Научная статья на тему 'Проблемы внедрения системы контроллинга предпринимательскими структурами Магаданской области'

Проблемы внедрения системы контроллинга предпринимательскими структурами Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНТРОЛЛИНГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Наталья Юрьевна

Рассматриваются объективные причины, обусловливающие внедрение контроллинга в работу современного предприятия, и особенности реализации этого процесса в предпринимательских структурах Магаданской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения системы контроллинга предпринимательскими структурами Магаданской области»

УдК 338.001.36 ББК 65.05

Н.Ю. Волкова

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются объективные причины, обусловливающие внедрение контроллинга в работу современного предприятия, и особенности реализации этого процесса в предпринимательских структурах Магаданской области.

Ключевые слова:

инновации, конкуренция, контроллинг, предпринимательство, управление, эффективность.

Конкуренция представляет собой один из базовых институтов хозяйственной системы, основанной на рыночных принципах. Именно она обеспечивает творческую свободу предпринимателей, создает условия для их самореализации путем разработки и производства конкурентоспособных товаров и услуг, обеспечивает поиск и внедрение новых методов и инструментов управления.

в современных условиях, характеризующихся усложнением процесса глобализации и ее проникновением во все сферы человеческой деятельности, проблема обеспечения высокого уровня конкурентоспособности предпринимательских структур выходит на первый план. Проблема заключается в достижении единства базовых стратегических целей хозяйствующих субъектов (домашних хозяйств, фирм, государства) и в непрекращающемся поиске новых инструментов развития и их адаптации к конкретным условиям деятельности. Постоянно растущая конкуренция в жестких экономических условиях глобализации усложняет разработку и принятие управленческих решений.

Одним из признанных во всем мире действенных управленческих инструментов сегодня является контроллинг. несмотря на то, что наша страна уже довольно давно развивается по рыночной модели, контроллинг используется в должной мере далеко не на всех предприятиях.

Контроллинг следует определить как меж-

функциональную систему, обеспечивающую долгосрочное эффективное функционирование предприятия посредством координации экономической деятельности объектов и оказания информационно-аналитической поддержки менеджменту. данное определение указывает на разграничение сферы ответственности между контроллингом и управленческим учетом, подчеркивая системную сущность контроллинга, его нацеленность на долгосрочные перспективы, что представляет контроллинг как инструмент координации всех функций управления [1, а 30]. Принципиальная схема его работы представлена на рис. 1.

При современном уровне конкуренции контроллинг должен обеспечивать выполнение следующих требований к системе управления предпринимательской деятельностью:

- повышение ответственности за разработку и реализацию управленческих решений;

Система регулирования и корректировки планов

Разработка вариантов управленческих решений по корректировке планов Принятие корректирующих решений

Система планирования

Система контроля

Система информационного обеспечения

Система учета => Определение потребности в информации; => Сбор и подготовка информации Система отчетности => Анализ и обработка информации; => Передача информационных отчетов

Рис. 1. Характеристика контроллинга как управленческого процесса

Общество

Terra Humana

- развитие и интеграция всех видов управленческой деятельности, особенно в системе стратегического управления;

- обеспечение качественного текущего контроля.

все это говорит о необходимости встраивания контроллинга в действующую систему управления, что позволит на более высоком уровне осуществлять оперативный контроль, направленный на повышение конкурентоспособности предпринимательских структур. При этом менеджмент предприятий получит возможность отслеживать выполнение принятых к реализации планов и программ, а также корректировать или даже кардинально изменять принятые ранее управленческие решения.

При проведении анализа результатов управленческой деятельности и особенностей внешних факторов, оказывающих воздействие на их практическую работу, а также учитывая положительный эффект от внедрения контроллинга, можно выделить основные причины активного внедрения контроллинга на динамично развивающихся предприятиях. К этим причинам следует отнести:

- необходимость в постоянном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней среде;

- необходимость интеграции различных видов управленческой деятельности;

- потребность в повышении качества управленческих решений в условиях усложнения конкурентной борьбы;

- усложнение управления предприятием, требующее механизма координации всех внутренних систем управления;

- недостаток достоверной и полной информации для принятия управленческих решений;

- увеличение гибкости и скорости принятия управленческих решений в условиях глобализации;

- наличие практических результатов внедрения контроллинга, свидетельствующих о его положительном влиянии на качество управления.

необходимо отметить, что широкое внедрение контроллинга в систему управления предприятиями позволит детализировать вклад отдельных элементов управленческого воздействия в достижение общих задач, которые стоят перед предпринимательской структурой, что ведет к повышению ответственности менеджеров за результаты своей деятельности.

таким образом, возникает необходимость в развитии системы управления

предпринимательскими структурами, основанной на возрастании значимости системы контроля в условиях, когда конкурентная среда требует быстрого принятия решений с учетом постоянных изменений и ограниченности имеющихся ресурсов.

Проведенный анализ системы управления ряда магаданских предприятий указывает на наличие тенденции растущей популярности концепции контроллинга. При этом процесс внедрения контроллинга значительно отстает от заинтересованности в нем предпринимательских структур. такое отставание можно объяснить следующими причинами:

1) отсутствие обученных и опытных специалистов, которые обладают знаниями в области организации контроллинга и могут передавать эти знания другим;

2) системные проблемы в области управления предпринимательскими структурами вообще, недостаточно высокий образовательный уровень руководителей;

3) недостаточное участие высшего руководства предпринимательских структур и собственников бизнеса в построении системы контроллинга и ее работе;

4) уклон в сторону оперативного административного регулирования, полное подчинение всех управленческих процессов генеральным директорам предприятий.

внедрение системы контроллинга и наличие вышеперечисленных проблем не отрицает необходимости использования традиционных инструментов управления предприятиями и организациями. Основная же задача системы контроллинга заключается в правильном подборе инструментов управленческого воздействия и использовании полученных результатов для принятия тех или иных управленческих решений. Преимущество контроллинга заключается в том, что он позволяет контролировать процесс функционирования предприятия и разрабатывать управленческие решения с учетом широкого комплекса параметров, не только финансовых, но и технических, логистических, а также, что особенно важно в условиях глобализации, социально-психологических.

на эффективность практического использования контроллинга оказывают влияние следующие факторы:

- соответствие задач системы контроллинга целям предприятия;

- достоверность информации, получаемой из внутренней и внешней среды;

- соответствие информации потребностям руководства предприятия;

- соответствие инструментов управления поставленным целям и выработанным планам;

- наличие возможностей для реализации корректирующих мер;

- степень участия руководства в использовании результатов контроллинга.

Как теория, так и практика свидетельствуют о существовании трех способов оценки эффективности практического использования контроллинга: затратном, экспертном и комбинированном. Затратный подход основан на сопоставлении результатов от внедрения и использования системы и соответствующих затрат. Его применение связано с трудностями выявления эффекта от использования контроллинга. на практике далеко не все предприятия могут обеспечить проведение такого сложного анализа в полном объеме. Экспертный подход, включающий оценки специалистов - потребителей услуг системы контроллинга (прежде всего, менеджеров), должен учитывть субъективность мнений [2, с. 79]. Комбинированный подход объединяет черты первых двух, а также их преимущества и недостатки.

В этой связи следует предложить такой метод, который бы позволил с наименьшими усилиями, но при этом максимально объективно оценить эффективность контроллинга для практиков. Это предполагает построение такой модели системы контроллинга, которая отражает целевые установки и процессы в рамках того или иного предприятия. Ее исходным пунктом следует считать проведение оценки затрат на построение или совершенствование системы контроллинга. Эксперты, проводящие оценку, в своей работе могут использовать элементы бенчмаркинга, сопоставляя функционирование близких по структуре и деятельности организаций.

в качестве направлений практической реализации оценки эффективности контроллинга следует предложить формирование информационной системы, системы показателей и инструментария оценки. важнейшей составляющей этой триады должны стать инструменты информационного обеспечения. Работа при этом должна строиться на следующих принципах:

1) возможность своевременного получения необходимой информации. Поступление информации и ее анализ должны происходить в течение допустимого срока после завершения контролируемых бизнес-процессов, что дает возможность осуществления управленческого воздействия

в случае выявления незапланированных отклонений;

2) соответствие системы информационного обеспечения требованиям менеджеров, для которых эта информация предназначена;

3) обоснованность выбора методов и инструментов и обеспеченность информационного сопровождения в соответствии с поставленной целью, стадией развития и отраслевой спецификой предприятия. Критерием выбора методов, используемых для практической работы, является вклад контролируемых процессов в достижение целей предприятия [4, с. 97].

Основанная на этих принципах система контроллинга будет способствовать получению объективных выводов о том, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия и управление им, а также о том, какой вклад вносится в общую систему обеспечения конкурентоспособности.

Собственники предприятия и его менеджмент обычно заинтересованы в получении желаемых сведений в виде системы показателей. Основываясь на результатах экспертного исследования, можно сформулировать основные требования к системе показателей: наличие связи со стратегией развития предприятия; системность показателей; их сопоставимость по времени, а также ранжированность по важности. Кроме того, система показателей должна отражать интеграционные свойства контроллинга, позволяя отслеживать взаимодействие различных элементов предприятия и функционирование его, как конкурентной системы.

Как уже отмечалось выше, конкурентоспособность как целевая функция развития предприятий в условиях глобализации предполагает постоянное внедрение инноваций как в производство, так и в систему управления. Поэтому наиболее эффективным может быть применение контроллинга в управлении инновациями. Как правило, производство продуктов с использованием новшеств и их коммерциализация требуют создания эффективной бизнес-единицы. в этом плане магаданские предприниматели сталкиваются не только с организационными, но и с психологическими факторами, которые мешают успешному внедрению имеющихся инноваций на практике.

Рост значимости образования, ноу-хау и нематериальных активов в целом ведут к развитию новой концепции контроллинга - в области управления знаниями на

Общество

Terra Humana

предприятии, что дает предпринимательским структурам дополнительные преимущества в использовании имеющегося у них потенциала. Разработка основных положений этой концепции является сегодня перспективным направлением исследований.

На современных предприятиях достижение синергетического эффекта в использовании всех видов ресурсов возможно лишь в условиях межфункциональной интеграции управления. Для этого необходимо создание экономичной, интегрированной в бизнес-процессы, системы управления, построенной на принципах контроллинга.

Механизм построения системы контроллинга на предприятиях с учетом особенностей их размещения в Магаданской области можно представить как последовательность управленческих действий, состоящих из нескольких этапов.

На первом этапе проводится обоснование и принятие решения о внедрении системы контроллинга. Анализ отечественной и зарубежной практики такой работы показывает, что благоприятным моментом для принятия решения о внедрении системы контроллинга является появление слабых сигналов о возможных рисках для успешной работы предприятия и его конкурентоспособности. К таким сигналам следует отнести:

- снижение основных экономических показателей и установление их на уровне ниже, чем у конкурентов, а также усиление позиций конкурентов при отсутствии для этого явных преимуществ;

- устаревшие методы управления, не отвечающие современным требованиям;

- появление новых задач в сложившихся условиях функционирования (в настоящее время - это вступление России в ВТО);

- отсутствие методик учета и анализа, что приводит к недостатку аналитической информации при принятии управленческих решений;

- неудовлетворительная согласованность в работе структурных подразделений предприятия;

- дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении [3, с. 28].

Вторым этапом является диагностика существующих элементов контроллинга и систематизация требований к этой системе. На основе результатов проведенного анализа состояния и результативности управления, а также уже применяемых на предприятии элементов контроллин-

га (если они имеются) систематизируются основные требования и существующие проблемы в постановке системы контроллинга.

Как показывает зарубежная, а теперь и отечественная практика, постановка системы управленческого учета является одним из главных условий успешной работы контроллинга на предприятии. Поэтому ее следует выделять как самостоятельный - третий этап - организации контроллинга. Постановка учета должна проводиться таким образом, чтобы управленцы могли оперативно получать информацию, необходимую для выполнения своих функций. Для этого следует определить:

1. Круг задач, которые будут решаться благодаря контроллингу.

2. Структуру и функциональные обязанности сотрудников отдела контроллинга, а также требования и полномочия работников отдела.

3. Основные методы и инструменты реализации поставленных перед отделом задач с учетом специфики предприятия и уровня конкуренции на занимаемом им рынке.

4. Способ включения отдела контроллинга в организационную структуру предприятия, а также схему подчинения и ответственности его сотрудников.

5. Пакет внутренних документов, регламентирующих функционирование

контроллинга и его интеграцию в действующую на предприятии систему документооборота.

На четвертом этапе осуществляется выбор способа автоматизации операций контроллинга. Здесь необходимо принять решение по поводу того, следует ли использовать существующую информационную систему или более целесообразным будет приобретение новой. в случае принятия решения о внедрении новой информационной системы возникают следующие альтернативы автоматизации контроллинга: либо с помощью установки ERP-системы, либо посредством использования более дешевой аналитической системы. Первый вариант больше подходит для крупных компаний, имеющих множество филиалов и ведущих бизнес за рубежом. Приобретение аналитической системы - это наиболее подходящий вариант для предприятий среднего размера, обладающих автоматизированной системой первичного учета информации.

Результаты, полученные в ходе исследования процесса построения системы контроллинга на предприятии (с уче-

том особенностей системы управления предпринимательскими структурами Магаданской области), позволили апробировать ее в деятельности предприятия ООО «Артель ***», одного из крупнейших горных предприятий недропользователей, ведущих добычу золота в Магаданской области.

Для обоснования необходимости внедрения контроллинга в деятельность ООО «Артель ***» был проведен анализ основных показателей хозяйственной деятельности, а также качества управления предприятием.

На первом этапе проводился анализ экономического состояния предприятия. Был отмечен ряд положений, которые должны быть учтены при формировании системы контроллинга:

— предприятие демонстрирует устойчивый рост объема продаж (5-8% ежегодно);

— предприятие имеет высокий уровень оборачиваемости, что свидетельствует о высоком уровне эффективности и стабильности использования основных средств;

— предприятие занимает значимую долю рынка и обладает высоким уровнем конкурентоспособности.

На втором этапе проводилось исследование качества управления ООО «Артель ***». Оценка существующих элементов системы управления показала, что частично функции контроллинга выполняются различными отделами и службами предприятия, но используемые методики не обеспечивают в полной мере всех потребностей менеджмента. Данные причины приводят к недостаточной оперативности контроля всех видов издержек в целом и по отдельным структурным подразделениям предприятия. На

Список литературы:

[1]

основе результатов проведенного анализа был сделан вывод о целесообразности внедрения контроллинга, что нашло поддержку у руководства предприятия. При этом руководствовались следующими соображениями:

— должна обеспечиваться возможность определения оптимального количества контроллеров, достаточного для выполнения возложенных на них функций;

— используя иерархию функций, необходимо четко разграничить ответственность между контроллерами и сформулировать их должностные обязанности. Применение декомпозиции при формировании функций позволило исключить вероятность дублирования обязанностей контроллеров.

в целом это дало возможность с минимальными затратами создать для ООО «Артель ***» эффективно функционирующую службу контроллинга, работа которой будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности предприятия.

В заключение следует отметить, что получение заметного эффекта от внедрения контроллинга - дело довольно длительное и сложное. И если длительность, в основном, связана с процессом разработки и внедрения соответствующего плана работ, оснащением управленческих структур предприятия необходимой техникой, разработкой регламента контроллинговой работы и пр., то сложность обусловлена мотивационными аспектами. Они должны быть направлены на побуждение менеджеров к работе с такой системой, позволяющей не только сделать управленческий процесс более прозрачным, но и выявить роль и место каждого менеджера в общем успехе предприятия.

Кутанин Ю.В. Особенности организация управленческого учета в России // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2008, вып. 94. - С. 25-32.

[2] Мордухай С.А. Внедрение системы контроллинга как часть организационного развития // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2007, № 6. - С. 78-93.

[3] Харламов А.В. Инструменты стимулирования инновационного развития экономики в условиях кризиса // Экономика и управление. - 2009, № 10. - С. 26-29.

[4] Ципоренко А.А. Теоретические аспекты контроллинга // Проблемы современной экономики. - 2011, № 1. - С. 97-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.