Научная статья на тему 'Продвижение просвещения в отдаленные части Сибири. Из истории улалинских школ. Конец xix начало XX века'

Продвижение просвещения в отдаленные части Сибири. Из истории улалинских школ. Конец xix начало XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ / УЛАЛА / МИССИОНЕРСТВО / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ALTAI SPIRITUAL MISSION / ULALA / MISSIONARY WORK / CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Модоров Николай Семёнович, Крейдун Георгий

Рассматриваются вопросы продвижения образовательных структур в конце XIX начале XX века в отдаленные районы Западной Сибири. Рассмотрены различные аспекты культурно-просветительской деятельности Алтайской Духовной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCEMENT OF EDUCATION TO THE REMOTE DISTRICTS OF SIBERIA: THE HISTORY OF ULALA SCHOOLS (END OF XIX EARLY XX CENTURY)

The problems of educational institutions advancement to the remote regions of West Siberia (at the end of XIX early XX century) are considered. Different cultural-and-educational activities aspects of the Altai Spiritual mission are presented.

Текст научной работы на тему «Продвижение просвещения в отдаленные части Сибири. Из истории улалинских школ. Конец xix начало XX века»

ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ОТДАЛЕННЫЕ ЧАСТИ СИБИРИ. ИЗ ИСТОРИИ УЛАЛИНСКИХ ШКОЛ. КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА

Николай Семёнович Модоров

Горно-Алтайский государственный университет, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, 34, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, т. (38822)2-68-15, e-mail: mns@gasu.ru

Георгий Крейдун

Барнаульская епархия, 656043, Алтайский край, г. Барнаул, Шумакова, 25а., проректор Барнаульской духовной семинарии, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, тел. (3852) 45-57-52

Рассматриваются вопросы продвижения образовательных структур в конце XIX -начале XX века в отдаленные районы Западной Сибири. Рассмотрены различные аспекты культурно-просветительской деятельности Алтайской Духовной миссии.

Ключевые слова: Алтайская духовная миссия, Улала, миссионерство, культурное просвещение.

ADVANCEMENT OF EDUCATION TO THE REMOTE DISTRICTS OF SIBERIA: THE HISTORY OF ULALA SCHOOLS (END OF XIX - EARLY XX CENTURY)

Nikolai S. Modorov

Ph.D., Prof., Department of the History of Russia, Gorno-Alraisk State University, 34 Sotsialisticheskaya st., 649000 Gorno-Altaisk, The Republic of Altai

Georgy Kreidun

Ph.D., Vice-rector of Barnaul seminary, 25a Shumakov st., 656043 Barnaul, Altai region

The problems of educational institutions advancement to the remote regions of West Siberia (at the end of XIX - early XX century) are considered. Different cultural-and-educational activities aspects of the Altai Spiritual mission are presented.

Key words: Altai Spiritual mission, Ulala, missionary work, cultural education.

В истории каждого народа есть немало событий, факторов, оказавших существенное влияние на их общественно-политическую, хозяйственноэкономическую, культурную и духовную жизнь. Не стало исключением в этом плане и коренное население Горного Алтая. Одним из таковых для него стала культурно-просветительская деятельность Алтайской Духовной миссии (АДМ). Появившись в крае в 30-х гг. XIX в., как «учреждение» Русской Православной церкви, призванное приобщать местное «инородческое» население к «вере Христовой», оно охватило со временем все стороны жизни населения Горного Алтая, в частности, его религиозную, хозяйственно-бытовую и образовательную. Подобного рода «всесторонность» работы миссии и ее служителей, была заложена еще изначально, т.е. ее первым начальником -

архимандритом Макарием (Глухаревым - 1792-1847), вникавшим в процесс общения с алтайцами во всех их жизненные проблемы, уделявшим не только внимание их хозяйственно-бытовым нуждам, но и принимавшим посильное участие в их разрешении. Иначе говоря, о. Макарий пытался искренне помочь своей новообращенной пастве во всем [1, с.242-265].

Опираясь на свидетельства светских и церковных историков (дореволюционных и современных), в той или иной форме касавшихся в своих работах системы и структуры духовного просвещения Алтайской Духовной миссии, можно с полным основанием утверждать, что метод, которому следовал в своей деятельности о.Макарий, всецело соответствовал кирилло-мефодиевской традиции. Он же (названный в свое время равноапостольными Кириллом и Мефодием методом «инкультурации») позволил ему не только осуществить процесс воцерковления коренных народов Горного Алтая, далеких первоначально от христианского миропонимания, но и дать им письменность, школы, письменную и изобразительную культуру; не только приобщить их к великой восточноевропейской культуре, но и сохранить в процессе христианизации свою национальную и культурную самобытность.

Чтобы ввести читателя в курс дела, подчеркнем, что первое «образовательное учреждение» (т.е. школа для мальчиков) было открыто о. Макарием (Глухаревым) в 1831 г., в Майме. Немного позже, появилась в ней и школа для девочек. В той и другой преподавались в то время славянская и церковная грамота, Закон Божий, церковное пение и элементарные правила арифметики. Кроме этого, девочек учили и ведению домашнего хозяйства [2, с133].

После переноса в 1834 г. миссионерского стана в Улалу (ныне г.Горно-Алтайск) школа для мальчиков была открыта и там. Спустя 6 лет, в ней была открыта и школа для девочек-сирот. Заведовала ею (по просьбе о.Макария) выпускница Смольного института благородных девиц София де Вальмон [2, с.133].

Со временем миссионерские школы «множились и укреплялись», а процесс обучения в них приобретал все более упорядоченный характер. Это позволило им влиться в общероссийскую систему православного образования и подразделиться на церковно-приходские школы и школы грамоты. Согласно официальным положениям, первые делились на «одноклассные» (с двухлетним сроком обучения) и «двухклассные» (с четырехлетним сроком обучения). Здесь следует отметить, что сроки обучения в миссионерских школах «удлинялись» на один год. Это было обусловлено, с одной стороны, разбросанностью «инородческих» поселений и их отдаленностью от школ, что служило причиной плохой посещаемостью занятий учениками, а во-вторых, необходимостью уделить больше времени изучению русского языка. В силу этих причин и специфики миссионерских школ, учителю приходилось повторять один и тот же урок дважды: на местном наречии и на русском языке [3, с.58].

Как правило, первым уроком в миссионерской школе был Закон Божий. Законоучителем был, естественно, миссионер-священник. Предметы

религиозного образования занимали в учебной программе почти половину учебного времени. Другая его часть отводилась на все общеобразовательные предметы [4, с.103].

Заметная активизация школьного просвещения в Улале произошла в 60-х гг. XIX в. Согласно документу, 13 ноября 1867 г. там начала функционировать женская школа. Ее контингент насчитывал 7 девочек. Некоторые из них были неграмотны. Учебная программы данного учебного заведения была значительно шире, нежели в школе грамоты для мальчиков и девочек, где учили лишь только чтению и письму. В частности, нее входили Священная история, катехизис (правда, несколько проще, чем в училище для мальчиков), чистописание, арифметика, женское рукоделие (прядение, шитье, вязание и ткачество) [2, с.139].

Данная «инородческая» школа занимала две комнаты в доме, в котором жил в свое время архимандрит Макарий (Глухарев) и старец Петр (Лисицкий). Одна из комнат служила жильем для учительницы, другая являлась учебным классом [5, с.7]. Спустя три года, школа была переведена в в деревянное двухэтажное здание, построенное чуть раньше для женской обители, а после 1875 г. - она перешла в «новоустроенный детский приют» [2, с.139].

Развитие сети школ в Горном Алтае потребовало учительских кадров для них. Не имея возможности получать таковые извне, миссия пошла на их подготовку у себя. С этой целью и было открыто в 1867 г. Улалинское миссионерское училище, названное чуть позже «Филаретовским» - в память от митрополите Московском Филарете (Дроздове) - учителе и наставнике основателя миссии. На первых порах оно разместилось в доме толмача миссии М.В.Чевалкова В год открытия учебу начали 8 человек. Образовательная программа училища в полной мере соответствовала главной задаче, решавшейся миссией. Его воспитанники изучали Священную историю Ветхого и Нового завета, арифметику, краткий катехизис, письмо, чтение и пение. Отсутствие учебников, литературы и материалов светского характера на алтайском языке, бесспорно, осложняло не только обучение учащихся, но и обедняло их культурное развитие. Понимая это, учителя (воспитанники Петербургской духовной академии - И.В. Солодчин и П.И.Макушин) активно занялись переводческой деятельностью. Привлекли они к ней и учащихся [1, с.257].

Начало 80-х гг. внесли новые штрихи в жизнь Улалы, ее систему образования. Положительно оцененный Синодом опыт работы алтайских миссионеров в деле «приобщения алтайцев к вере Христово», решено было внедрить среди «сойотов, дербетов киргизов и иных инородцев». С целью приближения Миссии к «оным», власти постановили: перевести центр АДМ в г. Бийск [1, с.259].

Подобная реорганизация весьма негативно сказалась как на жизни Улалы, так и на развитии школьного образования в Горном Алтае в целом. Оно, некогда «процветавшее» стало заметно «оскудевать» и приходить в «упадок». Но, несмотря на возникшие трудности, Улала пыталась удержать «свое школьное образование» на уровне. И это ей удалось сделать. Заслуга в этом деле всецело

принадлежала местному церковно-приходскому попечительству, «открытому в Улале в 1875 г.», которое возглавил «бийский второй гильдии купец Алексей Матвеевич Ситников». Учитывая, что школьные здания селения «весьма ветхи», оно пришло к мнению, что необходимо строить для школ (женской и мужской) новые здания». Инициатива их строительства была подана, как явствует из документов, игуменом Алексием (Капелькиным), бывшим в то время помощником начальника Алтайской Духовной миссии. Именно при нем было заложено в 1900 г. деревянное здание женской школы. Однако в конце 1900 г. инициатор строительства скоропостижно скончался. И все заботы о возведении школ взяло на себя приходское попечительство. Несколько застопорившийся ход строительных работ заметно активизировался с приездом в Улалу о.Петра (Бенедиктова) и «двух учительниц» (сестер Ивановых - Авт.). Сразу по приезду, священник «возбудил» в членах церковно-приходского попечительства «внимание к нуждам школьного дела». Это позволило возобновить «притоки пожертвований», позволивших завершить строительство зданий обеих школ. В 1901 г. в строй вступила женская школа (деревянное здание), а в 1902 г. - мужская (кирпичное здание). Оба здания располагались напротив южной стороны Спасо-Преображенского храма, в непосредственной близости друг от друга. Заслуга в их появлении всецело принадлежала, как уже упоминалось выше, Улалинского приходскому (сельскому) попечительству и, в частности, его председателю А.М.Ситникову, пожертвовавшему на «возведение школ 10 тыс. рублей». Одну тысячу рублей выделил на «сие дело» Епархиальный училищный совет, 500 рублей - дала Миссия, а остальная часть необходимых для строительства средств была «изыскана на месте» [6, с.40].

Сопоставляя суммы, выделенные на строительство школ «властями и попечителем», следует всецело поддержать заключение «улалинского общества», заявившему при открытии «оных», что главный успех «сегодняшнего торжества, по-праву, принадлежит председателю попечительства А.М.Ситникову, коей, не взирая ни на что, лично руководил стройкой в течение двух летних сезонов», что по свидетельству о.Петра, позволило сэкономить значительную часть общественных средств, поскольку «у нас отпала необходимость нанимать подрядчиков, которым надо было платить, ибо председатель попечительства работал «полностью бескорыстно». Более того, подчеркнул о. Петр, «Алексей Матвеевич вынужденно отдал в руки наемных приказчиков свое, довольно обширное торговое дело» [6, с.71].

Открытие и освящение нового здания женской школы состоялось 23 сентября 1901 г., «при большом стечении народа» и представителей властей. После молебна, который служили два священника, выступил о.Петр, сказавший, в соответствии с моментом, «прочуствованное слово», в котором он выразил глубокую благодарность председателю попечительского совета «за свершенное им во благо людей дело». Тот, в свою очередь, преподнес священнику Бенедиктову приветственный адрес. «...В селе Улала, - говорилось в нем, -выстроена... и открыта женская школа. Спасибо Вам, досточтимый пастырь, за то, что Вы, своим горячим участием к нуждам общества, подали нам добрый пример, пробуждая в нас чувство солидарности. То, что казалось нам

невозможным, по случаю скудности средств, оказалось вполне

осуществимым. Благодаря Вашим стараниям были изысканы средства на постройку» [7, с.21-22].

Сразу же после этого торжества, был обсужден вопрос о завершении строительства здания мужской школы. Главный ее «жертвователь» Коршунов показал два привезенных из Петербурга для школы «роскошных портрета -Государя императора и императрицы», а также «дорогое священническое и диаконское облачения» - для служения молебнов в школе [2, с.158].

Занятия в Улалинской женской школе начались 2 октября 1901 г. При ее открытии, в ее составе названо было 72 ученицы. Однако , на самом деле их оказалось больше (за счет прибытия в школу детей из близ лежащих к Улале деревень и заимок). Начали свои занятия и учащиеся мужской школы. Отсутствие помещения, понудило их (70 чел.) заниматься пока на квартире священника. Работали с ними шестеро учителей, в т.ч. и учитель пения - регент. По субботам проводились спевки соединенного школьного хора. В то время были возобновлены в Улале приходские внебогослужебные собеседования и чтения. Для проведения последних, председатель Улалинского попечительства А.М.Ситников купил на свои деньги «волшебный фонарь» (проектор) и картины для него, дабы показывать их улалинцам [2, с.158].

Спустя год после торжественного освящения женской школы, приняла своих учеников и новая «кирпичная мужская школа». Забегая немного вперед, скажем, что в 1902 г. она будет удостоена статуса «второклассной церковноприходской школы». Пока же в 1901 г. эти оба учебных заведения пережили «великое событие» в своей истории: летом этого года их навестил Владыка Макарий (Невский), совершавший традиционную (ежегодную) поездку по Алтаю. Посетив женскую школу, он отметил в своем дневнике, что «оная многим обязана бескорыстному и самоотверженному служению школьному делу в Улале сестер Ивановых» [8, л.56].

Не осталась без внимания Владыки и мужская школа. Побывав в ней , он записал в своем дневнике, что «улалинские школы стали возрождаться после некоторого временного упадка, ставшего следствием недостатка помещений (прежние совсем обветшали), добрых учителей, а отчасти и вследствие отсутствия надлежащего надзора со стороны заведующих. В учебном отношении, школы поставлены удовлетворительно, учащихся много, но далеко не все дети школьного возраста обучаются в школе» [9, с.26].

Однако срустя пять лет, т.е. после бурных событий 1905 г., духовные пастыри улалинских школ с прискорбием отметят падение в них «воспитательного уровня». Об этом с большой озабоченностью и обеспокоенностью скажет в 1906 г. и Владыка Макарий. «учителя и учительницы улалинские, - подчеркнет он, - заражены духом либерализма, они почти все сочувствуют «петровским» прокламациям и уже, как слышно, сами распространяют их. К сожалению, этим духом оказались заражены и учительницы Ивановы. Улалинские школы - обе - сильно хромают. В женской -пахнет нехорошим духом. Отец миссионер. редко заглядывает в эти школы,

тогда как, он должен посещать их и лично руководить каждый день, неся в школы желательный церковный характер» [8, л.25-26].

Визит еспископа Томского и Барнаульского в Улалу не прошел даром для учителей. После последовавших (по итогам визита) внушений, школы заметно «подтянулись» и ощутимо активизировали у себя учебный процесс. Наряду с улучшимся уровнем учебных занятий, целенаправленнее и действеннее стала проводиться в школах и воспитательная работа. Кроме основных занятий, школы, особенно мужская, стали давать своим подопечным и «прикладные навыки», необходимые учащимся в их взрослой, самостоятельной жизни. Особенно следует отметить в этом плане мужскую школу, где, наряду с приобщением учеников к крестьянскому труду, целенаправленно обучали их и церковному пению. Его «пропаганде», музыкальным занятиям в школе в целом, много внимания уделял учитель Д.Таскин. Свои «познания и умения в сем деле» школьники «проверяли и закрепляли» во время церковных богослужений. Многие из них «состояли в хоре», функционировавшем при школе, костяк которого составляли «учителя, учительницы и старые певчие» [10, л.35].

Рост миссионерских приходов и школ остро поставил перед руководством АДМ вопрос о кадрах, в частности, «псаломщиков и иных служащих». Разрешая его последнее пошло на создание при Улалинской второклассной миссионерской школе двухгодичного псаломщического класса. И таковой был открыт при ней в 1915 г., благодаря инициативе и поддержке Преосвященного Анатолия, епископа Томского» [11, л.13].

Первоначально подготовку псаломщиков планировали вести только в течение одного года. На эти цели епархия даже выделила 460 руб. Однако в ходе разработки учебной программы стало ясно, что наиболее разумным и реальным было сделать псаломщические курсы двухгодичными. Именно такое решение приняло миссионерское собрание, состоявшееся 15 января 1916 г., о котором и было доложено епископу Анатолию [11, л.12]. Такое решение собрание обосновывало тем, что необходимо было расширить программу обучения предметами, которые давали бы возможность выпускникам этих классов получить (после сдачи дополнительных экзаменов) право преподавательской деятельности в церковно-приходских школах. Эту идею миссионеров Владыка поддержал и преложил им ходатайствовать перед Епархиальным съездом 1916 г. о дополнительном выделении еще 460 руб. для претворения в жизнь «двухгодичной программы псаломщических курсов» [11, л.102]. К сожалению, документы умалчивают: получили ли миссионеры эти деньги, ибо против ассигнования «данного предприятия» выступил в свое время епископ Иннокентий (Соколов). Он же предлагал (когда псаломщический класс уже функционировал) Преосвященному Анатолию закрыть его. Однако последний не согласился с таким предложением [12, л. 120].

А тем временем экономическая и политическая ситуация в стране заметно осложнялась. Это отразилось (весьма негативно) и на жизнедеятельности миссии. Теперь она была не в силах готовить будущих сотрудников за свой счет. Отныне учащиеся обязаны были оплачивать свое проживание, питание, учебники и учебные пособия, одежду и др. Иначе говоря, теперь они должны

были жить и учиться за счет собственных средств. Миссия же брала на себя только лишь организацию учебного процесса.

Говоря о миссионерских школах Улалы, следует отметить, что некоторые помещения, где они размещались, сохранились до настоящего времени, в частности, речь идет о каменном здании Улалинской мужской второклассной школы. В настоящее время в нем размещаются учебные классы и лаборатории Горно-Алтайского государственного университета (ул. Социалистическая, 26). Как известно, первоначально здание было одноэтажным. Со временем, школа стала испытывать «тесноту»: к 1916 г. в ней обучалось свыше 100 детей. В школе размещалась и квартира учителя. В силу сложившихся обстоятельств, в 1915 г. было принято решение «надстроить в здании второй этаж». Однако реализовать его удалось лишь только после Февральской революции, когда миссионерская школа была упразднена (летом 1917 г. все миссионерские школы были насильно изъяты (по распоряжение Временного правительства) у АДМ и переданы в ведение Министерства народного просвещения) [13, с.20]. Вместо нее была учреждена «Улалинская смешанная земская гимназия» [14, л.50].

Если говорить об Улалинской женской школе, то она себя ничем не «проявила себя» в те годы: при наличии смешанной гимназии, она постепенно сошла с «образовательной арены», а ее здание «эксплуатировались» разными ведомствами м учреждениями. В середине 90-х гг. XX в., деревянное здание бывшей женской школы было уничтожено пожаром [2, с.161].

Кроме вышеупомянутых учебных заведений, в Улале была еще одна школа, которая в отчете Алтайской Духовной миссии значится, как «школа имени митрополита Макария (Невского - 1835-1926). Она, согласно документам, функционировала в «заречной части Улалы». К концу XIX в. селение заметно разрослось. К этому времени, за рекой Маймой проживало уже около 600 чел., в числе «коих значилось более 100 детей школьного возраста. Моста, связывавшего этот район с центром Улалы, с церковью, а детей - еще и со школой, пока еще не было. Поэтому попадать туда и тем, и другим, особенно весной и летом, было довольно сложно.

Осознавая это, «благочинный иерей Павел (Сорокин)» выступил с инициативой «устройства в заречной части Улалы миссионерской школы». 24 января 1915 г. он представил «вполне обоснованный план строительства оной» на утверждение начальнику АДМ, епископу Иннокентию [13, л.50]. Тогда же о.Павел предложил рассмотреть и кандидатуру учителя будущей школы. На эту должность он рекомендовал «учительницу Евдокию Рогову». Рекомендация о.Павла была поддержана начальством. Однако стать учительницей, Е.Роговой не суждено было стать: незадолго до открытия школы она умерла. В связи с этим, о.Павел предложил новую кандидатуру - «учителя Алагызова». Но последний отказался от предложенной ему должности [13, л.161]. В конце концов первой (и последней) учительницей «заречной улалинской школы (названной впоследствии «имени митрополита Макария») стала жена о.Павла -Александра Сорокина [13, л.58].

Открытие новой школы, крыша «коей блестела жестью», состоялось осенью 1915 г. В ней имелась большая, светлая классная комната )13х6,4х3,5 м)

и квартира для учителя [14, л.76]. Летом 1916 г. новую школу посетил Святитель Макарий (Невский), в очередной раз, приехавший на «любимый его сердцу Алтай». Ему очень понравились светлые и просторные помещения школы, ее план в целом. Тогда же Владыка предложил провести в школу водопровод, что для Улалы того времени было «невиданным новшеством» [10, л.40].

В год открытия школы, за ее парты сели 40 учеников. Новое учебное заведение содержалось на средства церковно-приходского попечительства. Учительствовала же в школе Александра Сорокина, не имевшая, к сожалению, учительского образования (она закончила в свое время лишь 5 классов епархиального женского училища). Потому-то и предписал ей в феврале 1916 г. Томский епархиальный совет: сдать экзамен на право «преподавать в церковноприходских школах». В случае невыполнения «сего условия», она должна была оставить занимаемую должность. Иначе говоря, новый 1917-1918 учебный год должен был начать «правоспособный учитель» [2, с. 162].

Однако это «высокое» предписание было ею невыполнено: летом 1917 г. последовало уже упоминавшееся постановление Временного правительства - о передаче всех церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения. В силу этого, Томский епархиальный совет вынужден был отменить свое распоряжение относительно «учительницы Александры Сорокиной», поскольку теперь подбором кадров занималось «вышеозначенное министерство» [14, л.76].

Кроме вышеназванных, в ведении Улалинского общества имелась еще одна церковно-приходская школа. Она находилась, согласно документу, в нескольких верстах от устья р. Улалушки и именовалась «Ново-Улалинской». Учительствовала в ней Варвара Игнатьевна Малина, «имевшая образование» (4 класса гимназии). Несмотря на это, она имела официальное свидетельство «на право преподавания в школах» [2, с.163]. Других каких-либо сведений об этой школе больше нет. Более того, в отчете благочинного за 1916 г. отмечено, что «Ново-Улалинская школа закрыта наблюдателем Томского епархиального училищного совета. Причины ее закрытия о.Павлом (Сорокиным), к сожалению, не указаны [15, л.12].

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что в 1916 г. в Улале функционировало четыре миссионерских школы: мужская

двухклассная, женская церковно-приходская и две смешанные школы (имени митрополита Макария (Невского) и Ново-Улалинская). Общее число обучавшихся в них составляло 260 детей, в т.ч. 131 мальчик и 129 девочек. Следует отметить, годом раньше контингент учащихся улалинских школ составлял 316 детей (182 мальчика и 134 девочки) [16, л.10]. Можно предположить, что сокращение числа учащихся в них связано с закрытием Ново-Улалинской школы. Но, возможно, были и другие причины. Однако на сегодняшний день нет пока каких-либо документов, которые пролили бы свет на эти «неясности».

1. Н.С.Модоров Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). - Горно-Алтайск, 1996. - 400с.

2. Священник Г.Крейдун. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. - М., 2008. - 200с.

3. Д.В.Кацюба. Алтайская Духовная миссия: Вопросы истории, культуры и

благотворительности. - Кемерово, 1998. - 270с.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конца XIX -начала XX века /Ред.Э.Днепров. - М., 1999.

5. Отчет Алтайской Духовной миссии за 1910 г. - Томск, 1911.

6. Алтайской Духовной миссии за 1902 г. - Томск, 1903.

7. Томские Епархиальные ведомости. 1901. №.22.

8. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф.164. Оп.1. Д.56.

9. Томские Епархиальные ведомости. 1901. №.13.

10. ГААК. Ф. 164. Оп.1. Д.136.

11. Там же. Д.157.

12. Там же. Оп.2. Д.104.

13. Там же. Д.90.

14. Там же. Д.113.

15. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф.170. Оп.7. Д.522.

16. Там же. Ф.184. Оп.1. Д.29.

© Н.С. Модоров, Г. Крейдун, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.