288 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
4. Оплачко В.Развитие Мадридской системы международной регистрации товарных знаков. Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2007. - № 1.
ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ М.М. СПЕРАНСКОГО
© Иванов B.C.*
Университет Российской академии образования, г. Москва
В данной статье рассматриваются проекты конституционных реформ М.М. Сперанского, изложенных им в своей работе «Введение к уложению государственных законов», рассматриваются различные концепции проведения реформ, предложенные Сперанским, основные принципы проведения реформ и их содержание.
12 марта 1801 г. на российский престол вступает Александр I, в тот же день объявивший о своей приверженности курсу Екатерины II. Александр I мечтал «утвердить благо России на основаниях непоколебимых». Такими основаниями ему виделись прочный конституционный порядок в стране и отмена крепостного права.
Исполняя задуманное в 1808 г. Александр I поручает М.М. Сперанскому разработать план государственного преобразования России. В октябре 1809 г. его проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору.
По сути своей «Уложение государственных законов», кодекс законов общественного и государственного устройства, планировалось Сперанским как своеобразный конституционный акт: фактически речь шла о нормативно-правовом акте высшей юридической силы, закрепляющем основы политической и правовой систем Российской империи, правовой статус ее подданных.
Современный ему политический строй Сперанский определял как самодержавие, не ограниченное законом. Основываясь на историческом анализе российской государственности, государственности современных западных государств (прежде всего Англии и Франции), Сперанский приходит к выводу, что «общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непреме-няемом законе» [2, с. 31].
Вместе с тем, Сперанский не ведет речь о том, что существующую в Российской Империи форму правления необходимо легитимизировать,
* Аспирант кафедры Теории и истории права, истории политико-правовых учений.
просто подведя под нее законодательную базу. Более того, данный подход кажется ему опасным: во «Введении к уложению» Сперанский обозначает два возможных варианта «общего разума преобразований», которым можно следовать при составлении коренных законов:
Первый вариант состоит в том, чтобы «облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия» [2, с. 32],
Сперанский пишет: «Если будет избрано первое устройство, тогда все установления так должны быть соображены, чтобы они в мнении народном казались действующими, но никогда не действовали бы на самом деле» [2, с. 31]. Данная система, по мнению Сперанского недолговечна, может существовать лишь на определенных этапах развития государства и «издалека готовит сама себе прекращение» [2, с. 31-32].
Отличительные черты формы организации органов государственной власти в соответствии с данною моделью преобразований имели бы следующий характер: 1) Сословие, представляющее законодательную силу, свободную de jure, но de facto, находилось бы в полной зависимости от власти императора. 2) Исполнительная власть, по своему правовому статусу «состояла в ответственности, но по разуму его была бы совершенно независима» [2, с. 32]. 3) Судебная власть, независимая юридически, административно была бы напрямую зависима от власти императора, что делало бы практически невозможным ее самостоятельную деятельность.
В качестве альтернативы Сперанский предлагает второй путь проведения реформ, состоящий в том, «чтобы не внешними только формами покрыть самодержавие, но ограничить его внутреннею и существенною силою установлений и учредить державную власть на законе не словами, но самым делом» [2, с. 32]. Отличительными чертами формы организации органов государственной власти в данном случае являлось бы следующее:
1) Законодательное сословие «должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное» [2, с. 33],
2) Исполнительная власть в полной мере сосредотачивается в руках правительства, однако при этом вводится институт ответственного правительства. 3) Судебная власть является независимой и юридически, и организационно. Подобная система организации органов государственной власти в отличие от первой, по мнению Сперанского, имеет «само существо закона», тогда как первая «только его вид» [2, с. 34].
Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких
290 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое» [2, с. 36].
По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени есть свобода, однако на она не гарантирована гарантирована в достаточной мере, поэтому необходимо предохранять ее посредствам создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои права и свою гражданскую свободу.
Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в принадлежности их к трем классам могут быть разделены: Права гражданские общие, всем подданным принадлежащие; Права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены; Права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность. Из сего происходит следующее разделение состояний: Дворянство; Люди среднего состояния; Народ рабочий» [2, с. 38]. Также, Сперанский особо подчеркивал необходимость закрепить в законе возможность подданными изменять свой сословный статус, и условия, делающие переход из низшего сословия в среднее и из среднего в высшее возможным. Сперанский приводил в пример приобретение недвижимости собственности для первого случая и личное дворянство для второго.
Сперанский говорит о необходимости создания правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных.
Таким образом, Сперанский воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Сперанский пишет: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его» [2, с. 34]. Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, исполнитель-
ную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть - Думы.
Сперанский предлагает привлечь народонаселение (лично свободное, включая государственных крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в законодательной, исполнительной и судебной власти на основе системы четырехступенчатых выборов (волостная - окружная -губернская - Государственная дума). Право избирать их не может принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Судебная ветвь власти по проекту Сперанского была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором.
Александр I признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным». Однако Преобразовательная деятельность Сперанского вызвала недовольство в высших дворянских кругах. Против него плелись интриги. 17 марта 1812 г. последовала опала и ссылка Сперанского - сначала в Нижний Новгород, затем по новому доносу - в Пермь.
Тем не менее, Сперанским был разработан и детально прописан правовой механизм, позволяющий законодательно реализовать концепцию разделения властей, механизм закрепления и гарантии гражданских и политических прав, механизм для эффективного проведения реформ государственного аппарата. В принятии конституции Сперанский видел не только средство для решения многих насущных проблем того времени, но и основу стабильного и поэтапного усиления российской государственности.
Список литературы:
1. Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов. Издание Русской мысли. - М., 1905. - С. 120.
2. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М.; Л., 1961.
3. Кодан C.B. Проекты преобразований Политико-правовой системы России М.М. Сперанского. - Екатеринбург: УрАГС, 2003. - С. 156.
5. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лей-ста. - М.: Юридическая литература, 1997. - 576 с.