Научная статья на тему 'Проблемы воспроизводства опекаемых благ'

Проблемы воспроизводства опекаемых благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКАЕМЫЕ БЛАГА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА / ВОСПРОИЗВОДСТВО ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ / RATIONALITY OF STATE'S BEHAVIOUR / MERIT GOODS / STATE SOCIAL INTEREST / SOCIAL UTILITY / REPRODUCTION OF MERIT GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котельников А. А.

Проведен анализ проблем производства и предоставления опекаемых благ. Объектом исследования является процесс воспроизводства опекаемых благ как непрерывный, постоянно повторяющийся процесс их производства, распределения и потребления. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между государством, производителями опекаемых благ и их потребителями по поводу оптимизации объемов их производства и потребления. Использованы методы функционального и структурного анализа. Результатом является обоснование допустимости государственного вмешательства в процесс воспроизводства опекаемых благ. Обоснована зависимость воспроизводства опекаемых благ от степени вмешательства государства. Выявлены противоречия между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными интересами в отношении производства опекаемых благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REPRODUCTION OF THE MERIT GOODS

The paper contains an analysis of production of the merit goods. The object of research is the process of reproduction of the merit goods as continuous, constantly repeating process of their production, distribution and consumption. The economic relations between the state, producers of the merit goods and their consumers are investigated. The methods of the functional and structural analysis are used during the research. The author states the necessity of state intervention in the process of reproduction of the merit goods and dependence of reproduction of the merit goods on the degree of state intervention. The contradictions between current individual and long-term public interests concerning production of the merit goods are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспроизводства опекаемых благ»

индекс готовности электронного правительства (E-government Readiness Index) Российской Федерации в 2009 г. был равен 0,1286, и наша страна в международном рейтинге заняла 86-е место. Этот результат на 26 позиций ниже уровня 2007 г. [8, с. 114, 118].

Причины столь низких оценок очевидны. Уровень проникновения информационных технологий очень низкий - в среднем на 100 человек приходится только 1 3,33 ПК, Интернетом пользуется лишь каждый пятый россиянин, а доступность услуг, оказываемых в элект -ронном виде, в России составляет всего порядка 33%. Сложившаяся ситуация во многом является следствием отсутствия до настоящего времени политической воли и четко выработанной стратегии в этих вопросах, недостатка финансирования (не более 20°% от запланированного), сопротивления бюрократии преобразо-ваниям, лишающим ее использования так называемой «статусной ренты». Однако более значимой причиной, тормозящей создание электронного правительства в России, является несовершенство правового поля и действующего законодательства. В государстве все про -исходит по законам и инструкциям. Но годы информатизации свидетельствуют о том, что проекты внедре -ния новых электронных технологий крайне редко со -провождались хотя бы формальным изменением нор -мативной базы. Существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов про -зранности и ограничений в распространении информации, что препятствует общему взаимодействию. В результате информатизация отличается крайней фраг -ментарностью и устарелостью большинства относящихся к ней нормативных актов, что делает невозможным возникновения нового типа отношений между государ-ством, гражданами и бизнесом. Другой проблемой введения эффективного электронного правительства является использование традиционных подходов в фи -нансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций. Организациям необходи -мы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и механизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции.

Камнем преткновения является и цифровое нера -венство. Доступ в режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме offline, например обобщение информации, возможности

независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако существуют значительные различия в уровнях обеспечения доступа к ИКТ и Интернету в субъектах РФ. Можно сказать, что регионы, испытывающие трудности, имеют минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие субъекты не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.

Другая проблема - неоднозначность юридических норм. Действующие структуры должны четко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах информационной безопасности и технических стандартов. Особого упоминания заслуживают малые структурные подразделения с ограниченными ресурсами, нерациональное использование которых при разработке проекта по электронному правительству вкупе с применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором. Для того чтобы электронные услуги в какой-либо степени нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им «бумажные» процедуры.

1. Бабайцева И.К. Влияние новых технологий на роль государства в экономике // Вестник СГСЭУ 2010. №5(34).

2. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти (одобр. расп. Правительства от 27.09.2006 г. №1244-Р).

3. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу “Электронная Россия (2002 - 2010 годы)”».

4. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002 - 2010 годы)”».

5. Распоряжение Правительства рФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции региональной информати-зации до 2010 года».

7. Сабанов А.Г. Вопросы доверия при построении электронного правительства // Защита информации. 2010. № 2.

8. United Nations E-Government Survey 2010. New York, 2010.

удк ззо. 12 А.А. Котельников

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ

Проведен анализ проблем производства и предоставления опекаемых благ Объектом исследования является процесс воспроизводства опекаемых благ как непрерывный, постоянно повторяющийся процесс их производства, распределения и потребления. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между государством, производителями опекаемых благ и их потребителями по поводу оптимизации объемов их производства и потребления. Использованы методы функционального и структурного анализа. Результатом является обоснование допустимости государственного вмешательства в процесс воспроизводства опекаемых благ Обоснована зависимость воспроизводства опекаемых благ от степени вмешательства государства. Выявлены противоречия между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными интересами в отношении производства опекаемых благ.

Ключевые слова: опекаемые блага, социальный интерес государства, социальная полезность, рациональность поведения государства, воспроизводство опекаемых благ.

A.A. Kotelnikov

PROBLEMS OF REPRODUCTION OF THE MERIT GOODS

The paper contains an analysis of production of the merit goods. The object of research is the process of reproduction of the merit goods as continuous, constantly repeating process of their production, distribution and consumption. The economic relations between the state, producers of the merit goods and their consumers are investigated. The methods of the functional and structural anaysis are used during the research. The author states the necessity of state intervention in the process of reproduction of the merit goods and dependence of reproduction of the merit goods on the degree of state intervention. The contradictions between current individual and long-term public interests concerning production of the merit goods are revealed.

Key words: merit goods, state social interest, social utility, rationality of state’s behaviour, reproduction of merit goods.

В системе частных благ выделяется подсистема опекаемых благ, совмещающих свойства как частных, так и общественных. Большинство товаров и услуг, произво -димых на рынке, являются частными товарами и услу-гами. Они покупаются потребителем, который хочет и может себе их позволить, а затем потребляются только им же либо кем -то, кому покупатель их передает. Частные блага конкурентны в потреблении и исключаемы . При потреблении частного блага потребитель по -лучает потребительский эффект, его выбор свободен и рационален.

Общественные блага характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью из потребления. В соответствии со свойством неисключаемости даже люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использо -вания. Совместное потребление означает, что потреб -ление продукта одним лицом не уменьшает его коли -чество, доступное для другихпотребителей. Общественные товары и услуги оплачиваются за счет налоговых средств и доступны всем, даже тем, кто не платит нало -гов. Государство, производя общественные блага, реализует социальный интерес, который следует понимать как интерес, направленный на достижение социаль-ной полезности, т.е. на самосохранение общества, обеспечение стабильности структуры системы и качественное развитие ее отдельных элементов. Это обстоятельство приводит к необходимости определения и учета несводимого общественного интереса и согласования его с индивидуальным интересом в рыночных моделях.

Социальной полезностью обладают прежде всего общественные блага. Эти блага предназначены для удовлетворения социальных интересов общества как такового. Каждый индивид потребляет общественное благо одновременно с другими людьми, совместно и в равных количествах.

Помимо общественных и частных благ в экономи -ческой литературе выделяется особая группа благ, по своим характеристикам относящихся к частным благам, но при этом являющихся объектом опеки государства. Эти блага наряду с первичным эффектом потребления для конкретного индивида обладают ярко выраженным положительным внешним эффектом, отложенным вто -ричным эффектом потребления, который присваива -ется всем обществом, совместно и в равных количе -ствах. Можно констатировать наличие объективных предпосылок, определяющих необходимость разработ -ки концепции опекаемых благ: наличие провалов рынка, расширение зоны участия государства, необходи-мость определения и учета несводимого общественно -

го интереса и согласования его с индивидуальным интересом в рыночных моделях.

Опекаемые блага - это блага, предназначенные для индивидуального потребления, но обладающие ярко выраженным отложенным во времени вторичным потребительским эффектом, т.е. социальной полезностью. Опекаемые блага предназначены в первую очередь для индивидуального потребления и поэтому включены в функцию потребления индивида. Но одновременно с этим их можно представить и как инвестиционные блага, что дает возможность, к примеру, включить их в производственную функцию предприятия как затраты на повышение качества труда. Потребление данного блага на заданном уровне всем обществом (группой людей) отвечает долгосрочным интересам общества, имеет ярко выраженный внешний эффект и представляет собой вложения в человеческий капитал. Речь идет о бесплатном и общедоступном среднем образовании, сети поликлинических и стационарных общедоступных учреждений, бесплатном библиотечном обслуживании, общедоступных спортивных сооружениях, культурных и музейных ценностях.

Основным свойством опекаемых благ выступает комплементарность принципиально различных потребностей (индивидуальной и социальной), которая выражается в том, что носителями интересов по потреблению этих благ выступают разные субъекты: индивидуумы выражают индивидуальную полезность и проявляют индивидуальный интерес, а государство является выразителем социальной полезности и проявляет социальный интерес.

Общество сознательно в соответствии с доминирующими в данный момент целевыми установками наделяет некоторые блага такой социальной полезностью, в связи с чем при определенных социально-экономических и политических обстоятельствах любое частное благо может быть наделено социальной полезностью (т. е. иметь вторичный эффект потребления).

Демократическое государство преимущественно представляет интересы населения, которые формиру-ютсяв ходе общественныхдискуссий, в том числе в органах представительной власти, авторитарное - само определяет круг своих полномочий и объем финансовых ресурсов, мобилизуемых на соответствующие нужды. Здесь общественные (в широком смысле слова) и государственные потребности, как правило, не совпадают, а государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают интересы преимущественно властной группы в противовес интересам основной массы населения. Осуществляя обществен-

ные расходы, социально ориентированное государство желает обеспечить для всех граждан приемлемый уро -вень жизни, социальную стабильность и социальную справедливость [6, с. 46 - 47].

Рациональность поведения государства при обмене принадлежащих ему средств на социальную полез -ность оценивается в соответствии со следующими принципами:

- принципом Поланьи - необходимость государ-ственного регулирования использования факторов про -изводства;

- принципом Баумоля - целесообразность государ -ственной поддержки социальной сферы;

- принципом демократического прагматизма -использование максимально эффективных способов и процедур распределения средств, находящихся в соб -ственности государства.

Соблюдение этих принципов означает, что поведение государства рационально, затраты на удовлетво -рение потребностей общества обеспечивают социальный и экономический прогресс. Следует отметить, что только в результате реализации указанных прин -ципов возникает специфический социальный эффект, при взаимодействии с адекватной институциональной средой способствующий самовозрастанию национального богатства. Практика свидетельствует, что в рыночной экономике при отсутствии вмешательства государ -ства воспроизводство опекаемых благ объективно су -жается в силу неустойчивого индивидуального спроса на эти блага.

Производство опекаемых благ есть превращение выделенных обществом ресурсов в продукцию особого вида, определенного объема, конкретного состава и уровня соответствия стандартам качества. Как продукция общественные блага используются для удовлетво -рения конкретных потребностей. Как всякое производ-ство, создание опекаемых благ требует единовременных и текущих затрат. Поскольку современная эконо -мика является рыночной, товарной, постольку возоб -новление производства предполагает реализацию на рынке ранее произведенных товаров.

Отличительными признаками воспроизводства таких благ являются:

1) склонность к недопроизводству так как от произ -водства каждой дополнительной единицы товара об -щество получает заметную выгоду, а доход конкретного производителя при этом не увеличивается. Попытка производить его посредством рыночного механизма вполне может привести к недои нвестированию;

2) склонность к недопотреблению, так как спецификой потребности в опекаемых благах является недо -статочно сформированный рыночный спрос, отстающий от желаемого обществом. Спрос на опекаемые блага со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом. Индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало. Как правило, в случае снижения дохода потребители отказываются от их приоб -ретения, ухудшая в общенациональном масштабе уро -вень и качество жизни.

Достаточно велик и потенциальный спрос на медицинские услуги. 43% домохозяйств хотят, но не могут приобрести медицинские услуги из -за недостатка фи -нансовых средств [2, с. 343]. Ситуация в РФ такова, что факт неравного доступа к медицинским услугам дополняется исключением некоторых групп населения из

системы здравоохранения: бомжей, беспризорных детей, мигрантов, необеспеченных людей, которые лишены элементарной медицинской помощи или для них доступ к этой помощи сильно затруднен [4, с. 37].

В настоящее время необходимо на править усилия на решение задачи формирования общей государственной стратегии «Здоровье для всех» на основе единой структурированной системы охраны здоровья населения, создания государственной статистики общественного здоровья и разработки механизмов взаимодействия системы охраны здоровья с другими системами, равно как и взаимосвязей с собственными подсистемами. Необходимость и срочность принятия стратегии определяется ухудшением популяционного и индивидуального здоровья населения, пониманием приоритета сохранения и укрепления здоровья, потребностью в оптимизации затрат на здравоохранение и растущим спросом на качественные медицинские услуги.

Сокращение потребления опекаемых благ происходит и из-за повышения цен на данные виды услуг, по -этому каждый следующий кругооборот сужается, воспроизводство становится нерасширенным, а суженым.

Противоречивая природа опекаемого блага создает объективную основу для противоречий между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления и использования опекаемых благ.

Механизмом формирования и выявления разных групп индивидуальных и общественных интересов являются рыночная и политическая среды: индивидуальные интересы выявляются рынком; интересы общества актуализируются посредством институтов политической системы; экономические и институциональные интересы, формируемые по разным законам и в различных институциональных средах, вступают во взаимодействие на стадии реализации - в «борьбе» за ограниченные ресурсы.

Опекаемые блага могли бы предлагаться рынком, на них распространяется принцип соперничества и исключения, однако социально ориентированное государство желает обеспечить для всех граждан приемлемый уровень жизни; низкий уровень и неравномерность распределения семейных доходов не позволяют оплачивать их всему населению; потребление этих благ напрямую связано с социальной стабильностью и социальной справедливостью.

Возникает необходимость государственного вмешательства для разрешения этих противоречий, поэтому государство не только инициирует и обеспечивает их производство, но и формирует оптимальный с точки зрения общественного благосостояния спрос на них.

Государство вмешивается в процесс воспроизводства опекаемых благ на всех стадиях, используя комбинацию административных и экономических (прямых и косвенных) методов:

- на фазе производства используются государственное финансирование, дотации, налоговые льготы, целевые трансферты, софинансирование обязательств местных бюджетов, налоговые льготы спонсорам и благотворителям, гранты некоммерческим организациям, лицензии и сертификаты, стандарты качества, предоставление исключительной привилегии при производстве блага;

- на фазе распределения - рационирование потребления через стандарты потребления, карточки, талоны, административные ограничения;

- на фазе обмена - государственное регулирование цен посредством установления предельных границ цен и их фиксация;

- на фазе потребления - установление обязательности потребления, адресные натуральные/денежные дотации, введение возвратной платы за образование, увеличение доступности образовательных кредитов, налоговые вычеты на медицинские и образователь -ные услуги.

Государственное регулирование воспроизводства опекаемых благ имеет специфику по сравнению с отно-шением к воспр оизводству частных и общественных благ Если в воспроизводство частных благ государство старается не вмешиваться, делая ставку на рыночные механизмы, а воспроизводство общественных благ полностью обеспечивает за счет общественного финансирования, то по отношению к воспроизводству опекаемых благ государство осуществляет двойственную политику

С одной стороны, поскольку опекаемые блага пред -ставляют собой вложения в человеческий капитал и определяют вектор развития страны на длительную перспективу государство берет на себя бремя по обеспечению необходимого уровня удовлетворенности потребно -стей в опекаемых благах, в некоторых случаях искусст -венно формирует насущную потребность в них (напри -мер, вакцинация и диспансеризация), тем самым обеспечивая расширенное воспроизводство опекаемых благ.

С другой стороны, поскольку опекаемые блага по основным своим характеристикам относятся к системе частных благ, государство стремится воздействовать на индивидуальный спрос, создав такие условия, чтобы потребитель сам оплачивал потребление этих благ в необходимом для общества объеме. Основной предпо -сылкой для увеличения индивидуального спроса на опекаемые блага является увеличение совокупных доходов населения, но, кроме этого, нами выделяется еще одна необходимая предпосылка формирования устойчивого спроса на опекаемые блага - это повышение степени информированности населения. В экономической ли -тературе эта проблема получила название «вуаль неве -дения», когда потребитель просто не знает о тех выго -дах, которые он получает в результате потребления.

Государство заинтересовано в формировании устойчивой потребности в приобретении опекаемых благ посредством изготовления государственной социальной рекламы и других мер. Социальная реклама - раз -новидность социального продукта (в США и Европе для обозначения традиционно используется термин PSA -«publc service announcement») - существенно отличается от государственной и политической рекламы. Чаще всего заказчиками такой рекламы выступают государ -ственные органы или некоммерчески е организации, а рекламные агентства и распространители рекламы в ряде случаев изготавливают и размещают ее на без -

возмездной основе либо по сниженным ценам. Наиболее известными примерами такой рекламы являют -ся кампании по борьбе с наркотиками, соблюдению правил дорожного движения, пропаганде здорового образа жизни, охране окружающей среды и др.

В России в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3 сказано, что социальная реклама - это «информация... направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» [5]. В 2011 г были приняты два закона, которые улучшают законодательные правила создания и размещения социальной рекламы и приводят их в соответствие со сложившейся в этой сфере правоприменительной практикой [3]. В частности, организации, которые безвозмездно производят или распространяют социальную рекламу, больше не должны уплачивать с нее НДС, а у НКО-заказчика социальной рекламы больше не возникает внереализационный доход, а значит, исчезает обязанность уплачивать налог на прибыль. В 2011 г в Москве при АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России) была создана Комиссия по социальной рекламе [1 ] .

В Архангельске с 1 ноября 2011 г стартовала социальная кампания: на перетяжках и светодиодных экранах жителям города задается вопрос «Что для меня справедливость?». Ответ авторами социальной рекламы либо не предполагается, либо вопрос призван стимулировать постановку новой темы или проблемы города, либо дает повод руководству города дать какой-либо социально значимый ответ. Целью социальной рекламы является привлечение внимания общества к проблеме, а в стратегической перспективе - изменение поведенческой модели общества. Необходимость вмешательства государства отпадает при закреплении устойчивых норм поведения индивидуумов, обеспечивающих потребление указанных благ в желаемом для общества объеме.

1. Комиссия АКАР по социальной рекламе. URL: http:// www.akarussia.ru/node/933.

2. Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2009.

3. Справка об изменениях в регулировании социальной рекламы от 2011 года. URL: http://www.diplomatrus.com/ art ic e .ph p?id= 118.

4. Русановский В .А, Федорова Ю. В. Использование принципов распределительной справедливости при формировании рынка медицинских услуг в России // Вестник СГСЭУ 2011. № 2(36).

5. Федеральный закон «О рекламе» (от 13.03.2006 г.). URL: http://www.consultant. ru/popular/advert/26_1.html#p47.

6. Федорова Ю.В. Возможности согласования частного и общественного интереса при производстве общественных благ // Вестник СГСЭУ 2004. № 9.

удк 330.567.2 Л.Н. Мамаева

ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА

В статье говорится об изменении потребительского спроса в условиях нестабильности в экономике. Потребительский рынок является негомогенным (неоднородным), на нем четко выделяются различные группы потреби-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.