Научная статья на тему 'Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц и пути решения'

Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3506
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
деловая репутация / юридические лица / защита гражданских прав / недобросовестная конкуренция / business reputation / legal persons / protection of civil rights / unfair competition

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карасик Л.В., Полянская Н.В.

В статье рассматриваются проблемы защиты деловой репутации юридических лиц, как фактора устранения недобросовестной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of protection of business reputation of legal entities, as a factor to eliminate unfair competition.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц и пути решения»

6. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000.

Карасик Л.В., Полянская Н.В.

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: деловая репутация, юридические лица, защита гражданских прав, недобросовестная конкуренция.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы защиты деловой репутации юридических лиц, как фактора устранения недобросовестной конкуренции.

Keywords: business reputation, legal persons, protection of civil rights, unfair competition.

Abstract: The article considers the problems of protection of business reputation of legal entities, as a factor to eliminate unfair competition.

В условиях современной российской действительности, когда существует политическое и идеологическое многообразие, свобода слова и свобода массовой информации, когда лучшим способом политической борьбы является заказной черный пиар, особое значение приобретает защита чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и организаций.

Поддержание на должном уровне деловой репутации как гражданина, так и организации приобретает особое значение в условиях рыночной экономики, когда мнение о человеке в обществе определяет не только его эмоциональное самоощущение, но и реальное экономическое благополучие. В еще большей степени это касается организации, сама возможность существования которой зависит от представления о ней как других организаций (поставщиков, кредиторов, спонсоров и т.д.), так и рядовых граждан (клиентов, потребителей), т.е. общества в целом. Возможность защиты деловой репутации является теперь неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации.

Понятие неимущественных благ заняло прочное место во многих международных документах, посвященных правам человека, в том числе во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о политических правах, Международном пакте о гражданских и политических правах.

Согласно п. 2 ст. 150 ГК РФ закон предусматривает использовать для защиты нематериальных благ любые способы, указанные ст. 12 ГК РФ. Указанная статья подробно определяет, какими способами располагает юридическое лицо, отстаивая свою деловую репутацию.

Вопрос защиты деловой репутации юридического лица, когда государственные органы необоснованно обвиняют его в каком-либо преступлении или привлекают к уголовной ответственности, становится предельно важным, поскольку этими действиями разрушается положительная деловая репутация организации, причем восстановить имидж организации бывает достаточно сложно. В случае если угроза деловой репутации исходит от государственных органов или органов местного самоуправления, необходимо добиваться признания недействительным акта государственного органа. Существенным способом в такой ситуации может стать требование опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию предприятия.

Защита деловой репутации может осуществляться с применением таких способов, как самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и иными способами, предусмотренными законом. Однако способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ст. 4 дает определение недобросовестной конкуренции: «недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации». Статья 14 этого же Закона устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Таким образом, закон «О защите конкуренции» дает определение сущности опорочивания деловой репутации, в котором трактует факт опорочивания, нарушения деловой репутации как распространение неточных, искаженных, ложных сведений, порочащих хозяйствующего субъекта и могущих нанести убытки юридическому лицу. Нанесение убытков юридическому лицу является в данном случае специфической особенностью факта нарушения его деловой репутации. Закон «О защите конкуренции» разделяет «сведения, способные причинить убытки» и «сведения, способные нанести ущерб деловой репутации». На практике довольно сложно отделить ущерб деловой репутации от связанных с ним причин, приведших к убыткам юридического лица. Деловая репутация может защищаться с использованием ст. 152 ГК РФ. Другой вид защиты предполагает обращение к закону «О защите конкуренции», который в п. 1 ст. 2 и ст. 3, определяя цели и задачи антимонопольного комитета, указывает такой способ защиты, как пресечение недобросовестной конкуренции, которая может включать и нанесение ущерба деловой репутации. Необходимо помнить, что закон «О защите конкуренции» может защищать только хозяйствующие субъекты, которые соответствуют требованиям перечня ст. 4 этого закона (хозяйствующий субъект -индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход).

Развитие компьютерных технологий и появление новых способов представления и распространения информации ставят на повестку дня

вопросы правового регулирования постоянно возникающих специфических общественных отношений в информационной сфере, в частности, в мировой компьютерной сети Интернет.

На сегодняшний день число пользователей Интернета в России составляет одиннадцать с половиной миллионов человек.

Однако, став неотъемлемой частью жизни, Интернет вместе с тем зачастую используется для совершения правонарушений, посягающих на конституционные права и законные интересы личности, в том числе декларируемые в части первой статьи 23 Конституции РФ право на защиту чести и доброго имени.

В настоящее время Интернет широко используется для распространения дискредитирующих материалов в отношении известных государственных деятелей, артистов, в отношении популярных фирм и компаний, а также их руководителей и директоров. Кроме того не исключена возможность распространения порочащих сведений и в отношении любого гражданина РФ и иностранного гражданина, если это кому-нибудь понадобится.

Заметим, что распространение подобных сведений в Интернете остается практически безнаказанным, в отличие от распространения этих же сведений в обычных средствах массовой информации.

Это объясняется новизной указанного способа распространения информации, отсутствием достаточной судебной практики и квалифицированных в области интернет-технологий юристов как в адвокатском, так и в судейском корпусе, а также практически отсутствием специального законодательства в данной области.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы:

Возможность успешной коммерческой деятельности юридического лица зависит от представления о ней как других организаций, так и рядовых граждан, т.е. поддержание на должном уровне деловой репутации организации приобретает особое значение в условиях рыночной экономики. Возможность защиты деловой репутации является теперь неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации.

Деловая репутация как нематериальное благо, прежде всего, позволяет расширять коммерческие возможности юридического лица. Создание хорошей деловой репутации целенаправленно. Юридическое лицо планирует свои действия с учетом того, как они отразятся на деловой репутации.

Защита чести, достоинства и деловой репутации имеет свою специфику. Согласно действующему гражданскому законодательству рассматриваемые нематериальные блага охраняются от любого

неправомерного посягательства со стороны третьих лиц. Таким образом, нарушителями прав в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и не передаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Право на защиту деловой репутации возникает при соблюдении следующих условий:

- если указанные сведения были распространены, т.е. с этими сведениями ознакомились иные (не считая самого распространившего эти сведения) лица;

- если эти сведения не соответствуют действительности.

Заметим, что на требование опровержения сведений, порочащих

честь, достоинство и деловую репутацию, исковая давность не распространяется. Требование возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением порочащих и не соответствующих действительности сведений, подпадает под общий срок исковой давности в 3 года.

Для защиты деловой репутации предусмотрен специальный способ: опровержение распространенных порочащих сведений. Этот способ может быть использован, если выполнены следующие три условия.

Во-первых, сведения должны быть порочащими. В основу оценки сведений как порочащих положен не субъективный, а объективный признак. Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении организацией действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство.

Во-вторых, сведения должны быть распространены.

В-третьих, сведения не должны соответствовать действительности. При этом действует присущий гражданскому законодательству

принцип презумпции невиновности потерпевшего: сведения считаются не соответствующими действительности до тех пор, пока распространивший их не докажет обратное.

Что касается сведений, распространенных традиционными средствами (печать, телевидение или радио), то исполнение указанной процессуальной обязанности, как правило, не встречает каких-либо серьезных преград.

Изначально при реализации на практике норм о судебной защите чести и достоинства возник вопрос о том, что должно пониматься под распространением сведений, не соответствующих действительности. И практика, и научная литература единодушно признали за этим какое-либо сообщение таковых сведений о конкретном лице другим, одному или нескольким лицам.

Таким образом, юридическому лицу, обратившемуся в суд с иском о защите деловой репутации, необходимо доказать следующие обстоятельства, что:

- сведения должны быть распространены, не соответствовать действительности и быть порочными;

- сведения должны быть известны третьему лицу (неопределенному кругу лиц), не считая самого распространившего эти сведения.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий иск в гражданско-правовом порядке удовлетворению не подлежит.

Необходимым условием удовлетворения иска о защите чести, достоинства, деловой репутации является несоответствие распространенных сведений действительности. Обязанность доказывания соответствия действительности распространенных порочащих истца сведений возлагается на ответчика. Таким образом, в п. 1 ст. 152 ГК РФ установлена презумпция несоответствия действительности распространенных сведений.

Порочащими называются также не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства (порочащие как основные, так и неосновные виды деятельности, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств), которые умаляют репутацию юридического лица.

Проблемы, существующие в настоящее время при защите деловой репутации юридическим лицом, могут быть устранены внесением изменений в действующее законодательство, либо принятием нового нормативно-правового акта, отдельно регулирующего данные вопросы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: Государственный Гимн: описание Государственного Герба Российской Федерации: новое издание, Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2012. - 40с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): принят Гос. Думой 21.10.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-05.12.1994. -№ 32. -Ст. 3301.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 23.10.2002. №138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -18.11.2002. -№46. - Ст. 4532.

4. О защите конкуренции: федер. закон: [принят Гос. Думой 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2006. -№31 (1 ч.). - Ст. 3434.

5. Гражданское право [Текст]: под общ. ред. С. С. Алексеева. - 3-е изд., пересмотр.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 415 с.

Каширина Ю.П.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, законодательство, история развития.

Аннотация: в статье рассматриваются исторические аспекты развития предпринимательского законодательства России.

Keywords: business, entrepreneurship, law, history of development.

Abstract: the article examines the historical aspects of the business legislation of Russia.

В период правления Петра I начинается унификация российского законодательства в соответствии с европейским правом. В это время в России появляются передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности - компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере. Российские предприниматели совместно с иностранными пайщиками создают акционерные компании. Государство контролирует развитие предпринимательской деятельности через Берг-, Мануфактур- и Коммерцколлегии. Петром I создаются благоприятные условия для реализации лучших качеств русских предпринимателей. Весьма характерно, что большая часть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.