Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе образовательных потребностей'

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе образовательных потребностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2587
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / INDIVIDUAL APPROACH / STUDENT'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Наталья Алексеевна

Автор рассматривает вопросы формирования образовательных потребностей учащихся и их самоопределения в процессе осуществления выбора образовательных альтернатив. Определены подходы к развитию образовательной мотивации и функции «Образовательного навигатора»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing secondary school students’ individual educational routes based on educational needs

The article presents the problem of developing students’ individual educational routes based on educational needs. The author considers the issues of developing students’ educational needs and their self-determination in the process of making the deliberate choice of educational alternatives. Approaches to the development of educational motivation and functions of ‘The Educational Navigator’ are determined

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе образовательных потребностей»

Н. А. Савинова

(Санкт-Петербург)

Проектирование индивидуальных

образовательных маршрутов учащихся на основе образовательных потребностей

Автор рассматривает вопросы формирования образовательных потребностей учащихся и их самоопределения в процессе осуществления выбора образовательных альтернатив. Определены подходы к развитию образовательной мотивации и функции «Образовательного навигатора».

Мысль об устройстве индивидуальной технологии овладения содержанием образования развивается в педагогических исследованиях в направлении конструирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ]. А. П. Тряпицына, С. В. Воробьева, М. Б. Утепова, В. Г. Рындак, В. В. Лоренц рассматривают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ] «как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу»; С. В. Макарова -как программу деятельности; М. Г. Остренко, Е. А. Александрова, - «как персональную траекторию освоения содержания образования»; И. С. Якиманская, А. С. Гаязов, Н. Н. Суртаева, С. А. Вдовина - «как содержательное направление в осуществлении индивидуальных образовательных траекторий; И. А. Галацкова, М. И. Лукьянова - «как модель образовательного пространства», М. А. Кунаш - «как интегрированную модель образовательного пространства», проектируемого школьными работниками и обучающимся с целью активизации личностных потенциалов школьника, формирования его познавательной компетентности. Мы, вслед за А. П. Тряпицыной, под ИОМ понимаем целенаправленно проектируемую вариативную образовательную программу, обеспечивающую учащемуся позицию субъекта выбора, конструирования и осуществления образовательной программы при организации учителями педагогической поддержки его самоопределения [3, с. 22]. Такая программа определяется для конкретного ученика и учитывает его образовательные запросы, познавательные потребности, конкретные условия образовательного процесса, требования времени, которые проявляются:

- в интерактивном характере организации учебного содержания, которое содержит

вопросы и задания, нацеленные на формирование осмысленного построения индивидуального метода овладения содержанием образования, который подразумевает выбор учащимися различных задач и способов их решения;

- изменении смысла принципа культуро-сообразности: как один из ведущих принципов отбора содержания образования, он обусловливает соответствие содержания образования модифицирующейся культуре, отображающей человеческое, национальное и индивидуальное, и определяет становление цивилизационной, гражданской и личностной идентичности ученика;

- изменении смысла принципа гуманизации, отражающегося в ориентации содержания образования на обогащение личностного опыта учащихся, развитие их дарований, увлечений, жизненных намерений в согласовании их с этапами возрастного развития [2, с. 17]. Эти и другие условия позволяют планировать новые тенденции проектных разработок индивидуальных образовательных маршрутов учеников, на основе освоения рефлексивных (личностных] знаний.

В своем исследовании на тему «Образовательный навигатор как средство проектирования индивидуального маршрута учащегося основной школы» мы продолжаем развивать идею построения ИОМ в пространстве проявления образовательных потребностей и интересов школьников. Под образовательным навигатором мы понимаем педагогическое средство, ориентированное на раскрытие возможностей выбора при построении индивидуального маршрута с целью достижения личностного образовательного результата. Хорошо известно, что рефлексия характеризует форму деятельности школьника, на-

правленную на осмысление своих действий. Именно рефлексивные знания позволяют понять, что личностный результат овладения содержанием образования может быть получен только путем построение учеником индивидуальной модели содержания школьного образования.

Реализуя идеи самостоятельного выбора учеником в плане удовлетворения своих образовательных нужд и интересов, «образовательный навигатор» не только создает условия для развития индивидуальности, но и создаёт позитивные мотивы учения, являясь условием выращивания готовности к самоопределению, которое выражается в способности принимать разумные решения в различных жизненных ситуациях. Важно, что выстраивание индивидуального образовательного маршрута, связанное с удовлетворением образовательных потребностей ученика, опирается на осознание им своих потребностей, которое наступает в процессе их формирования, т.е. нацелено на самоопределение обучающегося. Под самоопределением подразумевается ступень социализации, внутри которой человек получает готовность к самостоятельной, творческой деятельности на базе осознания и соотнесения своих нужд, потенциалов и дарований с социальными запросами, что обусловливается его системой ценностных ориентаций [6, с. 66].

В. Ф. Сафин внес предложение трактовать самоопределение через формулу: «хочу-мо-гу-есть-требуют». Следовательно, в понятии «самоопределение» можно отметить четыре составные части: мотивы («хочу»]; самопознание («есть»]; самооценка («могу»]; запросы окружения, нормы жизни («требуют»]. Понимание субъектом своих «хочу», «могу», «есть» и согласование их с требованиями выбранной жизненной цели, в результате чего появляется программа поведения, состоящая из отдельных «узелков» (элементы выбора] есть ведущий механизм самоопределения, а выбор - основная единица исследования психологии самоопределения [4, с. 77-100].

Психологическим содержанием самоопределения личности выступают самосозидание и самореализация, которые обеспечиваются саморегуляцией субъекта. При конструировании модели «Образовательного навигатора» ученик рассматривается в единстве и многообразии всех своих сторон: как развивающаяся личность; как индивидуальность с

присущим только ей мотивационным диапазоном, персональным стилем деятельности, личными способами саморегуляции; как субъект процесса самообразования, когда цели, формы и методы обучения соответствуют проявлению его индивидуальности.

Процесс самоопределения надлежит анализировать с позиции мотивов его учения. Г. И. Щукина в исследованиях индивидуальных мотивационных характеристик ребенка выделяла интересы, которые, по ее определению, являются «мощным побудителем активности личности» и проявляются как «особое избирательное отношение к окружающему миру», она доказывает, что познавательный интерес выступает: средством обучения, мотивом и свойством личности. Особенно интересной является ее мысль о субъектном отношении ученика к образовательному процессу как о важном компоненте формирования познавательных интересов и учебной мотивации [9, с. 6, 53].

В «Современной дидактике» А. В. Хуторского читаем, что источником основных мотивов образовательной деятельности школьников является их потребность в самореализации [8, с. 254]. В исследовании И. В. Дубровиной и А. К. Марковой среди мотивов учения основным также называется мотив самореализации, кроме этого выделяются познавательные и социальные мотивы [6, с. 67]. Л. С. Илюшиным вводится понятие образовательной мотивации как свойства личности ученика, она определяется комплексом объективных (внешних] и субъективных (внутренних] обстоятельств (которые подразделяются на три группы: мотивы долга, практической значимости и самореализации] и проявляется в отношении ученика к целям, содержанию и результатам образовательной деятельности. По его мнению, исполняемые с целью самоопределения и самоактуализации личности; присутствии у школьника стабильного познавательного интереса, формирующегося в соответствии с его возрастными качествами - проявлением образовательной мотивации являются готовность ученика к образовательному выбору, потребность принимать участие в устройстве и претворении в жизнь собственного образовательного маршрута; ориентация ученика на генерирование, умножение и учёт своих личностных свершений в образовательной деятельности, оценку и рефлексию.

Таблица

Актуализация мотива самореализации

Актуализация мотива самореализации происходит, если ...

... результаты образовательной деятельности ... содержание образования ... цели образования ...

- принимаются учащимся как достижения и успехи, т.е. положи-тельно-личностно и темпераментно; - содействуют удовлетворению разнообразных нужд личности учащегося; - содействуют подъему самооценки учащегося и развитию у него положительной «Я-концепции». - содействует удовлетворению природного интереса ученика в познании нового и ранее неизведанного; - доставляет радость от постижения тех видов (игровых, творческих, чувственных], в которых оно существует в процессе обучения; - содействует образованию «ощущения потока» (М. Ксик-зентмихали] в ходе исполнения тех или иных операций, мероприятий,поручений. ... представляют собой: - красочные, притягательные выразительные направления деятельности; - свежие, необычные индивидуальные качества, гармонирующие с требованиями учащегося; - цели, официально не связанные с содержанием процесса образования, но отвечающие задачам роста, продвижения, созревания личности учащегося.

Условием развития образовательной мотивации («стержнем»] в работе Л. С. Илюшина называется эволюция субъектного позитивного отношения ученика ко всем компонентам образовательной деятельности [1]. Учитывая эти рассуждения, соотнесем возможности актуализации мотива самореализации с компонентами образовательной деятельности через субъектное отношение к ним со стороны школьника (таблица].

Делая выводы, можно отметить: формирование и осознание потребностей, а вслед за этим самоопределение учащегося происходят в процессе развития образовательной мотивации, которая, как интегративное свойство личности, включает в себя, в том числе, мотив самореализации. Этот мотив актуализируется через субъектное положительное отношение обучающегося к составляющим образовательной деятельности (целям, содержанию, результатам] в процессе их выбора. Следовательно, оказывая влияние на компоненты образовательной деятельности (изменяя, преобразуя, модифицируя, делая их привлекательными и разнообразными], можно формировать потребности школьника, а значит, управлять его самоопределением (рисунок 2, с. 156].

В литературе описаны педагогические условия, имеющие потенциал воздействия на образовательную мотивацию, углубляя и развивая ее:

- становление у подростков стойкого познавательного интереса в совокупности с необходимостью сознательного выбора и самоопределения при реализации образовательного взаимодействия;

- существование обширного «поля достижений» в практике функционирования школы и формирование мотивации их выбора школьниками;

- овладение учащимися способами достижения успеха в образовательной деятельности;

- совершенствование потребности и навыка образовательной рефлексии у подростков, научение их приемам самооценки и самоконтроля [1, с. 67].

Таким образом, педагогическое средство «Образовательный навигатор», ориентированное на раскрытие возможностей выбора в процессе создания индивидуального образовательного маршрута в пространстве проявления образовательных потребностей и интересов школьников должно реализовывать ряд функций:

- открывать свободный доступ к информационным и образовательным ресурсам учреждения (к «полю достижений» ];

- выполнять эффективную навигацию по этим ресурсам;

- предоставлять учащемуся возможность выбора образовательных мероприятий, т.е. способствовать формированию и реализации ИОМ учащегося;

Рис. 1.

Рис. 2.

- удовлетворять образовательные потребности школьников;

- формировать учебную мотивацию через положительное субъектное отношение к компонентам образовательной деятельности;

- осуществлять личностный мониторинг достижений поставленных целей при движении по индивидуальному маршруту, развивать навыки образовательной рефлексии.

Достижение личностного результата в пространстве проявления образовательных потребностей и интересов учащихся основной школы не- возможно без построения учеником индивидуальной модели содержания школьного образования. Этот процесс реали-

зуется через осуществление самостоятельного выбора при удовлетворении своих образовательных потребностей, в ходе построения индивидуального образовательного маршрута. Выбор - проявление самосознания при определении цели и средств ее достижения. Самосознание - ведущий механизм самоопределения, важным содержанием которого выступает самосозидание и самореализация. Мотив самореализации является составляющим образовательной мотивации, которая развивается через положительное субъектное отношение учащегося к компонентам образовательной деятельности, актуализируя этот мотив.

Литература

1. Илюшин Л. С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2004. - 368 с.

2. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2010. - 457 с.

3. Лоренц В. В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. -Омск, 2001. - 250 с.

4. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности : учеб. пособие. - Свердловск : Свердлов. гос. пед. ин-т, 1986. - 142 с.

5. Образовательная программа - маршрут ученика. Ч. 1 / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб., 1998. - 118 с.

6. Образовательная программа - маршрут ученика. Ч. 2 / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб., 2000. - 228 с.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - URL: httpy/ми-нобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 26.05.2015).

8. Хуторской А. В. Современная дидактика : учеб. пособие. -2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 с.

9. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.