Научная статья на тему 'Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза'

Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1513
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА (ИОС) / КОМПОНЕНТЫ ИОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Т. В.

В статье рассматриваются проблемы использования мультимедийных образовательных технологий в учебном процессе вуза. Автор отмечает недостаточное влияние информационных технологий, в целом, и мультимедийных, в частности, на образовательную парадигму. В статье описываюся возможные пути оптимизации процессов внедрения мультимедиа в учебный процесс на основе единой информационной образовательной системы высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза»

Общество и реформы

Т. В. ЛЯШЕНКО

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА

Ключевые слова:

мультимедийные образовательные технологии, учебно-методические комплексы, информационная образовательная система вуза (ИОС), компоненты ИОС

В статье рассматриваются проблемы использования мультимедийных образовательных технологий в учебном процессе вуза. Автор отмечает недостаточное влияние информационных технологий, в целом, и мультимедийных, в частности, на образовательную парадигму. В статье описываются возможные пути оптимизации процессов внедрения мультимедиа в учебный процесс на основе единой информационной образовательной системы высшего учебного заведения.

Огромные возможности и перспективы использования в образовательных процессах компьютера и информационных технологий начали широко обсуждаться учеными — представителями самых разных наук, а также педагогической общественностью практически с момента их появления. За прошедшие десятилетия компьютерные технологии стали привычным атрибутом деятельности учебных заведений; появилось невероятное множество исследований и публикаций зарубежных

Key words:

multimedia educational technologies, sets of educational tutorials (SET), information educational system for higher educational institution (IES), IES components

The article is concerned with the problems connected with application of multimedia educational technologies in educational process of higher educational institutions. It is stated that influence of information technologies as a whole and multimedia technologies in particular on educational paradigm is insufficient. Possible ways of optimization of multimedia implementation in educational process are described based on joint information system of higher educational institution.

и отечественных авторов, посвященных данной проблематике. Обозначились наиболее актуальные направления применения информационно-коммуникационных технологий в образовании, множится инновационный опыт их использования для реализации различных образовательных целей. При этом четко проявилась междисциплинарность и интегратив-ность концептуального поля сложной и многоаспектной проблемы компьютеризации и информатизации образования [6; 7].

Характерным является и то, что по мере бурного и все нарастающего развития компьютерной техники, электронных и телекоммуникационных средств, информационных и интернет-технологий выявляются все новые аспекты, возможности и сферы их применения в образовании.

Однако, как это ни парадоксально, образовательная практика показывает, что реальные масштабы и эффективность процессов компьютеризации и информатизации образования пока еще весьма далеки от научных прогнозов. Это можно утверждать даже в отношении наиболее информационно развитых стран мира, тем более сложно — в силу известных обстоятельств — эти процессы протекают в нашей стране. И главная проблема состоит в том, что при всей широте внедрения компьютеров в учебный процесс до сих пор информационнокоммуникационные образовательные технологии не оказывают на него того принципиального влияния, с которым изначально связывались надежды ученых и практиков образования [2; 3].

На сегодняшний день компьютерные технологии в основном продолжают использоваться как современное образовательное средство, позволяющее оптимизировать, а часто просто внешне «осовременить» в целом традиционно организованное обучение, принципиально

не меняя при этом ни образовательных целей, ни содержания учебного предмета, ни позиций обучаемого, который по-прежнему во многом остается лишь пассивным «получателем» знаний и информации.

Вместе с тем исследователи подчеркивают, что для развитой формы компьютерного обучения нормой должно стать программирование на уровне целостных учебных предметов, внутренне связанное с изменением целей и содержания образования, а единицами программного обеспечения должны стать компьютерные курсы. В данном случае, речь идет о разработке совершенно новых курсов, с самого начала ориентированных на применение всех учебных сред, включая интерактивные технологии. Только это может обеспечить кардинальное совершенствование образования как феномена современной информационной цивилизации, существенное повышение эффективности и качества образовательной деятельности, необходимость которых диктуется потребностями общественного развития и на которые сегодня направлены инновационные поиски ученых и педагогов-практиков.

Технико-технологические возможности для этого, как известно, неизмеримо расширились с развитием цифровых технологий, которое обусловило появление такого феномена современной информационной цивилизации, как мульти-

Ляшенко Т. В. Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза

Общество и реформы

медиа. Мультимедийные технологии, позволившие объединить, а точнее — реально интегрировать возможности компьютерной, аудио-, видео- и телевизионной техники, разных информационных технологий, на сегодняшний день многими исследователями справедливо рассматриваются как приоритетные, в наибольшей степени отражающие специфику современной культуры с ее глобальной интеграцией, новыми формами социального взаимодействия и социальных коммуникаций.

Образовательный, дидактический потенциал мультимедиа, позволяющий существенно повлиять на все компоненты образования — цели, содержание, формы и методы обучения, его результаты, высоко оценен как зарубежными, так и отечественными учеными, хотя научное осмысление этого феномена в педагогическом аспекте фактически находится на начальном этапе. Но, несмотря на это образовательные мультимедиа-технологии, так же как и информационные технологии в целом, пока еще не оказывают существенного влияния на парадигму образования и характеризуются, прежде всего, использованием в образовании учебных мультимедиасредств.

На сегодняшний день в мире создано огромное количество разнообразных мультимедийных объектов, которые могут применяться

и активно применяются в образовательной практике разных стран: мультимедиа-справочники по многим предметам, музеям, городам и т. д., игровые ситуационные тренажеры, мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовывать учебный процесс с использованием новых технологий, и др. Многие страны мира в настоящее время стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования мультимедийных технологий, которые несут новые перспективы и поразительные возможности для обучения.

В российской практике образования как изучение мультимедийных технологий, их возможностей и специфики, так и их использование в процессе обучения и преподавания пока еще только на начальном этапе и сталкиваются с определенными сложностями, главным образом, материально-технического характера (ограниченное применение специальных устройств, позволяющих проецировать материал с компьютера на большой экран, недостаточное и бессистемное комплектование фонда программного обеспечения, отсутствие в большинстве образовательных учреждений, прежде всего вузов, полноценных мультимедийных аудиторий и т. п.). Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что мультимедийная технология даже на

нынешнем — начальном — этапе развития выводит общение между пользователем и компьютером на новый уровень, расширяет спектр форм и средств информационного обмена в процессе образования.

Наиболее благоприятные условия для внедрения в учебный процесс мультимедийных образовательных технологий обеспечиваются в высших учебных заведениях, особенно тех, в которых осуществляется подготовка специалистов информационного профиля. Здесь легче решаются вопросы развития необходимой технической базы, создания программного обеспечения, привлечения специалистов — «компьютерщиков» и программистов к разработке, внедрению и поддержке мультимедийных образовательных средств, применяемых в обучении. В то же время выявляется и множество проблем, в первую очередь, организационного характера, которые затрудняют процесс его реальной и эффективной информатизации.

Как известно, информатизация образования, связанная с оснащением учебных заведений современным компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, разработкой и внедрением программного обеспечения и т. д., требует огромных финансовых и материальных затрат. Средства, выделяемые на эти цели из федерального бюджета, имеют программно-целе-

вое назначение и могут обеспечить лишь часть реальных потребностей образовательной сферы. Поэтому подавляющее большинство образовательных учреждений, в том числе вузов, не получивших государственной поддержки, вынуждены решать эти проблемы за счет оптимизации собственных ресурсов и привлечения различных внешних ресурсов. Такая оптимизация, по мнению многих специалистов, обеспечивается созданием в вузе единой информационной образовательной системы (ИОС) [см., напр.: 5].

С точки зрения компонентного состава, информационная система представляет собой среду, составляющими элементами которой являются компьютерная техника и сети, программные продукты, базы данных, персонал, различного вида технические и программные средства связи и т. д. ИОС вуза должна целостно объединять все эти компоненты и локальные функциональные информационные системы в качестве подсистем, интегрируя их в образовательную систему.

Все ресурсы вуза — финансовые, материальные, организационные, информационные — могут рассматриваться как компоненты ИОС, имеющие системный характер и определяющие динамику, характер, направленность, содержательную специфику ее развития. Однако ядром ИОС вуза, как и любого образовательного учреждения, является

Ляшенко Т. В. Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза

Общество и реформы

система обучения, под которой в самом общем смысле понимается целостная совокупность основных взаимосвязанных положений (принципов), определяющих содержание, формы и методы обучения. Все другие компоненты и подсистемы ИОС ориентированы именно на развитие и эффективное функционирование системы обучения.

В информационно-организационном аспекте система обучения вуза определяется учебно-методическим комплексом, который разрабатывается для каждой специальности (направления) обучения и имеет уровневую структуру. Стандартный учебно-методический комплекс специальности включает государственный образовательный стандарт, примерный учебный план и разработанный на его основе рабочий учебный план, примерные и рабочие программы дисциплин, а также еще целый ряд документов и учебно-методических материалов [см., напр.: 4]. Каждая дисциплина также сопровождается учебно-методическим комплексом, предполагающим определенный стандартный набор документов.

Современные методики, технические средства и формы представления информации позволяют спроектировать и реализовать на основе информационных технологий такой учебно-методический комплекс, с помощью которого можно создавать условия для реализа-

ции самых разных образовательных целей, обеспечивать выбор оптимального индивидуального темпа изложения учебного материала, значительно экономить время, полнее удовлетворять образовательные ожидания учащихся. Использование подобных комплексов дает возможность повысить общую культуру учебного процесса, максимально сократить разрыв между реальными потребностями и учебными моделями, предлагаемыми обучаемым.

В то же время информационное обеспечение процесса обучения в среде ИОС традиционно строится на основе структуризации учебнометодического комплекса в виде списка образовательных дисциплин, сгруппированных по предметным областям. Однако отмечается, что подобная формализация не обеспечивает целостного представления предметной области и не всегда способствует совместной деятельности представителей различных кафедр, факультетов и вузов. Это обусловливает необходимость поиска способов более целесообразного представления учебно-методического комплекса в практической педагогической деятельности.

Мы полагаем, что современный учебно-методический комплекс обязательно должен быть мультимедийным, максимально использовать достижения новых и традиционных информационных технологий, включать в себя электронную

интерактивную составляющую, обеспечивающую комплекс средствами визуализации и индивидуализации обучения.Главную роль в мультимедийных учебно-методических комплексах, несомненно, должны играть объяснительно-иллюстративное интерактивное обучение с использованием мультимедийных средств и 3D-анимации.

Именно такое системное применение мультимедийных образовательных технологий обеспечивает комплексную информатизацию учебного процесса, отвечающую современным требованиям модернизации образования. При этом они становятся не просто одним из учебных средств, применяемых в обучении наряду с другими, а одним из определяющих структурных компонентов ИОС вуза, которая, в свою очередь, выступает обязательным условием их применения в процессе обучения.

Необходимым компонентом вузовской ИОС также является система дистанционного или электронного обучения (e-learning), отличительная особенность которого заключается в том, что взаимодействие обучающихся с преподавателем осуществляется посредством компьютерной сети. Именно с новыми информационными технологиями, развитием форм и видов электронного обучения сегодня связываются реальные возможности построения открытой образователь-

ной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения и обеспечивающей «образование для всех». Поэтому перспективное развитие системы дистанционного образования, как предполагается, должно привести к формированию единого образовательного пространства для всего мирового сообщества. В международной практике этот новый вид образования, непосредственно обусловленный развитием информационно-телекоммуникационных технологий и Интернета, уже получил достаточно широкое распространение.

В программно-техническом аспекте развитие дистанционного образования основывается, прежде всего, на применении мультимедиатехнологий. Поэтому их использование в обучении должно быть ориентировано именно на развитие, по крайней мере, в перспективе, открытых форм образования, что связано с технологическим преодолением «привязки» учебного процесса к вузовским аудиториям, с развитием и расширением «виртуальных» форм обучения, пока еще непривычных для российского студента, особенно гуманитария.

Открытость ИОС вуза в современных условиях должна проявляться и как информационное взаимодействие в образовательных целях с профессиональной сферой, для которой готовятся специали-

Ляшенко Т. В. Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза

Общество и реформы

сты, т. е. с организациями-работода-телями [см.: 1].

Формирование информационной образовательной системы в вузе существенно зависит от качества информационных систем, интегрированных в его образовательную систему. Для создания объемной информационной системы необходимы различные специалисты: медиадизайнер, менеджер, инженер-технолог (программист), технический писатель, сценарист, режиссер, специалист по контенту, фото и видеомастер, звукорежиссер и т. д. И проблема объединения в одной группе профессионалов, способных создать оптимальную информационную систему, особенно актуальна при проектировании информационных систем в области образования. Однако на российском рынке сегодня, к сожалению, еще очень мало команд, профессионально занимающихся созданием обучающих программ.

Наряду с этим общедоступность и относительная простота использования компьютерных технологий для создания разнообразной информационной продукции, в том числе мультимедийных электронных изданий, привели к появлению устойчивой иллюзии, что любой специалист и не специалист, владеющий техническими приемами работы на компьютере, может позиционировать себя в качестве проектировщика и разработчика мультимедийных

изданий. В частности, в образовании их разработкой нередко занимаются сами преподаватели, которые хорошо владеют материалом, но, как правило, мало компетентны в современных мультимедийных технологиях и не обладают глубокими знаниями в области оценки специфики мультимедиа и конкретно медиадизайна. Вследствие этого в обучающих программах не используются или недостаточно используются главные преимущества мультимедийных технологий, такие как интерактивность, возможность индивидуальной настройки обучающей программы, глубина и широта знаний, необходимых пользователю, а также функциональные возможности информационных программ, образность, наглядность, возможность обновления, организация обратных связей и т. д.

Если же к созданию мультимедийных учебных средств привлекаются «компьютерщики», то чаще всего это специалисты-программисты, которые не акцентируют внимание на содержательной стороне программного продукта, а подходят к его разработке формально, что также не обеспечивает его высокого качества.

Эта проблема становится еще более трудной и в то же время чрезвычайно актуальной в случае разработки и внедрения в учебный процесс такого сложного информационно-

технологического средства обучения, как мультимедийный учебнометодический комплекс. Его нельзя создать «раз и навсегда». Непрерывно изменяется нормативная база и организационно-управленческие условия обучения, его содержание, формы и методы, обновляются и развиваются информационно-коммуникационные технологии, происходят изменения в преподавательском составе и т. д. Поэтому он требует постоянного, системного и непрерывного программно-технического и научно-методического сопровождения, в котором разные функции должны выполнять различные специалисты: в первую очередь, преподаватели, читающие те или иные курсы и разрабатывающие учебнометодические материалы к ним; специалисты в области программного и технического обеспечения, медиадизайнеры и др.

Даже создание временных творческих научных коллективов, объединяющих специалистов разного профиля, а часто и разных организаций (что получило в последние годы достаточно широкое распространение в вузовской практике), не решит этой проблемы. Много-аспект ное сопровождение мультимедийных образовательных технологий может быть обеспечено только на основе системного внут-ривузовского взаимодействия в об-

ласти информационно-технологического обеспечения образовательного процесса. Это, в свою очередь, требует кардинального изменения долж ностных обязанностей преподавателей разных кафедр и специалистов различных подразделений вуза, возможно введения новых должностей, а также преобразования существующей системы функционального взаимодействия между подразделениями вуза, обусловленного необходимостью широкого внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня это сложная организационная проблема, имеющая множество самозначимых аспектов: административных (нормативно утвержденный перечень должностных обязанностей преподавателя не предполагает выполнение этой работы), финансовых, профессионально-психологических и др.

Тем не менее, это направление модернизации педагогической деятельности вуза не имеет альтернативы, поскольку является одним из основных условий информатизации образования, т. к. в полной мере реализовать образовательный потенциал мультимедиа могут только преподаватели, высоко квалифицированные в области информационно-коммуникационных технологий.

Ляшенко Т. В. Проблемы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс вуза

Общество и реформы

1. Горшков А. С. Совершенствование системы профессионального обучения государственных служащих в условиях административной реформы // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2006. С. 28-36.

2. Елинер И. Г. Визуализация обучающих информационных систем // Информационные технологии в профессиональном образовании, научной и библиотечно-информационной деятельности. СПб.: СПбГУКИ, 2008. С. 83-87.

3. Кушнир Д. В., Зайцев И. Е. Мультимедиа в системах дистанционного обучения // Информационные ресурсы и технологии в гуманитарном образовании. СПб.: СПбГУКИ, 2006. С. 92-96.

4. Тургаев А. С. Учебно-методическому обеспечению учебного процесса в СЗАГС — новый уровень // Современное образование: опыт, проблемы, качество: материалы научно-методической конференции СЗАГС (2009 г.). СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. С. 121-147.

5. Шарабаева Л. Ю. Теоретические основы и ключевые технологии построения системы управления знаниями вуза // Управленческое консультирование. 2008. № 2. С. 147-161.

6. Шлыкова О. Немного о мультимедиа в профессиональном образовании // Библиотека. 1998. № 4. С. 55-57.

7. Шлыкова О. В. Обучение интернет-ресурсам в вузах культуры и искусств // Научные и технические библиотеки. 2002. № 3. С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.