Научная статья на тему 'Проблемы в организации работы учителя по управлению исследовательской деятельностью учащихся'

Проблемы в организации работы учителя по управлению исследовательской деятельностью учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3458
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / МОТИВАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PUPILS' RESEARCH ACTIVITY / MOTIVATION AND THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Е. В.

Рассматриваются проблемы учителей по организации и управлению исследовательской деятельностью учащихся. Выделены и проанализированы основные группы затруднений: мотивационный блок, технологический блок, организационный блок. Предлагается программа курсов по преодолению возникших трудностей у руководителей исследовательских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems in organization of teachers' work, concerning pupils' research activity

The problems of teachers in organization of pupils' research activity are considered. The basic groups of difficulties such as motivational unit, technological unit, and organizational unit, are analyzed. The author offers the program of training course for research advisers.

Текст научной работы на тему «Проблемы в организации работы учителя по управлению исследовательской деятельностью учащихся»

- развитие студенческого самоуправления;

- работа с творческими группами;

- организация быта студентов, расселение в общежитиях;

- оздоровление студентов, пропаганда здорового образа жизни;

- организация досуга спортивных мероприятий и активного отдыха студентов;

- оказание правовой помощи различным категориям малообеспеченных студентов из числа социально незащищенных слоев населения.

Создание таких служб окажет существенную помощь в сопровождении студентов для решения разных проблем как личного, так и профессионального становления.

В целом теория и практика педагогического сопровождения профессионального становления студентов в вузе позволяет решать проблемы студенческого возраста, а также строить процесс взаимодействия преподавателей и студентов.

Литература

1. Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. Жизненное и профессиональное самоопределение молодежи в системе непрерывного образования // Непрерывное образование, самоопределение и самореализация личности в условиях социальных перемен: материалы II Российских педагогических чтений памяти Н. Н. Чистякова. 20-22 апреля 2000 г. -Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2000. - С. 24 - 36.

2. Нестер Т. В. Формирование готовности сельских школьников к выбору профессии в условиях региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2001. - 21 с.

3. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гном и Д, 2001. -

192 с.

4. Тесля Е. Б. Формирование профессионального интереса у студентов // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 58-63.

5. Шабунина В. А. Система воспитательной работы в сельскохозяйственном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М. 2001. - 24 с.

Седова Наталья Ефимовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и инновационных образовательных технологий, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Инновационные проблемы в образовании», ФГОУ ВПО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет".

Sedova Nataliya Efimovna, doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogics and innovational educational technologies, head of scientific-research laboratory «Innovational problems in education», Amur Humanitarian-pedagogical State University.

681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, тел. раб. (8-4217)-59-14-49.

Тарабанько Евгения Викторовна, старший преподаватель кафедры культуры, ФГОУ ВПО "Дальневосточный государственный аграрный университет".

Taraban 'ko Evgeniya Victorovna, senior teacher of department of culture, Far Eastern State Agrarian University.

675000 г.Благовещенск, e-mail: kyz1108@yandex.ru

УДК 373.5.016 Е.В. Соболева

Проблемы в организации работы учителя по управлению исследовательской деятельностью учащихся

Рассматриваются проблемы учителей по организации и управлению исследовательской деятельностью учащихся. Выделены и проанализированы основные группы затруднений: мотивационный блок,

технологический блок, организационный блок. Предлагается программа курсов по преодолению возникших трудностей у руководителей исследовательских работ.

Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, мотивация и организация

исследовательской деятельности.

E V Sobo/eva

The problems in organization of teachers’ work, concerning pupils’ research activity

The problems of teachers in organization of pupils’ research activity are considered. The basic groups of difficulties such as motivational unit, technological unit, and organizational unit, are analyzed. The author offers the program of training course for research advisers.

Key words: pupils’ research activity, motivation and the organization of research activity

102

На современном этапе развития общества возникает острая необходимость выхода образования на качественно новый уровень, соответствующий потребностям динамично развивающегося общества. Это связано с нарастанием совокупных знаний человечества. Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучать традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбирать необходимую информацию, осмысливать ее, приведя обработанную информацию в соответствие со своими потребностями принимать самостоятельные решения. Попытка решить традиционную проблему новым способом принято называть инновациями. Одной из таких инновационных технологий является исследовательская деятельность.

Образовательный потенциал исследовательской деятельности заключается прежде всего в том, что, с одной стороны, ученики приобщаются к миру науки, овладевают основными методами, с другой стороны, у школьников формируются важные, жизненно необходимые современному человеку компетенции. В процессе работы у учеников формируются такие важные информационнокоммуникативные компетентности, как изложение своих мыслей в письменной и устной форме в соответствии с научными требованиями, выдвижение и публичная защита плодов своего интеллектуального труда, выделение проблемы и нахождение способов ее решения. В процессе работы у учащихся возникает стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой обстановке, творчески подходить к решению задачи. Формируются волевые качества, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, способность к самоорганизации, умение принимать иную точку зрения, которая может расходиться с собственной идеей. Таким образом, развиваются интеллектуальные способности учащихся в единстве с развитием личностных качеств, т.е. формируются ключевые компетенции.

В развитии исследовательской деятельности важную роль играет руководитель. Результативность и правильность выполнения работы зависит от того, насколько учитель понимает и осознает, чему должен научиться ученик в процессе исследовательской работы. На сегодняшний день существует определенный опыт проведения исследовательской работы со школьниками, который описан в методических журналах, пособиях для учителя, на сайтах. Несмотря на это, у руководителей исследовательской деятельностью учащихся есть серьезные проблемы по организации и проведению работы в школе в урочное и внеурочное время. С целью выявления затруднений, противоречий, возникающих у школьников и учителей в процессе выполнения исследовательских работ, был проведен анализ проблем, который состоял из следующих этапов: анкетирование учителей и учащихся, выполняющих исследовательские работы, а также анализ ученических исследовательских работ. Объектом исследования стали работы ежегодного конкурса «Шаг в будущее», который традиционно проводится в районе.

Для руководителей ученических исследовательских работ была предложена анкета, отражающая следующие положения: общие сведения, сведения по технологической грамотности в выполнении исследования, а также сведения, касающиеся организации работы с учащимися. Из 88 учителей на вопросы анкеты ответили 51 % от общего числа руководителей исследовательских работ.

Анализ общих сведений учителей показал, что большинство руководителей работ имеет стаж педагогической работы более 10 лет и занимается организацией исследовательской деятельности школьников менее 5 лет. В педагогической практике этот метод в обучении регулярно использует большинство опрошенных респондентов, но чаще во внеурочной деятельности. Мотивация организации исследовательской деятельности учителями аргументирована следующими факторами:

^ Работа имеет большой образовательный потенциал - 36%

> Считают, что это очередная «модная новинка в образовании» - 14%

^ Работа инициирована администрацией школы - 36%

> Вовлечение учащихся в собственную исследовательскую работу учителя -22%

^ Работа инициирована стимулирующей оплатой труда - 22%

Процентное соотношение объясняется тем, что респондентам было предложено разное количество вариантов ответов, с правом выбора. Среди иных вариантов ответов учителя назвали следующие мотивы: инициатива детей, «необходимость в образовании», организация музея.

Диаграмма 1

При организации исследовательской работы у учителей-руководителей и учеников возникают трудности на разных стадиях выполнения работы.

^ На стадии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность - 36%

> На стадии разработки плана работы - 14%

> При выполнении основной части работы - 36%

> На стадии оформления работы - 8%

^ При защите готовой исследовательской работы - 22%

Из общего числа учителей, принявших участие в опросе, нет трудностей у 19% опрошенных. Для решения возникающих проблем и трудностей в ходе проведения и организации исследовательской работы с учащимися учителя (78%) считают нужным создание объединения педагогов для обмена опытом работы, остальные затруднились с ответом. В методологической помощи нуждаются 75% опрошенных учителей.

Одним из вариантов вопросов был вопрос с открытым ответом. Суммировав варианты ответов, предложений по ведению исследовательской работы в районе, ее можно представить в следующих положениях:

^ исследовательские работы учащихся должны быть доступны для ознакомления и изучения (т.е. издание сборников или размещение на сайте, создание банка работ в Интернете),

^ проведение предварительной экспертизы работ с целью качественного анализа работ, исправления и предупреждения ошибок в будущем.

> активизация исследовательской работы через дополнительные конкурсы для учащихся внутри района, обмен опытом педагогов, организацию практического применения исследовательских и проектно-исследовательских работ.

^ обучение учителей управлению и организации исследовательской деятельности учащихся. Таким образом, на основании вышеперечисленных фактов, можно сделать следующие выводы: организацией исследовательской деятельностью учащихся активнее занимаются учителя в поселковых школах района. Практически все учителя считают, что внедрять исследовательскую деятельность учащихся в школе необходимо, т.к. эта работа имеет большой образовательный потенциал.

Несмотря на педагогический опыт и стаж работы, в методологической помощи в руководстве и организации исследовательской деятельности учащихся нуждаются 75% опрошенных респондентов. Создание в районе условий для обмена опытом работы в области исследовательской деятельности учащихся считают необходимым 78% учителей, предлагая разные варианты работы: сайт, сборники работ, конкурсы, семинары.

Для определения круга проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе выполнения работы, была предложена анкета. Она позволила выявить следующие факты: место проживания, длительность выполнения работы, затруднения в выполнении работы, содержание работы, мотивация в выполнении работы. На выполнение исследовательской работы ученикам потребовалось разное количество времени, приводились разные сроки от 25 часов до 3лет. Отразим результаты в диаграмме 1. Как мы видим, большинство учеников пишут исследовательскую работу в течение нескольких месяцев.

Следующий вопрос позволил уточнить, что нового на субъективном уровне открыл для себя ребенок в ходе исследования. 83% респондентов сумели кратко описать суть исследования и те новые знания, которые открыл ученик на субъективном уровне. Однако 17% учеников затруднились с ответом, пропустив данный вопрос. Возникает вопрос, насколько сам ученик выполнял работу?

Диаграмма 2

В процессе работы у школьников возникают трудности:

На стадии выбора темы для работы - 14%

На стадии разработки плана работы - 10%

При выполнении основной части исследовательской работы - 26%

На стадии оформления работы - 20%

При защите готовой исследовательской работы - 20%

Не ответили на вопрос - 8%

Диаграмма 3

30

25

20

15

10

5

0

Затруднения учащихся в выполнении исследовательской

р ОЛ о т ы в % )

выбор темы разработка плана выполнение оформление работы работы основной части работы

работы

защита готовой работы

Седьмой вопрос был направлен на мотивацию деятельности учащихся, почему выбрали именно такую тему работы?

• предложение учителя - 11%

• эта проблема меня давно интересовала - 67%

• на уроке прозвучала схожая проблема - 7%

• иной вариант - 3% (предложение подруг, будущая профессия и т.д.)

99% учеников утвердительно ответили на вопрос, желаете ли вы дальше заниматься

исследовательской работой. 92% учащихся считают, что те умения, которые они приобрели в ходе работы, могут пригодиться в дальнейшем, 8% учеников затруднились с ответом.

Таким образом, на основании анализа анкет учащихся можно сделать следующие выводы:

• на конференции были представлены в большинстве исследовательские работы учащихся сельских школ - 64%,

• 40% учеников приняли участие в конференции не первый раз, т.е. имеют опыт выступления в районе, 60% учеников приняли участие в конференции впервые,

• большинство работ учащиеся выполняют от 2 месяцев до 1 года,

• 83% респондентов сумели кратко описать суть исследования и те новые знания, которые ученик приобрел на субъективном уровне,

• наибольшие трудности у школьников возникают на этапах: выполнения работы, оформления работы и ее защиты,

• мотивация в выполнении работы была высока, т.к. большинство учеников интересовались этой проблемой ранее,

• учащиеся готовы продолжить исследовательскую работу и считают, что приобретенные умения пригодятся им в дальнейшем.

В оформлении исследовательской работы по результатам анкетирования затруднения возникли у 8% педагогов-руководителей ученических исследований, но соблюдение оформления и структуры научной работы у многих не выдерживается. Руководители затрудняются с определением предмета и объекта исследования, с выдвижением гипотезы особенно в области гуманитарных предметов, слабо прописана методология в работах или отсутствует вообще. Во многих случаях доклады носят характер компиляций или опытов демонстрационного характера, что свидетельствует о невысоком уровне подготовки руководителей работ.

Для преодоления возникших трудностей предложена программа курсов повышения квалификации по решению возникших проблем. Система курсов направлена на теоретикопрактическое устранение возникших трудностей у руководителей исследовательских работ.

Таблица 1

Проблема Кол- во часов Пути устранения Ожидаемый результат Форма занятий

1. Дидактические основы исследовательской деятельности школьников. Образовательный потенциал исследовательской работы. (В чем образовательный потенциал исследовательской работы?) 1+1 Учитель должен четко понимать отличие учебного исследования от научного исследования. Какими компетенциями 1. Понимать: Образовательный потенциал исследовательской деятельности. (Исследовательская деятельность - способ формирования компетенций учащихся). Лекция+анализ конкретных примеров

должен овладеть ученик в ходе работы 2. Отличие учебноисследовательской деятельности от научноисследовательской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Структура исследовательской деятельности, специфика ее выполнения. (Правила выполнения исследования как научной работы. Как правильно сформулировать гипотезу исследования, определить предмет и объект исследования? Как правильно оформить работу?) 2+1 Понятия: предмет и объект исследования, гипотеза исследования, правила оформления работы Знать этапы выполнения работы: мотивация, определение проблемы, предмета и объекта исследования, сбор информации, выдвижение гипотезы анализ различных источников, проведение эксперимента, если это потребуется. Оформление работы. Подготовка к защите работы Лекция+выполнение небольших исследовательских проектов

3. Организация деятельности руководителя исследовательской работы (Как организовать работу учащегося, не подменяя труд ребенка?) 2 Учитель должен руководить выполнением работы, направлять, исправлять ошибки Роль учителя в организации работы учащихся Лекция+составление плана работы руководителя исследованием

4. Т ехнологическая грамотность выполнения исследовательской работы (Как правильно оформить работу, придерживаясь научных правил ?) 1 Знание библиографии, стандартов требования к выполнению работы Правила выполнения работы Практическая работа

5. Подготовка к защите работы учащимися (В чем секрет удачной защиты работы?) 2 Правила оратора, правила представления материала Правила оратора Правила подготовки материалов к защите Лекция+практическая работа

Соболева Елена Валерьевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе, Большереченская СОШ. Soboleva Elena Valerievna, deputy director on educational work, Bolsherechensk secondary school.

Россия, Республика Бурятия, Кабанский район, с. Большая Речка, e-mail:valen51@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.