Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия педагогов и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в профилактике школьного насилия (на примере Воронежской области)'

Проблемы взаимодействия педагогов и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в профилактике школьного насилия (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2445
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ШКОЛЕ / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / ПЕДАГОГИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PREVENTION OF VIOLENCE AT SCHOOL / VIOLENCE IN FAMILY / TEACHERS / MINORS / DIVISIONS FOR MINORS / INTERACTION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Польшиков Александр Васильевич

Научная статья посвящена изучению одной из актуальных криминологических проблем - профилактики насилия в школах. В работе рассматриваются основные причины и условия школьного насилия (на примере школ Воронежской области), раскрывается специфика механизма детерминации таких противоправных действий и характеристики личности несовершеннолетних учащихся, совершающих насильственные действия в отношении других учеников и учителей; анализируются основные факторы, негативно влияющие на эффективность проводимой профилактической работы в школах, а также проблемы взаимодействия педагогов и представителей администрации школ с сотрудниками территориальных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другими субъектами профилактики по предупреждению совершению фактов насилия между учащимися, в отношении учеников и учителей. Автором с учетом полученных и обобщенных результатов опроса подростков, учителей, сотрудников полиции, предлагаются варианты решения проблем организации работы по профилактике школьного насилия путем принятия соответствующих криминологических мер, которые должны быть реализованы на основе комплексного подхода, предусматривающего: во-первых, объединение усилий всех заинтересованных субъектов предупредительной деятельности, активизацию роли семьи в воспитании несовершеннолетних и координацию усилий (не только органов и учреждений системы профилактики, но и общественности); во-вторых, разработку инновационных методик анкетирования школьников, а также создание действенного механизма использования телефонов доверия и возможности онлайн-обращений детей с помощью сети Интернет, когда ребенок напрямую и оперативно может сообщить о насильственных действиях как в школе, так и вне школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION OF TEACHERS AND STAFF FROM DEPARTMENTS FOR MINOR OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN PREVENTION OF SCHOOL VIOLENCE (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)

The scientific article consists studying of one of actual criminological problems prevention of violence at schools. In work the author considered the main reasons and conditions of school violence (on the example of schools of the Voronezh region), specifics of the mechanism of determination of such illegal actions and the characteristic of the identity of the minor pupils making violent acts concerning other pupils and teachers reveal; analyzed the major factors which are negatively influencing efficiency of the carried-out scheduled maintenance at schools, and also problems of interaction of teachers and representatives of administration of schools with the staff of territorial divisions for minor law-enforcement bodies and other subjects of prevention according to the prevention to commission of the facts of violence between pupils concerning pupils and teachers. The author taking into account the received and generalized results of poll of teenagers, teachers, police officers, proposes options solutions of problems of the organization of work on prevention of school violence by acceptance of the appropriate criminological measures which have to be realized on the basis of the integrated approach providing: first, association of efforts of all interested subjects of precautionary activity, activating of a role of a family in education of minors and coordination of efforts (not only bodies and establishments of system of prevention, but also the public); secondly, development of innovative techniques of questioning of school students, and also creation of the effective mechanism of use of telephone hotlines and possibility of online addresses of children by means of the Internet when the child directly can also quickly report about violent acts both at school, and out of school.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия педагогов и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в профилактике школьного насилия (на примере Воронежской области)»

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

ПОЛЬШИКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ФКОУ ВПО «Воронежский институт МВД России», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: polschikow@mail.ru

Научная статья посвящена изучению одной из актуальных криминологических проблем -профилактики насилия в школах. В работе рассматриваются основные причины и условия школьного насилия (на примере школ Воронежской области), раскрывается специфика механизма детерминации таких противоправных действий и характеристики личности несовершеннолетних учащихся, совершающих насильственные действия в отношении других учеников и учителей; анализируются основные факторы, негативно влияющие на эффективность проводимой профилактической работы в школах, а также проблемы взаимодействия педагогов и представителей администрации школ с сотрудниками территориальных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другими субъектами профилактики по предупреждению совершению фактов насилия между учащимися, в отношении учеников и учителей. Автором с учетом полученных и обобщенных результатов опроса подростков, учителей, сотрудников полиции, предлагаются варианты решения проблем организации работы по профилактике школьного насилия путем принятия соответствующих криминологических мер, которые должны быть реализованы на основе комплексного подхода, предусматривающего: во-первых, объединение усилий всех заинтересованных субъектов предупредительной деятельности, активизацию роли семьи в воспитании несовершеннолетних и координацию усилий (не только органов и учреждений системы профилактики, но и общественности); во-вторых, разработку инновационных методик анкетирования школьников, а также создание действенного механизма использования телефонов доверия и возможности онлайн-обращений детей с помощью сети Интернет, когда ребенок напрямую и оперативно может сообщить о насильственных действиях как в школе, так и вне школы.

Ключевые слова: профилактика насилия в школе, насилие в семье, педагоги, несовершеннолетние, подразделения по делам несовершеннолетних, проблемы взаимодействия.

Необходимость проведения изучения проблем профилактики школьного насилия вызвана тем, что в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, дети проводят продолжительное время именно в школе - образовательных организациях общего образования [1]. И родители, и несовершеннолетние учащиеся надеются на то, что школа будет безопасной и благоприятной средой, поддерживающей и способствующей обучению и развитию несовершеннолетних [2]. Однако довольно часто эти надежды не оправдываются, и в школьной среде появляются факты насилия и дискриминации, что негативно сказывается на посещаемости, способности детей к обучению, влияет на успеваемость, эмоциональное и психосоциальное благополучие. Насилие также способствует преждевременному оставлению детьми учебы в школе,

что в конечном итоге влечет нарушение такого гарантированного Конституцией России права, как право на образование [3].

Следует отметить, что важнейшим звеном системы профилактики школьного насилия являются именно педагоги и представители администрации школы. Принципиальное значение имеет определение структуры отношений между участниками конфликта по фактам насилия в школе (типичные ситуации), которые можно представить следующим образом: 1) учитель совершает насильственные действия по отношению к ученику; 2) ученик совершает насильственные действия в отношении другого ученика (сверстника и не только); 3) ученик совершает насильственные действия по отношению к учителю.

Как показывает проведенное исследование,

каждый случай внутри перечисленных отношений в определенной степени уникален, причины конфликта зависят от множества обстоятельств и условий (в ходе исследования были проведены анонимные опросы с помощью специально разработанных анкет, среди которых учащиеся школ -300 человек; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел -200 человек; педагоги и сотрудники администраций школ - 241 человек). При этом случаи школьного насилия учителей в отношении учеников крайне редки. Только 6 % опрошенных учителей и представителей администрации школ указали, что им известно о подобных инцидентах. Лишь 1 % положительно ответили на вопрос о применении ими насильственных действий по отношению к ученикам, однако речь идет не о физических, а о психических формах воздействия - унижение, оскорбление, угрозы разглашения сведений и т. п. Никто из педагогов не рассматривает возможность применения физического насилия, что вполне естественно для этой профессии и является одним из основных правил педагогики. Учителя крайне отрицательно относятся к физическому насилию по отношению к ученикам, однако отмечают, что психическое давление имеет определенный профилактический потенциал в отношении «трудных» подростков. При этом главным условием успешной и бесконфликтной педагогической деятельности, по мнению учителей, является сохранение доверительных отношений между педагогом и обучаемыми, соблюдение правил морали и этикета на занятии и вне учебных аудиторий и школы, когда ученик осознает справедливость и соразмерность воспитательного воздействия на него (например, угрозы учителя поставить оценку неудовлетворительно за невыполнение нормативов по физической культуре, за отсутствие выполненного домашнего задания, обещание классного руководителя, директора школы в форме угрозы вызвать родителей или других законных представителей за отрицательное поведение во время уроков и т. п.) (из 241 опрошенного педагога - 23 мужчины (примерное соотношение с женщинами 1/10).

На практике наибольший интерес и опасения вызывает схема взаимоотношений «ученик - ученик» в случаях совершения насилия в школе. Причин такого положения вещей достаточно.

Во-первых, насилие в школе может иметь продолжение вне учебного заведения (подростки могут выяснять отношения и применять насилие после уроков в свободное время, во дворе дома, где одновременно проживают оба ученика - ини-

циатор насилия и жертва).

Во-вторых, в силу возрастных, психофизиологических и иных особенностей насилие несовершеннолетними рассматривается как вполне естественная форма разрешения конфликтов и установления доминирования, авторитета в конкретной группе (главным образом, в своем собственном классе или среди сверстников этой школы).

Так, на вопрос анкеты «В каких школьных коллективах чаще всего встречаются проявления насилия?» были получены следующие ответы: с 1 по 4 класс (11,5 %); с 5 по 7 класс (55,5 %); с 8 по 9 класс (23,5 %); с 10 по 11 класс (9,5 %). И эти результаты неслучайны. Как показывает практика, подобные неформальные группы несовершеннолетних в школах начинают формироваться уже с 5 классов (возраст 10-11 лет), хотя ранее такой минимальный порог составлял 13-14 лет. Парадоксальная ситуация с учениками 10-11 классов (фактически выпускные классы), где таковых групп практически не зафиксировано (даже с учетом определенной погрешности, связанной с недостатками работы по выявлению таких групп). Социальные педагоги и психологи отмечают, что после 9 класса практически все «трудные» ученики, которым свойственна агрессия, групповой характер совершения аморальных и противоправных действий, уходят из школы, а в 10-11 классах продолжают обучение мотивированные и дисциплинированные подростки (89,5 % респондентов указали на то, что у них в целом не возникает проблем с профилактической работой с этими учениками, они характеризуются положительно). Некоторые учащиеся 10-11 классов, потенциально способны совершить такие действия, но в общей группе положительной ориентации их либо вообще не совершают, либо совершают крайне редко и вне школы.

В-третьих, выявить факты совершения насилия в силу специфики противоправного деяния достаточно проблематично, а в некоторых случаях, практически невозможно.

В-четвертых, определенные трудности связаны с осуществлением профилактики насилия со стороны педагогического коллектива школы, поскольку насилие в общеобразовательной организации в большинстве случаев является «зеркальным отражением» насилия в семье, наличия трудной жизненной ситуации у ребенка, в некоторой степени педагогическую запущенность и неспособность родителей или иных законных представителей воздействовать на несовершеннолетнего. Причем все чаще проблемы доставляют именно подростки из социально-благополучных и полных

семей, в которых вполне состоятельные в материальном плане родители наоборот оказывают отрицательное влияние (72 % случаев насилия в школе - это совершение насильственных действий учениками из таких семей; дети подражают родителям, которые некорректно в их присутствии общаются с подчиненными на работе и соседями, вступают в конфликты на дороге, с врачами, сотрудниками правоохранительных органов, учителями и т. п.).

Подавляющее большинство социальных педагогов и педагогов-психологов школ (81,0 %) отметили, что работать с детьми из таких семей намного сложнее, чем с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, поскольку реальных мер воздействия на них у педагогов практически нет, в особенности с учетом нейтральной или противоположной позиции со стороны родителей. Только сотрудники территориальных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних (далее - ПДН ОВД) могут оказать на таких подростков воздействие (на это указали 77 % опрошенных респондентов). Несовершеннолетние в этом возрасте склонны к подражанию, однако не только маргинальные семьи и отрицательное окружение (наркозависимые родители, ранее судимые, злоупотребляющие алкоголем и т. п.) негативно сказываются на детях, являясь одним из факторов проявления насилия в школе среди сверстников и других возрастных категорий детей (прежде всего, младшего возраста).

68,5 % опрошенных социальных педагогов Воронежской области указали на наличие серьезных затруднений при использовании одной из главной меры воздействия на таких подростков -отчисление из школы. Когда речь идет об упомянутых социально-благополучных семьях, то родители стараются препятствовать этому всеми законными и незаконными средствами (используют возможности административного давления на педагогов, коррупционные связи, посещают юридические консультации, не боясь общественной огласки произошедшего и порицания со стороны окружающих людей). Такие данные необходимо сопоставить с тем, что 90,5 % опрошенных респондентов из числа учителей, директоров, завучей по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов указали на возможность применения отчисления из школы как наиболее эффективной дисциплинарной меры, которая заставляет ребенка независимо от возраста активизироваться в учебе, исправить свое поведение. Получается, что нельзя выстраивать профилактическую работу, ориентируясь на

необходимость воздействия исключительно на подростков, находящихся из трудной жизненной ситуации. «Нормальные» в социальном плане семьи также должны находится в постоянном поле зрения педагогов.

Большинство специалистов убеждено в том, что одна из главных проблем современного общества - это неэффективная реализация предупредительного потенциала института семьи. Родители современных подростков - это несовершеннолетние 90-х гг. прошлого столетия, большинство из которых было в лучшем случаи фактически на самовоспитании, а в худшем - подростков в этом время воспитывала «улица», наплыв негативной информации в СМИ, сети Интернет и т. д. Поэтому педагоги и администрация школы совместно с сотрудниками ПДН ОВД, прокуратуры, представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства должна организовывать и проводить на постоянной основе нравственно-правовые и воспитательные лектории, беседы и тренинги с учениками и их родителями по разъяснению норм российского законодательства об ответственности за совершение насильственных действий, а также мероприятия, направленные на профилактику аморального и противоправного поведения. Особое внимание должно быть уделено работе Совета профилактики школы, отступлению от формального обсуждения проблем борьбы с насилием в школе и оценки участию субъектов предупреждения детского насилия.

Проведенный опрос учителей показывает, что формы насилия одних учеников по отношению к другим в школе достаточно разнообразны: унижения (30,5 %); оскорбления (27,5 %); угрозы (21,0 %); удары, пощечины, любое другое причинение боли (15,5 %); отбирание денег, телефонов, ценных вещей (5 %); принуждение к сексуальным отношениям при помощи силы (0,5 %). Причем педагоги отмечают только лишь незначительные различия таких действий для разных возрастных групп учеников. На вопрос «Сталкивались ли Вы в своей профессиональной деятельности со случаями, когда ученики дрались друг с другом?» (предлагалось выбрать один вариант ответа) респонденты ответили: да, достаточно часто (10 %); да, от времени к времени такое случается (57 %); да, но крайне редко (22,5 %); не сталкивались (10,5 %). Полученные данные нельзя однозначно оценивать как подтверждение крайне негативного положения вещей, поскольку мы предложили достаточно широкое толкование понятия «насилия». Наиболее часто в своей профессиональной дея-

тельности с насилием «ученик - ученик» сталкиваются классные руководители, завучи по воспитательной работе и социальные педагоги (располагаются по убыванию), поскольку отличительная особенность их профессиональной деятельности -постоянный, тесный контакт с подростками (в том числе вне школы с несовершеннолетними, с которыми возникают наибольшие трудности в воспитательной работе, организации образовательного процесса и т. п.).

Интересными с точки зрения понимания понятия, сущности и разновидностей школьного насилия является анализ итогов опроса педагогов на вопрос «Сталкивались ли Вы со случаями, когда кто-то из учеников Вашей школы отбирал деньги и другие вещи (телефоны, украшения) у других учеников, заставлял их покупать еду, напитки, сигареты или другие товары?» (также предлагался только один вариант ответа). Были получены следующие результаты: 1) да, достаточно часто (0,5 %); 2) да, от времени к времени такое случается (10,0 %); 3) да, но крайне редко (67,0 %); 4) не сталкивались (22,5 %). Большинство педагогов подтверждают данные официальной статистики о том, что рассматриваемая форма насилия в школе является нераспространенной. Совершить такие действия потенциально способны те ученики, которые ранее совершали противоправные и аморальные действия, возможно привлекались к ответственности, имеют проблемы с учебой и правоохранительными органами, низкий уровень правовой культуры. Для них такое «вызывающее» поведение является способом самоутверждения в группе среди сверстников и детей младшего возраста. Более чем в 80 % случаев такое насилие совершается вне школы и в отношении несовершеннолетних младших классов (3-6 классов). Это объясняется тем, что большинство родителей учеников 1 -2 класса не оставляют своих детей без присмотра до и после школы, у младших по возрасту практически нет денежных средств для личного пользования, нет дорогих телефонов, планшетов и других ценных вещей.

Как показало исследование, сотрудники ПДН ОВД реагируют на факты уже совершенного насилия в школе, когда об этом становится известно от представителей администрации школы (70 %), и только в 30 % по заявлению потерпевшей стороны непосредственно в правоохранительные органы. Социальные педагоги не решаются в официально установленном порядке сообщать в ПДН ОВД о фактах школьного насилия, поскольку об этом их просят классные руководители и стороны конфликта.

Новая тенденция в проблеме школьного насилия - это использование несовершеннолетними информационных возможностей сети Интернет для совершения аморальных и противоправных действий. Так, на вопрос педагогам «Сталкивались ли Вы со случаями, обращались ли к Вам сотрудники ПДН ОВД, следственного комитета, работники прокуратуры, представители органов опеки и попечительства и т. д., учителя, родители или сами дети, когда одни ученики школы оскорбляли, унижали, запугивали других учеников в сети Интернет (при помощи социальных сетей «Вконтакте», «Одноклассники», Skype, ICQ и

т. д.)?» получены следующие варианты ответов: да, достаточно часто (8,0 %); да, от времени к времени такое случается (25,0 %); да, но крайне редко (45,5 %); не сталкивался (31,5 %). Респонденты отмечают, что этим занимаются в основном ученики школ - девочки (87,0 % случаев). Создаются «виртуальные группировки», которые занимаются выяснением отношений между собой или выбирают определенную жертву для унижения, оскорбления и угроз. Многие педагоги для профилактики совершения таких форм насилия вынуждены самостоятельно изучать личные данные учеников в социальных сетях, круг их общения, собирать данные для пресечения таких действий силами школы, а также привлекать для этой работы родителей, сотрудников ПДН ОВД.

Необходимо учитывать, что практически все случаи насилия в школе между учениками совершаются после уроков. Так, на вопрос «В какое время чаще всего проявляется насилие в школе со стороны учеников по отношению к другим ученикам?» получены следующие варианты ответа: до уроков (5,5 %); после уроков (87,0 %); во время уроков (2,5 %); во время перемены (5,0 %). Несовершеннолетние ученики совершают акты насилия после уроков, вне стен школы, тем самым обеспечивая скрытность своих действий. Подростки понимают, что огласка произошедшего может привести к нежелательным последствиям. Кроме того, они понимают, что максимальный эффект унижений, оскорблений или угроз может быть достигнут только наедине с жертвой, когда нет учителей, дежурных по школе, видеокамер наблюдения и т. п. Именно поэтому на вопрос: «В каком именно месте чаще всего проявляется насилие в школе?» большинство педагогов ответило - за территорией школы (88,5 %); в подвале, подсобном помещении, под лестницей (7,0 %); в школьном дворе (4,5 %).

В зависимости от тяжести совершенного дея-

ния, возраста ученика, который его совершил и других обстоятельств произошедшего случая насилия, педагоги выбирают возможные варианты реагирования. Так, на вопрос «Если в школе случаются факты насилия между учениками на Ваших глазах, как Вы поступаете в таком случае?» получены следующие варианты ответов: стараюсь самостоятельно вмешаться в конфликт и разобраться в ситуации (79,0 %); сообщаю о случившемся администрации школы (15,0 %); сообщаю о случившемся в полицию (6 %). Педагоги подчеркивают, что только лишь каждый четвертый случай насилия в школе является достаточно серьезным происшествием, требующим вмешательства со стороны директора, завуча по воспитательной работе и привлечения сотрудников ПДН ОВД. Остальные факты насилия между учениками незначительные, педагоги стараются самостоятельно их урегулировать внутри класса, вызывают родителей или иных законных представителей ребенка. В случае применения насилия в отношении учеников школы, в первую очередь, потерпевшие обращаются за помощью к классному руководителю, дежурному учителю и представителям администрации школы (директору, завучу, психологу и др.) - 78,0 %; только 12,0 % -к родителям; 10,0 % - к сотрудникам полиции (как правило, по наставлению и при участии родителей).

Далее рассмотрим случаи насилия в школе, когда ученик совершает насильственные действия по отношению к учителю. Такие случаи встречаются достаточно редко, однако могут повлечь серьезные негативные последствия как для самих педагогов, так и в целом для общеобразовательной организации. Большинство опрошенных педагогов отмечает, что самой распространенной формой такого насилия является оскорбление учителя, в том числе нецензурными словами как в присутствии всего класса, так и наедине. Согласно результатам опроса, в школах Воронежской области за 2000-2014 гг. зафиксировано только лишь 4 подобных случая. При этом у 35,0 % респондентов стаж педагогической деятельности превышал 20 лет. Несмотря на кажущуюся благоприятную криминологическую картину, случаи насилия по отношению к учителям, происходящие в других регионах РФ, свидетельствуют о необходимости уделять внимание и этому направлению профилактической работы.

Согласно статистике, чаще всего жертвами нападения со стороны учеников становятся педагоги частных (элитных) общеобразовательных организаций (примерное соотношение с обычной

школой - 1/3). Практика показывает, что для несовершеннолетних учащихся школ тяжелее всего адаптироваться именно к постоянным упрекам со стороны своих педагогов. 78,5 % опрошенных подростков указали на тот факт, что именно упреки в их адрес вызывают наибольший дискомфорт и расстройство, в некоторых случаях ответную агрессию в отношении сверстников и учителей. При этом эксперты убеждены, что такие вопиющие случаи насилия в школе - это только вершина «айсберга».

По данным проведенного опроса, на каждый выявленный, зафиксированный в официальном порядке случай насилия в школе, приходится от 4 до 8 фактов, информацию о которых администрация школ не раскрывает. Когда речь идет о насилии в отношении педагогов, многие учителя предпочитают не сообщать о произошедших с ними инцидентах, полагая, что это можно исправить воспитательными индивидуальными беседами с ребенком и его родителями. Более того, они считают, что случившееся способно существенным образом подорвать их авторитет среди коллектива учеников и работников общеобразовательной организации, а также явиться поводом для увольнения с работы (особенно это характерно для регионов с относительно невысоким социальным уровнем жизни населения, небольших городов и школ в сельской местности). Только 15 % пострадавших от насилия педагогов готовы прибегнуть к помощи со стороны правоохранительных органов и правозащитников.

Социальные педагоги и работники общеобразовательной организации с учетом загруженности в работе сотрудников ПДН ОВД, закрепленных за школой, остаются фактически один на один с этой проблемой. Для решения проблемы правового информирования целесообразно использовать потенциал имеющихся в регионе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования юридического профиля. По мнению опрошенных педагогов, наиболее эффективными формами профилактики школьного насилия являются: проведение индивидуальных профилактических бесед со школьниками (36,5 %); проведение бесед с коллективами школьников, например, с отдельным классом (34,0 %); проведение обучающих мероприятий с учителями по вопросам профилактики насилия в школе (19,5 %); организация встреч с ветеранами, сотрудниками правоохранительных органов, учеными и т. п. (10 %).

Особое внимание следует уделить последним двум формам профилактики, которые могут быть

проведены силами не только ПДН ОВД, но и представителями образовательных организаций юридического профиля в регионе. Все чаще учитель без каких-либо на то оснований становится жертвой насилия со стороны учеников, которые имеют определенные отклонения в психическом развитии (некоторые эксперты в подобных случаях употребляют термин «детская неадекватность»). Согласно официальным данным статистики Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 1 сентября 2014 г. психические расстройства имеют около 20 % российских подростков в возрасте от 14 до 18 лет. По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, 70-80 % детей в России рождаются с психическими заболеваниями разного характера, что впоследствии приводит к проблемам поведенческого характера, в том числе депрессивным или агрессивным действиям в подростковом возрасте, склонности в суициду (в России 27 случаев суицида на 100 тыс. человек в год против 6 в Европейских странах, из них 5 случаев детского суицида против 3, соответственно, в Европейских странах). Именно с ростом количества подростков с психическими отклонениями в школах на фоне массового культивирования культа насилия в СМИ, сети Интернет, в семьях, большинство социальных педагогов и педагогов-психологов связывают наличие тенденции роста насилия в школе и вне школы (на это указали 70,5 % опрошенных респондентов) [4].

Представителям администрации школ необходимо организовывать работу психиатров по выявлению таких детей в школах, коррекции их поведения, отводя сотрудникам ПДН ОВД главную роль в разъяснительной работе с родителями таких учащихся. Особенно важное значение имеет профилактическая работа с неблагополучными семьями, поскольку сотрудники полиции имеют на членов таких семей полную информацию и определенное влияние. В некоторых случаях учителя могут своими действиями спровоцировать конфликтную ситуацию с учеником. Первостепенная задача педагогического коллектива школы - помощь молодым педагогам, совместный поиск варианта решения конфликтных ситуаций между учителем и учеником, подробный анализ каждого случая и привлечение к этой работе соответствующих специалистов.

В настоящий момент узнать о фактах насилия органы и учреждения системы профилактики, в том числе сотрудники ПДН ОВД, могут лишь по

телефонам горячей линии (телефонам доверия). Таким телефонам все чаще доверяют подростки. На вопрос несовершеннолетним-учащимся общеобразовательных школ г. Воронежа и в целом по Воронежской области (всего опрошено 567 ребенка в возрасте 7-16 лет) о том, знают ли они о существовании «телефона доверия» и могут ли назвать его номер, положительно ответили 36,5 % детей в возрасте от 7 до 11 лет, 41 % детей в возрасте 12-13 лет, 58,5 % подростков возрасте 15-16 лет. Причем в г. Воронеже подростки более осведомлены о таких «телефонах доверия», чем в населенных пунктах Воронежской области. Как показал проведенный опрос, в г. Воронеже таким телефоном пользовались 7 % подростков (речь идет не только о телефоне ГУ МВД России по Воронежской области, но и других телефонах специализированных служб, кризисных центров, общественных правозащитных организаций). В сельских школах только 2 % опрошенных несовершеннолетних использовали возможность получения квалифицированной правовой и психологической помощи в трудной жизненной ситуации по телефону, в том числе по факту применения насилия. Только каждый шестой школьник знает номер телефона доверия именно ГУ МВД России по Воронежской области. Остальные ученики знают телефоны доверия различных кризисных центров, телефоны экстренной помощи, телефоны правозащитных организаций. Представляется, что возможные причины неинформированности подростков в этой сфере - это нежелание общеобразовательных организаций создать школьникам возможность напрямую сообщать о факте насилия в школе или же банальное незнание педагогами такого телефона доверия, что является недостатком деятельности сотрудника ПДН ОВД, закрепленного за школой. Безусловно, необходимо учитывать и тот фактор, что телефоны доверия полиции по защите детей не могут функционировать полноценно, поскольку в штате ОВД нет медицинских работников, психологов, психиатров и т. д. Получается, что ребенку, который обращается за помощью по телефону доверия ОВД, в 70 % случаев рекомендуется перезвонить в профильные органы и учреждения (например, Центр реабилитации или психологической помощи семье и личности, Центры многопрофильной помощи и т. п., если речь не идет о криминальных действиях по отношению к нему). Таким образом, «телефон доверия полиции» способен оказать существенную помощь в выявлении именно насилия в школе, в том числе между подростком и учителем, подростком и старшими сверстниками.

В настоящее время Интернет стал доступен практически для всех категорий подростков, независимо от возраста, социального положения и места проживания. Возможным выходом из сложившейся проблемной ситуации, связанной с необходимостью активизации работы по использованию «телефонов доверия» и онлайн-консульта-ций, является повсеместное использование ресурсов сети Интернет, кадрового потенциала сотрудников органов и учреждений системы профилактики, в первую очередь, общеобразовательных организациях. При профессиональном подходе это позволит преодолеть разницу между информированностью учащихся «городских» и «сельских» школ, окажет положительное влияние на уровень правовой культуры и правосознания подростков, будет способствовать снижению насилия в школе.

Проблемным моментом в профилактике школьного насилия является отсутствие системного подхода при организации анкетирования учащихся школ с целью оперативного выявления и реагирования на такие факты. Назрела необходимость создания инновационных методик анкетирования, онлайн-обращений с помощью сети Интернет, использования телефонов доверия, когда ребенок напрямую может сообщить о насильственных действиях в школе и вне школы. Это позволит обеспечить максимальный уровень доверия школьника и возможность оперативного реагирования со стороны представителей общеобразовательной организации, сотрудников ПДН ОВД и иных заинтересованных субъектов профилактики (прокуратуры, следственного комитета, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, социальной защиты и т. д.).

Как показывает проведенное исследование, только 46,5 % учителей в своей повседневной работе используют возможности сети Интернет в образовательных целях (связь с учениками, родителями, обмен учебными материалами, сбор и анализ информации, касающейся профессиональной деятельности). Основная причина такого положения вещей - отсутствие свободного времени у учителей, работающих с детьми, загруженность педагогов внеклассной работой. Кроме того, значение имеет наличие в качестве постоянной штатной единицы школы соответствующего специалиста (например, программиста, системного администратора), ограниченные возможности по проведению такого мониторинга (отсутствие или недостаток современных компьютеров и оргтехники, подключения к глобальной компьютерной сети Интернет и т. п.).

Таким образом, система мер по профилактике

насилия в школе, которую реализуют педагогические работники совместно с сотрудниками ПДН ОВД и другими субъектами профилактики, должна предусматривать: 1) проведение информационно-просветительской работы среди педагогов и родителей, законных представителей несовершеннолетнего о недопустимости насилия и жестокого обращения как внутри школы, так и вне ее стен; 2) оказание своевременной и эффективной психолого-педагогической помощи подросткам и учителям, пострадавшим от насилия в школе. Отдельными направлениями такой профилактической работы, при осуществлении которой невозможно обойтись только силами специалистов школы, являются: 1) оказание психологической помощи учителям, социальным педагогам и педагогам-психологам, непосредственно работающими с подростками, которые пострадали от насилия; 2) повышение квалификации школьных специалистов и лиц, привлекаемых из других органов и учреждений, оказывающих помощь ученикам и учителям (в том числе организация на постоянной основе семинаров-совещаний, учебно-методическое обеспечение процесса самообразования и самоподготовки специалистов).

Проведенный опрос показал, что в большинстве случаев учителя для проведения профилактических мероприятий в школе привлекают медицинских работников, представителей религиозных организаций, сотрудников полиции, а также специалистов из иных правоохранительных органов. Остальные субъекты профилактики крайне редко оказывают помощь в предупреждении насилия в школе. Причем педагоги называют следующие основные проблемы при организации профилактики школьного насилия: законодательные пробелы в этой сфере (56,0 %); противодействие со стороны родителей или иных законных представителей ребенка (31,0 %); нерациональная организация служебной деятельности сотрудников ПДН ОВД, которые закреплены за учебными заведениями, но не уделяют этой работе должного внимания (10 %). Практически все педагоги отмечают значимость организации эффективного взаимодействия по профилактике школьного насилия с территориальными ПДН ОВД наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Большинство респондентов отмечает, что сотрудники ПДН ОВД должны быть закреплены не просто формально, но большую часть времени проводить в школе и работать с учениками школ (84,0 %). Как положительный пример организации такой работы педагоги называют институт «школьных инспекторов» ПДН ОВД.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 дек. 2012 г. (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

2. Преступность в Воронежской области: состояние и прогноз: монография / под ред. А. В. Симоненко, Н. А. Шишкина. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. С. 22-23.

3. Правовые основы безопасности семьи и несовершеннолетних: учеб. пособие (гриф МВД России). Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2013. С. 16-17.

4. Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии Министерства здравоохранения Российской Федерации. иКЪ^Ир:// serbsky.ru

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii. Feder-al'nyj zakon Rossijskoj Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. [About education in the Russian Federation. The federal law of the Russian Federation, December 29, 2012.] (s izm. i dop.) Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

2. Prestupnost' v Voronezhskoj oblasti: sostoyaniye i prognoz: monografiya [Crime in the Voronezh region: state and forecast: monograph] / pod red. A. V. Simonen-ko, N. A. Shishkina. Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2012. S. 22-23.

3. Pravovye osnovy bezopasnosti sem'i i nesovershennoletnikh: ucheb. posobie [Legal bases of safety of a family and minors: study guide ] (grif MVD Rossii). Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2013. S. 16-17.

4. Federal'nyj meditsinskij issledovatel'skij tsentr psikhiatrii i narkologii Ministerstva zdravookhraneniya Rossijskoj Federatsii [Federal medical research center of psychiatry and narcology of Ministry of Health of the Russian Federation]. URL:http:// serbsky.ru

* * *

PROBLEMS OF INTERACTION OF TEACHERS AND STAFF FROM DEPARTMENTS FOR MINOR OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN PREVENTION OF SCHOOL VIOLENCE (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)

POLSHIKOV ALEKSANDR VASILYEVICH Voronezh Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: polschikow@mail.ru

The scientific article consists studying of one of actual criminological problems - prevention of violence at schools. In work the author considered the main reasons and conditions of school violence (on the example of schools of the Voronezh region), specifics of the mechanism of determination of such illegal actions and the characteristic of the identity of the minor pupils making violent acts concerning other pupils and teachers reveal; analyzed the major factors which are negatively influencing efficiency of the carried-out scheduled maintenance at schools, and also problems of interaction of teachers and representatives of administration of schools with the staff of territorial divisions for minor law-enforcement bodies and other subjects of prevention according to the prevention to commission of the facts of violence between pupils concerning pupils and teachers. The author taking into account the received and generalized results of poll of teenagers, teachers, police officers, proposes options solutions of problems of the organization of work on prevention of school violence by acceptance of the appropriate criminological measures which have to be realized on the basis of the integrated approach providing: first, association of efforts of all interested subjects of precautionary activity, activating of a role of a family in education of minors and coordination of efforts (not only bodies and establishments of system of prevention, but also the public); secondly, development of innovative techniques of questioning of school students, and also creation of the effective mechanism of use of telephone hotlines and possibility of online addresses of children by means of the Internet when the child directly can also quickly report about violent acts both at school, and out of school.

Key words: prevention of violence at school, violence in family, teachers, minors, divisions for minors, interaction problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.