Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов исследовательской составляющей основной образовательной программы российской аспирантуры'

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов исследовательской составляющей основной образовательной программы российской аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АСПИРАНТУРА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова А. Р.

В статье представлена методика проектирования индивидуальных образовательных маршрутов исследовательской составляющей основной образовательной программы российской аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов исследовательской составляющей основной образовательной программы российской аспирантуры»

УДК 378.126

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ

А.Р. Сулейманова

В статье представлена методика проектирования индивидуальных образовательных маршрутов исследовательской составляющей основной образовательной программы российской аспирантуры.

Ключевые слова: российская аспирантура, основная образовательная программа, индивидуальные образовательные маршруты, педагогическое проектирование

Освоение исследовательской составляющей основной образовательной программы (ООП) российской аспирантуры является неотъемлемой частью подготовки и защиты кандидатской диссертации. Согласно Временным требованиям в структуре ООП аспирантуры научно-исследовательская работа аспиранта включает в себя работу над диссертацией, экспериментальную работу и публикацию результатов научных исследований [1]. Согласно приказу № 1365 от 16 марта 2011 года исследовательская составляющая ООП аспирантуры включает выполнение диссертации, кандидатские экзамены, подготовку к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, а трудоёмкость освоения компонентов исследовательской составляющей оценивалается в зачетных единицах или кредитах [2]. В проекте «Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования аспирантура (адъюнктура)» исследовательская составляющая ООП российской аспирантуры включает научно-исследовательскую работу аспиранта (адъюнкта), подготовку текста диссертационного исследования и текста автореферата, презентацию диссертационного исследования, а трудоёмкость освоения компонентов исследовательской части также имеет кредитное наполнение [3]. Следует отметить, что исследовательская

составляющая российской аспирантуры не формализована по кредитным оценкам по отдельным модулям и нуждается в доработке. Поэтому с целью определения более детальной проработки компонентов исследовательской составляющей ООП аспирантуры проведена педагогическая экспертиза. На её первом этапе разработана экспертная карта для определения структуры, трудоёмкости и значимости отдельных компонентов исследовательской составляющей ООП российской аспирантуры. Экспертами в данном опросе являлись научные руководители аспирантов с учёной степенью доктора наук из Казанского государственного энергетического университета, Казанского национальноисследовательского технологического университета, Института экономики, управления и права, Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, которые оценивали трудоёмкость освоения отдельных компонентов исследовательской составляющей ООП российской аспирантуры и их значимость по 10-ти балльной шкале. Средние значения трудоёмкости из академических часов были переведены в зачетные единицы / кредиты (1 кредит=36 акад. час). На основании обработки результатов экспертного опроса составлен проект исследовательской составляющей ООП российской аспирантуры, который проходил апробацию в ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет» (см. табл. 1). Данный проект программы предлагался аспирантам и научным руководителям для разработки индивидуальной траектории обучения и подготовки диссертационного исследования. Аспирант выбирал перечень необходимых компонентов и последовательность (по полугодиям) их прохождения таким образом, чтобы в результате за три года обучения из исследовательской составляющей набрать 150 кредитов (из них 110 кредитов из основных компонентов, а 40 кредитов - из дополнительных).

Таблица 1. Проект исследовательской составляющей основной образовательной программы ______________________________российской аспирантуры_____________________________________

№ Компоненты исследовательской составляющей ООП аспирантуры удоём- кость/ едиты Год обучения

1 2 3

Полугодия

н * 1 2 1 2 1 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Основные компоненты

1 Выбор тематики исследования 3

2 Определение цели, объекта, предмета и задач исследования; формулировка гипотезы 6

3 Определение методов исследования 3

4 Изучение литературы по теме исследования 10

5 Обработка, обобщение и анализ полученных данных литературного обзора 4

6 Разработка или выбор теоретических моделей 5

7 Проведение теоретических исследований и анализ их результатов 12

8 Построение плана эксперимента. Выбор и описание методики и технологий проведения эксперимента* 4

9 Проведение эксперимента. Анализ и обработка результатов эксперимента* 20

10 Научная публикация в отечественных журналах, рекомендованных ВАК России 6

11 Материалы доклада, опубликованные в сборниках международных или всероссийских конференций 4

12 Презентация доклада на научной конференции 2

13 Обсуждение результатов диссертационного исследования на научноисследовательских семинарах 6

14 Внедрение результатов исследования в практику (акт о внедрении) 6

15 Написание рукописи диссертации и приведение её в соответствие с требованиями 6

16 Оформление автореферата 3

17 Представление рукописи диссертации в диссертационный совет и оформление сопроводительных документов 3

18 Защита диссертации 3

Итого на основные компоненты исследовательской составляющей 110

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Дополнительные компоненты

1 Заочное участие в научных конференциях и семинарах 2

2 Публикации научных материалов в электронных журналах (за одну публикацию) 3

3 Участие в организации тренинга, мастер-класса, круглого стола и т.п. 3

4 Участие в организации научной конференции 3

5 Научные публикации в рецензируемых отечественных сборниках трудов (за одну публикацию) 4

6 Научные публикации в периодических отечественных журналах (за одну публикацию) 4

7 Презентация доклада на иностранном языке в зарубежной или отечественной конференции 4

8 Участие в венчурных фондах 4

9 Участие в составе исполнителей по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) 4

10 Член коллектива, выигравшего грант на проведение научного исследования 4

11 Участие в программах академической мобильности (не более одного месяца)** 4

12 Глава в монографии, изданная в России 5

13 Публикации учебных пособий, учебно-методических пособий, курсов лекций без грифа 6

14 Научные публикации в рецензируемых зарубежных журналах и сборниках трудов (за одну публикацию) 6

15 Получение патента 7

16 Публикации учебных пособий, учебно-методических пособий, курсы лекций с грифом 8

17 Глава в монографии, изданная за рубежом 8

18 Научные публикации в периодических журналах, рецензируемых в SCOPUS, WEB OF SCIENCE (за одну публикацию) 8

Итого на исследовательскую составляющую 150

*При отсутствии эксперимента кредиты из п. 8 добавляются в п. 6 и из п. 9 - в п. 7.; **При превышении сроков, кредитная оценка умножается на

коэффициент 0,4. Например, при шести месячной стажировке кредитная оценка вычисляется следующим образом: 4+5*0,4=6.

Таким образом, аспирант совместно с научным руководителем проектирует индивидуальный маршрут исследовательской работы. Например, выбор тематики исследования осуществляется в первом полугодии первого года обучения, следовательно, аспирант ставит отметку в графе «1 год обучения, 1-е полугодие» и т.д. Аспиранты ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет» на 1-3 годы обучения по социально-гуманитарному, естественнонаучному и математическому и инженерно-техническому направлениям научной специальности спроектировали свои индивидуальные маршруты исследовательской работы. В результате анализа выявлены несколько типовых образовательных маршрутов в зависимости от направленности научной специальности аспиранта (см. рис. 2-4) [4].

Рис. 2. Образовательный маршрут подготовки аспиранта по социально-гуманитарному направлению

Рис. 3. Образовательный маршрут подготовки аспиранта по

естественнонаучному и математическому направлению

Рис. 4. Образовательный маршрут подготовки аспиранта по инженернотехническому направлению

Разработанная и апробированная система формирования индивидуальных образовательных траекторий для аспирантов по направлениям научной специальности, реализуемым в ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», даёт возможность аспирантам участвовать в проектировании и реализации своих индивидуальных образовательных маршрутов, тем самым развивая свой творческий потенциал. Предлагаемый подход позволяет вслед за европейскими странами ввести кредитную систему в российскую аспирантуру, подключить её к решению задач академической мобильности на третьем уровне высшего образования.

Источники:

1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования. М.: 2002.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)».

3. Проект «Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования аспирантура (адъюнктура)».

4. Матушанский Г.У., Сулейманова А.Р., Кудаков О.Р. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов подготовки аспирантов на основе применения эмпирических методов // Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2013. № 1.

Зарегистрирована: 12.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.