SCIENCE TIME
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ
Соболев Евгений Александрович Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет, г. Казань
E-mail: sobolev. evgeni@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены причины перехода современной неэффективной сырьевой экономики России на инновационный путь развития. Выявлены основные задачи и сущность эффективной инновационной национальной экономики. Изложены результаты анализа проблем внедрения инновационных разработок на предприятиях РФ, занимающихся инновационной деятельностью.
На примере выявленных проблем предложен ряд мер, которые могут послужить стимулом к их решению с целью эффективного развития и создания инновационной системы, рассчитанной на особенности и конкурентные преимущества Российской Федерации.
Ключевые слова: инновационная активность экономики, конкурентоспособность, коммерциализация результатов разработок, коррупционность властей, специализированные кадры, бизнес-культура, инновационная инфраструктура, государственное финансирование и стимулирование инновационной деятельности, срок окупаемости, инновационные кластеры.
В экономической литературе в последнее время много говорится о необходимости становления российской экономики на инновационный путь развития. На сегодняшний день положение в мировой экономике и сравнительный анализ состояния дел в российской экономике дают нам возможность сделать вывод о том, что российская экономика не может характеризоваться как инновационная экономика. Она все еще является неэффективной сырьевой экономикой переходного периода, которая влечет за собой большие инновационные риски и стоимости вложений в инновационную сферу. Одним из приоритетных направлений развития российских предприятий является внедрение нововведений, как в производственную, так и в
непроизводственную сферу.
Несмотря на острую необходимость развития инновационной деятельности, отечественный бизнес не стремится внедрять у себя различные инновационные нововведения: так инновации используются только на одном из шести российских предприятий. Ведь очевидно, что для бизнеса в условиях современного финансового кризиса инновации являются не только одними из ключевых катализаторов повышения конкурентоспособности, но и фактором элементарного выживания в рыночной экономике.
Отсутствие желания российских фирм внедрять у себя новые инновационные продукты заключается в неочевидности экономической выгоды от таких долгосрочных дорогостоящих вложений, а также в отсутствии подготовленной квалифицированной базы специалистов готовых и способных довести инновационный продукт до стадии эксплуатации и коммерциализации его на рынке. Разберем ряд основных причин, препятствующих активной инновационной деятельности предприятий. [2]
Современный мир вступил на этап развития постиндустриального общества. Можно выделить его основные черты: новейшие информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие наукоемкие технологии, которые базируются на инновационных разработках, инновационные системы и инновационная организация различных сфер жизнедеятельности общества. Данный этап должен завершиться созданием новой формы организации экономики - инновационной экономики. Президент России В.В. Путин в 2008 г. сказал, что дальнейшее направление развития экономики должно происходить в следующем ключе [2]: «Для России жизненно необходимой потребностью является значительное повышение эффективности и устойчивости национальной экономики. К сожалению, с производительностью труда у нас всегда были трудности, однако для повышения уровня инфраструктуры, усовершенствования социальной сферы и создания максимально комфортных условий для предпринимательства мы должны повсеместно внедрять инновации».
Однако для того чтобы создать эффективную инновационную национальную экономику, необходимо понимать ее сущность и конкретизировать основные ее задачи.
Инновация - это совершенно новый продукт, который должен привести к качественному росту эффективности продукции или процессов, необходимых на современном рынке. Она представляет собой конечный результат мыслительной деятельности человека, его творческого процесса, фантазии, изобретений, знаний, навыков и рационализации, который будет доведен до стадии эксплуатации на рынке и в дальнейшем получения приведет к получению прибыли от ее реализации (коммерциализация). Наглядным примером инновации может послужить внедрение на рынок продукции (товаров и услуг) с
SCIENCE TIME
новыми свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.[3]
Инновации выполняют задачи практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Основные задачи инноваций представлены на рис. 1.[3]
Рис.1 Основные задачи инноваций.
Инновации в современном мире играют огромную роль. Но, к сожалению, инновационная деятельность в России пока остается слабо развитой. Исходя из всего выше перечисленного, можно прийти к выводу, что инновационная экономика - это такой тип экономики современного общества, которая характеризуется тем, что основным источником получения новой прибыли являются инновации. А переход к инновационному развитию в данном случае можно считать переходом к инновационной экономике, то есть переход к тому моменту, при котором инновации выполняют роль ключевого источника создания нового богатства.[5]
На практике внедрения инноваций видно, что этот процесс достаточно сложный и сверхзатратный, при этом руководство компании должно четко и ясно для себя сформулировать цели и задачи внедрения инноваций, а также за счет чего и когда эти нововведения окупятся и начнут приносить прибыль, что крайне сложно в России в связи с тем, что бизнес-культура у нас еще просто не сформировалась. Рассмотрим основные проблемы:
Одной из ключевых проблем, препятствующих внедрению нововведений,
является отсутствие поддержки государства. Если считать внедрение инноваций реальным фактором по оздоровлению национальной экономики и перехода государства от сырьевой неэффективной экономики, то без вмешательства государства и его поддержки здесь просто не обойтись.
Одним из больших недостатков законодательства РФ в области инноватики является довольно ограниченный набор льгот для предприятий, работающих в сфере инновационных разработок, что естественным образом негативно сказывается на масштабах и темпах внедрения научных исследований и нововведений. [9]. Стоит сказать, что государство может помогать не только финансовыми вложениями в деятельность инновационно активных предприятий, но и активно содействовать в снижении налогового бремени. До введения статьи 26 Налогового кодекса, предусматривалось уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму затрат на подготовку и освоение нового вида производства, а также на рационализаторство. На сегодняшний день этого нет, и государство должно разработать систему стимулирования и поддержки предприятий, занимающихся инновационной деятельностью с целью дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности предприятия.. Этими вопросами и разработками может заниматься и Областная дума, и Городское собрание, оказав посильную помощь и поддержку инновационным предприятиям, предоставив им приоритеты для активной деятельности в сфере внедрения разработок инновационных продуктов в конкурсах и аукционах. Также стоит отметить, что предприятия, работающие в РФ, испытывают огромную фискальную нагрузку. Совокупный объем налогов в России составляет около 45,5% от прибыли предприятия, что естественным образом тяжелее всех приходится малым и средним предприятиям, которые в большинстве случаев не оставляет им свободных денежных средств для инновационного инвестирования.[4] В регионах РФ создается информационный вакуум в вопросах внедрения инноваций из-за бездействия чиновников. Москва говорит о развитии инновационной деятельности на уровне выступлений в СМИ представителей высшей исполнительной власти, издаются различные федеральные законы, а в субъектах РФ в этом вопросе - тишина.
Не менее важными факторами, чем отсутствие государственной поддержки, являются недостаток свободных денежных средств и высокий срок окупаемости инновационных проектов. Одним из самых важных элементов непрерывного функционирования инновационного механизма, который обеспечивает эффективность управления, а в итоге, и успех любой инновационной деятельности, является финансирование. Любые инновационные разработки требуют значительных финансовых вложений, таких как государственное финансирование, поступления из внебюджетных фондов, собственные средства предприятий, кредиты, лизинг оборудования, венчурные
инвестиции, целевые благотворительные поступления и т.д. [4]
Государственное финансирование начало активно развиваться относительно недавно и немного снизило свои темпы из-за финансово-экономического кризиса. Чаще всего государственные ассигнования поступают в форме субсидий или льготных кредитов под определенный инновационный проект. Так же на практике, кроме субсидий и льгот существует и еще один вид государственной поддержки - грант ,однако такой вид чаще всего используется в отношении инновационного бизнеса в целом ( то есть открытие инновационных компаний), а для проектов разработки и внедрения инновации в производство, практически не применяется. Однако в большинстве случаев государственное финансирование за счет бюджета, применяется в основном в отношении государственных компаний. В
виду того, что государственное финансирование доступно не каждому предприятию, актуальным считается развитие частного финансирования инновационной деятельности в России Таким финансированием может быть внутрифирменное финансирование, финансирование за счет внешних инвесторов. В настоящее время преобладающими источниками финансирования инновационной деятельности являются собственные средства предприятия и кредитные займы, которые в свою очередь имеют ряд серьезных проблем.
Зачастую затраты связанные с осуществлением всех этапов инновационной деятельности бывают настолько высоки, что организация не может получить обратно даже вложенных средств, не говоря уже о получении прибыли. Исходя из сложившейся ситуации многие предприятия, предпочитают использовать все свои свободные средства для создания резервных фондов с целью сокращения рисков по дебиторской задолженности, поддержания ликвидности и так далее, и уже в последнюю очередь вкладывать средства на разработку инноваций. При нашей нестабильной экономики, когда цену могут увеличиться в любой момент, риски очень высоки, тем более, что срок окупаемости инвестиций в инновационную деятельность занимает достаточно долгий промежуток времени.
Сдерживающим фактором привлечения кредитов , безусловно, являются непомерно высокие кредитные ставки , что делает данный вид привлечения денежных средств, практически непосильным для предприятий, которым нужны средства сейчас, а отдача от них будет гораздо позже. Однако в сравнении с объемом кредитования США и Еврозоны, объем российского кредита все еще очень мал, в первую очередь, это связано с уровнем процентных ставок. На июнь 2014 года учетные ставки США, Европы и России составляли соответственно 0,25%, 0,15% и 8,25 %.[10] Высокие кредитные ставки в РФ обусловлены высоким показателем инфляции .годовой показатель инфляции за 2013г. в Еврозоне и РФ составили 0,99% и 6,5%.[8]
SCIENCE TIME
Финансирование за счет государственного бюджета отдает приоритет прикладным разработкам, а фундаментальная наука остается без государственной поддержки, хотя она является базовым компонентом инновационной системы. Существуют мнения, что такому типу исследования не следует отдавать приоритет при финансировании, поскольку оно не всегда может привести к получению непосредственной выгоды, однако без фундаментальной науки, многие разработки прикладного исследования начали бы испытывать значительные затруднения, ведь у них не оказалось бы базы, откуда они могли бы отталкиваться. На практике большее количество бюджетных средств выделяется на финансирование прикладных разработок, которые, в свою очередь, могут столкнуться с проблемами без предварительных фундаментальных исследований.[10]
Существует проблема недостаточной результативности научных исследований. В связи с недостатком финансирования и отсутствия стимулов к работе, происходит отток лучших научных высококвалифицированных кадров за границу, так как в научных организациях за рубежом в бизнес - секторе высокий уровень оплаты труда.
Большое количество научных организаций, ориентированных на государственную поддержку и их разнонаправленность приводят к распылению бюджетных средств. В то же время некоторые области вышли на высокий уровень развития, и требуют высокого уровня консолидации ресурсов, в том числе и финансовых. , и государство должно срочно среагировать на эти изменения и принять ряд мер необходимых для развития и стимулирования инновационной деятельности. Одной из проблем
является коррупционность исполнительных властей, которые порой поддерживают и продвигают предприятия, которые давно исчерпали все свои возможности., но благодаря связям или определенной сумме денежных средств переданных нужному человеку, они получают государственные инвестиции и субсидии. Современный рынок далеко не идеален, и многие его участники говорят , что преградой к разработке инновационных идей выступают административно - правовые барьеры и устаревшая нормативно-правовая база.
Предприятия, желающие заниматься инновационной деятельностью, сталкиваются с такими проблемами как - недостаток информации о новых методах и технологиях, бездействии чиновников, их отсталости мышления и молчаливой бездушной стеной бюрократического аппарата. Вы можете стучать во все двери местных властей, завалить их звонками и письмами, проситься о встрече с руководителями, но реальное внедрение инновации начнется только там, где прозвучит нужный звонок от определенного лица.
Выходит достаточно грустная история, чтобы внедрять новые материалы
[9]
или технологии, организация вынуждена использовать старые способы внедрения - протекционизм. А как же тогда борьба с коррупцией и протекционизмом, о которых кричат на каждом шагу, и зачем тогда вообще внедрять такого рода инновации, если таким «внедрением» мы способствуем распаду и разложению современного российского общества? В связи с этим ключевыми наболевшим вопросом остается, каким образом внедрять нововведения , проходя через административные барьеры, если протекционизм и коррупция стали реальностью современного общества? Важной проблемой остается слабо развитая практика применения права в области обеспечения защиты законных прав и патентов на владение результатами научно-технических разработок.
Еще одной проблемой является проблемы коммерциализации результатов исследований и разработок. Под коммерциализацией инноваций понимается сложный многоуровневый процесс от разработки идеи, привлечения инвесторов для финансирования деятельности по воплощению в жизнь этого новшества, выведения данного продукта на рынок и в конечном итоге возмещение затрат разработчика (или владельца) инновационного продукта и получение прибыли от его реализации. Превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, который будет пригоден для производства и интересен потребителю, является самым трудным этапом в схеме - наука и потребитель. [7] На пути коммерциализации существует множество преград, выделим некоторые из них: финансовое обеспечение, организационное, нормативно- правовое, закрепление права собственности на результаты научных исследований, непонимание нужд рынка и отсутствие специализированных специалистов и знаний, способных довести инновационный продукт до конечной стадии. Но если проект проходит через все трудности и успешно реализуется в жизни, то он может окупиться в десятки раз. Сегодня, на примере зарубежных институтов и научных центров, каждый российский научный институт должен в той или иной степени развивать для себя новое направление - коммерциализацию полученных результатов, но, к сожалению, большинство руководителей российских научных коллективов практически не имеют представления о коммерциализации.^] Путь от появления идеи до воплощения ее в виде товара — путь коммерциализации в России труден и болезнен. В наше время его необходимо проходить в ускоренном темпе, иначе не преуспеть в условиях жесточайшей рыночной конкуренции и глобализации экономики.
С проблемой коммерциализации тесно граничит проблема нехватки подготовленных специализированных кадров, способных грамотно вести коммерциализацию научно-технических разработок, налаживать и создавать контакты с зарубежными партнерами, выводить научные разработки на мировой рынок. Остро ощущается нехватка кадров, которые будут создавать
инновационную политику и давать толчок к действиям в регионах и работать в инновационной сфере, к ним можно отнести государственных, муниципальных служащих, руководителей и специалистов реального сектора экономики. Необходим целый ряд высококвалифицированных кадров, начиная от исследователя рынка, который занят изучением конъюнктуры, он определяет какой продукт необходим рынку, как, когда и для кого его выпускать, далее разработчик инноваций, технические специалисты. Для того, чтобы инновационный процесс развивался успешно помимо выше перечисленных специалистов необходимы управленцы. Управленцем в данном случае является инновационный менеджер, в обязанности которого входит реализация новой идеи, инициирование ее практического осуществления и воплощение ее в конечный рентабельный продукт, пользующийся спросом.
Однако на сегодняшний день быстро решить проблему дефицита кадровых ресурсов в России не получится. Решение проблемы видится через создание широкой сети системы дополнительного профессионального образования, как наиболее мобильной. Следует уделить внимание планомерной подготовки и переподготовки новых кадров рабочих, специалистов и управленцев различных отраслей в ПТУ, сузах и вузах, которые будут способны создавать, продвигать и реализовывать инновационные продукты в условиях модернизации и конкуренции .[4]
Решение данной проблемы играет огромную роль в активизации инновационной деятельности, так как опыт зарубежных компаний показывает, что успешное воплощение научно-технических идей в инновационный продукт способны обеспечить лишь специализированные подготовленные кадры. Важным моментом в условиях перехода к инновационной экономики является способность и желание руководителя принимать перемены и обучаться. Их личный пример готовности к модернизации и нововведениям позволит снизить сопротивление переменам со стороны сотрудников организации.
Одной из причин, препятствующей развитию инновационной деятельности является проблема слабо развитой инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечиваюших активное и непрерывное развитие инновационной деятельности, создающих условия для поддержания и стимулирования эффективной деятельности небольших фирм, которые занимаются инновационными разработками. [6]
Необходимо сказать, что государство в целом делает шаги в сторону создания инфраструктуры для развития и внедрения инноваций, за последние 10 лет по всей России при поддержке государства были созданы около сотни объектов инновационной инфраструктуры. К таким объектам относятся -технопарки, бизнес - инкубаторы, научные центры, центры трансфера
технологий, ассоциации и объединения, факультеты в Вузах, территориальные кластеры, центры коллективного пользования, начали работать особые экономические зоны, например, «Алабуга» в г. Елабуга. Примером может служить многообещающий проект «Инновационный центр «Сколково»» - научно -технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Среди основных проблем инновационной инфраструктуры можно выделить:
Сложность коммерциализации результатов исследований и разработок в виду отсутствия всестороннего доступа к различным ресурсам и услугам.
- ограниченное развитие кооперационной цепочки «наука и образование -инновационный бизнес - крупный бизнес», что также препятствует коммерциализации инновационных нововведений малых и средних инновационных фирм;
- отсутствие взаимодействия между научными, учебными заведениями и инновационными предприятиями, между малыми и средними инновационным фирмами и крупными компаниями;
- недостаточное наличие грамотного правового регулирования инновационной деятельности в сфере интеллектуальной собственности и инновационного капитала;
- низкий спрос на инновации со стороны российских компаний.
Важной проблемой, которая препятствует развитию инновационной деятельности является изношенность основных средств российских предприятий, она составляет около 80 % по разным отраслям и субъектам РФ. Сложившаяся ситуация естественным образом оказывает отрицательное влияние на развитие процесса усовершенствования и внедрение предприятиями инноваций, так как при таком высоком уровне изношенности фондов предприятиям довольно проблематично внедрить какую-либо новую технологию. Даже, если предприятие решит заняться внедрением инноваций, закупит новое оборудование или заменит тот или иной технологический узел, то они просто могут не подойти к остальной цепочки по различным техническим причинам. В итоге выяснится, что внедрение отдельной инновации приведет к обновлению основной части производственного комплекса, а значит потребуются дополнительные затраты. Большинство предприятий не могут найти на это свободных денежных средств и отказываются от нововведений или откладывают их до «лучших времен».
Следующую проблему составляет отсутствие инновационной среды, которая будет базироваться на сети территориальных инновационных кластеров. Формирование и развитие инновационной кластеризации послужит мощным инструментом привлечения иностранных инвестиций, усилению внешнеэкономической интеграции, поднятию уровня национальной
технологической базы, повышению международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера. Эти результаты можно достичь путем: внедрения нового оборудования, получения доступа к современным методам управления и специальным знаниям, получение возможностей выхода на международный рынок.[4]
Решением, необходимым для эффективного развития является создание инновационной системы, рассчитанной на особенности и конкурентные преимущества Российской Федерации, т.е. фундаментальную науку, природные ресурсы и традиционную систему образования. На наш взгляд, эта система должна включать:
- сбалансированную систему финансирования фундаментальных и прикладных исследований и разработок, финансирование тех сфер, которые вряд ли будут финансировать инвесторы;
- меры для развития инфраструктуры, учитывающей потребности и особенности РФ;
- создание нормативно-правовой базы и развитие практики ее применения;
- меры по стимулированию спроса на инновации (например, устранение административных барьеров и т.д.);
- направленное финансирование на создание инновационных продуктов, которые могут быть коммерциализованы, а не на создание идей, которые в дальнейшем реализуют в другой стране;
- меры, направленные на привлечение высококвалифицированных молодых кадров в научные организации;
-сформированную систему показателей развития и мониторинга инновационной экономики, которая будет отражать настоящий этап развития.
Механизм управления инновациями на данный момент - слабое звено организационно - экономического механизма управления всей экономикой. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать ее интенсивному развитию, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
Полагаем, что серьезным толчком в развитии инновации или отдельных видов инновационной продукции будет условие, при котором произойдет объединении усилий государства, регионального правительства, предпринимательства и научных учреждений, которые бы совместно формировали и реализовывали крупные проекты, вкладывая в них посильные средства. Для изменения такого положения дел, помимо вышеперечисленных рекомендаций, предстоит разработать механизм формирования в обществе конструктивного отношения к нововведениям и воспитание инновационной во сприимчиво сти.
Литература:
1. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 238 с.
2. Бурлак Е.,Кулаков Ю. Инновации у нас — это как плыть против течения "Управление персоналом", 2012г, с. 21-22.
3. Григорьев Ю. В. Терминология в инновационном законодательстве / Ю. В. Григорьев // Инновационный Вестник Регион. - 2009. - № 2. - С. 2 - 6.
4. Долженкова О. В. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения / О. В. Долженкова, М. В. Горшенина, А. М. Ковалева // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 208-210.
5. Кулаков, В.Г. Межрегиональное сотрудничество как основа инновационной стратегии развития / В.Г. Кулаков // Инновационный Вестник Регион. - 2008. -№ 3. - С. 2 - 4.
6. Маренков Н.Л. Методология создания инфраструктуры рынка инноваций в России.-М.: Высшая школа, 2005. с. 358.
7.Суровцев, И.С. Проблемы формирования национальной и региональной инновационных систем в России / И. С. Суровцев // Менеджмент инноваций. -2008. - № 02(02). - С. 94 - 106.
8.Инфляция в Европе/AURL: http://fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Euro (дата обращения 08.08.2014).
9. Проблемы формирования инновационного развития экономики России // Центр Инноваций. Некоммерческое партнерство URL:. http://www.center-inno.ru/ materials/library/08-2 (дата обращения 04.08.2014).
10.Макроэкономика Еврозоны // RBK.RU: 2014. 4 июля. URL: http://data.rbc.ru/ public/880/showb.cgi?040714880.pdf (дата обращения 04.08.2014)