировать проектный тип культуры. Проектирование деятельности учителя и учащихся становится одним из центральных культурных механизмов преобразования педагогической действительности. При этом явственно обнаруживаются универсальность и синтетический характер проектной деятельности. Поэтому сегодня в педагогическом сообществе стало модно говорить и писать о проектной технологии и даже о провозглашении проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века. Бесспорная актуальность данной проблемы означает, что каждому педагогу просто необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах.

Основу научного контекста рассмотрения педагогического проектирования формируют такие категории, как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные от них понятия.

В контексте личностно ориентированной парадигмы, которая является главной долгосрочной стратегией развития Смоленского областного ГОУ «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия», ориентиром качества образования, на наш взгляд, становится формирование социально активной и креативно мыслящей личности лицеиста.

Личностно ориентированная парадигма предполагает необходимость вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении различных педагогических проблем. Наиболее перспективной в этом отношении технологией, с нашей точки зрения, является проектирование.

Педагогическое проектирование представляется нам как личностно ориентированная образовательная технология, как определённым образом выстроенная совместная деятельность участников проекта, обеспечивающая движение образовательного процесса к определенному результату, в качестве которого выступают продукты творческой деятельности учащихся и развитие личностных качеств, актуализированных в этой деятельности. В основе метода проектов как личностно ориентированной технологии лежит признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности.

Более того, проект как личностно ориентированная технология обучения обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять

обучение, развитие и воспитание учащихся, способствует дифференциации и индивидуализации обучения.

В отличие от традиционного, в том числе гуманистического, проективное образование является не просто личностно ориентированным, т.е. направленным на личность как объект обучения и воспитания, но и выступает как личностно центрированное. При этом организация учебной среды определяется действиями и намерениями самого обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его успехами и неудачами, его способностями и возможностями, но главное - тем замыслом, проектом, который он формулирует и стремится реализовать посредством образования.

Иными словами, образование перестает быть деятельностью обучения, протекающей в учебных заведениях в специально организованных условиях, а становится процессом жизнедеятельности, совершающимся в течение всей активной жизни человека. Тем самым оно выступает формой непрерывного образования личности и приобретает персонифицированный характер.

О соотношении категорий «проект», «проектирование» и «педагогическое проектирование»: полифония определений

Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Категориальное поле смежных понятий «проектный», «проективный», «проектировочный» применительно к сфере образования достаточно обширно.

Так, проект - содержательно обоснованная и документально оформленная инициатива, направленная на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени, а также стратегический документ развития какой-либо социальной системы.

Проектирование (от лат. projectus - «брошенный вперед», «вытянутый») -деятельность по созданию проекта, образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [2, 2].

Помимо понятий «проект» и «проектирование» в научной и методической литературе можно встретить различные модификации прилагательных и словосочетаний, терминологически определяющих контекст педагогического проектирования. На первый взгляд, некоторые нюансы не так важны, однако в них отражены историческое развитие понимания феномена проектирования и его комплексная природа [2, 28].

В настоящее время педагогическое проектирование отражено в различных теоретических моделях и отличается разнообразием подходов к его изучению, выделением различных оснований введения нового понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов самого процесса проектирования. В современном прочтении проектирование - это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [5].

Рассмотрим несколько значений категории «проектирование» в педагогической науке и практике.

Так, В.И. Слободчиков определяет проектирование как «построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности» [8] и выделяет два момента в процессе проектирования: идеальный характер действий («идеальное "промысливание" того, что может быть; а точнее - мысленное конструирование») и практическая реализация возможного или того, что должно быть.

Вместе с тем в научной литературе педагогическое проектирование понимается

как:

• целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы (Н. О. Яковлева) [9, 8 - 14];

• ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорга-низованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической действительности (О. Г. Прикот) [7, 25-30];

• вид профессиональной деятельности учителя, характеризующийся совокупностью методов и средств, обеспечивающих предвидение учителем технологической структуры образовательного процесса и его результатов (Г. Е. Муравьёва) [4, 5];

• процесс создания и реализации педагогического проекта;

• технология обучения и т. д.

Таким образом, суммировав сущностные характеристики всех подходов, отметим, что педагогическое проектирование понимается нами как феномен, возникший в результате взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Правда, в образовании проектная деятельность часто выступает в качестве средства обучения (воспитания), выполняя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности.

Следует уточнить тот факт, что в смысловом и содержательном отношении понятия «педагогическое проектирование» и «проектирование в образовании» различаются. Последнее из них выходит за пределы педагогической сферы[2, 23].

Проектная культура педагога

Педагог становится участником проектной деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях. Он может организовывать учебные проекты, быть в числе разработчиков или исполнителей образовательного проекта в рамках учреждения, где работает; проектировать собственные учебные программы и курсы; включаться в групповые проекты или выступать в качестве эксперта проектов, выполненных его коллегами.

Так, в ходе реализации национального проекта «Образование» за текущий период была выявлена острая необходимость в формировании проектировочной компетентности педагога как в отношении построения авторских инновационных образовательных программ, так и в отношении необходимости самообобщения собственного педагогического опыта. Бесспорно, умение проектировать образовательный процесс является одним из необходимых умений учителя.

На основе процедуры проектирования образовательного процесса определен следующий комплекс проектировочных умений, сумма которых есть не что иное, как проектировочная компетентность педагога. В данный комплекс, на наш взгляд, входят следующие предметные и метапредметные компетенции:

• анализировать данные, конкретизировать образовательные цели;

• отбирать учебный материал в соответствии с поставленными целями и задачами;

• представлять учебный материал в виде моделей деятельности учащихся;

• соотносить представленную модель деятельности с опытом учащихся;

• выделять возможные технологические способы обучения и соотносить их с дидактической целью, методами, средствами и формами организации обучения, методическими особенностями темы, учебными возможностями учащихся;

• разрабатывать несколько вариантов процедур учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе их продвижения на более высокий уровень;

• оценивать и сравнивать варианты структуры деятельности учащихся, выбирать один оптимальный вариант;

• разрабатывать мотивационные и личностно развивающие ситуации;

• определять структуру деятельности учителя в соответствии со структурой учебно-познавательной деятельности учащихся;

• подбирать наглядные пособия, раздаточный материал, а также аудио- и видеоматериалы;

• оценивать способы использования внешних условий образовательного процесса;

• осуществлять коррекцию структуры образовательного процесса;

• распределять время каждого этапа в образовательном процессе;

• зафиксировать проект образовательного процесса в виде документа в письменной или графической форме [3].

Комплекс проектировочных умений педагога условно можно изобразить следующим образом:

Проектировочная компетентность педагога:

комплекс умений и навыков

П

Р О Е К

т

II

р

о в о ч н ы

Е

У м Е

н

II

я

\ -и

о м п

Е Т Е

-н-

Т Н О

с т

Преобразование целен образования, воспитания и развития в конкретные педагогические задачи

Уточнение педагогических задач и содержания деятельности в контексте личностно ориентированного обучения предметам социально-гуманитар но го цикла

Отбор содержания, форм, методов и

средств обучения предметам социально-гуманитар но г о цикла в их оптимальном сочетании

Планирование системы активизации познавательной, творческой активности учащихся, индивидуальной работы сучащимися

Планирование собственных видов деятельности, адекватных поставленным задачам

Педагогическое проектирование: в поисках оптимального алгоритма

Анализ специфики педагогического проектирования как разновидности социального, определение некоторых основ собственно педагогического проектирования позволяют предложить его обобщенную схему, которая может играть роль «методологического ориентира» для осуществления педагогического проектирования:

1) определение цели проектирования (целеполагание);

2) выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка);

3) описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния);

4) фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия важных решений по созданию проекта;

5) выдвижение гипотез по вариантам достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование);

6) построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование);

7) построение методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль);

8) реализация проекта (внедрение);

9) оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися (оценивание);

10) построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта (коррекция).

Предложенная схема осуществления педагогического проектирования является довольно обобщенной и «работает» в условиях проектирования любого педагогического объекта, однако пункты (шаги) данной схемы характеризуют определенную деятельность проектировщика (и реализатора), которые сами по себе могут быть развернуты и представлены в относительно самостоятельных алгоритмах.

Так, в методической литературе вслед за В. С. Безруковой всё чаще выделяют три ступени проектирования [1, 5 - 26]:

I ступень - моделирование - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и путей их достижения;

II ступень - собственно проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования;

III ступень - конструирование - это дальнейшая детализация созданного проекта, его апробация в конкретных педагогических условиях.

Кратко охарактеризуем каждый этап проектирования:

• На этапе моделирования учебного процесса осуществляется проектирование системы учебных целей, идей, замыслов. Проектирование системы учебных целей производится путем выделения категорий и последовательных уровней учебных целей, а затем - уточнения формулировок целей.

• На следующей ступени проектирования разрабатывается проект учебного процесса, который является результатом выполнения следующих этапов:

■ структурирование содержания учебного материала;

■ выявление совокупности понятий в их логической взаимосвязи;

■ выбор оптимальных методов обучения;

■ проектирование информационного банка социально значимых проблем и задач и вариантов их решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И, наконец, после завершения проектирования всех составляющих модели учебного процесса, на этапе конструирования составляются развернутое тематическое планирование, конспекты уроков, оформляются необходимые наглядные пособия, презентации, опорные конспекты и т. д.

Данную пошаговую логику этапов проектирования можно представить

схематично:

Этапы педагогического проектирования

Ш. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

— 1 1

Конспекты уроков, схемы, презентации и т.д. (популяризация проекта) —

Реализация педагогического проекта

Таким образом, следуя логике рассуждений И. А. Колесниковой, способность к созданию педагогических проектов в значении целевых прообразов находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по созданию объекта), моделирования (концептуального упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания прогнозируемого объекта). Следовательно, «проектирование — это органичная, естественная для человека деятельность, которая может быть освоена каждым» [2, 1].

Предложенная схема проектирования может показаться достаточно наукообразной. Однако построение любого педагогического проекта, на наш взгляд, целесообразно осуществлять именно на основе алгоритма научного исследования.

Так, примером осуществления проектирования педагогической деятельности является проект, разработанный нами в 2007 г. в рамках реализации Президентского национального проекта «Образование» по направлению «Конкурс лучших учителей РФ» на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ И КРЕАТИВНО МЫСЛЯЩЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» [10] и удостоенный Премии Президента РФ.

Кратко охарактеризуем основные этапы подготовки и реализации данного авторского педагогического проекта:

ЭТАПЫ И ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Этапы

педагогического проектирования

Элементы педагогического проектирования

Инновационный педагогический проект «Формирование социально активной и креативно мыслящей личности учащихся...»

Этап 1 Моделирование (создание модели) -разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов, ситуаций и основных путей их достижения выявление педагогической проблемы и её актуальности Современное образовательное пространство, существующее и динамично развивающееся в рамках объявленного (декларированного) «сверху» процесса модернизации содержания и структуры образования, предъявляет особые требования к личности выпускника, пока ещё не готовой в современных реалиях рыночного времени адекватно «ответить» на государственный заказ в силу несформиро-ванности навыков креативного мышления и социально

определение объекта педагогического анализа социальное проектирование как самостоя-тельная педагогическая технология и как средство формирования социально активной и креативно мыслящей личности

определение предмета педагогического анализа теория и практика социального проектирова-ния, реализуемого в урочной и внеурочной деятельности в процессе преподавания истории и обществознания в условиях педагогического лицея

формулирование цели педагогического проекта формирование навыков креативного мышления и социально активной гражданской позиции учащихся в процессе преподавания истории и обществознания преимущественно средствами технологии социального проектирования

формулирование рабочей гипотезы педагогического проекта если образовательный процесс преподавания истории и обществознания в лицейских профильных классах построить через создание практико-ориентированных ситуаций и средствами технологии социального проектирования, то это позволит сформировать у учащихся навыки креативного мышления и активную жизненную позицию, а также ряд ключевых компетенций, что повысит не только мотивацию к изучению истории и общество-знания, но и качество образования

дигностика уровня развития проектной культуры педагога и учащихся определение уровня сформированности ОУУН на примере диагностики «Учебное занятие глазами учителя и ученика» [6, 32 -33].

Основные требования к учебному

проекту:

Работа над проектом всегда

направлена на разрешение

конкретной, социально

значимой, исследовательской,

определение информа-ционной,

основных практической проблемы.

дидактических и В^С Планирование действий по

методических разрешению проблемы - иными

требований к словами, проектиро-вание

проекту самого проекта. И^С Исследовательская работа педагога и учащихся как обязательное условие проекта. Отличительная черта проектной работы - поиск информации. Результатом работы над проектом является продукт. 5: Представление продукта заказчику - презентация

Этап 2 В соответствии с поставленными целью,

Проектирование задачами и гипотезой проекта были

(создание проекта) - проведены диагностики по выявлению и

дальнейшая динамике уровня сформированности

разработка проверка рабочей ключевых компетенций у учащихся и их

созданной модели и гипотезы творческой активности в процессе

доведение ее до «погружения» в технологию социального

уровня проектирования. Количественные характери-

Практического стики, имеющие положительную динамику,

использования позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза верна.

В становлении и развитии

педагогического проекта можно выделить

разработка следующие стадии:

авторской системы ^ 2004-2006 гг. - период

становления опыта. В этот

педагогических период был проведен анализ

действий в контексте использования традиционной системы работы

учителя истории, знакомство с

современными

современных образовательных образовательными технологиями и подходами к

технологий (обобщение опыта) и её апробация организации образовательного

процесса, изучение проблемы

развития системного мышления

учащихся. Курсы повышения квалификации по проблеме позволили познакомиться с проектной технологией, начать

апробацию и внедрение в

• Мастер-класс на тему

«Проектная методика в

преподавании истории и

обществознания» в рамках Х

Между-народной научно-

практической конференции

«Взаимодействие

педагогической науки и

практики в обеспечении

диссеминация эффективности и качества

(распространение образования» (Смоленск, 10 - 12

и популяризация) октября 2007 г.).

Этап 3 инновационного • Мастер-класс на тему

Конструирование педагогического «Технология социального

(создание опыта как проектирования как средство

конструкта) - продукта формирования социально

дальнейшая педагогического активной и креативно мыслящей

детализация проектирования личности лицеиста» в рамках

созданного проекта, посредством встречи по обмену опытом с

приближающая его проведения делегацией учителей Восточного

для использования в мастер-классов и округа г. Москвы (22 ноября

конкретных творческих 2007 г.)

условиях реальными мастерских • Мастер-классы на тему

участниками (= реализация «Философия жизни» (О

процесса авторского технологии социального

педагогического проектирования как средстве

проекта) формирования социально

активной и креативно мыслящей

личности лицеиста) в рамках II и

III Региональных слётов

победителей президентского

национального проекта

«Образование» (4 марта 2008 г. и

4 ноября 2008 г.).

• Мастер-класс «Проектирование

деятель-ности учителя и

учащихся как средство

реализации личностно

ориентированной модели

образования» для педагогов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОУ СОШ № 2 г. Демидова в

рамках организации курсов

повышения квалификации (24

ноября 2008 г.).

• Мастер-класс на тему «Как нам

''обустро-ить''молодёжь?»

(Формирование социально

активной и креативно мыслящей

личности средствами технологии

социального проектирования.) в

рамках методического семинара «Творческая мастерская

педагога» для победителей ПНПО и конкурса «Учитель года» разных лет (18 июня 2009 г.).

О значении и потенциале педагогического проектирования

в контексте личностно ориентированной парадигмы

На примере данного педагогического проекта мы видим, как соотно-сятся друг с другом технологии проектирования и научного исследования.

• Выполнение данного педагогического проекта даёт возможность

для создания личностно ориентированных ситуаций, позволяющих педагогу и учащимся реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности.

• Метод проектов предстаёт как личностно ориентированный метод

обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по

разработке проблемы и на оформлении практического результата.

• Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Таким образом, педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, развития и воспитания человека.

Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем, позволяет не только добиться позитивных изменений на локальном уровне, но и влиять на преобразование в сфере развития и воспитания личности.

Если при проектировании традиционного обучения предметом проектной деятельности является фрагмент содержания этого обучения, то при личностно ориентированном образовании элементом проектирования становится не фрагмент материала, а событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание - его часть.

И, наконец, педагогическое проектирование - это мощный инструмен-тарий в руках педагога, позволяющий создать и реализовать проект решения любой педагогической проблемы.

Литература

1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Свердловск, 1990.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская / Под ред. И.А. Колесниковой. — М: «Академия», 2005.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Просвещение, 1990.

4. Муравьева Г.Е. Теория и технология обучения проектированию образовательного процесса. - Шуя: Изд-во «Весть», 2005.

5. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. — М., 1995.

6. Подготовка учителя-исследователя в условиях общеобразовательного учреждения: Методическое пособие / Сост. Л. А. Куришкина. - Смоленск, 2000.

7. Прикот О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист. 2002. № 2.

8. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - Биробиджан, 2003.

9. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2002. № 6.

10. http://www.admin.smolensk.ru/~edu/document/eduproject/2teacher/teach_2007/gh ojkin.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.