In forming a person-centered relationship and activate students' creative work praising, analysis are very important methods. On the one hand, it develops learner's logical thinking, on the other hand, it enables to think individually, to defend their ideas and resist one's attacks, to share thoughts with peers [5].
To create friendly atmosphere is the primary task that should bother the teacher. If the teacher fails to stimulate a creative activity of his learners, it will lead to non-effective learning process. There are various ways to encourage students' potential. The teacher must choose a certain approach with reference to their personal and age features. There is no doubt that in order to make our students to develop creatively, first of all teachers should be a good image of creative personality. Thus, every teacher must be always in search of the most effective innovative approaches to show his proficiency in his occupation. The youth is the future of our nation, and our future is in the hand of our teachers.
References:
1. Kabi''eva K. t.b. Semiya ta'rbi''esi. Аtа-аnаghа arnalghan so'zdik. - А!та-ti': Mektep, 1970. -351 p.
2. Mezhieva M.V Razvitie tvorcheskih sposobnostej u detej 5-9 let -Jaro-slavl': Akademija razvitija: Akademija Holding: 2002. - 128 p.
3. Lomova VA. AzbukaTRIZ dlja detskogo sada. - Almaty: Zheti zhargy, 1997. - 144 p.
4. Matjushkina A.M. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti shkol'nikov. - M: Peda-gogika, 1991. - 160 p.
5. Qali"ev S.t.b. Mekteptegi ta'rbi''e jumi'si'ni'ng teori"yasi' men a'distmesi. -А!тай', Г.Аlti'nsari"n ati'ndaghi' Qazaqti'ng bilim akademi"syani'ng RBK, 1999. -153 p.
ПРОЕКТ «СИБИРСКАЯ РОБИНЗОНАДА»
КАК СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНАЯ И РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
© Тельминова К.В.*
Центр психолого-педагогической помощи, г. Новокузнецк
В статье рассматриваются основные признаки социально-защитных и реабилитационных технологий, их цели и задачи, с этих позиций описывается проект направленный на социокультурную реабилитацию и социализацию молодых инвалидов «Сибирская робинзонада».
Ключевые слова социально-защитные и реабилитационные технологии, социализация, реабилитационное пространство, реабилитационный потенциал.
* Специалист по социальной работе.
Сегодня в России отношение к социальной реабилитации инвалидов изменяется, из узко специализированого направления социальной защиты, теоретическое и прикладное поле социальной реабилитации расширяется, включая в себя комплексные интеграционные технологии и методы. Рассмотрим составляющие новых технологий. Прежде всего, заметим, что процесс разработки социокультурного проекта включает в себя анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий [3].
Необходимо также отметить, что технология применительно к социокультурной деятельности - это средства, формы, методы, которые используются в учебном, творческом, воспитательном процессе, с их помощью достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Технология является механизмом реализации теории в практику социально-педагогической СКД. Известно, что к социокультурным технологиям относятся:
1. Культуротворческие, культуроохранные.
2. Рекреативные.
3. Образовательные.
4. Социально-защитные и реабилитационные.
5. Управленческие.
6. Исследовательские.
7. Проектные.
8. Альтернативные.
9. Коммуникации и общественных связей.
10. Информационно-просветительские и рекламные.
11. Этнокультурные.
Необходимость использования подобных технологий актуализируется, прежде всего, усложнением социального пространства, интенсификацией жизни отдельно взятого человека, ускорением социального времени. Данные технологии позволяют включить субъекта в культурную среду, обогатить и стабилизировать его психически-эмоциональное состояние, обеспечить сбережение его ресурсов при включении в деятельность. Социально-защитные технологии в культуре ставят в качестве своей задачи - обеспечить гармоничное существование субъекта в пространстве его жизнедеятельности [1].
Согласно Киселевой, Краснильникову «для достижения социально-защитных и реабилитационных целей психологически оправдан и выбор соответствующей организационной формы использования технологии». Поскольку инвалидность нарушает жизнедеятельность личности в целом, изменяя как социально-психологический статус и кардинально меняя уровень
физической компетенции, можно говорит о необходимости комплексной технологии реабилитации. Сам процесс реабилитации инвалидов тесно связан с социализацией, поэтому реабилитационный процесс должен быть органично вписан в повседневную деятельность инвалида, а реабилитационная технология должна иметь не эпизодический, а пролонгированный и максимально поливариативный характер. В таких условиях личность не только приобретает и восстанавливает необходимые социально-коммуникационные навыки, но и имеет возможность активного, разнопланового самопроявления, приобретает положительный социальный опыт и достаточную степень мотивации к интеграции в различные общественные институты. В качестве поливариантной технологии социалькурной реабилитации инвалидов мы рассмотрим проект новокузнецкой городской организации инвалидов «Сибирская робинзонада». Проект существует более десяти лет и направлен на социокультурную реабилитацию и социализацию инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет. Алгоритм проведения проекта включает в себя разделение группы инвалидов от 30 до 60 человек на три команды, их проживание в условиях туристического палаточного лагеря, быт команды обеспечивают самостоятельно. Кроме трех команд, руководители и организаторы акции составляют четвертую команду сопровождения. Программа проекта включает в себя три блока мероприятий. Первый блок спортивный - комплекс адаптивных спортивных состязаний, второй блок интеллектуальные игры в форме брейнг-ринга, третий блок творческий - театральные, музыкальные и КВН-конкурсы.
Мы исходим из положения Киселевой о том, что «социально-защитные технологии позволяют тщательно разработать последовательность этапов воздействия на рассматриваемый субъект для достижения определенной цели, которая ставится как самим субъектом, так и той системой, в которую он включен». В случае реализации проекта «Сибирская робинзонада» личность имеет возможность своеобразно личностным особенностям проходить те этапы социализации, которые по причине имеющейся или наступившей инвалидности не были ей пройдены. Для этого разработаны описанные выше блоки социально-культурных и спортивных программ, на эту же цель работает среда туристического лагеря, мотивирующая личность к активной социально средовой адаптации, анализу и корректировке своего физического состояния (если имеется такая возможность).
Проект «Сибирская робинзонада» подразумевает включенность всех участников в проходящий социокультурный процесс в качестве активных субъектов проявляющих свои способности в различных видах деятельности. Как отмечает Киселева «социально-защитные технологии часто отличаются друг от друга по различным типам включенности клиентов в процесс социально-культурной реабилитации (пассивному, потребительскому, творческому), а также по возрастным, гендерным, профессиональным и дру-
гим характеристикам». Рассмотрим проект «Сибирская робинзонада» согласно приведенным выше характеристикам. По уровню включенности клиентов / участников в процесс социально-культурной реабилитации проект предполагает творческое, активное участие инвалидов, причем как в организационный, приготовительный период, так и собственно в процесс проведения акции. Практически это означает, что люди инвалидностью, уже имеющие опыт в акции, имеют высокую степень мотивации к продолжению проекта, поэтому активно включаются, например, в процесс разработки программы акции. Непосредственная работа в командах предполагает наличие различных задач от поддержания туристического быта до участия в театрализованных представлениях. Именно такая поливариантость социального пространства обеспечивает мотивацию личности к самопроявлению, а как следствие повышению реабилитационного потенциала. Здесь же стоит отметить еще одну особенность, а именно социальный опыт участников акции, так как возраст и момент наступления инвалидизируещего заболевания различен. Это является еще одной важной характеристикой проекта «Сибирская робинзонада», так как образует особое пространство обмена опыта как принятия ситуации инвалидности и социальной адаптации, так и собственно взаимодействия в команде. Отметим еще одно обстаятельство - социальный опыт инвалидов детства в силу объективных причин, ограничен, часто он предполагает отношения подчинения старшему, безынициативность, нежелание и неспособность брать на себя ответственность. В связи с этим получаемый инвалидами детства опыт в ходе «Сибирской робинзонады» в определенной степени компенсирует недополученный ранее коммуникативный опыт, дает возможность смены социальных ролей. Разноплановость поставленных перед командой задач, дает возможность личности свободной смены позиций, так работая над различными заданиями инвалид может быть лидером (например, при разработке сценария для КВН) и быть одним из исполнителей (в бытовой жизни лагеря, например, при подготовке пищи или установлении палатки). Эта простая смена видов деятельности и проба своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности имеет важное значение для социализации инвалида, социальная роль которого в большинстве сводится к получению услуг и нуждаемости в посторонней помощи различного рода.
Следуя за Киселевой отметим, что «если конкретизировать реабилитирующие функции социокультурных технологий в жизненном пространстве инвалидов, то речь пойдет об обыденных для каждого из них вещах: адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, найти на рынке труда нишу для применения своих творческих способностей». Так если говорит о результативности проекта «Сибирская робинзонада» то основным показателем эффективности будет положительная динамика социального положения инвалида: начало профессионального обучения, создание семьи,
трудоустройство, таким образом результативность проекта не ограничивается временем его реализации, а имеет пролонгированный характер, распространяющейся на все сферы самореализации личности. Особое пространство накопления и реализации социального опыта позволяет человеку с ограниченными возможностями расширить репертуар действий, как в условиях общественной организации, так и в разнообразном спектре социальных институтов.
Список литературы:
1. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 147 с.
2. Головко С.Г. Реабилитационные возможности общественных организаций инвалидов в региональной социальной политике / С.Г. Головко // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 1. - С. 89-92.
3. Педагогические технологии: учеб. пособие для сстудентов пед. спец. / М.В. Буланова-Топоркова и др.; под общ. ред. В.С. Кукушпина. - изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс: МарТ, 2010. - 399 с.
РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
© Чистохина К.П.*
Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск
Одной из социально-политических задач развития России на современном этапе является задача формирования гражданского общества. Построение демократического общества не возможно без интеллектуально развитой личности, имеющей собственную гражданскую позицию.
Ключевые слова: гражданская позиция, образование, школа, гражданин, личность.
Проблема взаимоотношений личности и государства всегда была актуальна на каждом историческом этапе развития человеческого общества. Коренные преобразования в России конца XX - начале XXI века, определившие крутой поворот в истории страны, сопровождаются изменениями в социально-экономической и политической сферах общества. Социальная дифференциация населения, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание граждан, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важ-
* Студент.