ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ
М.П. Федоров
166
Аннотация. В статье раскрывается роль высших учебных заведений в создании системы выявления и поддержки талантливых детей на примере Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Автор, отмечая сложившиеся традиции в Республике Саха, раскрывает один из самых эффективных и уникальных способов поддержки способных детей через создание комплексной системы сопровождении (проект «С самого начала..»), охватывающей все периоды развития человека (перинатальный, дошкольный, школьный и студенческий).
Ключевые слова: трансформация образования, поддержка талантливых детей, взращивание одаренных детей, равные возможности, академический потенциал.
Summary. The article deals with the role of higher educational establishments in creating the system of finding and supporting talented children. Amosov State North East Federal University is taken as an example. The author, noting the traditions of the Republic, reveals one of the most effective and unique ways of supporting talented children through the creation ofan integrated system ofsupport (the project 'from the very beginning'), taking all the periods of human's development (perinatal, preschool, school and student).
Keywords: transformation of education, supporting of talented children, fostering of talented children, equal opportunities, the academic potential.
Практически на всем земном шаре развития общества важны новые
утвердилась идея, что образова- идеи, открытия, сделанные талант-
ние - не наследственная привилегия, ливыми людьми. Особенности, кото-
а общее благо, которое должно быть рыми обладают одаренные, дают им
доступно независимо от доходов, со- возможность чутко улавливать изме-
циального происхождения, нацио- нения в общественных отношениях,
нальной или религиозной принадлеж- новые веяния времени в науке, тех-
ности. За последние полтора столетия нике, культуре. Такая особенность
образование претерпело две крупней- делает их прекрасными индикатора-
шие трансформации: во-первых, из ми, определяющими назревающие
элитарного оно стало всеобщим, и, тенденции. Следовательно, одарен-
во-вторых, в последнее десятилетие ность - это категория не только пси-
оно становится пожизненным. холого-педагогическая, но и соци-
Взгляд на историю цивилизации альная, поскольку речь идет о дости-
наглядно показывает, насколько для жениях в социально значимых сфе-
Преподаватель 4 / 2012
рах деятельности человека. Обществу необходимо выявлять и удовлетворять потребности одаренной молодежи. Тем более что их основная потребность - это неудержимая тяга к знаниям, к творчеству. Поэтому обществу необходимо заботиться об организации системы взращивания талантов для сохранения своего потенциала к развитию [1].
Как указывается в Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему существуют проблемы работы с одаренными детьми и молодежью, которые требуют решения со стороны вузов. Это:
• отсутствие во многих вузах организационных и кадровых возможностей для поддержки интеллектуально одаренных (талантливых) студентов младших курсов;
• неразвитая инфраструктура поддержки проявивших себя профессиональных талантов на стартовых этапах их профессиональной карьеры;
• периодическая потеря Россией лучших молодых профессионалов в результате «утечки талантов» в другие страны;
• отсутствие конкурентных условий для профессионального и творческого развития и др. [2].
Вместе с тем Россия имеет богатый опыт по работе с одаренными детьми в советское время. Например, в Якутии сложился большой опыт по работе с одаренными детьми. Еще народный учитель СССР Михаил Алексеев в 1960-е гг. первым в Якутии ввел углубленное физико-математическое образование и основал олимпиадное движение. В 1966 г. он открыл физико-математические
9-10 классы, в 1968 г. физико-математические классы открылись уже с 8-го класса. Затем в 1990-е гг. работа с одаренными детьми была поднята на новый уровень - начали углубленно обучать с 5-х классов. Открылись школы повышенного уровня: гимназии, лицеи, была создана и продуктивно работала сеть Президентских школ, развернулась системная работа по повышению профессиональной подготовки учителя, организации обучения школьников за рубежом (Англия, Швейцария, Франция). Одним из показательных примеров стала массовая защита учителями школ кандидатских и докторских диссертаций. В результате Республика по работе со способными и одаренными детьми вышла на передовую позицию по стране.
В процесс сопровождения и поддержки талантливой молодежи большой вклад вносит, бесспорно, высшая школа. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова имеет многолетние традиции и опыт работы по созданию системы выявления и поддержки талантливых детей. С начала 1960-х гг. высшая школа Якутии выступает инициатором и организатором олимпиадного движения школьников. Учащиеся Республики успешно выступают на всероссийских и международных олимпиадах школьников и вот уже ряд лет входят в состав национальной сборной команды России. С 1994 г. по инициативе университета и Министерства образования Республики Саха (Якутия) проводится международная олимпиада школьников «Туймаада» по математике, физике, химии и информатике, которая востребована
167
168
юными интеллектуалами Европы и Азии. Преподавателями Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова реализуются оригинальные методики и технологии работы с одаренными детьми на базе физико-математического форума «Ленский край».
На современном этапе развития общества в России большое значение придается семье как важнейшему институту социализации ребенка и воспитания достойного поколения. Придавая большую социальную и общественную значимость вышеуказанной проблеме, Северо-Восточный федеральный университет приоритетным направлением своей деятельности определяет системную работу по поддержке семьи, оказанию ей комплексной помощи в планировании семейных отношений, рождении здоровых детей, взращиванию и физическому развитию ребенка, раскрытию интеллектуального, творческого потенциала и одаренности растущего человека. Современное поколение родителей заинтересовано в раннем развитии детей. Поэтому социальные институты (детские сады, школы, учреждения профессионального образования, научные учреждения, правительство, органы местного самоуправления) должны активно взаимодействовать с родителями одаренных детей в целях достижения качественного образования, воспроизводства нового поколения талантливых и благополучных граждан.
Сегодня академический потенциал университета и созданная база современных технологий позволяют предложить эффективные пути взращивания одаренных детей через реализацию проекта «С самого начала...».
Он уникален тем, что охватывает все периоды развития человека (перинатальный, дошкольный, школьный и студенческий). Основная цель программы - создание комплексной системы сопровождения семьи, начиная с ее планирования, рождения ребенка и дальнейшего его взросления. Программа ориентирована на обеспечение равных возможностей для развития человеческого потенциала. В рамках данной программы планируется содействие учредителей эндау-мент-фонда, привлечение потенциала вновь создаваемой университетской клиники, на базе которой появится возможность проводить комплексное обследование детей, будущих родителей до генного уровня. На основе данных такого обследования ведущие ученые и эксперты с использованием последних достижений педагогики, психологии, физиологии, медицины и генетики смогут разработать рекомендации и заключения по многим вопросам, не имеющим в настоящее время научного обоснования.
Продуктивность и эффективность системы поиска и выявления талантливых детей, студенческой молодежи и молодых профессионалов зависят от механизмов привлечения юных талантов к получению профессиональной подготовки, сопровождения и поддержки талантливых молодых людей в течение всего периода их обучения и формирования как высококвалифицированных специалистов. Исходя из этого, университет расширяет систему вовлечения талантливых студентов в научно-исследовательскую и инновационную проектную деятельность через развитие студенческих научных обществ, создания научно-учебных лабораторий, проектно-учебных
Преподаватель
ЕК
4 / 2012
групп, университетского технопарка и др. Например, в созданном Арктическом инновационном центре университета студенты вовлечены в деятельность научных институтов и лабораторий, работают под руководством ведущих ученых.
Большое внимание уделяется повышению квалификации учителей для специализированных школ и лицеев, в том числе через магистратуру и аспирантуру; совершенствованию системы олимпиад школьников как модели интеграционного процесса, выстраивающего взаимосвязи между вузами, научными учреждениями и школами. С этой целью создан университетский образовательный округ, в рамках которого определены ресурсные центры. Разработана система поощрения и вознаграждения преподавателей и учителей, добивающихся высоких результатов в работе с детьми и талантливой молодежью.
Таким образом, научно-педагогическая проблема одаренности детей
и молодежи предстает как совокупность дидактических, дидактико-пси-хологических теорий и методов обучения и развития одаренной детей и молодежи в системе дошкольного, общего среднего, высшего, дополнительного образования. Сложность и специфика работы с одаренной молодежью требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, медицинских работников и других специалистов. И только в этом случае данная система может стать работоспособной и эффективной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руководство для учителей по работе с одаренными учащимися / Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 137 с.
2. Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему. - URL: school.edu.ru ■
169