Научная статья на тему 'Проектирование модели развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера'

Проектирование модели развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCE / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / TEACHER OF HIGHER SCHOOL / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Р.Р.

В статье рассматривается задача проектирования модели развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера. Описаны преимущества функционирования научно-образовательного кластера, его функции, а также способы самореализации преподавателей в рамках функционирования указанного кластера. Проанализированы понятия педагогического моделирования и педагогического проектирования, компетенции и компетентности, конкретизировано определение научно-методической компетентности преподавателя вуза. Представлена спроектированная модель развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера, включающая в свою структуру ценностно-целевой, концептуальный, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарифуллина Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE MODEL OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL CLUSTER

The article considers the problem of designing a model of development of scientific-methodical competence of the teacher of high school in the conditions of educational cluster. Describes the advantages of functioning of scientific-educational cluster, its functions, and ways of self-realization of teachers in the framework of the specified cluster. Analyzed the concept of pedagogical modeling and pedagogical projection, competence and competency, determining scientific-methodical competence of teacher of high school. Presents designed model of development of scientific-methodical competence of the teacher of high school in the conditions of educational cluster, which includes in its structure a value-oriented, conceptual, content, technology and assessment-effective blocks.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера»

УДК 378.126

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Гарифуллина Р.Р., ФГБОУ ВПО «КГЭУ», аспирант Контакты: garifullina_r@mail.ru

В статье рассматривается задача проектирования модели развития научно -методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера. Описаны преимущества функционирования научно -образовательного кластера, его функции, а также способы самореализации преподавателей в рамках функционирования указанного кластера. Проанализированы понятия педагогического моделирования и педагогического проектирования, компетенции и компетентности, конкретизировано определение научно-методической компетентности преподавателя вуза. Представлена спроектированная модель развития научно -методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера, включающая в свою структуру ценностно-целевой, концептуальный, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки.

Ключевые слова: научно-методическая компетентность, преподаватель высшей школы, научно-образовательный кластер.

Высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки выпускников вузов стал необходимым условием освоения и внедрения новых технологий, требуемых для повышения конкурентоспособности продукции на рынке, развития интеллектуального потенциала, а также снижения социальной напряженности в обществе. Приоритетность данной проблемы повышает актуальность исследования подготовки компетентного преподавателя высшей школы (далее ПВШ), в частности, - способов и направлений развития его научно-методической компетентности. К числу одного из

130

условий развития научно-методической компетентности преподавателя высшей школы является участие образовательной организации в научно-образовательном кластере. Применение этого условия было внедрено в Казанском государственном энерегтическом университете.

Более чем полувековой опыт существования образовательных кластеров в различных странах мира и почти 10-летний опыт деятельности научно-образовательных кластеров в России (с 2006 г.) позволяют выявить теоретико-методологические и организационно-педагогические основания, обеспечивающие возможность их учета и адаптации применительно к системе повышения квалификации и развития компетентности преподавателя высшей школы.

Преимущество функционирования научно-образовательного кластера очевидно, так как при этом преподаватели вуза могут сотрудничать со всеми его участниками, определять собственное направление развития научно-методической компетентности и использовать для этого возможности образовательного кластера. Следовательно, применение функций научно-образовательного кластера в развитии научно-методической компетентности преподавателя высшей школы актуально и может служить для подготовки конкурентоспособных выпускников вуза.

Проектирование модели развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера вызвала потребность исследования проблемы моделирования. Моделирование достаточно широко применяется в педагогической науке, позволяет объединить теоретические и эмпирические знания в педагогическом исследовании.

Суходольский Г.В. в работе «Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности» моделирование представляет «...как процесс создания иерархии моделей, в которой реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [ 1], и модель - как созданный объект в виде знаковых

131

форм, схем или формул, физических конструкций. Итак, модель -это виртуальный или материальный объект, который при исследовании замещает объект-оригинал таким образом, что его изучение дает новые знания об оригинале. Существует три вида моделей: 1) физические - имеют природу, схожую с оригиналом; 2) вещественно-математические - их природа несходна с эталоном, однако допустимо математическое описание его поведения; 3) логико -семиотические - проектируются из специальных символов, знаков и структурных схем. Педагогические модели чаще всего относятся ко второй и третьей группе перечисленных видов [ 2].

А.Б. Горстко отмечает, что модель необходима для того, чтобы осмыслить структуру и основные свойства объекта, законы его развития и взаимодействия с окружающим миром. Проектирование модели помогает научиться управлять объектом, определять эффективные способы управления при выбранных условиях; прогнозировать все последствия реализации установленных способов воздействия на объект [ 3].

А.М. Новиков педагогическое проектирование относит к компоненту педагогической деятельности: «Проектирование педагогической системы предполагает возможность с помощью разработанных диагностических процедур систематического на каждом учебном занятии контроля и оценки достижения этих детально спроектированных образовательных целей» [ 2]. Примером проектирования определенных характеристик преподавателя высшей школы могут быть результаты работы, в которой рассматривается процесс создания «построения регрессионной модели успешности профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза» [4].

Модель развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера спроектирована нами на основе ориентации на компетентностный подход. Теоретико-методологические аспекты применения компетентност-ного подхода в высшем образовании подробно описаны в моногра-

132

фии [5]. В результате проведения контент-анализа в указанной работе приведены формулировки основных понятий компетентност-ного подхода - компетентности и компетенции. В частности «компетенция - это совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и личностных качеств, создающих условия для успешного выполнения субъектом континуума действий в контексте профессиональной деятельности», а «компетентность - это готовность субъекта к интеграции компетенций и профессионально значимых личностных качеств для продуктивного выполнения профессиональной деятельности».

При проектировании модели развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера мы исходили из следующих положений: оно может быть при условии применения модели, созданной в соответствии с ком-петентностным и системным подходами, включающей в свою структуру ценностно-целевой, концептуальный, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки.

Говоря о развитии научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера мы будем рассматривать научно-методическую деятельность ПВШ, образовательный кластер и его функции, а также способы самореализации преподавателей в рамках функционирования указанного кластера.

Концептуальный блок содержит методологические подходы и принципы как концепты развития научно-методической компетентности преподавателя вуза. Анализ научно-методической деятельности преподавателя вуза, факторов ее успешности, позволили выделить основные принципы для эффективной реализации модели: профессиональной направленности, системности, интеграции, проблемно-сти, модульности, адаптации, целостности системы развития преподавателя в вузе, индивидуализации учета личностных качеств. Указанные принципы определяют задачи, содержание, технологии, педа-

133

гогические условия развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях научно-образовательного кластера.

Содержательный блок модели направлен на разработку структуры и содержания программы развития научно-методической компетентности, выработку методических рекомендаций по указанной проблеме, выявление основных организационных условий, обоснованных функциональными особенностями образовательного кластера, отбор диагностического материала, проектирование дополнительных образовательных программ, планирование научно-методических мероприятий.

В результате теоретического исследования научно - образовательного кластера были выявлены следующие его функции:

• привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию профессиональных образовательных программ направлений в соответствии с требованиями рынка труда;

• разработка интегрированных программ СПО -ВО на основе обеспечения сетевого взаимодействия различных учреждений, входящих в состав образовательного кластера;

• сетевое взаимодействие учреждений-участников кластера;

• научное сопровождение образовательного процесса на этапах планирования, мониторинга и управления;

• разработка и издание учебно-методических пособий, рекомендаций;

• повышение квалификации работников предприятий и преподавателей образовательных учреждений участников кластера (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, мастер-классы, семинары, тренинги, организация стажировок);

• проведение научно-практических конференций и семинаров, научно-исследовательская деятельность;

134

• экспертиза, рецензирование учебных пособий программно -методических, психолого-дидактических и нормативно-управленческих материалов, предназначенных для сферы высшего профессионального образования [ 6].

Нами определены направления развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в процессе профессиональной деятельности в условиях функционирования образовательного кластера:

• использование технологии портфолио с учетом индивидуальных особенностей преподавателя высшей школы;

• внедрение в учебный процесс результатов научной деятельности;

• участие в научно-исследовательской деятельности, различных мероприятиях, организация площадки обмена опытом (взаимопосещение занятий, проведение мастер-классов для преподавателей)

• участие в профессиональных конкурсах (фестивали педагогического мастерства), семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях;

• курирование преподавателей колледжей - участников кластера;

• поддержка, курирование молодых преподавателей; функционирование Школы молодого преподавателя;

• реализация программы самообразования - обучение на разнообразных курсах;

• участие в методической работе кафедры; создание творческих групп по написанию грантов, статей и т.п.

При осуществлении программы развития научно-методической компетентности преподавателя вуза нами в ее основу были положены следующие составляющие:

135

организация взаимодействия всех участников кластера, вовлечение преподавателей вуза в мероприятия, проводимые в рамках образовательного кластера;

учет (развитие) индивидуальных потребностей преподавателей в развитии определенных компонентов научно-методической компетентности, посредством составления индивидуальных маршрутов формирования и развития научно-методической компетентности, так как инвариантные курсы повышения квалификации преподавателей не всегда дают ожидаемого результата (удовлетворения ПВШ результатом обучения).

Для более подробного описания условий образовательного кластера процессуальный блок модели дополнили алгоритмом взаимодействия преподавателя вуза в образовательной среде кластера (см. рис.).

Рис. Образовательная среда научно-образовательного кластера и направления развития научно-методической компетентности преподавателя вуза

Образовательная среда научно-образовательного кластера процесса развития научно-методической компетентности препода-

136

вателя высшей школы является предметом рассмотрения в системе организационно-педагогических условий реализации модели развития указанной компетентности преподавателя высшей школы. Данная среда способствует обеспечению условий для развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в соответствии с современными требованиями к результатам его деятельности, в том числе методическому совершенствованию и дидактическому наполнению процесса повышения квалификации (в рамках формирования индивидуальной траектории развития научно-методической компетентности ПВШ), структуризации наиболее эффективных средств, методов и технологий работы в системе повышения квалификации.

Структурно-функциональная модель развития научно-методической компетентности ПВШ в условиях образовательного кластера представлена в таблице.

Технологический блок модели ориентирован на организацию процесса развития основных компонентов научно-методической компетентности (мотивационный, когнитивный, рефлексивный). Его целью является реализация научно-методических компетенций преподавателей через функции образовательного кластера. Он представлен такими компонентами, как методы, формы, технологии и средства обучения.

В качестве современных образовательных технологий в процессе развития научно-методической компетентности преподавателя вуза используются интерактивные формы и методы активного обучения (проблемное изложение, тренинги, мозговые штурмы, круглые столы, дискуссии, презентации), информационно-коммуникативные технологии (далее ИКТ), технология портфолио, отражающие комплексность, научно-исследовательскую и творческую направленность [ 7].

137

Таблица. Модель развития научно-методической компетентности преподавателя высшей школы в условиях образовательного кластера

« о и 1) н

Цель - создание условий для развития научно-методической компетентности преподавателя высшей школы в условиях образовательного кластера

1) ? М □

О о к н тб с о н н е Задачи: пр оектирование индивидуальных маршрутов развития научно -методической компетентности ПВШ; проектирование содержания профессиональной деятельности с учетом развития научно-методической компетентности

«

я к Подходы: компетентностный, системный

ептуаль блок Принципы: профессиональной направленности, системности, интеграции, проблемности, модульности, адаптации, целостности системы развития преподавателя в вузе, индивидуализации учета личностных качеств

я н о «

С

Направления развития научно-методической компетентности в процессе профессиональной деятельности:

- использование технологии портфолио с учетом индивидуальных особенностей ПВШ

- внедрение в учебный процесс результатов научной деятельности

- участие в научно-исследовательской деятельности, различных мероприятиях, организация площадки обмена опытом_

Программа: Развитие научно-методической компетентности преподавателя высшей школы в условиях образовательного кластера

Методические рекомендации: проектирование индивидуального маршрута развития ПВШ диагностические материалы, поддержка квалификации ПВШ разработка научно-методических мероприятий,

138

Продолжение таблицы

С

Этапы развития научно-методической компетентности преподавателя в условиях образовательного кластера: начальный (адаптационный) этап - создание в вузе системы работы с ПВШ; процессуальный этап - реализация научно-методических компетенций ПВШ в условиях образовательного кластера (через реализацию научно-методических функций

образовательного кластера); контрольно-оценочный этап - динамика _развития научно-методической компетентности ПВШ_

Технологии: модульное обучение, ИКТ, проблемное обучение, интерактивные технологии, технология портфолио, кейс-технологии

Формы: площадки обмена опытом, научно-методические семинары,

круглые столы с участием представителей предприятий отрасли и _профильных колледжей_

Средства: мультимедийные и ТСО, сеть Интернет, дидактические мате_риалы_

С

Оценочно-результативный блок Критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный

Уровни: низкий, средний, высокий

Результат: развитие научно-методической компетентности преподавателя высшей школы (сформированность компетентности); достижение фактического результата повышения НМК ПВШ; применение компе-тентностного подхода при реализации курса ПК; оценка ресурсов, процессов, результатов процессов

Оценочно-результативный блок модели представлен результатами развития научно-методической компетентности в соответ -ствии с критериями оценки каждого из ее компонентов: мотиваци-онного (желание и потребность в развитии научно-методической компетентности, активное участие); когнитивного (полнота и обобщенность научно-методических знаний); деятельностного (уровень развития и формирования научно-методических компетенций); рефлексивного (анализ степени взаимодействия с представителями педагогических коллективов вузов, колледжей и школ, а также отраслевых предприятий). Контрольно-оценочный этап по-

139

казывает динамику развития научно-методической компетентности преподавателей в условиях образовательного кластера.

Таким образом, в настоящей публикации поставлена и решена задача проектирования модели развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера. На следующем этапе исследования предполагается выявление организационно-педагогических условий эффективной реализации рассматриваемой модели, применение этих условий в результате констатирующего и формирующего экспериментов и представление конкретных рекомендаций участникам образовательного кластера по улучшению качества функционирования его компонентов.

Источники

1. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. 120 с.

2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

3. Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 1991. 160 с.

4. Матушанский Г.У., Фролов А.Г., Цвенгер Ю.В. Проектирование модели профессионально-значимых качеств преподавателя высшей школы // Педагогическая информатика. 2001. №4. С. 17-22.

5. Матушанский Г.У., Кудаков О.Р., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: монография. Казань: КГЭУ, 2010. 136 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гарифуллина Р.Р. Развитие научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конф. (Самара, 18 марта 2014 г.). Самара, 2014. С. 294-295.

7. Завада Г.В., Гарифуллина Р.Р. Применение технологии портфолио как инструмента оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателя вуза // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2015. № 2 (26). С. 88-99.

140

DESIGNING THE MODEL OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL IN THE CONDITIONS OF

EDUCATIONAL CLUSTER Garifullina R.R.

The article considers the problem of designing a model of development of scientific-methodical competence of the teacher of high school in the conditions of educational cluster. Describes the advantages of functioning of scientific-educational cluster, its functions, and ways of self-realization of teachers in the framework of the specified cluster. Analyzed the concept of pedagogical modeling and pedagogical projection, competence and competency, determining scientific-methodical competence of teacher of high school. Presents designed model of development of scientific-methodical competence of the teacher of high school in the conditions of educational cluster, which includes in its structure a value-oriented, conceptual, content, technology and assessment-effective blocks.

Keywords: scientific-methodical competence, the teacher of higher school, scientific-educational cluster.

Дата поступления 17.11.2015.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.