Научная статья на тему 'Проблемы вхождения России в мировое хозяйство'

Проблемы вхождения России в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Э. М.

Развитие в современном мире процессов глобализации экономической жизни представляет собой одну из перспективных «продвинутых» форм международной экономической интеграции, присущей ее сегодняшнему этапу эволюционной динамики. Поскольку этот объективный процесс охватывает все большее число стран, представляется необходимым предпослать анализу практических вопросов экономики России в систему мирохозяйственных связей рассмотрение совокупности условий-императивов, способов (методов, форм) и алгоритмов-технологий осуществления интеграционных процессов на межстрановом уровне (метаэкономика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы вхождения России в мировое хозяйство»

п .п

3. Выход продукции первичной переработки:

ХИ </1Н31Г И е Н, где — доля выхода И-го вида продукции.

4. Всего концентратов собственного производства и покупных:

Б2 = ЯХр/ р е Р, где Хр — концентрат вида р.

5. Доля концентрата на продажу и вторичную переработку:

X = ^ к = 1'2-

6. Выход продукции вторичной обработки:

Хв = 5 е где — доля выхода 5-го вида продукции.

7. Сумма затрат на производство: I = +ЯгрХр.

8. Сумма товарной продукции: Т = ЯХ^ь +ЯХ

В результате решения поставленной задачи, ОАО «Юнифарм-агрохолдинг» имеет возможность увеличить производство продукции в 2,6-5,2 раза, при вторичной переработке -в 2,1-3,7 раза (табл. 2). Прибыль компании составит соответственно 25,1 и 43,7 млн. руб.

Выводы. Одним из источников инвестирования промышленного садоводства в крае являются агроориентированные фармацевтические предприятия. Создание интегрированного агропромышленного образования ОАО «Юнифарм-агрохолдинг» позволит увеличить до необходимого количества

ь валовой сбор плодово-ягодного сырья в сельскохозяйственных предприятиях и тем самым обеспе-и чить загрузку производственных мощностей ООО «Юнифарм». Экономический результат агропромышленной интеграции превышает простую сумму доходов от разрозненного промышленного и сель-^ хозпроизводства.

^ ЛИТЕРАТУРА.

о 1. Закон Алтайского края «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» от 9 декабря 1998 г. № 61.

^ 2. Математические методы в экономике и моделирование социально-экономических процессов в АПК □ / В.А. Кундиус, Л.А. Мочалова, В.А. Кегелев, Г.С. Сидоров. М.: Колос, 2001.

^ 3. Пахомов А.И. Совершенствование интеграционных механизмов в АПК. Воронеж: ВГТА, 2005.

^ 4. Хабаров С.Н. Инновационные проекты восстановления промышленного садоводства на Алтае //

о

I—

ф

I—

х о а ф

ш

X

X

^

0

1_

О х

X

ф

Вестник АГАУ. 2002. № 1.

ГРИГОРЯН Э.М.

ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

о

о Развитие в современном мире процессов глобализации экономической жизни представляет

о собой одну из перспективных «продвинутых» форм международной экономической интеграции, 8 присущей ее сегодняшнему этапу эволюционной динамики.

§ Поскольку этот объективный процесс охватывает все большее число стран, представляется

о необходимым предпослать анализу практических вопросов экономики России в систему мирохозяйственных связей рассмотрение совокупности условий-императивов, способов (методов, форм) и ал-Ц горитмов-технологий осуществления интеграционных процессов на межстрановом уровне (метаэко-о номика).

т Каковы же объективные требования к экономике стран-участниц мирового интеграционно-

го процесса, содержащие центростремительный импульс и обеспечивающие сближение нацио-ф нальных экономик? Представляется, что к числу таких условий-императивов можно отнести следующее:

- умеренно-либеральный характер рыночных преобразований;

- обеспечение разумной степени открытости национальной экономики;

- активную внешнеэкономическую политику в сфере международного разделения труда (преимущественно за счет поддержки экспортоориентированных отраслей и продвижения их продукции на международные рынки);

- унификацию принципов и согласование позиций в сфере внешнеэкономической деятельности в области валютной политики, налоговой системы, аграрной сферы и транспорта;

- обеспечение свободного движения ресурсных и готовых товаров (энергоносителей, сырья и конечной продукции), капитала, рабочей силы, услуг, технологий, информации;

- сближение нормативно-правовой базы организации, функционирования и развития производственно-коммерческой и финансовой деятельности, системы ее учета и методик анализа на уровне микро-, мезо-, макро- и мета-экономики;

- постепенный отход от торговых ограничений (лицензий, квот) на взаимной основе.

Рассмотрим эти требования по порядку.

Преимущества умеренной либерализации экономики в ходе ее рыночной трансформации и последующего развития в рамках этой модели выявлены в результате сравнительного анализа моделей экономического развития различных стран в XX веке.

Этот же вывод подтверждается современным опытом Китая, экономика которого продемонст- ^ рировала в последнее десятилетие устойчивый рост. ^

В чем проявляются достоинств этой модели? Представляется, что ее преимущества с точки зре- ц ния заложенного в ней интеграционного потенциала проявляются в следующем. ^

- в конструктивной реализации принципа сочетания двуединых начал преемственности и но-

вационности, — обеспечивающего эффективную действенность рыночно-экономических ре- ^ форм;

- в последовательном наращивании производственно-маркетингового потенциала националь- ^ ной экономики, в подтягивании ее до уровня экономически развитых стран; о

- в формировании менталитета цивилизованно-рыночной экономики, конкурентно-предпринимательской среды, мотивационных механизмов рыночного поведения, в их сближении и □ унификации во всемирном экономическом пространстве; О

- в регулируемости процесса обеспечения постепенной открытости экономики страны для внешнеэкономических связей до разумных границ; ^

- в повышении уровня жизни населения до мировых стандартов; о

- в усилении рыночной природы внешнеэкономических отношений; £

- в конструктивно-эвристическом поиске новационных форм, методов, средств, инструментов о интеграции страны в систему мирохозяйственных связей; ^

ВТ

ВТК = • 10%. где ВТ — объем внешнеторгового оборота, ВВП — валовой внутренний ВВП

- в сохранении созидательного потенциала развивающегося на рыночных началах отечествен- х ного бизнеса; о

I_

- в демократизации экономического поведения субъектов всех уровней: нано-, номо-, интра-, § микро-, мезо-, макро-, мета, и мегаэкономики как в сфере внутринациональных хозяйствен- ф ных связей, так и в области международных экономических отношений; о

- в разумном сочетании механизмов государственного и корпоративного регулирования и са- о морегулирования рынка. ^

Обеспечение разумной степени открытости национальной экономики представляется необхо- ° димым условием процесса интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. Ее определе- 2 ние — это поиск оптимального сочетания открытости и защищенности внутреннего рынка по отно- о шению ко внешним экономическим связям в диапазоне от абсолютной закрытости, замкнутости, автаркии национального хозяйства, абсолютизацией которых была сталинская политика «железного за- о навеса», до квазиоткрытости — полной распахнутости отечественной экономики, грозящей ^ национальной безопасности государства.

Среди черт национальной экономики, характеризующих ее открытость, следует выделить: ф

- степень участия страны в международном разделении труда, выражающуюся в показателе-индикаторе внешнеторговой квоты ^

продукт, а также в показателях экспортной (Эк) и импортной (Ик) квот в ВВП1; О

- благоприятность инвестиционного климата для зарубежных партнеров;

- уровень конкурентоспособности национальной экономики;

- структуру внешнеторгового оборота и место в нем экспорта;

уровень импортных таможенных барьеров (тарифов, пошлин, квот) и др. «Рыскающий» характер (из одной крайности в другую) принятия решений, охватывающих широкий диапазон состояний экономики от полной зарегулированности механизмом государственной гипермонополии до полного «ухода» государства из экономики (вернее, отказа от регулирующих функций) под лозунгом либерализации, — тяжело отразился как на внутреннем положении российской экономики, так и на ее внешних позициях. Бездумная распахнутость по отношению к международному рынку стала причиной массовой гибели не только неконкурентоспособных (по отношению к хлынувшим на внутренний рынок импортным продуктам) отечественных предприятий, но и разрушения целых отраслей российской экономики: электроники, птицеводства и др. Отсутствие механизмов государственной защиты отечественных товаропроизводителей резко усилило глубину трансформационного спада российской экономики, способствовало его перерастанию в системный кризис и резко обострило проблему национальной безопасности в базовой сфере жизнедеятельности общества — ^ в ее экономике.

д Говоря о негативных последствиях отечественной практики перехода к открытой экономике,

ь важно иметь позитивную модель таковой как некий ориентир, позволяющий выработать конструк-и тивный алгоритм ее формирования.

Среди черт рационально открытой модели национальной экономики следует назвать обеспе-^ чение воспроизводственной целостности народнохозяйственного комплекса, органически включен-^ ного связями МРТ в мировой рынок; радикальную смену позиции и функции государства в сфере внешней торговли — с монополии на контроль; создание благоприятного климата для внешних о (иностранных) инвестиций; формирование режима разумной доступности внутреннего рынка для ^ притока ресурсов, товаров, технологий, услуг и информации, достижение достаточной кон-q курентоспособности на мировом рынке; активную политику в реализации принципа сравнительных □ преимуществ в системе МРТ и межстранового товарного обмена; широкое распространение разно-^ образных форм совместной предпринимательской деятельности; создание сети свободных экономических зон — территорий с особым финансовым и административно-правовым режимом и др. Став D на путь формирования экономики открытого типа, страна включается в объективный процесс уни-® фикации ее экономической системы по стандартам мирового рыночного хозяйства и сближения ее о с мировым сообществом, живущим по законам рынка.

® Идея открытости национальных экономик прошла ряд этапов своей эволюции, начинал от спе-

кулятивного инициирования тезиса открытых дверей «свободы торговли», маскирующего экспансионистские намерения торговых держав против других стран, до объективно утвердившейся о общемировой тенденции преодоления автаркической замкнутости национальных производственно-ф хозяйственных комплексов в направлении активной реализации преимуществ МРТ, которая сегодня поддерживается абсолютным, большинством стран мира и проявляется в эффекте глобализации

х

>

О

О

а

.2

о процесса экономической интеграции2 ^ Представляется конструктивной позиция Е.Ф. Авдокушина, рассматривающего в числе главных

факторов обеспечения открытости национальной экономики, следующие:

- целенаправленная политика государства;

- развитие корпоративного бизнеса на транснациональной основе;

о - технико-технологический прогресс в отраслях инфраструктурной сферы в информационно-

о

о коммуникационных сетях, в системе транспорта;

1 Коэффициент открытости отечественной экономики в 2000 г.( К0 = Эк = 100%), где Э — объем экспор-Ф ВВП

и

5 та) составил 19,8%, а коэффициент импортной зависимости (Киз = Ик = 100%, где И — объем импорт-^ ВВП

® ных поставок) — 15,3%.

2 2 Подчеркивая особую заинтересованность инициировавших политику «открытых дверей» государств, француз-

х ский экономист Мишель Пебро писал: «Открытость, свобода торговли — это наиболее благоприятное правило

^ игры для лидирующей экономики» (см.: [3, с. 6]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- либерализация международного обмена;

- включение в процесс экономической глобализации развивающихся и постсоциалистических государств (см.: [1, с. 29]).

Значительный импульс процессу формирования экономики открытого типа придало развитие транснациональных корпораций, организовавших сеть своих отделений, филиалов, дочерних предприятий в различных странах, используя преференции правового, таможенного и финансового режима, предоставляемым правовым полем отдельных стран их свободных экономических зон и территорий.

Как показали опросы крупных ТНК (160 компаний), «индекс интернационализации» (по доле научного персонала, занятого за границей), составил: 6% для США, 15% для Франции, 18% для Англии, 40% для Швейцарии [4, р. 104].

Каналы межстранового движения их ресурсов, товаропотоков, технологий создают эффект проникновения на внутренние рынки стран и выполняют функцию средств коммутации, включения модульных элементов национальных экономик в орбиту движения транснационального корпоративного капитала. Транснациональные корпорации постепенно стали узловыми пунктами сети связей международного обмена, отраслевыми и региональными центрами организации мирового хозяйства и транснационального рынка. Их деятельность унифицирует систему межстрановых отношений и производственно-кооперативных связей различных хозяйственных структур, способствуя интернационализации экономической деятельности, глобализации хозяйственных процессов.

Научно-технический прорыв в области средств коммуникации, информационных технологий, эволюция в сфере транспортных средств привели к существенному росту подвижности капитала, ^ рабочей силы и других факторов производства, к снижению или преодолению барьеров на пути их ^ движения в территориально-временном континууме единого транснационального экономического ^ пространства мирового хозяйства. По мнению К. Бляхмана и М. Кротова, базовую структуру для о этого процесса образует всемирная информационная сеть «Интернет», неподконтрольная нацио- 7 нальным правительствам. С помощью Интернета можно в считанные минуты заключить контракт и □ перевести миллиарды долларов в любую страну [2, с. 13]. О

Развитие инфраструктурных отраслей, обеспечивающих общие условия организации, функционирования и эволюции мирового воспроизводственного процесса, выступает мощным инструментом ^ международной экономической интеграции, обеспечивая открытость и включенность национальных о экономик стран в систему мирового хозяйства. £

Либерализация режима международного обмена, развивая открытость национальных экономик, о активно способствовала усилению их взаимосвязи, взаимозависимости, порождаемой отношениями ^ международного разделения труда, и кооперации его обособившихся видов деятельности и пред- х ставляющих их производственно-хозяйственных структур. о

Существенное расширение сферы развития интеграционных процессов и границ, охватывающих

о

х

их субъектов, происходило по мере включения в систему международного обмена развивающихся стран, что, несомненно, стимулировало большую открытость их экономик и присоединение к этому процессу о группы социалистических государств, также вступивших на путь формирования экономик открытого о

типа. Если первая из этих волн приходится на период 60-х годов, то начало второй можно отнести к 80-м годам двадцатого века, когда Китай провозгласил свою приверженность курсу свободной торговли, открытости экономики, инструментом реализации которого было создание сети свободных экономи- 2 ческих зон, территорий свободной торговли, открытых портов (порто-франко). Впоследствии к этой о

Ш

политике присоединились и другие постсоциалистические государства Центральной и Восточной Европы, Балтии и Вьетнам, а также страны-члены СНГ, в том числе Россия. о Это существенно увеличило интеграционный потенциал международного экономического со- ^ трудничества за счет реализации преимуществ открытости национальных экономик, органично

о

включенных в систему мирового хозяйства. ф

Среди преимуществ открытой модели национальной экономики Е.Ф. Авдокушин справедливо выделяет ее функции, способствующие ^

- специализации национальных хозяйств и их кооперированию как способу функционирова- ® ния функционально-ориентированных макроэкономических объектов в рамках международ ного разделения труда, предоставляющего диалектическое единство двух его вышеуказанных сторон в системе рациональной организации мирового хозяйства;

о

- рациональному распределению производственных ресурсов в рамках действия транснационального механизма рыночных регуляторов по критерию эффективности их использования;

- диффузии позитивного опыта организации и управления производством, новых технологических и маркетинговых решений внутрь национальных экономик и повышению, благодаря такому трансграничному переносу, их общего уровня в масштабах мирового хозяйства;

- повышению уровня конкурентоспособности национальных экономик стран, открывающих свои границы для общения с мировым сообществом, в силу активизации стимулов укрепления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей для успешного противостояния потоку импортных товаров, технологий, услуг (см.: [1, с. 30]).

Естественно, открытая экономика, в отличие от стихийной распахнутости, предполагает активную позицию государства как макроэкономического субъекта национального хозяйства в определении рациональной степени его открытости для внешнеэкономических связей, а также в формировании собственного и транснационального правового поля взаимодействия макро- и метаэкономи-ческих систем.

Активная внешнеэкономическая политика в сфере МРТ каждой из стран выступает благоприятной предпосылкой и необходимым условием интеграции их экономик в мировую систему рыночного хозяйства.

Для выработки такой политики важно оценить место экономики страны в эволюционизирую-щей системе МРТ с позиции рыночных критериев определить, исходя из внешнеторгового принципа абсолютных и сравнительных преимуществ, профиль хозяйственной специализации экономики страны в структуре транснационального обмена и в соответствующей «нише» мирового рынка.

При сохранении относительной целостности макровоспроизводственной системы национального хозяйства важно определить приоритеты его рыночной реструктуризации. При этом необходимо определить отрасли национальной экономики, конкурентные на мировом рынке, в качестве приоритетов структурно-отраслевой трансформации, определяющих перспективный профиль функционально ориентированного хозяйства страны.

Особое внимание важно уделить развитию экспортоориентированных отраслей, имеющих значительный потенциал конкурентоспособности на мировом рынке, и обеспечить их поддержку для укрепления позиций в конкурентном противоборстве за расширение своей доли на традиционных международных рынках и продвижение на новые рынки и в другие регионы мира. Такая стратегия оправданна как с точки зрения обеспечения притока валютных средств для подъема других отраслей национальной экономики, так и с позиций утверждения полноправной роли страны в системе международного разделения труда, в субъективной структуре мирового рыночного хозяйства.

Не менее важна протекционистская поддержка собственных предпринимателей в сфере правового регулирования международного сотрудничества и, прежде всего, при заключении родных договоров и при поддереве деятельности совместных предприятий, а также при создании свободных экономических зон.

Ориентирами такого сближения могут выступить императивы всемирной торговой организации (ВТО), Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и др. к их членам и странам-претендентам на вхождение в состав этих международных организаций или региональных интеграционных структур. Обеспечение свободного движения товаров, капитала, технологий, постепенный отказ от торговых ограничений (лицензий, квот) на взаимной основе и снижение уровня таможенных тарифов являются важным условием развития интеграционных связей между странами. Создание беспрепятственного и недискриминационного режима трансграничного движения ресурсов и результатов производства представляется не единовременным правовым актом, а процессом, в ходе которого постепенно и последовательно решаются задачи устранения нетарифных ограничений, создания единых норм и правил экономического поведения государств-партнеров. Важным шагом в их унификации может стать снижение уровня таможенных тарифов на экспортируемые и импортируемые странами товары.

Соглашаясь с идеей Е.Ф. Авдокушина о целесообразности выделения четырех этапов в эволюции процесса международной экономической интеграции, считаем возможным дать к ней собственные комментарии (см.: [1, с. 136-137]).

Исходя из общей логики генезиса экономического явления считаем обоснованным выделение фазы создания его предпосылок, формирования условий (в т.ч. и организационно-институциональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.