Научная статья на тему 'Проектирование интегрированной автоматической системы управления территориальных органов внутренних дел'

Проектирование интегрированной автоматической системы управления территориальных органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ АСУ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Алексеев Сергей Алексеевич, Стахно Роман Евгеньевич, Гончар Артем Александрович

Проектирование интегрированной АСУ должно осуществляться по трем стадиям: стадия аванпроекта, стадия эскизного и технического проектов и стадия создания опытного образца и разработки рабочей конструкторской документации, что позволяет обоснованно сформулировать требования к объекту проектирования и эффективно планировать работы на каждом этапе (шаге) разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Алексеев Сергей Алексеевич, Стахно Роман Евгеньевич, Гончар Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование интегрированной автоматической системы управления территориальных органов внутренних дел»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проектирование интегрированной автоматической системы управления территориальных органов внутренних дел Алексеев С. А.1, Стахно Р. Е.2, Гончар А. А.3

'Алексеев Сергей Алексеевич /Alekseev Sergey Alekseevich - доктор технических наук;

2Стахно Роман Евгеньевич /Stahno Roman Evgenyevich - кандидат технических наук;

3Гончар Артем ААлександрович / Gonchar Artem Aleksandrovich - кандидат военных наук, кафедра математики и информатики, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург

Аннотация: проектирование интегрированной АСУ должно осуществляться по трем стадиям: стадия аванпроекта, стадия эскизного и технического проектов и стадия создания опытного образца и разработки рабочей конструкторской документации, что позволяет обоснованно сформулировать требования к объекту проектирования и эффективно планировать работы на каждом этапе (шаге) разработки.

Ключевые слова: проектирование, интегрированная АСУ, автоматизация, управление.

Основываясь на структуре и функциях подразделений региональных ОВД, можно утверждать, что принципиально важным для проектирования и создания их АСУ является наличие следующих видов ее описания:

1. Цели деятельности подразделений региональных ОВД.

2. Задачи, решаемые подразделениями региональных ОВД.

3. Процессы управления, реализуемые органами управления в учреждениях ОВД.

4. Функции управления, выполняемые лицом, принимающим решение (ЛПР), и личным составом органов управления в процессе управления подразделениями и учреждениями ОВД.

5. Стандарты и протоколы, регламентирующие обработку информации и обмен ею в рамках корпоративной сети (КС) региональных ОВД.

6. Информационные ресурсы (ИР), необходимые для осуществления процессов и функций управления.

7. Информационные технологии, используемые ЛПР и органами управления.

8. Прикладные платформы, реализующие обработку информации.

При этом процессы управления строятся относительно определенных объектов региональных ОВД, а функции управления, выполняемые персоналом в ходе реализации процессов управления, должны быть обеспечены соответствующим ИР, характеризующим какую-то одну сторону объекта управления.

Перечисленные виды описаний должны использоваться проектировщиком для решения следующих задач [1, с. 2]:

1) придание проектируемой интегрированной АСУ (ИАСУ) потребительских свойств, требуемых заказчику, региональному Управлению МВД, с точки зрения практических задач управления подразделениями ОВД и подчиненными учреждениями;

2) встраивание проектируемой ИСАУ в действующую систему управления ОВД и ее интеграция с взаимодействующими системами МВД и администрации субъекта федерации;

3) оценка состава и качества применяемых информационных технологий;

4) оценка достаточности планируемых к обработке и хранению в общем информационном ресурсе (ОИР) региональных ОВД, исходя из номенклатуры автоматизируемых функций управления, выполняемых ИАСУ;

5) оценка форматов потребляемых, производимых и хранимых ИР;

6) разработка предложений по рациональной визуализации ИР в интересах ЛПР и пользователей;

7) минимизация избыточности ИР;

8) полноценное использование действующих телекоммуникационных систем;

9) сокращение стоимости создания ИАСУ за счет унификации аппаратно-программного оборудования АРМ, информационных технологий и прикладных платформ.

Совокупность проектных решений, принятых при решении перечисленных задач, определяет целостный облик проектируемой ИАСУ, состоящий из его технического, экономического, информационного и эргономического обликов. Технологии разработки технического и экономического обликов АСУ разработаны и широко применяются. Поэтому

12

возникает задача разработки в ходе проектирования информационного облика ИАСУ объектов ОВД на принципах ОИР, реализуемого в рамках КС [3, с. 116].

Исходя из номенклатуры решаемых информационных задач, следует под информационным обликом ИАСУ ОВД считать совокупность описаний и конструкторских решений по:

1) перечню решаемых управленческих задач и номенклатуре автоматизируемых процессов и функций управления;

2) составу и формам использования, воспроизводства и хранения ИР;

3) составу информационных технологий (ИТ) и прикладных платформ.

Основное назначение информационного облика ИАСУ ОВД состоит, во-первых, в идентификации функций, функционального окружения и информационных потребностей пользователей. Во-вторых, в идентификации стандартов, соглашений и правил взаимодействия как внутренних компонент проектируемой ИАСУ, так и ее взаимодействия с внешними системами (МВД, администрация субъекта федерации). В-третьих, в идентификации прикладных платформ, необходимых для обеспечения функционирования ИАСУ ОВД.

При формировании информационного облика ИАСУ целесообразно использовать понятие функциональной подсистемы - совокупности ИР и ИТ, ориентированных на определенную прикладную платформу (ПП) и обеспечивающих реализацию функций управления.

Следует также разделять ИТ на специализированные, учитывающие специфику конкретной предметной области и базовые.

Под прикладной платформой комплекса средств автоматизации следует понимать структурированный набор ИТ и стандартов, средств их реализации, обеспечивающий создание и использование КСА для конкретной предметной области деятельности региональных ОВД.

Формирование информационного облика ИАСУ РУМЧС должно осуществляться с использованием ряда концептуальных моделей:

1. Модели структур региональных ОВД.

2. Модели ИР и ОИР региональных ОВД.

3. Модели процесса управления подразделениями региональных ОВД и входящими в него подразделениями (должны специально разрабатываться на основе номенклатуры выполняемых функций управления в каждом органе управления региональных ОВД).

4. Модели цикла управления.

5. Модели функций управления, определяемые на множестве ИР и вырабатываемые для управления свойствами и состояниями объекта управления, его задачами и действиями и выработкой собственно управляющих воздействий.

Информационный облик ИАСУ региональных ОВД должен разрабатываться с учетом трех уровней представления:

1) функциональным, определяющим информационные функции системы, которые она должна выполнять для удовлетворения потребностей пользователей КС региональных ОВД;

2) системным, определяющим совместимость и взаимодействия компонент ИАСУ, как между собой (внутри системы), так и с внешними системами (МВД, администрация субъекта федерации);

3) техническим, определяющим структуру и основные свойства технических средств ИАСУ.

Функциональный уровень идентифицирует информационные потребности пользователей КС региональных ОВД, которые могут быть удовлетворены путем использования ОИР, включающего ИР и ИТ. Этот уровень характеризует логику построения и работы ИАСУ региональных ОВД и определяет требования к системному и техническому уровням ее реализации.

Функциональный уровень может быть декомпозирован на ряд подуровней:

1) предназначения (целеобразования) проектируемой ИАСУ;

2) требований к составу функциональных подсистем;

3) требований к составу ИТ формирования и использования ИР функциональных систем;

4) взаимодействия процессов управления, а также проектов моделей функциональных систем.

На первом подуровне должна быть разработана модель структуры целей и задач,

возлагаемая на проектируемую ИАСУ. Для разработки модели необходимо использовать перечень процессов и функций управления, сформированный в техническом задании (ТЗ) на систему, который подлежит автоматизации. На втором подуровне разрабатывается модель, представляющая собой перечень входящих в ИАСУ функциональных подсистем (ФП) с детализацией состава ИР, используемого каждой из них на этапах цикла управления. На третьем подуровне строится модель, представляющая собой структурированное описание

13

состава ИТ, а также основную и обеспечивающую части ИР функциональных систем. На четвертом подуровне строится модель взаимодействия функциональных систем, входящих в ИАСУ, т. е. разрабатывается структурированное описание состава ИР по функциональным системам, необходимых для их взаимодействия, с указанием типов связей. При этом выделяются типы функций управления, процессов управления, функциональных систем и их частей. Это должно быть определено на стадии разработки ТЗ, а на стадии эскизного проектирования должны быть определены типы задач, информационных ресурсов и информационных технологий, обеспечивающих их решение, а также типы связей между функциональными системами (стандарт IDEF).

Системный уровень должен структурировать проектируемую ИАСУ с детализацией до составляющих ее подсистем, определять стандарты функционирования и взаимодействия подсистем, а также основные положения по совместимости ИАСУ с внешними системами. На системном уровне должны быть идентифицированы технологические стандарты, протоколы, правила и соглашения по взаимодействию основных подсистем ИАСУ региональных ОВД. Из сказанного следует, что особенностью системного уровня разработки ИАСУ является преимущественная стандартизация услуг, а не объектов. В основу проектирования должны быть положены модели открытых систем (ISO) и модель среды открытых систем (OSE).

На системном уровне должны быть разработаны прикладные платформы, реализующие специализированные и базовые ИТ, поддерживающие функциональные системы (подсистемы ИАСУ). При этом ИТ реализуются с помощью:

- прикладной платформы КСА с использованием ее базовых ИТ,

- базовых ИТ, не входящих в состав прикладной платформы КСА,

- специализированных ИТ функциональных систем, включающих в свой состав отдельные базовые ИТ.

Прикладная платформа КСА органа управления любого уровня ОВД должна включать стандарты формирования и доступа к ИР и услугам, стандарты и протоколы взаимодействия прикладных платформ.

На техническом уровне должны специфицироваться унифицированные аппаратно-программные средства, входящие в системный уровень, и определяться технические стандарты, правила и соглашения построения, функционирования, размещения и интеграции указанных средств. Технический уровень должен обеспечивать разработку следующих устройств:

- каналов передачи данных между абонентами КС,

- узлы КС,

- средства организации КС (коммутаторы и маршрутизаторы),

- средства управления КС,

- средства защиты КС.

При проектировании КСА органа управления должна разрабатываться, во-первых, функционально-техническая модель КСА, содержащая описание типовых функциональных компонент. Во-вторых, комплекс моделей видов обеспечения КСА, включающий модель аппаратных средств, программного и информационно-лингвистического обеспечения и модель протоколов и служб КСА.

Декомпозиция информационного облика интегрированной АСУ по трем уровням позволяет обоснованно сформулировать требования к объекту проектирования и эффективно планировать работы на каждом этапе (шаге) разработки, в целом, применительно к установленным ГОСТ стадиям проектирования АСУ (разработки аванпроекта, эскизного и технического проектирования и разработки опытного образца).

Таким образом, использование трехуровневого информационного облика при проектировании ИАСУ региональных ОВД обеспечивает:

1. Унифицированный подход к разработке вопросов информационного обеспечения на всех стадиях и этапах проектирования.

2. Рассмотрение функциональных, системных и технических параметров проектируемой ИАСУ в их взаимосвязи при ведущей роли функциональных.

3. Использование типовых решений (шаблонов) при проектировании ИАСУ на основе трехуровневого информационного облика должно снижать трудоемкость разработки и ее стоимость.

Можно предположить, что применение унифицированных методов структурного анализа и CASE-технологий при проектировании ИАСУ региональных ОВД внесет новый вклад в качество и снижение трудоемкости и стоимости проектирования в целом.

Литература

1. Алексеев С. А. Технология синтеза интегрированной автоматизированной системы управления региональным управлением МЧС России на основе трехуровневого информационного облика // Проблемы управления рисками в техносфере 2009. № 3. С. 81-88.

2. Губинский А. И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. Л.: Наука, 1982. С. 269.: ил.

Технология защиты персональных данных Парфенов Н. П.1, Стахно Р. Е.2

'Парфенов Николай Петрович /Parfenov Nikolai Petrovich - кандидат технических наук, доцент;

2Стахно Роман Евгеньевич /Stahno Roman Evgenyevich - кандидат технических наук, кафедра математики и информатики, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены положения о персональных данных работников, которые позволяют идентифицировать их как личности. Выявлены проблемы, связанные с защитой персональных данных. Рассмотрены обязанности руководителей по организации защиты персональных данных.

Ключевые слова: информационная безопасность, электронная подпись, определение подлинности электронной подписи, обеспечение конфиденциальности информации.

Ключевое место в технологии защиты персональных данных работников занимает разработка положения. Положение о защите персональных данных работника - это основной документ, регламентирующий алгоритм защиты персональных данных работника на конкретном предприятии. Данный документ занимает основное место в системе защиты информации предприятия. Как правило, положением определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных работника, а также ведения его личного дела в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Положение о защите персональных данных работника - это внутренний (локальный) документ предприятия. Данный документ разрабатывает кадровая служба предприятия. В настоящее время закон не установил строгой формы этого документа, но он должен соответствовать требованиям, которые предъявляет к защите персональных данных работника Трудовой кодекс РФ. Чаще всего в положении указываются: цель и задачи предприятия в области защиты персональных данных; понятие и состав персональных данных; в каких структурных подразделениях и на каких носителях (бумажных, электронных) накапливаются и хранятся эти данные; как происходит сбор персональных данных; как они обрабатываются и используются; кто (по должностям) в пределах предприятия имеет к ним доступ; как персональные данные защищаются от несанкционированного доступа; права работника в целях обеспечения защиты своих персональных данных; ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными работников [3, с. 21].

Положение о защите персональных данных работника утверждает руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. А вводится в действие этот документ приказом руководителя предприятия. Под персональными данными работника понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни работника, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле работника либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим положением.

В положении персональные данные работника содержат ряд признаков, отличающих их от иных сведений о гражданине, человеке. В положении сосредоточена информация, необходимая именно работодателю и именно в связи с трудовым отношением с конкретным работником. Персональные данные работника, в первую очередь связанные с его трудовой деятельностью, служат основанием для определения его трудоправового статуса, его положения как стороны трудового договора с конкретным работодателем.

Сведения о личности работника, его трудовом пути, семейном положении имеют сугубо персональный характер, относятся только к нему, его жизни и деятельности. Под информацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.