Научная статья на тему 'Проектирование гуманитарной эколого-образовательной среды подготовки будущего учителя'

Проектирование гуманитарной эколого-образовательной среды подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HUMANE-ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ECOLOGICAL CULTURE / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубела О. В.

В статье представлена проблема формирования экологической компетентности будущих учителей начальных классов, как составляющей профессиональной компетентности. Рассматривается понятие экологической культуры как важное интегративное качество личности необходимое в педагогической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of the humane-ecological educational environment of preparation of the future teacher

The article presents the problem of formation of ecological competence of future primary school teachers as part of professional competence. Consider the concept of ecological culture as an important integrative personal quality needed in the pedagogical profession.

Текст научной работы на тему «Проектирование гуманитарной эколого-образовательной среды подготовки будущего учителя»

Социально-экологическое проектирование образовательных технологий

О.В. Бубела

Проектирование гуманитарной эколого-образовательной среды подготовки будущего учителя

В статье представлена попытка проанализировать структуру гуманитарной эколого-образовательной среды подготовки будущего учителя, принимая во внимание, что экологическая культура выступает важным интегративным качеством личности, необходимым в педагогической профессии.

Ключевые слова: гуманитарная эколого-образовательная среда, экологическая культура, проектирование.

Не вызывает сомнений тот факт, что созрела настоятельная необходимость экологизации содержания образования на всех его ступенях, включая высшую школу, а если вопрос рассматривать шире, то необходимо экологизировать все сферы жизнедеятельности общества. В. А. Ситаров, В.В. Пусто-войтов под экологизацией понимают процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений общества и природы в условиях радикальной трансформации общественного бытия [6]. Н.М. Мамедов особо отмечает, что экологизация системы образования выступает важной характеристикой тенденции проникновения идей, понятий, принципов экологии в другие дисциплины и имеет своей задачей подготовку экологически грамотных специалистов самого различного профиля: врачей, экономистов, инженеров, педагогов и др. Содержание образования, подчеркивает он, должно обеспечивать становление специалиста с высокой гуманитарной, технологической и экологической культурой. Для этого нужны новые всесторонне образованные профессионалы с другим стереотипом мышления и поведения [5].

Социально-экологическое проектирование образовательных технологий

Одной из эффективных форм подготовки специалистов с новым эко-логически-ориентированным мышлением, на наш взгляд, выступает проектирование гуманитарной эколого-образовательной среды подготовки будущего учителя.

Под образовательной средой мы подразумеваем совокупность образовательных факторов, которые прямо или косвенно влияют на субъекты образовательного процесса в ходе их взаимодействия [7].

Средоориентированный подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область проектирования «образовательной среды», в которой происходит самообучение и саморазвитие ученика. Таким образом, в процессе взаимодействия учащегося со средой активизируются механизмы его внутренней познавательной активности. Очевидно, что чем больше и полнее обучающийся использует возможности среды, тем более успешно могут происходить процессы его свободного и активного саморазвития, поскольку личность одновременно является и творцом, и продуктом своей среды, которая ему дает как физическую основу для жизни, так и делает возможным его духовное развитие.

Мы убеждены в том, что наиболее целесообразным является проектирование такой образовательной среды, которая обеспечивала бы в полной мере гуманизацию педагогического взаимодействия, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности.

Перечислим основные блоки, которые необходимо, на наш взгляд, учитывать в процессе проектирования гуманитарной эколого-образователь-ной среды (рис. 1).

I. Эколого-гуманитарный блок подготовки учителя предусматривает повышение его эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, например, в области творчества писателей-нату-ралистов, а также в области искусствоведческих исследований, рассматривающих тему природы в литературе, музыке, визуальном искусстве. Важное место в этом блоке занимает подготовка учителя к проведению эстетического анализа природных объектов и этическому осмыслению их витальных проявлений, к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы является важнейшим, с нашей точки зрения, условием эффективного экологического образования.

Реализация подготовки будущего учителя в данном блоке возможна, по нашему мнению, через введение спецкурсов гуманитарно-экологической направленности.

Мир природы

Взаимодействие педагогов и студентов

ЭКОЛОГО-

ГУМАНИТАРНЫЙ

БЛОК

ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

БЛОК

МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЛОК

Принципы (основные подходы) формирования экологического сознания

С

Рис. 1. Структура гуманитарной эколого-образовательной среды подготовки будущих учителей

II. Психолого-педагогический блок подготовки учителя предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку (общая, возрастная и педагогическая психология, теория и история педагогики), так и специальную экологическую педагогику, он вооружает будущих учителей представлением о сущности педагогического процесса формирования экологической культуры личности. В этом блоке подготовки, на наш взгляд, необходимо анализировать содержание, формы, методы и средства и технологии процесса эффективного экологического образования.

При осуществлении подготовки специалиста в данном блоке целесообразно систематическое использование в учебном процессе творческих заданий, предусматривающих возможность сочетания теоретической и практической подготовки с интегрированием различных направлений эколого-педагогической деятельности.

III. Методический блок предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Методическая подготовка педагогов включает освоение ряда специальных навыков. Будущий учитель должен овладеть навыками, например, оформительской работы, чтобы уметь создавать вместе со школьниками стенды, стенгазеты, буклеты экологической направленности, а также навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе - в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании школьной экологической галереи; навыки фото- и киносъемки в природе нужны учителю для создания школьной фото- и фильмотеки, а навыки записи природных звуков - для

29

технологии

Социально-экологическое проектирование образовательных технологий

создания фонотеки. Важны для педагога и навыки в области флористики и фитодизайна, прикладного творчества с использованием природных материалов и т.д. [7].

Таким образом, необходимо использовать индивидуальные формы работы со студентами по оказанию им помощи при диагностике параметров сформированности экологической культуры, при самоанализе результатов педагогической деятельности, при разработке путей решения возникающих проблем в процессе экологического воспитания школьников. Необходимо обеспечение педагогического сопровождения студента в течение всего периода обучения в вузе, т.е. максимальное включение личности учащегося в гуманитарную эколого-образовательную среду.

Образование, ориентированное на выявление, «выращивание» и реализацию глубинной внутренней сущности обучающегося, невозможно «дать», «изложить», «сформировать» и т.д. Эффективность такого образования, с нашей точки зрения, обусловлена принципами организации среды, которая бы в максимальной степени способствовала личному саморазвитию будущих учителей. Поэтому гуманитарная эколого-обра-зовательная среда как целостный развивающийся и самоорганизующийся феномен выступает в качестве средства многофакторной детерминации саморазвития личности студента.

Таким образом, экологическое образование является важным направлением современного образовательного процесса на всех его уровнях, как в общекультурном, так и в профессиональном аспектах подготовки будущего учителя. Мы убеждены, что именно с помощью экологического образования органично преодолевается все еще существенная разобщенность фундаментального естественнонаучного и гуманитарного образования и закладываются основания целостной культуры формирующейся личности. Гуманитарная составляющая экологического образования дополняет научную картину мира ее эмоционально-эстетическим образом, обеспечивая комплексное педагогическое воздействие на личность. На наш взгляд, именно в этом контексте может рассматриваться реальное воплощение концепции устойчивого развития человеческого общества [3].

Попытаемся проанализировать структуру гуманитарной эколого-обра-зовательной среды подготовки будущего учителя, принимая во внимание, что экологическая культура выступает важным интегративным качеством личности, необходимым в педагогической профессии.

В первую очередь, с нашей точки зрения, важно осмыслить проблемы целеполагания в образовании на современном этапе его развития. Цели в образовании, как правило, вытекают из общечеловеческих идеалов,

национальных традиций, социального заказа общества в конкретных условиях. Очевидно, что экологическое образование в этой связи не является исключением. Поэтому в содержание образования будущих специалистов должны быть включены не только прагматические, узкоспециальные, но и методологически обоснованные знания.

Отсутствие научно обоснованных подходов при выработке стратегии аль

экологического образования на практике может привести к тому, что при оци

подготовке будущих специалистов в области экологического образования происходит простое накопление предметных знаний, не востребуемых в полной мере в дальнейшей профессиональной деятельности. Происходит явная подмена целей: вместо подготовки профессионала, обладающего необходимыми личностными качествами и овладевшего системой профессиональной деятельности, способного к профессиональной адаптации в разных условиях образовательной практики, осуществляется передача студентам информации, требуемой учебными программами [2].

Наконец, при подготовке студентов важно учитывать, что в настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры. Важная составляющая любой национальной культуры - этнокультурные традиции природопользования, в которых аккумулируется многовековой опыт отношений с природой.

Учитывая сказанное и придавая большое значение деятельностному компоненту экологического образования в работе со студентами, целесообразно обращаться к рациональным проектам, имеющим социальную значимость и представляющих интерес с точки зрения педагогических возможностей по комплексному формированию экологической культуры [1].

Согласно И.Н. Пономаревой, экологизация образования может происходить на основе двух подходов: гуманистического и культурологического. Сущность экологизации, с этой точки зрения, заключается в том, что в сознании человека должна постоянно происходить оценка своего воздействия на окружающую среду по принципу прогностичности, т.е. личностью должна производиться оценка предполагаемых воздействий на природную среду и их последствий, как ближних, так и будущих, с позиции не только собственного благополучия, но и с позиции экологического идеала - гармонизации системы «природа - общество» [4]. Иначе говоря, экологизация образования выступает одним из направлений гуманизации общества. Такой подход предполагает необходимость серьезных изменений в образовательном процессе вуза в сторону признания и осуществления личной свободы студента, формирования его высокой нравственности.

технологии

Социально-экологическое проектирование образовательных технологий

В заключение следует отметить, что подобные подходы к реализации профессионального эколого-педагогического образования отвечают современным тенденциям в методологии науки и, с нашей точки зрения, требуют дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Васильева Т.В. Проблемы модернизации подготовки специалистов в области экологического образования // Модернизация современного образования: к экологической компетентности - через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского науч.-метод. семинара 8-12 ноября 2006 г. СПб., 2006. С. 53.

2. Гершунскиий Б.С. Концепция самореализации личности в система обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 3-7.

3. Гомжина С.И., Застольская Л.И. Гуманитарная составляющая экологического образования как средство формирования экологической нравственности // Модернизация современного образования: к экологической компетентности - через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского науч.-метод. семинара 8-12 ноября 2006 г. СПб, 2006. С. 30.

4. Джух Е.Н. Формирование экологической культуры как неотъемлемая составляющая процесса подготовки будущего учителя // Экологическая культура: становление, развитие, формирование: Тезисы докладов Респ. науч.-практ. конференции. Гродно, 2009. С. 77-80.

5. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996.

6. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М., 2000.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2000. С. 5-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.