Научная статья на тему 'Проблемы восстановления и развития системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек Арктической зоны как основы государственного мониторинга этих поверхностных водных объектов'

Проблемы восстановления и развития системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек Арктической зоны как основы государственного мониторинга этих поверхностных водных объектов Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
479
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ / ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ / СИСТЕМА ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ / УСТЬЕВЫЕ ОБЛАСТИ РЕК

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Иванов Владимир Владимирович, Третьяков Михаил Вячеславович

Обсуждается состояние и проблемы восстановления и развития системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек Арктической зоны Российской Федерации, включая внутренние морские воды, как основы государственного мониторинга этих водных объектов. Сформулированы задачи по восстановлению и развитию этой системы, касающиеся устранения противоречий в водном законодательстве, гармонизации гидрографического районирования Росгидромета и Росводресурсов, ликвидации пробелов в федеральном законодательстве о речных границах внутренних морских вод в устьевых областях рек, а также необходимости проведения анализа репрезентативности реперных наблюдательных пунктов и вековых гидрологических разрезов в устьевых областях рек, включая районы внутренних морских вод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы восстановления и развития системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек Арктической зоны как основы государственного мониторинга этих поверхностных водных объектов»

УДК 551.482.6 556.54(98) ББК 26.22

В.В. Иванов, М.В. Третьяков

проблемы восстановления и развития системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек арктической зоны как основы государственного мониторинга этих поверхностных водных объектов

Обсуждается состояние и проблемы восстановления и развития системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек Арктической зоны Российской Федерации, включая внутренние морские воды, как основы государственного мониторинга этих водных объектов. Сформулированы задачи по восстановлению и развитию этой системы, касающиеся устранения противоречий в водном законодательстве, гармонизации гидрографического районирования Росгидромета и Росводресурсов, ликвидации пробелов в федеральном законодательстве о речных границах внутренних морских вод в устьевых областях рек, а также необходимости проведения анализа репрезентативности реперных наблюдательных пунктов и вековых гидрологических разрезов в устьевых областях рек, включая районы внутренних морских вод.

Ключевые слова:

Арктическая зона Российской Федерации, внутренние воды, внутренние морские воды, государственный мониторинг водных объектов, система гидрометеорологических наблюдений, устьевые области рек.

Иванов В.В., Третьяков М.В. Проблемы восстановления и развития системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек Арктической зоны как основы государственного мониторинга этих поверхностных водных объектов // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 4. - С. 151-160.

© Иванов Владимир Владимирович - кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, ведущий научный сотрудник, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Санкт-Петербург; e-mail: tmv@aari.ru © Третьяков Михаил Вячеславович - кандидат географических наук, заведующий Отделом гидрологии устьев рек и водных ресурсов Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Санкт-Петербург; e-mail: ivanov@aari.ru

Социально-экономическое значение водных ресурсов (запасов пресных вод) в устьевых областях рек и во внутренних морских водах Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в условиях многолетних и сезонных изменений речного стока и «очаговости» развития хозяйственной деятельности на этих объектах трудно переоценить.

Основной нормативно-правовой базой организации ведения мониторинга поверхностных водных объектов в установленных границах АЗРФ [33], включая устьевые области рек, а также пресноводные районы внутренних морских вод, являются федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также руководящие документы Росгидромета и Росводресурсов в части рассматриваемых объектов [9; 10; 23; 24; 28-36; 39-41].

Однако в указанных документах и в других документах, подготовленных на основе первых, имеется целый ряд противоречий и недоработок (и на федеральном, и на ведомственном уровне), связанных с недостаточной детализацией примени-

тельно к уникальным объектам - устьевым областям рек АЗРФ.

За последние годы накопилась информация о состоянии водных ресурсов, о гидрологическом режиме и процессах в устьевых областях рек АЗРФ на уровне научных исследований, результаты которых до сих пор не нашли отражения в законодательной базе. Это приводит к различному толкованию нормативных документов при организации и ведении мониторинга поверхностных водных объектов, а главным образом - при принятии управленческих решений.

Проводимая в настоящее время модернизация гидрометеорологической сети в рамках развития государственного мониторинга поверхностных водных объектов в российской Арктике по целому ряду научно-методических и организационных причин (несмотря на значительные финансовые затраты) по-прежнему остаётся малоэффективной. Получение системной информации о гидрометеорологическом режиме и ресурсах поверхностных объектов, в первую очередь, устьевых областей рек и внутренних морских вод, до сих пор не организовано. По этим причинам в

о

о

настоящее время нет возможности выполнить оценки запасов пресных вод в устьевых областях рек и во внутренних морских водах АЗРФ и их многолетних и сезонных изменений в перспективе.

На рис. 1 представлены Арктическая зона Российской Федерации в современных административно-территориальных границах [39], а также уточненная водно-ресурсная граница АЗРФ, используемая Росгидрометом при осуществлении мониторинга устьевых областей рек как поверхностных водных объектов, для оценки водных ресурсов АЗРФ и притока пресных вод в арктические моря [1; 17; 20].

В этих границах расположены устьевые области восемнадцати крупных полизональных и зональных рек, которые рассматриваются как самостоятельные поверхностные водные объекты [12].

Следует подчеркнуть, что в АЗРФ имеются все основные гидролого-морфологические типы устьевых областей рек [13], облик которых определяется зависимостью от азонального фактора - величины и внутригодового распределения речного стока, и зональными особенностями - природными условиями, существенно меняющимися в направлении с запада на восток, поскольку устьевые области располагаются в семи физико-географических областях Арктики [3].

Ключевыми факторами влияния на состояние и развитие государственной системы мониторинга устьевых областей рек и внутренних морских вод, являются:

1. Уникальность этих природных объектов, обусловленная следующими обстоятельствами:

- экстремальные природно-климатические условия, а именно: продолжительный (8-9 месяцев) период с ледовыми явлениями, определяющее его влияние на характеристики элементов гидрологического режима и процессы в устьевых областях рек и внутренних морских водах, особенности процессов ледообразования и разрушения ледового покрова;

- чётко выраженная зависимость характеристик гидрологического режима устьевых областей рек и внутренних морских вод АЗРФ от многолетней и сезонной изменчивости речного стока, с одной стороны, и синоптической изменчивости динамики и термохалинной структуры морских вод, с другой стороны.

2. Социально-экономические условия организации мониторинговой сети:

- исключительно малая плотность населения в Арктической зоне РФ и очаго-

вый (практически «точечный») характер расположения населенных пунктов и зон промышленно-хозяйственного освоения территорий местных водосборов устьевых областей рек и, как следствие, отсутствие местных квалифицированных кадров для проведения полноценного гидрологического мониторинга и гидрометеорологического обеспечения в сетевых подразделениях УГМС;

- высокая ресурсоемкость и зависимость жизнеобеспечения подразделений наблюдательной сети от транспортных коммуникаций, определяющих затраты по поставкам топлива, продовольствия и товаров первой необходимости.

- ликвидация в последнее десятилетие территориальных управлений Росгидромета в АЗРФ, ответственных за ведение государственного мониторинга, и переподчинение их оперативно-производственных подразделений другим управлениям Росгидромета, находящимся вне Арктической зоны. К настоящему времени это привело к сокращению финансирования и ликвидации оперативно-производственных подразделений Росгидромета в АЗРФ, особенно по труднодоступным станциям и постам в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

- крайне недостаточная обеспеченность наблюдательной сети приборами и оборудованием, а также наземными и водными транспортными средствами, пригодными для арктических условий. Это сказалось на качестве наблюдений и привело к сокращению числа наблюдаемых элементов режима.

3. Несовершенство законодательной базы, закрепляющей статус устьевых областей рек и внутренних морских вод АЗРФ (как по терминологии, так и по сфере применения законодательства и нормативно-правовых актов) и, как следствие, отсутствие единого гидрографического районирования устьевых областей рек и внутренних морских вод АЗРФ.

4. Неполный учёт в методике гидрографического районирования территории Российской Федерации особенностей устьевых областей рек АЗРФ как самостоятельных поверхностных водных объектов и, как следствие, невыделение Росводресур-сами этих объектов при гидрографическом районировании, а также неучёт гидрографического районирования, которое ранее разработано в Росгидромете [12], развивается с начала тридцатых годов ХХ в. и детализировано для устьевых областей рек АЗРФ [2; 4; 8; 14; 21; 22; 25; 36].

На рис. 2 в качестве примера представлено современное гидрографическое районирование Обско-Тазовской устьевой области, основанное на бассейновом принципе, принятом в Росгидромете и детализированное по квазиоднородным гидрографическим районам с учетом гид-ролого-морфометрических и водно-ресурсных характеристик.

В качестве речной гидрографической границы устьевой области Оби принят замыкающий гидрометрический створ г. Салехард гидрологические наблюдения на котором ведутся с 1933 года по настоящее время. Эта граница, принятая в Росгидромете, отличается от гидролого-морфологической границы устьевой области, установленной в месте слияния Большой и Малой Оби (в 64 км ниже по течению г. Салехарда) [13].

Морская граница бассейна реки Оби определена по разрезу мыс Паёлова - мыс Турасале, где обские воды выходят одним потоком через внутренние морские воды в Карское море [1; 13; 15; 16; 20; 42].

Тазовская губа рассматривается как внутренний залив Обской губы, а впадающие в неё реки (Пур, Таз, Антипаюта и др.) - как притоки первого порядка системы водосборного бассейна реки Оби.

Что касается речной границы внутренних морских вод в Обской губе, то законодательно она не установлена [40], и различные федеральные ведомства определяют её по собственному усмотрению.

На приведенной схеме внутренние морские воды расположены мористее морской границы устьевой области.

Как отмечено М.Н. Григорьевым в выступлении на парламентских слушаниях «Законодательное обеспечение инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и её континентальном шельфе» 8 ноября 2013 г. [11], законодательно «для внутренних морских вод однозначно определена только внешняя граница, совпадающая с исходными линиями». Действительно: «Внутренние воды в российском законодательстве названы морскими. В то время как международное законодательство (UNCLOS - Конвенция ООН по морскому праву, вступила в силу в России 11 апреля 1997 г.) использует термин «внутренние воды», называя их неотъемлемой частью государства, и рассматривая прибрежные акватории совместно с реками, озёрами и другими водоёмами» [11].

Именно поэтому, мы считаем, неопределённость границ внутренних морских

вод «как объекта ограничительного недропользования и приложения льготного законодательства» приводит к нарушению природоохранного законодательства в части уникальных и самостоятельных поверхностных водных объектов - устьевых областей рек - при применении к ним подходов и принципов лицензирования добычи углеводородов, принятых для шельфа.

Устьевые области рек Оби и Енисея становятся активно развивающимися территориями. При этом в Обско-Тазовской устьевой области «на группу Каменномыс-ских месторождений, значительно удалённых внутрь материка даже от зимней границы солоноватых вод, выданы именно морские лицензии» [11], поэтому для уполномоченных органов по лицензированию крайне важно иметь ясное представление о том, к каким районам применимы те или иные формы, определяющие характер недропользования. Можно утверждать, что научное обоснование принятия управленческих решений по недропользованию на акваториях и водосборах устьевых областей рек, безусловно, не просто актуально, а обязательно необходимо. Это положение должно быть закреплено законодательно и доведено до сведения всех лиц, принимающих соответствующие решения.

Представленная на рис. 2 схема гидрографического районирования Обско-Та-зовской устьевой области, используемая в Росгидромете [15] существенно отличается от схемы, используемой в Росводресурсах [26], которая не учитывает запасов пресных вод устьевой области реки как вод-норесурсного объекта. Подробнее особенности режима Обско-Тазовской устьевой области описаны в [5-7; 15-17; 27].

На рис. 3 показана гипсометрическая кривая запасов пресных вод в Обско-Тазов-ской устьевой области для условий среднем-ноголетнего речного стока и в зависимости от положения границы распространения морских вод в северной части Обской губы [18]. Мониторинг интрузии является в настоящее время сложнейшей и трудоёмкой задачей, так как процесс связан с подтоком солёных вод в пресноводный объект. В современных условиях эта задача может решаться методом численных расчётов и математического моделирования, в частности, в соответствии с методиками, описанными и примененными в работах [37; 38].

Как следует из изложенного, по величине запасов пресных вод Обско-Тазовс-кая устьевая область - крупный «пресноводный водный объект» российской Арктики. Это обусловлено большим объёмом

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Устьевые области рек АЗРФ:

1 - Кольско-Туломская; 2 - Онежская; 3 - Северо-Двинская; 4 - Мезени и Кулоя; 5 - Печорская; 6 - Обско-Тазов-ская; 7 - Енисейская; 8 - Пясннская; 9 - Ннжне-Таймырская; 10 - Хатангская; 11 -Анабарская; 12 - Оленёкская; 13-Ленская; 14 - Янская; 15 - Индигирская; 16 - Алазейская; 17 - Колымская; 18 - Анадырская. Бассейновые округа:

02 - Баренцево-Беломорский; 03 - Двинско-Печорский; 15 - Нижнеобский; 17 - Енисейский; 18 - Ленский; 19 - Анадыро-Колымский.

Границы водосборных бассейнов:

- Северного Ледовитого океана,

- морей Северного Ледовитого океана,

- Границы Бассейновых округов,

-Административно-территориальная граница АЗРФ

- Водноресурсная границаАЗРФ Водосборные площади:

- рек арктической зоны России в административно-территориальных границах АЗРФ,

- рек за пределами современных границ АЗРФ,

- рек арктической зоны в пределах водноресурсной границы АЗРФ,

- рек арктической зоны за пределами водноресурсной границы АЗРФ.

Зоны распространения речных и морских вод:

- пресные воды в течение всего года,

- пресные воды при максимальном речном стоке и осолоненные воды при минимальном речном стоке,

- поверхностные пресные (речные) воды в морях. Створы:

- замыкающие гидрометрические створы рек,

- пограничные гидрометрические створы на границах арктической зоны.

Рис. 1. Арктическая зона Российской Федерации в современных административных границах [39], арктические части шести Бассей новых округов [10], уст ьевые области рек АЗРФ с границами зон проникновения м орских вод в уст ьевые области и зон распространения речных (пресных) вод в моря Северного Ледовитого океана, а также границы водосборных бассейнов Северного

Ледовитого океана, его м орей и рек.

о

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Границы:

1 - административно-территориальная Арктической зоны Российской Федерации,

2 - водосбора Обско-Тазовской устьевой области,

3 - гидрографических районов на акватории устьевой области, 4- гидрографических районов на водосборе устьевой области,

5 - морская граница внутренних морских вод.

Характеристики гидрографических районов акватории Обско-Газовской устьевой области:

6 - пресные воды постоянно (II и III),

7 - переменные воды (зона интрузии морских вод): пресные воды в период максималь-

ного речного стока и осолоненные воды в придонном слое при минимальном речном стоке в конце зимнего периода (IV),

8 - внутренние морские воды.

Водосбор Обско-Тазовской устьевой области по гидрографическим районам и их участкам:

9 - водосбор устьевого участка реки Обь (I),

10 - водосбор южной части Обской губы (На, Иб),

11 - водосбор Тазовской губы (Ша, Шб, Шв),

12 - водосбор северной части Обско-Тазовской устьевой области (^а),

Смежные водосборы, не входящие в водосборный бассейн Обско-Тазовской устьевой области - 13

Замыкающие створы рек, впадающих в Обско-Тазовскую устьевую область - 14 Рис. 2. Гидрографическое районирование Обско-Тазовской устьевой области.

Эоны:

1 - пресные воды в течение всего года,

2 - переменные воды: пресные воды в период максимального речного стока и осоло-

ненные воды в придонном слое при минимальном речном стоке в конце зимнего периода.

Границы распространения морских вод в северной части Обской губы:

3 - при максимальном развитии интрузии морских вод,

4 - в период максимального речного стока.

Объем км3) запасов пресных вод в Обско-Тазовской области на разном расстоянии от речной границы (км) и с учётом средней глубины по сечению (^ м):

5 - гипсометрическая (интегральная) кривая объемов воды W (км3) в Обско-Тазов-

ской устьевой области при среднем многолетнем речном стоке в зависимости от границы распространения морских вод в северной части Обской губы.

Потоки вод разного происхождения:

6 -пресные речные, 7 - осолоненные морские.

Рис. 3. Гипсометрическая кривая запасов пресных вод в Обско-Тазовской устьевой области для условий среднего многолетнего стока в зависимости от положения границы распространения морских вод в северной части Обской губы.

поступающего в неё речного стока и особенностями гидролого-морфологических характеристик этой устьевой области [19].

Важнейшими факторами, определяющими возможности водохозяйственного использования водных ресурсов, являются характеристики качества вод, и поэтому выявление источников их загрязнения становится первоочередной задачей.

Качественный состав водных ресурсов Обско-Тазовской устьевой области определяется притоком химических веществ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поступающих со стоком рек (Обь, Надым, Пур и Таз) и в ещё большей степени - загрязнениями, обусловленными антропогенным воздействием непосредственно на акваторию устьевой области.

Как показали исследования [7], в которых представлены результаты детального ^ анализа долгопериодной пространствен- 1 ной изменчивости объемов притока широкого спектра растворенных химических веществ в Обско-Тазовскую устьевую об- § ласть, «физический перенос минеральных ¡^

форм азота и фосфора, кремнекислоты, нефтяных углеводородов, фенолов, соединений тяжелых металлов по течению рек, впадающих в Обско-Тазовскую устьевую область, преобладает над процессами их химико-биологической трансформации». При этом химические соединения, вовлекаемые потоком в устьевые процессы, изменяют компонентный состав водной среды устьевых экосистем, что «приводит к заметной трансформации компонентного состава их водной среды и увеличению степени её загрязнения» . «Последнее предопределяет возможность перехода состояния Об-ско-Тазовской устьевой области устьевой области из равновесного в кризисное, а в отдельные годы в критическое» [7].

Нарушение природоохранного законодательства относительно уникальных поверхностных водных объектов - устьевых областей рек АЗРФ, невыполнение требований государственного экологического мониторинга при эксплуатации месторождений углеводородов на местных водосборах устьевых областях рек АЗРФ в скором будущем могут привести к критическому состоянию их водных экосистем.

В этих условиях первоочередными задачами восстановления и развития системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек и внутренних морских водах Арктической зоны Российской Федерации как основы государственного мониторинга этих объектов являются:

1. Устранение противоречий в основных федеральных законах - Водном кодексе (ФЗ №74-ФЗ) [10] и законе «О внутренних морских водах» (ФЗ №155-ФЗ в редакции от 13.07.2015) [40], касающихся Перечня поверхностных водных объектов, основных понятий «водные ресурсы», «водный фонд» и, возможно, других понятий применительно к устьевым областям рек и внутренним морским водам. Эти противоречия приводят к неопределенности в толковании законов и вытекающих из них Постановлений Правительства, в частности, Постановлений Правительства об утверждении «Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов», «О гидрографическом и водохозяйственном районировании», а также нормативных документов, выпускаемыми министерствами и ведомствами.

2. Ликвидация пробелов в федеральном законодательстве о речных границах внутренних морских вод в устьевых областях рек и внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство (в первую очередь в ФЗ от 31.07.1998 № 155-

ФЗ в редакции от 13.07.2015). На этой основе следует (при необходимости) детализировать гидрографическое районирование устьевых областей рек, принятое в системе Росгидромета, базирующееся на гидролого-морфологических и гидрохимических характеристиках, и в дальнейшем использовать его для выработки принципов оптимизации размещения сети в рассматриваемых районах. При этом предполагается, что выделенные гидрографические районы могут рассматриваться как квазиоднородные по этим характеристикам. Исходя из классификации и типизации устьевых областей, гидрографические районы могут далее разделяться на квазоднородные гидрографические подрайоны.

3. Проведение гармонизации гидрографического районирования, принятых в Росгидромете и в Росводресурсы - структурных подразделениях Минприроды РФ - с целью удовлетворения требований по организации и ведению государственного мониторинга данных водных объектов.

4. Проведение анализа репрезентативности действующих и закрытых наблюдательных пунктов, гидрометрических створов, вековых (реперных) гидрологических разрезов в устьевых областях рек, включая районы внутренних морских вод, применительно к выделенным гидрографическим районам. На этом основании следует определить необходимость и целесообразность открытия наблюдательных пунктов, организации гидрометрических створов, вековых (реперных) гидрологических разрезов (взамен утраченных в этих районах) или восстановления закрытой наблюдательной сети. Необходимо определить местонахождение устьевых специализированных гидрологических станций как оперативно-производственных подразделений Росгидромета, которые должны организовать работу наблюдательной сети, а также самостоятельно выполнять работы на гидрометрических створах и вековых (реперных) гидрологических разрезах в устьевых областях рек в зоне своей ответственности в соответствии с гидрографическим районированием.

5. Выработка технических требований к технологическому оснащению наблюдательных пунктов средствами измерений и наблюдения, прочим оборудованием, которое может быть использовано для выполнения наблюдений на рассматриваемых водных объектах в арктических условиях. Устьевые специализированные гидрологические станции должны быть обеспечены наземными транспортными

средствами и плавсредствами, а также комплектом современного оборудования, включающего беспилотные и дистанционные средства наблюдений.

При решении первоочередных задач и при соответствующем финансировании появится реальная возможность перейти к восстановлению и развитию системы гидрометеорологических наблюдений в устьевых областях рек и внутренних морских водах Арктической зоны Российской Федерации как основы государственного мониторинга этих объектов.

В настоящее время эти задачи решаются в ААНИИ в рамках двух Мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», а именно:

- «Разработка системных проектов развития и модернизации гидрологической сети для речных бассейнов Российской Федерации»;

- «Совершенствование методов и технологий формирования гидрологических прогнозов по низовьям и устьям крупных рек Арктической зоны России».

В период 2011-2014 гг. разработаны научно-методические основы Концепции развития и оптимизации гидрологической сети в устьевых областях рек и внутренних морских водах Арктической зоны Российской Федерации. Разработаны эскизные сис-

Список литературы:

[1]

темные проекты развития и модернизации гидрологической наблюдательной сети по Енисейской и Обско-Тазовской устьевым областям . В них учтены особенности устьевых гидрологических процессов и условия формирования запасов пресных вод.

Разрабатываемые системные решения направлены на повышение эффективности, устойчивости и надежности работы гидрометеорологической наблюдательной сети, на повышение точности наблюдений и степени надежности оперативной и режимной гидрометеорологической информации, а также на удовлетворение потребностей водохозяйственного комплекса в данных гидрометеорологических наблюдений, в том числе в сведениях об условиях формирования экстремальных гидрологических явлений.

Результаты работ, выполненных в ААНИИ в 2011-2014 годах, и задачи дальнейших исследований были обсуждены в мае 2015 года на совещании Росгидромета «О ходе технического перевооружения наблюдательной сети в бассейнах рек в рамках реализации мероприятий ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

В августе 2015 г. результаты работ обсуждались и были одобрены Департаментами Росгидромета по Уральскому, Сибирскому и Северо-Западному федеральным округам.

1957,

Антонов В.С. Распространение речных вод в арктических морях // Труды ААНИИ. Т. 208. вып. 2 . - С. 25-52.

[2] Антонов В.С. Изучение гидрологического режима устьевых участков рек Сибири // Проблемы Арктики и Антарктики. - 1967, вып. 27. - С. 48-54.

[3] Атлас Арктики. Издание Главного управления геодезии и картографии при СМ СССР. - Москва, 1985. - С. 140-141.

[4] Байдин С.С. Изменение природного комплекса устьевых областей под влиянием деятельности человека // Труды ГОИН. - 1978, вып. 142. - С. 6-12.

[5] Брызгало В.А., Иванов В.В. Роль антропогенного фактора в формировании современного гидролого-экологического состояния рек Севера и Арктики России // Экологическая химия. Т. 13. - 2004, вып. 2. - С. 79-92.

[6] Брызгало В.А., Иванов В.В., Замятин В.Ю., Макеев В.М. Чрезвычайные экологические ситуации в районах российского Севера. - СПб : Изд. ГПА, 2009. - 81 с.

[7] Брызгало В.А., Иванов В.В., Иванова И.М. Приток растворённых химических веществ в Обско-Та-зовскую устьевую область // Метеорология и гидрология. - 2011, № 3. - С. 82-90.

[8] Вендров С.Л. Проблемы преобразования речных систем. - Л., Гидрометеоиздат, 1979. - 207 с.

[9] Водная стратегия РФ на период до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р).

[10] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 13.07.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

[11] Григорьев М.Н. Внутренние границы для внутренних вод. - Интернет-ресурс. Режим доступа: httpi.//pro-arctic/ru/28/11/2013/legislatюn/5940

[12] ГОСТ 17.1.1.02-77. Классификация водных объектов (с изменениями), утвержденный в январе 1988 г. (ИУС 4-88) без ограничения срока действия Введён в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 января 1988 года, № 99.

[13] Иванов В.В. Основные принципы гидролого-морфологического районирования устьевых областей рек Арктики. Факторы и принципы физико-географического районирования полярных областей Земли. - Л.,1974. - С.108-120.

О

о

[14 [15

[16

[17

[18 [19

[20 [21 [22 [23

[24

[25 [26 [27 [28 [29

[30

[31 [32

[33 [34 [35

[36 [37

[38

[39 [40 [41 [42

Иванов В.В. Основные итоги и очередные задачи исследований низовьев и устьевых областей крупных рек Арктики // Проблемы Арктики и Антарктики. - 1978, вып. 54. - С.30-41.

Иванов В.В. Гидрологический режим низовьев и устьев рек западной Сибири и проблема оценки его изменений под влиянием территориального перераспределения водных ресурсов // Проблемы Арктики и Антарктики, вып. 55, 1980. - С. 20-43.

Иванов В.В. Устьевые области сибирских рек и переброска стока // Межбассейновое перераспределение водных ресурсов и его влияние на природные ресурсы и народное хозяйство. - Л., 1980. -С. 106-123.

Иванов В.В. Водные ресурсы Арктики: состояние и исследований перспективы // Материалы конференции приарктических государств. Ч. 1. - М.: Изд. АН СССР, 1990. - С. 193-202.

Иванов В.В. Методика оценки запасов пресных вод в устьевых областях Арктики с закрытыми устьевыми взморьями // Проблемы Арктики и Антарктики. - 1991, вып. 66. - С. 224-238. Иванов В.В. Макеев В.М. Роль гидрологических и других природных факторов в долгопериодном формировании устьевых областей рек Арктической зоны // Труды V Всесоюзного гидрологического съезда. Том 9. Устья рек. - Л.: Гидрометеоиздат. - С. 65-74.

Иванов В.В., Русанов В.П. Особенности выделения морских границ устьевых областей рек Арктики // Тр. ГОИН. - 1978, вып. 142. - С. 122-125.

Кузин П.С. Классификация рек и гидрографическое районирование СССР. - Л.: Гидрометеоиздат, 1960. - 455 с.

Кузин П.С., Бабкин В.Н. Географические закономерности гидрологического режима рек. - Л.: Гид-роме теоиздат, 1979. - 200 с.

Методика водохозяйственного районирования территории Российской Федерации (утверждена Приказом МПР РФ от 25.04.2007 № 111 «Об утверждении Методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации»).

Методика гидрографического районирования территории Российской Федерации (утверждена Приказом МПР РФ от 25.04.2007 № 112 «Об утверждении методики гидрографического районирования территории Российской Федерации»).

Михайлов В.Н. Проблемы изучения, использования и охраны устьевых областей рек. Труды V Всесоюзного гидрологического съезда Том 9. Устья рек. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - С. 5-18. Мотовилов Ю.Г., Омельяненко В.А. Гидрографическое районирование территории Российской Федерации // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2009, № 2. - С. 77-81. Никаноров А.М., Иванов В.В., Брызгало В.А. Реки Российской Арктики в современных условиях антропогенного воздействия. - Ростов-на-Дону: НОК, 2007. - 280 с.

Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. (в ред. от 18 апреля 2014 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006, № 49, ст. 5225 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» (с изменениями на 31 декабря на 31 августа 2015 года). Приказ МПР РФ от 11октября.2007 года № 265 «Об утверждении границ бассейновых округов». Руководящий документ РД 52.10.324-92. Методические указания. Гидрологические наблюдения и работы на гидрометеорологической сети в устьевых областях рек. ГОИН. - М.: Гидрометеоиздат, 1993. -187 с.

Руководящий документ РД 52.24. 508-96 Методические указания. Организация и функционирование подсистемы мониторинга состояния трансграничных поверхностных вод суши. - СПб.: Гидро-метеоиздат, 1999. - 44 с.

Руководящий документ РД 52-24. 643-2002 Методические указания Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям - СПб: Гидроме-теоиздат, 2003. - 49 с.

Руководящий документ РД 62 24 661-2004 Рекомендации. Оценка риска антропогенного воздействия приоритетных загрязняющих веществ на поверхностные воды суши. - М., Метеоагентство Росгидромета, 2006. - 25 с.

Самойлов И.В. Устья рек. - М.: Гидрометеоиздат, 1962. - 526 с.

Третьяков М.В. К моделированию гидрологических процессов в эстуариях с ледовым покровом // Проблемы Арктики и Антарктики. - 2008, №2 (79). - С. 67-74.

Третьяков М.В., Иванов В.В. Состояние и проблемы развития технологий оценки и прогнозирования интрузии морских вод в устьевые области рек Арктики в условиях регулирования стока и климатических изменений // Труды ГОИН. - 2013, вып. 214. - С. 200-212.

Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 г. № 296.

Федеральный закон РФ от 31.июля 1998 года (в ред. от 13.07.2015) №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.07.2014-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ivanov V.V. Inflow and spreading of river water in the Kara sea // Polar seas oceanography: an integrated case study of the Kara Sea / Vladimir A. Volkov [et al.]. - London [etc.]: Springer, 2002. - P. 36-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.