Научная статья на тему 'Проблемы восстановления платежеспособности предприятия'

Проблемы восстановления платежеспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1579
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / FINANCE / BUSINESS ECONOMICS / SOLVENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перфилов Борис Владимирович

Исследованы проблемы создания механизмов восстановления платежеспособности предприятия. Проанализированы внешние и внутренние причины неплатежеспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF RESTORATION SOLVENCY OF MANAGING SUBJECT

The formation of effective means of business solvency recovery is discussed. External and internal causes of business insolvency are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы восстановления платежеспособности предприятия»

Б.В. ПЕРФИЛОВ

банка корректируется на различные регулирующие статьи.

В качестве положительных сторон способа оценки величины капитала банка по регулируемым принципам бухгалтерии можно отметить его унифицированность, вследствие чего он подходит для любой кредитной организации вне зависимости от ее организационно-правовой формы, специфики проводимых операций, положения на рынке. Кроме того, данный способ определения величины капитала банка является наиболее отработанным и теоретически обоснованным. В качестве недостатка оценки регулируемой величины капитала коммерческого банка можно отметить, что она отвечает задачам прежде всего регулирующего органа, и лишь затем — других участников рынка; различия в национальных способах расчета регулируемого капитала ведут к созданию нездоровой конкуренции между кредитными организациями.

Итак, в настоящее время используется достаточно широкий спектр способов оценки величины капитала банка. В рамках каждо-

го способа оценки применяются различные подходы. Поскольку в расчетах невозможно учесть все факторы, определяющие величину капитала банка, внутри каждого подхода используются разнообразные методы, ставящие во главу угла какой-либо определенный фактор или систему факторов. Выбор конкретного подхода и метода оценки зависит главным образом от цели ее проведения и от имеющейся в распоряжении оценщика информации. Если первое ограничение оставляет возможность применения нескольких подходов, то второе существенно уменьшает возможность выбора оценщиком адекватных подходов и методов.

Примечания

1 Роуз П. Банковский менеджмент. М., 1997. С. 451.

2 Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. М., 2005. С. 541; Жеглов А.В. Методика оценки стоимости банка, основанная на его официальной отчетности // Финансы и кредит. 2003. № 18. С. 55; Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. М., 2000. С. 264; Никонова И.А., Шамгунова Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. М., 2004. С. 52.

Б.В. ПЕРФИЛОВ

соискатель

ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Характерная особенность современной российской экономики заключается в низком уровне платежеспособности предприятий различных отраслей хозяйствования. Например, доля убыточных предприятий промышленности, согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 2004 г. составляла 47,6%. При этом следует учесть, что промышленность обеспечивает 83% объема общей прибыли (а соответственно, и поступлений в бюджетную систему) всех отраслей и 53% валового регионального продукта. Необходимым для решения проблем неплатежеспособности предприятий является становление механизмов их финансового оздоровления в условиях переходного периода.

Подходы к финансовому оздоровлению предприятий в российской экономической литературе обоснованы недостаточно. Кроме того, следует констатировать, что государственная политика, направленная на формирование сис-

темы финансового оздоровления предприятий, в том числе механизмов их поддержки, как на уровне отдельных отраслей, так и в общем виде, в настоящий момент отсутствует.

Проблемы создания механизмов восстановления платежеспособности, а также улучшения финансового состояния предприятий проявляются как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

При определении понятия «финансовое оздоровление» мы придерживаемся следующей точки зрения: во-первых, под финансовым оздоровлением следует понимать процедуры, т.е. конкретные мероприятия, осуществляемые на предприятии; во-вторых, данные процедуры могут быть направлены не только на восстановление платежеспособности неплатежеспособного предприятия, как полагает ряд авторов, но и на установление более высокого уровня показателей платежеспособности и других экономических показателей, характеризующих финансовое

© Б.В. Перфилов, 2006

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

состояние предприятия, на платежеспособном предприятии.

Учитывая сказанное, мы полагаем, что под финансовым оздоровлением следует понимать совокупность процедур, направленных на восстановление платежеспособности неплатежеспособного предприятия, а также на установление более высокого уровня финансовой устойчивости предприятия, т.е. улучшение его финансового состояния. Такая формулировка, на наш взгляд, не только позволяет понять сущность финансового оздоровления, но и может использоваться при формировании государственной политики финансового оздоровления. Кроме того, необходимо заметить, что финансовое оздоровление не следует связывать только с мероприятиями финансового менеджмента, поскольку управление предприятием не ограничивается управлением финансами, а имеет целый ряд других не менее важных функций, без применения которых невозможно проведение процедур оздоровления.

Финансовое оздоровление предприятия не может происходить без выявления причин возникновения неплатежеспособности, поскольку предприятие на всем протяжении своей жизнедеятельности находится под воздействием внешней и внутренней среды. В наиболее общем виде причины неплатежеспособности подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние причины неплатежеспособности возникают помимо воли самого предприятия и зависят от воздействия определенных субъектов рыночных отношений, с которыми предприятие взаимодействует тем или иным образом. Существует три группы субъектов рыночных отношений, оказывающих наиболее сильное влияние на финансовое состояние предприятия: потребители товаров и

услуг — посредством спроса на продукцию, услуги и способностью за них рассчитаться; контрагенты — поставщики ресурсов — посредством изменения уровня цен на поставляемые товары и услуги, а также доступности ресурсов (в том числе кредитных и трудовых); государство, которое как регулятор макроэкономических процессов в конечном счете формирует правила и условия поведения на рынке. Непродуманность государственного регулирования может создать предприятиям препятствия при выходе на внутренние и международные рынки, получении кредитных ресурсов, бюджетном финансировании, со-

здать условия несовершенной конкуренции, чрезмерную нагрузку при уплате налогов, т.е. прямым образом повлиять на платежеспособность предприятий, в том числе и явиться причиной их неплатежеспособности.

Основной и общей внутренней причиной неплатежеспособности предприятия можно назвать неэффективное управление им, которое выражается в неэффективном управлении различными направлениями деятельности предприятия. Такими направлениями являются: управление производством, маркетингом, персоналом, финансами (финансовый менеджмент), общая система управления (организационно-правовая система организации, миссия организации).

Следует заметить, что в большинстве случаев неплатежеспособность предприятия возникает в результате негативного влияния различных взаимозависимых и взаимосвязанных факторов. Таким образом, неплатежеспособность предприятия будет носить более или менее глубокий характер и проявляться сильнее или слабее в зависимости от количества причин неплатежеспособности и силы их воздействия.

Современные методы восстановления платежеспособности по условиям проведения реабилитационных процедур можно разделить на две категории: методы, применяемые за рамками действия законодательства о банкротстве, и методы, предусмотренные законодательством для восстановления платежеспособности в процедурах банкротства. Разница между ними видится в особом правовом режиме последних.

Однако судебные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности, на практике практически не реализуются. Например, по данным арбитражного суда Иркутской области, на начало 2003 г. незавершенных процедур внешнего управления насчитывалось 49, в течение последующих 3 лет (2003—2005 гг.) было введено еще 52 процедуры (всего 101 дело). При этом лишь в одном случае дела были прекращены в связи с удовлетворением требований кредиторов, еще в одном случае было утверждено мировое соглашение.

Рассматривая проблемы досудебного восстановления платежеспособности, следует отметить, что существующие в настоящий момент способы участия государства в процессах финансового оздоровления, наиболее

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

М.Ю. БЕЗВЕРБНАЯ

значимыми из которых являются предоставление юридическим лицам бюджетных средств, возмещение части затрат (в форме субсидий), а также управление обязательствами по платежам в бюджет и внебюджетные фонды (реструктуризация задолженности, изменение сроков уплаты налога и сбора, отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, установление налоговых льгот), на практике практически не реализуются. Данный фактор, а также отсутствие возможности привлечения заемных средств кредитных учреждений существенно затрудняют процесс финансового оздоровления предприятий их собственными усилиями.

Условием эффективной реализации реабилитационных процедур банкротства, кроме механизма принятия кредиторами обоснованных решений, как в ходе процедур банкротства, так и вне рамок действия законодательства о несостоятельности должно стать формирование единой государственной политики, направленной на защиту интересов государства в делах о банкротстве, в том числе путем своевременного планирования бюджетного финансирования мероприятий по восстановлению платежеспособности проблемных предприятий и организаций. Одним из потенциальных направлений должно стать включение мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций в федеральные целевые программы и привлечение необходимых финансовых средств для их реализации, а также формирование региональных центров по финансовому оздоровлению предприятий при администрациях субъектов Федерации.

Данное утверждение доказывается зарубежной практикой финансового оздоровле-

ния предприятий. В странах Западной Европы и США реакция государств на национальные экономические кризисы состояла в совершенствовании систем несостоятельности, а именно в повышении эффективности процедур несостоятельности и усилении их реабилитационной направленности. Участниками данного процесса выступали создатели национальной политики, судебная система, регуляторы промышленности, поставщики услуг в сфере коммерции, а также неправительственный сектор. В результате сформировалось особое состояние экономического и правового пространства, характеризующегося высокоразвитой системой правового регулирования, доступностью финансовых ресурсов, высокоэффективным управлением как в рамках процедур банкротства, так и вне поля его действия, а также контролем за финансовым состоянием предприятия на всех этапах его жизненного цикла.

Государства Юго-Восточной Азии в условиях, когда крупнейшие банки и сотни ключевых компаний этих стран оказались неплатежеспособными, пошли по совершенно иному пути: они осуществили комплекс мер по корпоративному антикризисному управлению проблемными банками и промышленными корпорациями, не допустив их до процедур несостоятельности (даже реабилитационных) путем реализации мероприятий по антикризисному управлению банками и промышленными компаниями за государственный счет. Например, в Японии для этих целей предприятиям, находившимся либо в процедуре банкротства, либо в предбанкротном состоянии, было выделено 200 млрд дол., в Малайзии — 13 млрд дол., в Корее — 80 млрд дол.

М.Ю. БЕЗВЕРБНАЯ

аспирант

ТЕОРИЯ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Институт банкротства является необходимой частью рыночной экономики, поскольку обеспечивает конкуренцию и предоставляет набор инструментов для разрешения спорных вопросов в случае финансовой несостоятельности рыночных субъектов. Нынешний этап экономических преобразований в России требует развития механизмов оздоровления промышленного

сектора экономики, а главное, профилактики банкротств, имеющих в последние годы массовый характер и служащих в современных экономических условиях нашей страны в значительной степени инструментом передела собственности, а не эффективным инструментом структурной перестройки экономики. В целях преодоления экономической несостоятельности предприятий

© М.Ю. Безвербная, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.