Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов студентов вуза в контексте исторического образования'

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов студентов вуза в контексте исторического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальная образовательная траектория / индивидуальный образовательный маршрут / студент вуза / субъект учебно-профессиональной деятельности / индивидуализация обучения / individual educational trajectory / individual educational route / university student / subject of educational and professional activity / individualization of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забиров Р. В., Вафина В. Р.

В статье представлена попытка дифференцировать понятия «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут». Понятие индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) рассматривается шире, чем понятие индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Студент вуза в процессе проектирования ИОТ и ИОМ рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забиров Р. В., Вафина В. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES AND ROUTES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF HISTORICAL EDUCATION

The article presents an attempt to differentiate the concepts of "individual educational trajectory" and "individual educational route". The concept of an individual educational trajectory (IOT) is considered more widely than the concept of an individual educational route (IOM). The student of the university in the process of designing the IOT and IOM is considered as a subject of educational and professional activity.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов студентов вуза в контексте исторического образования»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ И МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Забиров Р.В., соискатель Института педагогики, психологии и социальных проблем Российской академии образования, г. Казань, Россия Вафина В.Р., преподаватель

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, Россия

tisbi@tisbi.ru

В статье представлена попытка дифференцировать понятия «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут». Понятие индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) рассматривается шире, чем понятие индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Студент вуза в процессе проектирования ИОТ и ИОМ рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, студент вуза, субъект учебно-профессиональной деятельности, индивидуализация обучения.

В современной психолого-педагогической литературе понятия индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория встречаются как синонимы. Мы считаем, что эти понятия не тождественны. Понятие индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) рассматривается нами шире, чем понятие индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) [1; 2]. При этом ИОМ формируется в контексте ИОТ, расширяя и дополняя возможности студента.

Под индивидуальной образовательной траекторией понимается программа образовательной деятельности студента вуза, разрабатываемая им совместно с педагогами для успешного овладения образовательной программой ВПО как субъектом учебно-профессиональной деятельности. ). Студент вуза в процессе проектирования ИОТ и ИОМ рассматривается нами, прежде всего, как субъект учебно-профессиональной деятельности в этом процессе.

Доля участия студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности зависит от готовности студента к совместному субъект-субъектному виду деятельности и наличия соответствующих навыков. Эта совместная субъектная деятельность должна осуществляться в определенной последовательности: педагог и студент самостоятельно выстраивают свои представления об индивидуальной образовательной траектории студента (ИОТ); студент и педагог совмещают свои представления о разработанных ИОТ; педагог удостоверяется в том, что студент понимает и принимает на себя ответственность за результаты выбора; в процессе совместной деятельности происходит корректировка индивидуальной образовательной траектории; реализуя запланированную деятельность, студент встречается с проблемными ситуациями, которые не может разрешить самостоятельно, и, следовательно, он обращается к педагогу, т.е. они вступают во

взаимодействие; итогом реализации ИОТ может быть презентация результатов в различных формах.

Можно сказать, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» - это общее понятие. Физический термин, оказавшись в педагогическом контексте, не теряет сущностного субъектно- деятельностного смысла. В широком смысле, феномен индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) как «некого интеллектуального замысла» (Э. Кассирер) находит своё преломление в идеи движения и его следа. В целом, ИОТ- это возможность для студента быть в ситуации выбора. Возвращаясь к Я.А. Коменскому, можно провести считать, что давая студенту (обучающемуся, воспитаннику, учащемуся и т. д.) право выбора, ставя его в ситуацию выбора, мы приучаем его к тому, что выбор - это нормальное состояние человека. Таким образом, сама форма организации обучения студентов по индивидуальным образовательным траекториям является способом формирования профессиональных компетенций.

Интеграция России в мировое сообщество расширяет образовательные возможности личности, но и в то же время дифференцирует требования к качеству подготовки будущих специалистов. Наметилась тенденция в оценке качества подготовки будущих специалистов на основе набора определенных компетенций. В системе высшего профессионального образования, практически в течение 70-ти лет господствовала моноуровневая система высшего образования, в которой студент имел мало возможностей для самостоятельного выбора, получения образования, соответствующего его потребностям. При этом моноуровневая система высшего образования - это совокупность одноэтапных унифицированных образовательно-

профессиональных программ, ориентированных на массовую поготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

С начала девяностых годов в России началось реформирование высшего профессионального образования с целью диверсификации существующей системы. В законе «Об образовании» применительно к вузу определяется цель высшего профессионального образования как подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего(полного) общего, среднего профессионального.

Сегодня в системе высшего образования закрепилась многоуровневая система образования, начиная от бакалавра, доходя домагистра и далее до аспирантского уровня подготовки.

Анализ нормативных документов и законодательных проектов по высшему образованию позволяет утверждать, что в законодательных актах путем введения соответствующих принципов официально закреплен приоритет интересов личности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. В целом, система высшего образования призвана способствовать максимальному удовлетворению потребностей субъектов образовательной деятельности. Более того, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования выступает целью образования. Все это выражает острую потребность высшего профессионального образования в изучении вопросов индивидуализации обучения студентов на новом диалектическом уровне.

Как свидетельствует анализ исследований по проблеме индивидуализации обучения студентов разрабатываются различные подходы к

включению студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов освоения образовательной программы вуза.

Следует отметить, что термин «индивидуальный образовательный маршрут» введен в педагогическую теорию и далее в практику исследователями Санкт-Петербургской научной школы. В то же время в педагогической науке уже имеется ряд исследований, отражающих вопросы проектирования, моделирования индивидуальных образовательных маршрутов при самостоятельном изучении студентами отдельных учебных дисциплин вуза. В ряде исследований представлены научно-практические основы самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования. Например, раскрыто содержание и сущность педагогического процесса обеспечения готовности студентов к построению индивидуального маршрута профессионального образования [1; 2]. В работе Соколовой М.Л. раскрыто содержание проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза [3]. Освещены даже вопросы построения образовательных маршрутов обучения студентов этике деловых отношений [1-3].

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) студента вуза понимается нами как целенаправленно проектируемая индивидуально-дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позиции субъекта учебно-профессиональной деятельности в качестве различных субъектов (субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации ИОМ) при осуществлении педагогом педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Таким образом, специфическими особенностями индивидуального образовательного маршрута студента являются следующие:

- индивидуальный образовательный маршрут проектируется специально для конкретного студента как образовательная программа вуза;

-студент выступает как субъект выбора, разработки и реализации образования, то есть декларируется его активность;

- обеспечивается педагогическая поддержка студента в образовании, так как именно поддержка в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальный образовательный маршрут;

- при разработке индивидуального образовательного маршрута индивидуализация предшествует дифференциация.

Исследователи подчеркивают, что иногда поддержка заключается в предоставлении студенту возможности изменения индивидуального образовательного маршрута. Изменения обусловлены личностными детерминантами и осуществляются различными способами, предусматривающими:

- изменение индивидуального образовательного маршрута путем выбора иной образовательной программы;

- изменение учебного плана и гармонизации образовательной программы и дополнительной образовательной программы;

- внесение изменений разного рода в систему поддержки студента в процессе образования;

- личностную ориентацию содержания образования;

- личностную ориентацию технологического инструментария образовательной программы;

- изменение организационно-педагогических условий реализации образовательной программы.

В исследовании рассмотрены траектории образовательных маршрутов как система направлений формирования будущего специалиста. Согласно данным нами выше системным формулировкам, обучение на основе формирования индивидуальных образовательных маршрутов правомерно рассматривать как сложную динамическую систему, обеспечивающую подготовку специалиста и отражающую основные компоненты педагогического процесса. При этом, индивидуальная траектория обучения специалиста должна показывать условия для повышения качества формирования компетенций посредством учета индивидуального профессионального развития студента в течение всего периода обучения (или обучения определенным функциям, умениям и навыкам) и создания образовательной среды, способствующей оптимальному раскрытию его потенциала. Механизмом реализация индивидуализации обучения в современном вузе можно считать проектированию индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов студентов различных уровней подготовки. Обучение по индивидуальному маршруту должно обеспечить достижение основной цели - подготовку специалиста заданного качества. Критерием качества может выступать прогнозируемый уровень профессиональной компетентности выпускника (по стандарту).

Развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъектного опыта и связанных с ним личностных смыслах от утилитарно-прагматических (житейских), императивных до ценностных (философских).

Задача педагогов вуза заключается в том, чтобы личный опыт обучающихся включить в общую структуру содержания учебного занятия и некоторым образом регулировать его развитие, а также использовать как фактор изучения программного материала. Необходимо стимулировать студентов к актуализации субъектного опыта, создавать условия для согласования его с общественным опытом. Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.

В научно-педагогической и методической литературе достаточно полно рассмотрены, хотя и недостаточно конкретизированы в практическом плане, модели образовательной среды в высшем учебном заведении как целостной образовательной структуры. Сегодня актуально проектирование ИОМ на основе развивающей обучающей среды непосредственно при изучении отдельных учебных дисциплин, опираясь на определение среды как зоны непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

Применительно к конкретному учебному предмету в вузе развивающая обучающая среда - это личностно-ориентированный учебный процесс, основанный на совокупности специально организованных психолого-педагогических условий обучения. Он направлен на раскрытие специфики изучаемой области знаний, всесторонне реализующей гуманитарный потенциал изучаемой конкретно-научной дисциплины через включение специальным образом организованных личностно значимых для студента знаний и использование эргономичных и комфортных педагогических технологий.

Технологии построения индивидуального маршрута в контексте индивидуальной траектории студента вуза подкрепляются комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих профессиональное становление личности будущего специалиста.

В условиях перехода к новым системам обучения особую актуальность приобретает разработка технологий обучения в высшей школе России в рамках компетентностного подхода.

К одной из таких эффективных технологий относится контекстное обучение, которое проектирует образовательный процесс в высшем учебном заведении как максимально приближенный к предстоящей профессиональной деятельности.

Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование индивидуального образовательного маршрута на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В. Проектирование индивидуальной образовательной траектории и маршрута студента вуза-будущего бакалавра // Казанский педагогический журнал.

2015, №4(111). Ч.1. С. 130-133.

2. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В. Вафина В.Р., Халиуллина А.Р. Проектирование индивидуальной образовательной траектории и маршрута студента как субъекта учебно-проессиональной деятельности // Субъектность студента и преподавателя вуза: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Казань, 24 июня 2016г)/ Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. Казань: УВО «Университет управления «ТИСБИ»,

2016. С. 115-119.

3. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе// автореф. дисс...канд. пед. наук. Архангельск, 2001. 20 с.

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES AND ROUTES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF HISTORICAL EDUCATION

Zabirov R.V., Vafina V.R.

The article presents an attempt to differentiate the concepts of "individual educational trajectory" and "individual educational route". The concept of an individual educational trajectory (IOT) is considered more widely than the concept of an individual educational route (IOM). The student of the university in the process of designing the IOT and IOM is considered as a subject of educational and professional activity.

Keywords: individual educational trajectory, individual educational route, university student, subject of educational and professional activity, individualization of training.

Дата поступления 17.04.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.