Научная статья на тему 'Проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования современной России'

Проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EMPLOYMENT OF GRADUATES / THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICE / COMPETITIVENESS / ECONOMIC DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанова Елена Эдуардовна, Вострова Екатерина Игоревна

Определены основные проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования России? связанные с экономическими аспектами развития страны с проблемами развития рынка образовательных услуг с конкурентоспособностью выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобанова Елена Эдуардовна, Вострова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF ESTABLISHMENTS VOCATIONAL TRAINING OF MODERN RUSSIA

The basis problems of activity professional educational institutions, graduates of Russia are certain: connected with economic development of Russia; connected with the problems of development on education market of Russia; connected with competitor of professional educational institutions, graduates.. Ключевые слова: занятость выпускников, рынок образовательных услуг, конкурентоспособность, экономические трудности.

Текст научной работы на тему «Проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования современной России»

1. Лобанова Е.Э. Научный отчет по проекту 16 F57 ККФН рынке труда Красноярского края» - Красноярск, 2008. - 234 с.

«Выпускники учреждений профессионального образования на

Сведения об авторах

Лобанова Елена Эдуардовна - кандидат экономических наук, доцент, действительный член Академии социального образования, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

Таюрский Анатолий Иванович - доктор экономических наук, профессор, академик РАО, руководитель Института проблем непрерывного образования Сибирского отделения Российской академии образования, г. Красноярск Data on authors

Lobanova Elena Eduardovna - a candidate of Economics, associate professor, the full member of Academy of social formation, the Siberian state technological university, Krasnoyarsk

Tajursky Anatoly Ivanovich - the Doctor of Economics, the professor, the academician of the Russian Academy of Educations, the head of Institute of problems of continuous education of the Siberian branch of the Russian Academy of education, Krasnoyarsk

УДК 316.344.27 ББК 74.58:60.561.23

Е.Э. Лобанова, Е.И. Вострова ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

The basis problems of activity professional educational institutions, graduates of Russia are certain: connected with economic development of Russia; connected with the problems of development on education market of Russia; connected with competitor of professional educational institutions, graduates..

Ключевые слова: занятость выпускников, рынок образовательных услуг, конкурентоспособность, экономические трудности.

E.E. Lobanova, E.I. Vostrova THE PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF ESTABLISHMENTS VOCATIONAL TRAINING OF MODERN RUSSIA

Определены основные проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования России? связанные с экономическими аспектами развития страны с проблемами развития рынка образовательных услуг с конкурентоспособностью выпускников.

Key words: employment of graduates, the market of educational service, competitiveness, economic difficulties.

Развитие рыночных отношений в России привело к значительному сдвигу в структуре занятости населения, в спросе на различные профессии и специальности. Рынок труда (РТ), функционирующий в условиях неопределенности, риска и жесткой конкуренции, предъявляет особые требования к специалистам. Наиболее контрастно ситуация проявляется в отношении выпускников учреждений профессионального образования (ВУПО). Существовавшая в советском государстве в большей степени централизованная связь между рынком труда и рынком образования оказалась разрушенной в процессе рыночных преобразований. Сами же учреждения профессионального образования (УПО) оказались не связанными между собой, а ВУПО (прежде всего вузов) стали заложниками кадровой политики предприятий, организаций в соответствии с которой предпочтение, как правило, отдается специалистам с трудовым стажем и опытом работы. Переход общества к рыночной экономике обострил проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда, а начавшийся в настоящее время финансово-экономический кризис еще больше усугубляет ситуацию в сфере молодежной занятости.

Причины сохранения напряженной ситуации в области молодежной занятости (прежде всего ВУ-ПО) в настоящее время изучены недостаточно полно

и системно. На наш взгляд, среди них можно выделить три основных блока проблем:

1. Связанные с экономическими трудностями и противоречиями формирования рыночной экономики в России. Сюда относится ужесточение конкурентной борьбы за рабочее место в условиях рыночной среды. При этом надвигающийся экономический кризис, начавшийся с середины 2008 г., обострит проблемы занятости всех категорий населения, но именно ВУПО окажутся в наиболее уязвимой позиции. Проблемы занятости выпускников обострятся и за счет неблагоприятной ситуации вхождения их в РТ, так как подготовленные молодые специалисты всех уровней профессионального образования в большей степени не будут востребованы за счет резкого изменения структуры спроса на рабочую силу в условиях кризиса. В этой ситуации более зрелые и профессионально подготовленные работники будут иметь больше преимуществ.

Следующую проблему занятости ВУПО этого блока создает отсутствие российской системы распределения ВУПО, призванное обеспечивать их гарантированное трудоустройство, трудовую адаптацию и социальные гарантии. Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального

образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались там социально незащищенными. Кроме того, усилению напряженности на молодежном рынке труда способствовало принятое в конце 1990 г. постановление Совета Министров СССР об отмене централизованного распределения выпускников учебных заведений.

Неразвитость механизмов социального партнерства, пассивность работодателей и других социальных партнеров в решении проблем трудоустройства молодых специалистов также обостряет проблемы занятости ВУПО. Заинтересованность большинства работодателей России в участии в процессе подготовки рабочей силы в УПО остается незначительной. Исключение составляют крупные промышленные предприятия, реализующие современные подходы к планированию численности и профессиональной карьеры персонала. С другой стороны, сами УПО часто оказываются не готовы к ответственности за выпускаемых специалистов, к перестройке своей работы с учетом интересов работодателей.

Неготовность российских работодателей к модернизации своей трудовой сферы предопределяет и такую проблему занятости ВУПО, как недостаточный уровень развития управления персоналом на предприятиях. Ориентация на решение текущих задач, стремление экономить на издержках, связанных с использованием рабочей силы, приводят к ориентации руководящего корпуса на «готового» профессионала среднего возраста.

Этому способствуют и серьезные проблемы функционирования российского предприятия в неот-лаженном до конца (законодательно, организационно) механизме развития экономики реформируемой России. Поэтому возникает такая проблема занятости ВУПО, как невостребованность молодых специалистов со стороны предприятий в силу финансовых проблем последних. Преобразования всех сфер российского общества в годы реформенных преобразований не всегда проходили успешно и результативно. В частности, для многих предприятий и организаций переход к рынку сопровождался разрушением им систем подготовки, повышения квалификации кадров на предприятиях, профопределения, профориентации, формирования профессиональной карьеры молодых работников, что усиливает напряженность на рынке труда молодых специалистов.

Проблемы рыночного развития России предопределяют и такую проблему занятости ВУПО, как предложение экономикой вакансий, неадекватных уровню квалификации и требованиям молодых специалистов, а также низкое качество рабочей среды.

Как показывают результаты социологических опросов, большинство ВУПО имеют завышенные ожидания от рабочего места, прежде всего в отношении материального вознаграждения за труд. Цена рабочей силы в России действительно искусственно занижена относительно ее реальной стоимости за счет ряда факторов, при этом молодые специалисты, как правило, не имеют возможности в первые годы работы рассчитывать даже на средний уровень заработной платы. При приеме на работу молодого спе-

циалиста от него редко ожидают быстрой отдачи, поэтому и зарплаты на стартовых позициях в большинстве компаний невелики.

В проблемах занятости ВУПО рассматриваемого блока прослеживается и тендерный аспект: проблема дискриминации молодых специалистов-женщин при приеме на работу и проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса Российской армии. Проблема занятости женщин из числа выпускников УПО заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитают брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, на обеспечение гарантий работающим женщинам с детьми, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса Российской армии является следствием несовершенства законодательных основ государства. Проблема "вуз-армия-рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы.

Увеличение численности молодежи, остающейся вне поля зрения государственных образовательных и социальных учреждений (лишь 15-20 % безработной молодежи обращаются в службу занятости), также усложняет возможность системного подхода к решению проблем занятости ВУПО. Анализ молодежного рынка труда затруднен ввиду отсутствия соответствующих данных официальной статистики, и только в последние годы здесь стали происходить позитивные изменения. В то же время следует отметить, поскольку скрытые формы безработицы службами занятости не учитываются, то официальные показатели молодежной безработицы сильно занижены, так как именно молодежный сегмент безработных не ориентируется в своей основной массе на обращение в службу занятости населения.

Недостаточное финансирование мероприятий активной политики занятости из средств местных бюджетов также ослабляет возможность реализации эффективной политики занятости молодежи. В настоящее время служба занятости способна обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся молодежи, в основном в бывшем государственном секторе. Новые предприятия и организации в большей степени выпадают из сферы деятельности службы занятости, но именно здесь шансы трудоустройства у молодежи могут быть выше (здесь требуется мобильная, инициативная, лояльная к нововведениям рабочая сила, не ориентированная на какие-то социальные гарантии: оплата больничных листов, отпусков, гарантированность пенсионных выплат и т. д.) Другие причины невысокого уровня трудоустройства молодежи службой занятостью связаны с высокой напряженностью на молодежном рынке труда и неоправданно высокими тре-

бования к рабочим местам со стороны молодежи. Низкая стартовая зарплата в сочетании с установкой на скорейшее получение высокооплачиваемой должности служит тормозом при их трудоустройстве;

2. Связанные с проблемами развития рынка профессионального образования России. Прежде всего, сюда следует отнести отсутствие механизмов, обеспечивающих действенную взаимосвязь РТ и рынкам образовательных услуг (РОУ). Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают УПО. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную и действительно востребованную на РТ специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом востребованности специальностей. У большинства УПО отсутствует адекватное требованиям рыночной экономики планирование объемов, профилей и уровня подготовки выпускников, слабо развита их маркетинговая деятельность. На РОУ и РТ многие УПО действуют по принципу выживания, а не адаптации к социальноэкономическим преобразованиям. Проблемой, относящейся к рассматриваемому блоку, является и несоответствие уровня квалификации ВУПО требованиям работодателя. Проблема качества профессионального образования (особенно высшего) давно беспокоит представителей бизнес-сообщества. По результатам некоторых опросов, руководители многих российских компаний утверждают, что выпускники часто не умеют применять полученные знания на практике, а российские вузы не успевают адаптировать свои программы под нужды бизнеса. В свою очередь, данная проблема неразрывно связана и с такой проблемой занятости ВУПО как отсутствие взаимосвязи «УПО — бизнес». В отличие от зарубежной практики, где бизнес-сообщество напрямую заинтересовано в подготовке специалиста УПО и успешном развитии этого УПО, в России инициатива исходит в большей степени от УПО. Само же предприятие не готово не только к материальнотехническому сотрудничеству с УПО, но и даже к организационным моментам взаимодействия (корректировка программ обучения, участие в защитах курсовых и дипломных работ, организация практик и т. д.). Отсутствие такой взаимосвязи снижает возможности подготовки нужного для производства специалиста. Проблемы развития общей и профессиональной школ в условиях ограниченного бюджетного финансирования также способствуют росту напряженности на молодежном рынке труда, так как прямо и косвенно оказывают влияние на подготовку конкурентоспособного специалиста. При этом качественные параметры подготовки специалиста во многом определяются состоянием материальнотехнической базы УПО, непрерывным обновлением образовательных программ, обеспеченностью библиотечным фондом, квалифицированным и мотиви-

рованным к эффективному труду профессорско-преподавательским составом, организацией научных исследований и т.д. Все это требует огромных финансовых ресурсов, которые государство выделяет в недостаточной степени. Введение платных образовательных услуг, с одной стороны, позволило многим УПО выжить в рыночной среде, с другой, привело к снижению требований к качеству обучения платных студентов и снижению их конкурентоспособности. Такая ситуация приводит к снижению конкурентоспособности самого выпускника, а также и УПО, вызывает нарекания со стороны работодателя в отношении профессиональной подготовки специалистов, что, в свою очередь, снижает возможности эффективного взаимодействия УПО с РОУ и РТ. В этом же блоке проблем находится и отсутствие возможности студента, выпускника получить в некоторых УПО дополнительное профессиональное образование. А именно эта возможность повышает шансы молодого специалиста найти рабочее место и успешно строить профессиональную карьеру. Одной из основных проблем занятости ВУПО является недостаток у них практического опыта работы, во многом ситуация осложняется за счет невозможности получения в процессе обучения полноценной производственной практики.

Коммерциализация системы среднего и высшего профессионального образования не всегда имеет позитивные последствия, так как приводит к снижению качества подготовки, необходимости студентам зарабатывать средства на обучения в ущерб самой учебе, возможности «покупки» оценок и т.д. В итоге подготовленный специалист может не обладать нужным для работодателя набором знаний и навыков. И последней проблемой данного блока, осложняющей процесс содействия занятости выпускников, является разобщенность учреждений профессионального образования на РОУ (конкуренция между учреждениями профессионального образования, закрытость информации о трудоустройстве выпускников, технологий работы по решению их проблем, нежелание УПО интегрировать свои усилия для решения общих проблем занятости ВУПО и т. д.);

3. Связанные с недостаточной конкурентоспособностью ВУПО.

Здесь, прежде всего, можно выделить блок социально-психологических проблем личности ВУПО. К ним относится, например, завышенность ожидания молодого специалиста от будущего места работы. Российская молодежь характеризуется не устойчивостью жизненных установок: из-за этого она более мобильна при выборе и поиске рабочего места и в то же время не готова к самостоятельным действиям на рынке труда. В ходе многочисленных обследований последних лет различными авторами молодежной аудитории безработных было выявлено, что более половины фактически безработных, как имеющих, так и не имеющих официальный статус безработного, получало предложения о трудоустройстве. Однако более 30 % из них отказались от предложенной работы. Отсутствие практических навыков работы и навыков работы в коллективе также является проблемой этого же уровня, при этом многие студенты

уклоняются от реального прохождения практики (в том случае если им такая предоставляется), не изыскивают возможность дополнительной занятости во время обучения, то есть не используют возможности сформировать эти навыки. В то же время наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на РТ вакансий. Поэтому решение данной проблемы уже в рамках вуза имеет для будущего трудоустройства молодого специалиста первостепенное значение. Также к блоку социальнопсихологических проблем занятости ВУПО, связанных с низкой их конкурентоспособностью, относятся возрастные и личностные состояния и реакции молодежи на конкурентную трудовую среду: психологический настрой на гарантированное трудоустройство; неуверенность в себе, в своей востребованности; инфантилизм молодежи в поиске работы; завышенная самооценка своего профессиональноквалификационного уровня у значительной части выпускников; отсутствие жизненного опыта и т. д. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. Преобладающая часть выпускников уверена в помощи родственников и знакомых в трудоустройстве и практически не использует другие каналы трудоустройства.

Кроме того, к 3-му блоку проблем занятости ВУПО следует отнести и профессиональноинформационный блок проблем. К ним относятся, прежде всего, противоречия в формировании нужной мотивации к успешной учебе:

- усиление мотивации обучающихся, с одной стороны, за счет конкретно поставленных целей (престижное образование, престижное рабочее место

и т. д.), а с другой - снижение мотивации за счет формирования у молодежи представлений о возможности «покупки» оценок, диплома об образовании;

- наличия в обществе сфер доходов, напрямую не связанных с получением образования;

- нарушение воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей, статусной функций заработной платы молодого специалиста;

- несоориентированность молодежи в профессиональном выборе, приводящая к неадекватной оценке собственных профессиональных интересов и возможностей.

Незнание конъюнктуры рынка труда, каналов и технологий трудоустройства, отсутствие навыков самопрезентации также являются проявлением проблем занятости ВУПО, связанных с недостатками в сфере информационного сопровождения становления личности и профессиональной подготовки молодого специалиста. В настоящее время молодежь крайне неудовлетворительно информирована о возможностях поиска работы, технологиях трудоустройства, о том какие условия и требования выдвигают субъекты местного рынка труда.

Завершая обзор проблем занятости, следует отметить, что в отдельных случаях отнесение какой-либо причины, способствующей росту напряженности проблем занятости ВУПО, является условным, так как многие из них носят причинно-следственную связь и отнесение к той или иной группе определялось по степени и характеру влияния. На наш взгляд, структурирование проблем занятости ВУПО России создает возможность для разработки комплексного подхода к решению их проблем занятости.

Литература

1. Лобанова Е.Э. Научный отчет по проекту 16 Б57 ККФН «Выпускники учреждений профессионального образования на рынке труда Красноярского края» - Красноярск, 2008. - 234 с.

Сведения об авторах

Лобанова Елена Эдуардовна - кандидат экономических наук, доцент, действительный член Академии социального образования, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск.

Вострова Екатерина Игоревна - старший преподаватель Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск.

Data on authors

Lobanova Elena Eduardovna - a candidate of Economics, associate professor, the full member of Academy of social formation, the Siberian state technological university, Krasnoyarsk.

Vostrova Ekaterina Igorevna - the senior teacher Siberian State Technological University, Krasnoyarsk.

УДК 331.556.4 ББК 60.542.21

З.А. Данилова

ЖЕНЩИНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В предлагаемой статье изучены отдельные негативные и благоприятные факторы адаптации представителей слабого пола в условиях экономического кризиса. Рассмотрены проблемы дискриминации, гендерной ассиметрии в различных сферах деятельности современных женщин, изучены их природные и социальные качества, отражены адаптивные стратегии женщин в условиях современного кризиса, предложены некоторые рекомендации по трудовой занятости женщин.

Ключевые слова: женский социум, гендерная ассиметрия, дискриминация, адаптация, антикризисные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.