Научная статья на тему 'Проектирование основных профессиональных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС во в соответствие с профессиональными стандартами'

Проектирование основных профессиональных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС во в соответствие с профессиональными стандартами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMME / PROFESSIONAL STANDARD / DECOMPOSITION / HIERARCHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худжина Марина Владимировна

В статье представлен теоретический подход к проектированию образовательных программ в условиях приведения действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО)в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ и вводимыми профессиональными стандартами (ПС). Устанавливается соответствие между введенными иерархиями требований образовательных стандартов и требований профессиональных стандартов, которое позволяет учитывать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худжина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF THE MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONTEXT OF BRINGING EXISTING FSES НЕ INTO LINE WITH PROFESSIONAL STANDARDS

This paper is devoted to the theoretical approach to designing basic educational programmes in the context of bringing the existing federal state educational standards of higher professional education (fses he) into line with federal educationlaw of the russian federation (no. 273) and introduced professional standards (ps). the author shows the correspondencebetween the introduced hierarchies of fses he-requirements and the hierarchy of psrequirements, which allows one to take intoaccount the ps requirements in designing basic educational programs for higher education institutions in accordance with the federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Проектирование основных профессиональных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС во в соответствие с профессиональными стандартами»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ПРИВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФГОС ВО В СООТВЕТСТВИЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ1

THE DESiGN OF THE MAiN PROFESSiONAL EDUCATiONAL PROGRAMS iN THE CONTEXT OF BRiNGiNG EXiSTiNG FSES НЕ iNTO LiNE WiTH PROFESSiONAL STANDARDS

Худжина Марина Владимировна

Декан факультета информационных технологий и математики Нижневартовского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: mv.khudzhina@mail.ru

Khudzhina Marina V.

Dean of the Faculty of information Technologies and Mathematics, Nizhnevartovsk State University, PhD in Education, Associate professor

E-Mail: mv.khudzhina@mail.ru

Аннотация. В статье представлен теоретический подход к проектированию образовательных программ в условиях приведения действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ и вводимыми профессиональными стандартами (ПС). Устанавливается соответствие между введенными иерархиями требований образовательных стандартов и требований профессиональных стандартов, которое позволяет учитывать

Abstract. This paper is devoted to the theoretical approach to designing basic educational programmes in the context of bringing the existing Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (FSES HE) into line with Federal Education Law of the Russian Federation (No. 273) and introduced Professional Standards (PS). The author shows the correspondence between the introduced hierarchies of FSES HE-requirements and the hierarchy of PS-requirements, which allows one to take into account the PS requirements in designing basic

1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).

требования профессиональных стандартов при проектировании основных образовательных программ вуза.

educational programs for higher education institutions in accordance with the Federal State Educational Standards.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование, образовательная программа, профессиональный стандарт, декомпозиция, иерархия.

Keywords: Federal State Educational Standards, higher education, educational programme, professional standard, decomposition, hierarchy.

В настоящее время утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО, далее - образовательные стандарты) почти по всем направлениям подготовки в вузе [1]. Новые образовательные стандарты имеют рамочный характер, и содержание основных профессиональных образовательных программ (далее - образовательных программ) раскрывается образовательной организацией на основе имеющегося опыта их реализации (как собственного, так и традиционного для российских вузов) в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами (ПС) и запросами региональных работодателей. Роль представителей профессионального сообщества в проектировании образовательных программ при этом существенно возрастает, так как именно работодатели участвуют в определении уровня профессиональной готовности выпускника в процессе оценки его способности решать профессиональные задачи в период обучения в вузе, в ходе государственной итоговой аттестации, а также при приеме выпускников на работу.

Целый ряд законодательных инициатив, реализованных нашим государством в последние годы, предписывает разработчикам образовательных программ в обязательном порядке учитывать требования, отраженные в профессиональных стандартах, соответствующих установленной вузом направленности (профилю) образовательной программы [2-4]. Различие понятийных аппаратов ФГОС ВО и ПС создает определенные трудности для разработчиков, поэтому установление взаимосвязи между терминами, применяемыми в обозначенных документах, становится необходимым этапом процесса проектирования образовательной программы.

В современных образовательных стандартах подготовка выпускника связана с приобретением компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Именно компетенции обучающихся, отраженные в образовательном стандарте, и дополнительные компетенции, установленные самостоятельно образовательной организацией (в случае их наличия), служат результатами освоения образовательной программы. При этом компетенции в основном формулируются как способности к определенным видам деятельности и не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а проявляются именно в процессе деятельности. Квалификация, присваиваемая выпускнику, свидетельствует о его готовности к тем видам (виду) профессиональной деятельности, которые заявлены в образовательной программе с учетом ее направленности (профиля).

Профессиональный стандарт отражает требования к компетенциям сотрудника в соответствии с квалификационными уровнями и является характеристикой

«квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [5].

С целью установления соответствия между понятийными аппаратами ФГОС ВО и ПС в работе [6] были представлены результаты декомпозиции требований обоих стандартов (см. рис.1; 2).

Слой 0: «Квалификация - бакалавр»

V---

---'

Слой 1: «Вид профессиональной

деятельности»

^---

^---

Слой 2: «Профессиональные задачи»

^---

Слой 3: «Компетенции»

^---

»----

Слой 4: «Готовность/Способность» Слой 5: «Знания»

V---

Рис. 1. Иерархическая структура требований ФГОС ВО

Слой 0: «Профессия»

Слой 1: «Обобщенные трудовые функции»

Слой 2: «Трудовые функции»

Слой 3: «Трудовые действия»

Слой 5: «Необходимые знания»

Рис. 2. Иерархическая структура требований ПС

Произведенные декомпозиции позволили установить соответствие между требованиями ФГОС ВО и ПС по уровням иерархий (рис. 3).

Установленное соответствие позволяет разработчикам образовательных программ раскрывать содержание формируемых компетенций в терминах ПС.

Следует отметить, что наиболее «чувствительными» ко всем изменениям, включая изменения на рынке труда, являются профессиональные компетенции. Поэтому особую актуальность, на наш взгляд, в настоящее время приобретает применение предметно-модульного принципа построения учебного плана, согласно которому его первая часть состоит из дисциплин, ориентированных на формирование и развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций, а вторая часть представляет собой совокупность модулей, направленных на овладение обучающимися профессиональными компетенциями (частями компетенций) в соответствии с установленным профилем (направленностью) образовательной программы.

Исходя из сложившегося в системе образования опыта реализации модульного обучения можно утверждать, что единой трактовки понятия «модуль» не существует. В данном контексте под модулем понимается относительно самостоятельная, логически завершенная часть образовательной программы, направленная на формирование определенной

Слой 0: «Квалификация - бакалавр»

Слой 0: «Профессиях

Слой 3: «Компетенции»

Слой 1: «Обобщенные трудовые

функции»

Слой 2: «Трудовые функции»

Слой 4: «Готовность/Способность»

Слой 3: «Трудовые действия»

Слой 4: «Необходимые умениях

Слой 5: «Знания»

Слой 5: «Необходимые знания»

Рис. 3. Соответствие между слоями иерархических структур декомпозиций ФГОС ВО и ПС

профессиональной компетенции или составляющих ее частей. Модуль может включать дисциплины (разделы дисциплин), в том числе дисциплины по выбору, практикумы, практики, научно-исследовательскую работу, которые в совокупности направлены на достижение определенного результата освоения обучающимися образовательной программы. Представляется целесообразным, что модуль (результат обучения по модулю) должен иметь компетентностно-ориентированный характер.

Таким образом, на основе представленных декомпозиций требований ФГОС ВО и ПС и установленного соответствия между ними по уровням иерархий разработчики формируют структуру и содержание профессиональных компетенций образовательного стандарта в терминах ПС. Одним из эффективных путей достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы служит применение предметно-модульного принципа построения учебного плана, в соответствии с которым количество, трудоемкость и содержание модулей можно корректировать с учетом изменяющихся требований обновляющихся образовательных стандартов, профессиональных стандартов, запросов работодателей и ситуации на рынке труда.

Список литературы

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 05.04.2016).

2. О мероприятиях по реализации и государственной социальной политики: Указ Президента Российской федерации от 7 мая 2012 г. № 597 [Текст] // Российская газета. - 2012. - № 102 (9 мая).

3. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: Постановление правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 4 (28 января). - Ст. 293.

4. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. -2015. - № 18 (04 мая). - Ст. 2625.

5. Разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-справочное пособие [Текст] / авт.-сост. Лейбович А. Н. [и др.]. - М.: Перо, 2014. - 33 с.

6. Каракозов, С. Д. Проектирование основных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС высшего образования в соответствие с профессиональными стандартами [Текст] / С. Д. Каракозов, Д. А. Петров, М. В. Худжина // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 2. - С. 9-23.

References

1. Portal Federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov vysshego ob-razovaniya. Available at: http://www.fgosvo.ru/ (accessed: 05.04.2016).

2. O meropriyatiyakh po realizatsii i gosudarstvennoy sotsialnoy politiki: Ukaz Preziden-ta Rossiyskoy federatsii ot 7.05.2012 No. 597. Rossiyskaya gazeta. - 2012, No. 102 (9 May).

3. Pravila razrabotki, utverzhdeniya i primeneniya professionalnykh standartov: Postanovlenie pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 22.01.2013 No. 23. Sobranie za-konodatelstva RF. 2013, No. 4 (28 Jan). Art. 293.

4. Federalnyy zakon ot 02.05.2015 No. 122-FZ "O vnesenii izmeneniy v Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii i statyi 11 i 73 Federalnogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Sobranie zakonodatelstva RF. 2015, No. 18 (04 May). Art. 2625.

5. Leybovich A. N. (et al.). (Comp.) Razrabotka i primenenie professionalnykh standartov: slovarno-spravochnoe posobie. Moscow: Pero, 2014. 33 p.

6. Karakozov S. D., Petrov D. A., Khudzhina M. V. Proektirovanie osnovnykh obrazovatelnykh programm v usloviyakh privedeniya deystvuyushchikh FGOS vysshego obrazovaniya v sootvetstvie s professionalnymi standartami. Prepodavatel XXI vek. 2015, No. 2, pp. 9-23.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.