Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении
ния ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования, снятие перенапряжения умственной и физической нагрузки. Создание учебно-наглядного электронного пособия с применением метода музыкотерапии раскроет познавательную значимость представленных форм и приемов, будет способствовать развитию мышления, творческих способностей личности, укреплению здоровья современного школьника.
Преимущества: эмоциональная разгрузка, большая мотивация в укрепление и профилактики здоровья, комфортные условия для самовыражения, интерактивность обучения, богатый арсенал средств, методов и приемов, мобильность, целесообразное экономии времени на уроке. Созданное мультимедийное пособие представляет собою интеграцию информационных, педагогических и здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих целесообразность и продуктивность учебного процесса.
Цели и задачи: Создать качественную образовательную среду, основанную, на принципах сохранения и укрепления здоровья детей. Внедрять новые зоровьесберегающие технологии методом музыкальной терапии, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в условиях эксперимента, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Выявить позитивные процессы физического, интеллектуального, психического, и духовного развития ребенка.
Эксперимент строится на основе:
• Методики Д. Б. Кабалевского
• Элементов системы методики по программе ИБИС (Санкт-Петербург)
• Фонопедического метода В. Емельянова
• Физвокализа А. Попова
• Дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
• Метода музыкотерапии
Содержание работы представлено в форме управляемой мультимедийной презентации, выполненной на компьютере INTEL Cileron, в среде Microsoft Windows, пакет Microsoft Office, а также основная часть работы выполнена в электронном альбоме.
Материалы пособия (упражнения дыхательной гимнастики, подборка классической релаксационной музыки, пальчиковые упражнения, звуковые видеоряды, песенный материал, ключевые понятия метода музыкотерапии) можно использовать на уроках литературы, изобразительного искусства, информатики, природоведения и т.д. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки отражают также один из принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности).
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет утверждать, что проведенный эксперимент с применением метода музыкотерапии оказывает положительные изменения в состояние здоровья современного школьника.
Авторы делятся опытом создания образовательной среды, проектная идея которой звучит как: «ШКОЛА -ЗДОРОВЬЕ -ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ»; читателям предлагается фрагмент проекта.
Мазуренко Татьяна Борисовна,
педагог-психолог МОУ «СОШ № 43» Павлюк Юлия Николаевна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 13» Проскурин Антон Васильевич, педагог-психолог МОУ «Гимназия № 7»
г. Норильск
ПРОЕКТ «ШКОЛА - ЗДОРОВЬЕ - ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ»
Как создать образовательную среду, особенностью которой являются компоненты: здоровье, гармония, жизнь?
■ +г
Ключевые слова: идея проекта, сфера проектирования; физическое здоровье; психическое здоровье; социальное здоровье; духовное здоровье; здоровый образ жизни
1. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И СФЕРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Проблема создания и поддержания в условиях школы здоровьесберегающей среды, из года в год остаётся актуальной. Причём наряду с сохранением и поддержанием физического здоровья, достаточно мало внимания уделяется сохранению и поддержанию пси-
хологического здоровья, созданию полноценной среды психоэмоционального комфорта внутри классных коллективов, и школы в целом. Однако в настоящее время наблюдается рост проявления агрессивности, конфликтности, деструктивных способов общения и разрешения конфликтных ситуаций практически во всех сферах взаимодействия участников образова-
40
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении
тельного процесса. В связи с этим актуальность обучения подрастающего поколения способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, приемам психической саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, расширению репертуара поведения в конфликте, умению конструктивного взаимодействия; формирования нравственного самосознания, ответственности как черты личности; расширение возможностей самопознания и саморазвития - не вызывает сомнений. Не смотря на то, что конфликт и проявления агрессии как социально-психологический феномен является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений, достижение оптимального уровня сотрудничества детей и взрослых (учителей, социального педагога, психолога, родителей), возможно только при условии комплексной, системной работы, направленной на поддержание психического здоровья всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), осуществляемой не только специалистами школы, а также в ходе межшкольного и внешкольного взаимодействия.
Указанные причины и условия организации эффективной работы по здоровьесбережению и психологическому сопровождению образовательного процесса легли в основу и определили актуальность, уместность и востребованность разработки проекта, направленного на поддержание психоэмоционального здоровья, повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, овладение ими способами эффективного поведения в ситуациях конфликта и их конструктивного разрешения.
2. АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА
1. Учащиеся, педагоги, родительская общественность образовательных учреждений всех ступеней обучения.
2. ЦВР, СЮТ (осуществление взаимодействия и координация действий).
3. Управление общим и дошкольным образованием на территории как инструмент контроля за состоянием качества образовательной деятельности на территории (отдел контроля воспитательной работы в школе).
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: Создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья всех участников образовательного процесса на основе повышения коммуникативной и социальнопсихологической компетентности, овладения способами эффективного поведения в различных ситуациях конфликта и их конструктивного разрешения, развития и совершенствования навыков психической саморегуляции.
Задачи:
1. Формирование знаний о конфликте, стадиях его развития и последствиях; знаний об агрессии, ее видах, формах и способах преодоления, преобразования «отрицательных» эмоций в «положительные».
2. Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, расширение репертуара поведения в конфликтных ситуациях.
3. Формирование способности к конструктивному общению, обучение самоанализу (направлять на аргументацию оценки деятельности), развитие качеств -эмпатия, доверие к людям и т.д.
4. Обеспечение стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений, снижение социального напряжения, отработка навыков общения в конфликтных ситуациях.
5. Формирование навыков здорового образа жизни, нравственного самосознания, ответственности как черты личности; расширение возможностей самопознания и саморазвития.
6. Создание благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе, необходимых условий для успешной адаптации учащихся, проявления творческой индивидуальности и самореализации; приобретения навыков самоуправления через накопление жизненного опыта; умения бесконфликтного общения в классе; формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.
7. Достижение оптимального уровня сотрудничества детей и взрослых (учителей, социального педагога, психолога, родителей).
8. Актуальность проекта: сохранение психофизиологического здоровья всех участников образовательной деятельности, создание и поддержание в учебном заведении оптимальной здоровьесберегающей среды - по существу являются важнейшими задачами системы образования, что особенно актуально в условиях современной информационной перегрузке.
Анализ существующего состояния проблемы и обоснование необходимости ее решения
4. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Решение задач и цель проекта достигаются использованием следующих методов:
• Психологические акции.
• Тематические дни.
• Тематические классные часы.
• Тематические исследования.
• Коллективные творческие дела.
• Конкурсы,викторины.
• Выпуск газет, информационных листов, памяток.
• Тренинговая работа (практическое освоение приёмов саморегуляции; знакомство с арт-терапевтическими методами коррекции и гармонизации эмоциональных характеристик личности; гармонизация эмоционального состояния, преобразование негативных эмоций в позитивные т др.)
• Родительский клуб. (Основы психопрофилактики в семье).
• Психологические пятиминутки. (Снятие напряжения во время учебного дня).
• Оформление стенда, фотоальбома «Радость в каждом дне».
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
41
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
К
Ю
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Направление работы Мероприятия по проекту База реализации Сроки Исполнители
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Исследование уровня агрес- 1. Диагностика (опрос, анкетирование учащихся, педагогов родителей; наблюдение). Январь Учащиеся, психолог,
сивности участников образо- 2. Создание информационного банка статистических данных. замдиректора УВР,
вательного процесса, созда- 3. Определение уровня сформированности здоровьесберегающей среды на основе МОУ классные руководители
ние статистической базы анализа полученных результатов участники проекта
2. Организация творческого 1. Анализ, отбор и систематизация методических материалов. Январь Психолог,
объединения учащихся «Тер- 2. Организация и комплектование групп учащихся, педагогов и родителей согласно замдиректора УВР,
ритория добра» направлениям психопрофилактической работы. МОУ классные руководители
3. Составление перспективного плана работы. 4. Создание плана-карты действий по реализации проекта (описание действий, формы, режимы работы с участниками образовательного пространства). участники проекта
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Представление материа- 1. Подготовка практического материала участниками групп для проведения психоло- 1. Библиотеки Учащиеся, психолог,
ЛОВ. гических акций, тематических дней, тематических классных часов, психологических школ и города. замдиректора УВР,
«пятиминуток», коллективных творческих дел, конкурсов и викторин, тематических 2. Кинотеатры классные руководители
2. Активные формы работы. исследований, фотовыставок и статей в школьную газету. 3. Картинная гале- Январь-
2. Просмотр тематических фильмов с последующим психологическим анализом и бе- рея. Февраль
седой. 4. МОУ
3. Виртуальное интернет-общение (чат) по теме сохранения и укрепления здоровья участники проекта.
с учащимися школ других городов. 5. Выдающиеся
4. Беседы, встречи презентации (спортсмены, врачи, психологи руководители департаментов и др.). люди города.
1. Культура личности - жиз- Психологические акции Февраль Учащиеся, психолог,
ненных и нравственных пози- 1. «Неделя добра»: «Сотвори добро» МОУ замдиректора УВР,
ций. (мои хорошие дела, поступки) Оформление дерева добрых дел участники проекта. Март классные руководители
2. Личностная установка и образ жизни-факторы, определяющие психофизиологиче-ское состояние. 2. «Добрый знак» (конкурс плакатов, рисунков) 3. «Тайный друг» Апрель
Творческие презентации «Добрый класс» Девиз: «Класс - это то место, где каждый чувствует себя в безопасности» (1-11 кл) МОУ Февраль Учащиеся, кл. руководители
Выпуск тематической информации участники проекта. В тече- Учащиеся,
«Звезда недели» ние года кл. руководители
Оформление фотоальбомов и стендов: В тече- Учащиеся, психолог,
У «Радость в каждом дне», МОУ ние года родители,
У «Рисуем себя здоровыми», У «Позитивное мышление» участники проекта. кл. руководители
Изготовление кукол из глины и постановка кукольного спектакля «Мои плохие и хоро- Март Учащиеся, психолог,
шие стороны» - диалог трансформация. МОУ замдиректора УВР, кл.
участники проекта. руков.
Коллективное творческое дело: создание ресурсной психотерапевтической книги МОУ Февраль- Учащиеся, психолог
«Наш добрый мир» участники проекта. Март
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
Развитие эмоционально - волевой сферы учащихся 1. Цикл проблемно-ориентированных и поведенческих тренингов с детьми: 1. «Обучение детей приемам самоконтроля и саморегуляции». 2. «Развитие коммуникативных навыков». 3. «Развитие и интеграция позитивных качеств личности (эмпатия, доброта, доверие к людям)». 4. Программа «Лучики добра» (начальная школа.) 5. Программа «Дружный класс» (средняя школа) Программа «Учимся, помогаем дружим» (старшее звено). МОУ участники проекта. 1 - 2 раза в неделю в течение 2-х месяцев Март-Апрель Педагог-психолог, классные руководители, Творческие группы учащихся.
Развитие личностной сферы и психокоррекция негативных изменений в эмоционально -волевой сфере учащихся 2. Часы «позитивного взаимодействия» (кл. часы по плану кл. рук., посещение кинотеатров, художественных выставок, встречи с интересными людьми). 3. Применение арттерапевтических приемов в индивидуальной и групповой работе с учащимися: (песочная терапия, рисуночные методики, лепка). МОУ участники проекта. 1 раз в месяц 1 -2 раза в неделю
Взаимодействие с родителями 1. Родительский клуб «Папа, мама и я - дружная семья» 1.1. Дискуссии (диспуты) «Позитивная оценка достижений и адекватная самооценка - важнейшее условие сохранения психического и физического здоровья ребёнка и его гармоничного развития». 1.2. Педагогический практикум 2. Выпуск семейной газеты. МОУ участники проекта. 1 раз в месяц Психолог, соц. работник Родители
Взаимодействие с педагогами Семинары-практикумы 1. «Современные концепции и технологии здоровьесбережения.» 2. «Эффективные методы воспитания в условиях здоровьесберегающей среды» (воспитание «здоровой» совести и ответственности поведения в рамках культуры справедливости). 3. «Создание атмосферы психологической поддержки и защищенности в учебном заведении». МОУ участники проекта. 1 раз в четверть Психолог, соц. работник
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Отчет по итогам деятельности 1. Оформление материалов, полученных в результате проектной деятельности с целью обобщения и распространения опыта: • Создание информационно методической базы. • Памятки для учащихся, учителей и родителей. • Выступления на методических объединений, с целью оаспоостоанения опыта. • Написание статей в психологические издания. 2. Презентация продуктов проектной деятельности: • Плакаты, рисунки и поделки. • Творческие презентации классов «Добрый класс». • Психотерапевтическая книга «Наш добрый мир». • Проведение мастер-класса с участием детей по результатам работы. • Постановка кукольного спектакля. МОУ участники проекта. Май Учащиеся, психолог, замдиректора УВР, классные руководители
К
со
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении
Ожидаемые результаты:
1. Формирование в учебном заведении оптимальной здоровьесберегающей среды
2. Улучшение межличностных отношений всех участников образовательного процесса.
3. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса психологической атмосферой в образовательном учреждении.
4. Высокий уровень развития способности к сотрудничеству и компромиссу, а также развитие способности к избеганию и предотвращению конфликтных, стрессовых ситуаций.
5. Умение находить оптимальные пути разрешения конфликтных ситуаций, снижение уровня социального напряжения.
6. Использование полученных результатов и методических наработок после завершение сроков проекта.
7. Включение работы по проекту в систему учебновоспитательного процесса как средство психопрофилактики, профилактики агрессивного поведения и социального напряжения в образовательном учреждении.
6. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
(источники: фонд образовательных учреждений, оказание помощи участников и партнеров)
№ п/п Цель расхода Сумма
1. Информационное обеспечение:
• Оборудование, методическая и ди- 6000
дактическая литература (пособия, ин- Использова-
формация на электронных носите- ние возможно-
лях, практический инструментарий). стей школьного
• Ресурсы Интернет Интернет-клуба.
2. Издательские расходы (расходные ма-
териалы): 2000
• Подготовка раздаточных материа- 2000
лов для диагностики и мониторинга. 2000
• Создание буклетов, памяток, плакатов. • Материалы для оформления стенда, фотоальбома. • Оформление методических материалов с целью обобщения и распространения опыта. 2000
ВСЕГО: 14000
Комментарий к бюджету:
Основную часть денег планируется израсходовать на оборудование, методическую литературу, расходные материалы:
1. Оборудование для психопрофилактической и развивающей работы.
2. Покупка и доставка необходимой литературы.
3. Расходные материалы (бумага, картридж).
4. Офисные принадлежности (папки скоросшиватели, папки регистраторы, файлы).
5. Издательство методических пособий с целью пропаганды полученного опыта.
7. СПОСОБЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
Критерии достижения намеченных целей:
1. Положительная динамика - снижение уровня агрессивности у участников образовательного процесса.
2. Положительная динамика - улучшение детскородительских отношений.
3. Улучшение микроклимата в классных коллективах.
4. Снижение количества или уровня изолированных детей в группе (социометрия до и после).
5. Наличие продуктов экспертной деятельности (плакаты, рисунки и поделки; психотерапевтическая книга; фотоальбом и стенд «Радость в каждом дне»; проведение мастер-класса детьми по направлениям проведенной работы; изготовление кукол из глины и постановка кукольного спектакля).
Формы проведения экспертизы:
1. Мониторинг.
2. Анкетирование учащихся, педагогов, родителей.
3. Анализ устойчивости проекта:
• Какие виды деятельности и результаты будут сохранены и продолжены после завершения сроков проекта?
• Из каких источников будет поддержано продолжение деятельности и сохранение результатов?
• Будет ли обеспечено адекватное поведение пользователей результатами проекта?
• Будет ли обеспечено «место» новой деятельности и результатам в среде?
Схема
Этапы создания программы педагогического просвещения родителей (ППР)
7 — проектир ППР на следую щий А ование период к. 1 — Диагностика (выявление потреб ностей и определение типологии участников) 2 — составление программы ППР (выбор тематики, форм и определение ресурсной базы) -► 1
6 — анализ полученных резул ьтатов А 3 — ^ совместное обсужде ние, коррекция программы образовательной стратегии (или образовательной программы) 1
5 — реал из мониторинг ре со своеврем ен яция программы ППР + зул ьтати в ности ной коррекцией ◄— 4 — информирование об щ ествен ности о программе ППР (если просвещение организуется в общешкольном масштабе)
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении
Как всегда бывает при проектировании, построение образовательной программы начинается с анализа ситуации. Потребность родителей в повышении своей компетентности (прежде всего психолого-педагогической) выявляется с помощью диагностики. Во-первых, это наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Анализ конфликтных ситуаций или ситуаций, когда усилия педагогов не получают желательного результата, позволит выделить «болевые точки», требующие совместного участия. Причем здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным родителем не даст такого эффекта, как совместное общение с коллективом родителей. Во-вторых, это способы, основанные на самооценке самих родителей. В приложении № 1 дана анкета, позволяющая изучить не только характер затруднений родителей в обучении и воспитании, но и выбрать наиболее приемлемые формы педагогической работы с ними.
Приложение № 1 Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.
Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.
1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
1. Да 2. Нет 3. Не вполне
2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
- специальные книги о педагогике;
- беседы с друзьями и знакомыми;
- беседы с учителями;
3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
- взаимное непонимание детей и взрослых;
- успеваемость детей;
- непослушание;
- бездуховность;
- лень;
- половое воспитание;
4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?
5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему? * 1
6. С кем вы говорили о вашей проблеме?
1 -___________________________________________
2 - ни с кем
7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
- психолога,
- педагога,
- врача,
8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или школа?
- безусловно, семья;
- в большей мере семья;
- в равной степени и семья, и школа;
- школа, так как там ребенок проводит много времени;
- школа и улица.
9. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?
- лекциями о воспитании;
- специальными практическими занятиями;
- информацией об особенностях развития моего ребенка;
- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;
-10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?
- не более одного часа в неделю;
- примерно пару часов в месяц;
- трудно сказать.
11. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье:
Ваш возраст_______лет
Возраст ваших детей
Ваше образование
Благодарим за участие!
Приложение № 2
Методы изучения результативности педагогического просвещения родителей
Что выявляется Методы
Опрос (анкетирование, беседа) На- блю- дение Тес- тиро- вание
• уровень педагогической компетентности родителей + +
• стиль взаимоотношений родителей и ребенка + + +
• удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком + + +
• удовлетворенность родителей организацией педагогического просвещения + +
• активность родителей при проведении педагогических занятий + +
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
45
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении
Приложение № 3
Показатели педагогического просвещения родителей
Показатели Черты проявления
Педагогическая компетентность • умение ставить и развивать воспитательные задачи; • владение основными приемами по их реализации; • умение анализировать свой опыт; • умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий; • умение создать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества; • умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка; • умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным; • устойчивое психоэмоциональное состояние; • адекватная самооценка; • спокойствие и уверенность; • применение оригинальных приемов в воспитании ребенка
Удовлетворенность: а) характером взаимодействия с ребенком • проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; • эмоциональная готовность к совместной деятельности; • удовлетворенность ее результатами; • уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; • стремление к официальному и неофициальному общению; • творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность участников совместной деятельности; • осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; • инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; • координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; • подстраховка, помощь, поддержка друг друга; • способность приходить к согласию по спорным вопросам; • учет мнения друг друга при организации работы; • действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; • изменение способов поведения и действий после высказывания рекомендаций в адрес друг друга
б) процессом обучения и его результатами • способность родителей применять свои знания на практике в повседневной жизни; • активность на занятиях
Приложение № 4
Характеристика уровней результативности педагогического просвещения родителей
Показа- тепи Уровни результативности
Высокий Средний Низкий
Педаго- гическая компе- тент- ность Умеет ставить и развивать воспитательные задачи, анализировать свой опыт; наладить с ребенком полноценные отношения сотрудничества; адекватная самооценка, уверенность В основном знает способы продуктивного общения с ребенком, но не всегда может применить их на практике; часто не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к нему неадекватные требования; не всегда уверен в поставленных целях воспитания и своих возможностях для их осуществления Имеет фрагментарные знания по воспитанию детей; использует традиционные стили воспитания, не задумывается о последствиях; действует наобум, в зависимости от своего настроения; самооценка неадекватная, не уверен в себе
Удовле- творен- ность Имеет хорошее взаимопонимание с ребенком; проявляет заинтересованность в установлении контакта с учителем, считает его единомышленником; получает удовлетворение от процесса и результата обучения Отношения с ребенком иногда конфликтны, их отдельные стороны дестабилизируют обстановку в семье; контакты с учителем носят эпизодический характер; прислушивается к мнению учителя в зависимости от ситуации; считает процесс обучения полезным, так как удалось решить некоторые проблемы Ребенок неуправляем, отношения неустойчивы и противоречивы; не видит смысла в общении с учителем, не доверяет ему; не испытывает удовлетворения от процесса обучения
Приложение № 5
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
• это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
• это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы,
обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
• это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
• это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - инфор-
46
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении
мативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья:
■ Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
■ Показатели роста и развития
■ Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
■ Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
■ Уровень морально-волевых и ценностномотивационных установок
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
■ благоприятное социальное окружение;
■ духовно-нравственное благополучие;
■ оптимальный двигательный режим (культура движений);
■ закаливание организма;
■ рациональное питание;
■ личная гигиена;
■ отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
■ положительные эмоции.
Автор предлагает вниманию читателей исследовательскую работу, которая обеспечивает погружение ученика в мир поэзии, вызывая в нем эмоциональные переживания. Без эмоционального комфорта ученика на уроках невозможно говорить о полноценном здоровье. В статье рассматривается музыкальная экспрессивность поэзии М.И.Цветаевой, анализируется использование корневых повторов, ритма, темпа, тембра в стихотворениях поэтессы.
Смелова Ольга Анатольевна1,
студентка 3 курса Московский государственный лингвистический университет г. Москва
Г МУЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Можно ли объяснить эмоциональное воздействие произведений ______М.И. Цветаевой музыкальностью ее стихотворений?_
Ключевые слова: поэзия, музыка, ритм, темп, тембр, корневые повторы, песенность, физиология слуха
Актуальность исследования. Марина Ивановна Цветаева - поэтесса, оставившая яркий след в истории русской литературы. Её творчество, неоднозначное и непредсказуемое, то предавалось анафеме, то возносилось на пьедестал величия и образца поэзии. Спустя много лет после создания, стихи Марины Цветаевой продолжают волновать умы и сердца как российских, так и зарубежных поклонников ее неугасимого таланта. Во многом это определяется неповторимой музыкальностью поэзии Цветаевой.
1 Работа выполнена ученицей 11 класса МОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого АО в 2007 году и отмечена
Музыка - искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании. Художественная деятельность направлена на звуковой материал, организуемый на высотном, временном, тембровом и других отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями. В историческом плане развитие музыки неотделимо от деятельных способностей самого человека. Именно эти способности и развивает музыкальное воспитание.
дипломом III степени на городской конференции исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура»
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
47