Научная статья на тему 'Проблемы урбанизации и рационального использования материальных активов города'

Проблемы урбанизации и рационального использования материальных активов города Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
676
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УРБАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Елохова Т.А.

Исследование процесса формирования системы расселения в исторический период - дело довольно сложное, особенно в период возникновения крупных типов поселения, их дифференциации на городские и сельские. Эволюция развития городских территорий выражает географический ход урбанизации, позволяет судить о её факторах - природных, исторических, социально-экономических, географических, национально-демографических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы урбанизации и рационального использования материальных активов города»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

http://www.gazeta.ra/financial/2012/04/03/4345161. shttnl

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru

5. Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб / Росстат. М., 2007. 494 с.

6. Россия в цифрах. 2013: Крат. стат. сб / Росстат. М., 2013. 573 с.

7. Кондратьев В.Б. Участь и предназначенность нефтяных доходов // Международные процессы. 2008. Т. 6. № 1 (16).

8. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.

[Электронный ресурс]. URL:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/progno77doc20130924_5 (Дата обращения -12.03.2014).

© М.А. Гуреева, 2015

УДК 338.49

Т.А.Елохова

Аспирант

Институт экономики и управления в строительстве Кафедра «Экономика и предпринимательство в строительстве» Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Г. Казань, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ УРБАНИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ

АКТИВОВ ГОРОДА

Аннотация

Исследование процесса формирования системы расселения в исторический период - дело довольно сложное, особенно в период возникновения крупных типов поселения, их дифференциации на городские и сельские. Эволюция развития городских территорий выражает географический ход урбанизации, позволяет судить о её факторах - природных, исторических, социально-экономических, географических, национально-демографических.

Ключевые слова

Город, региональная экономика, урбанизация

В XX веке СССР пережил урбанистическую революцию. Города - места концентрации разнообразной деятельности - собрали подавляющую часть населения и сосредоточили основной культурный, научно-технический, производственный и интеллектуальный потенциал. Урбанизация тем самым создала и реализовала предпосылки модернизации страны и её крупнейших городов -гигантов. Однако часто высказывается мнение о том, что урбанизация была заменена индустриализацией и города служили придатком промышленности.

В советское время города создавались для совершенствования административно-территориального деления: очень сильно расширилась сеть районных центров. Села, «назначенные» райцентрами, нередко становились городами и поселками городского типа. Но главные цели все же были другие: города возникали, главным образом, как промышленные центры.

В XX веке, наряду с учреждением городов властью, естественным образом развивались в города различные функциональные поселения на основе выполнения ими городских функций -административных, торговых, промышленных. В наиболее привлекательных по совокупности условий

152

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

«точках» пространства концентрировалась разнообразная деятельность, послужившая основой для возникновения будущих городов.

При оценке роли промышленности как фактора урбанизации обычно внимание привлекают негативные стороны её воздействия на город: ухудшение окружающей среды, давление на

функциональную структуру, снижение качества населения вследствие притока мигрантов. Но следует учитывать и другое: промышленность способствует развертыванию функциональной структуры, усиливает концентрацию разнообразия, активно участвует в формировании агломераций - ключевых форм расселения. Анализ развития промышленных городов выявляет их закономерное движение в сторону многофункциональности, нарастания разнообразия в социальной жизни, в городской среде, когда этому не препятствуют экстремальные природные условия и невыгодно транспортно-географического положения. Схематично участие промышленности в разворачивании функциональной структуры города, что оказывает большое влияние на все остальные стороны жизни города, можно представить так (см.рис.1.):

Рисунок 1 - Влияние промышленности на развитие города

Дефицит городов, который постоянно испытывала Россия, особенно в XX веке, покрыть с помощью только промышленности не удавалось. К тому же не все промышленные центры явились эмбрионами городов. Предприятия возникали там, где условия благоприятствовали их деятельности, но не всегда там, где нужны были города как центры обслуживания территории. Иерархически построенная сеть городов -центральных мест должна была более или менее равномерно охватывать территорию.

Распределение российских городов по длительности городского стажа показывает, что 61,3% их общего числа получили права города в XX веке, а 22,8% составляют города не старше полувека. Молодость преобладающей части городов России очень сильно отличает их от городов западноевропейских стран, где молодые города - исключение. Поэтому следует весьма осторожно сопоставлять российские города с зарубежными. У тех - иной возраст, иная история. Города России имели слишком мало времени для того, чтобы создать полноценную городскую среду, воспитать своих жителей истинными горожанами и сформировать многофункциональную структуру, то есть обрести то разнообразие деятельности, которое является атрибутом настоящего города. Этим естественным процессам очень сильно мешали катаклизмы, в избытке обрушившиеся на Россию. [1]

Результаты российской урбанизации не сводились лишь к количественным изменениям -увеличению числа городов и численности городского населения, повышению его доли. Имело место быть и коренным качественным сдвигам. Глубина определена преобразованием их градообразующей базы. Они выросли как центры комплексного развития, в чем участвовали культура, наука, образование.

Благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение в условиях повышенного загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта. При выполнении комплекса мероприятий можно значительно улучшить экологическое состояние городов и поселков, создать более

153

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах.

Состав автомобильного парка региона, организация перевозки грузов, техническое обслуживание и ремонт машин, строительство моста, дороги, производство строительных материалов, организация движения - любая деятельность приводит к воздействию на окружающую среду. Следовательно, следует помнить об их последствиях для природы.

В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. За последние 7 лет уровень автомобилизации в городах вырос примерно в 2 раза. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде. Интенсивное загрязнение атмосферы автотранспортом происходит вследствие отсутствия гаражей для тысяч индивидуальных автомобилей, хранящихся на открытых площадках, во дворах жилых застроек.

Одним из способов снижения воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду является строительство механизированных паркингов. И в первую очередь, необходимо, чтобы паркинги были доступны в каждом микрорайоне, располагались они на разумном расстоянии и имели нормальное транспортное сообщение.

Для того, чтобы выявить эффект от применения механизированного паркинга на исследуемой теории, была применена теория орграфов. По этой теории было рассмотрено влияние применения механизированного паркинга на количество автотранпорта на придомовой территории, на количество выбросов вредных веществ от автотранспорта, возможность благоустройства территории, изменение количества заболеваний и численности населения. Период рассмотрения охватывает четыре года. В результате всех этих вычислений получается, что применение механизированного паркинга оказывает только положительный эффект.

Многие крупные города сталкиваются с проблемой дефицита парковочных мест, проблемой пробок и экологии. Эта проблема давно существует, еще в 1929 году в Чикаго появился первый механизированный паркинг. С тех пор, например, только в Японии насчитывается около 74 тыс. механизированных паркингов на 524 тыс. стояночных мест. Первые многоуровневые парковочные дома были построены ещё в начале 20го века в США и Великобритании. Сегодня в Европе и мире строятся высотные механизированные паркинги, в Сингапуре есть паркинг в 119 этажей. В России механизированных паркингов не строилось, опыта развития строительства паркингового хозяйства в РФ нет. Сегодня вопрос эффективной организации паркомест стал чрезвычайно актуален.

Основными причинами развития мирового парковочного бизнеса являются:

— глобальная автомобилизация;

— рост спроса на паркинги в странах Западной Европы, Азии и США из-за очень плотной застройки и стоимости земли. Объём рынка только автоматических парковок уже превысил $26 млрд. и продолжает расти;

— поиск свободного паркоместа составляет 40% всего трафика, особенно в центре.

Исходя из спроса на парковочные места и необходимости благоустройства придомовых территорий, возникает потребность именно в многоуровневых паркингах, а именно:

— Нехватка больших свободных территорий в городе или их дороговизна, особенно в городском центре.

— Участки в центральной части городов невелики по площади, что вынуждает строить многоуровневые паркинги.

— Строительство наземных многоуровневых паркингов намного дешевле освоения подземного пространства, которое чрезвычайно дорого или не всегда возможно из-за природных особенностей участков. К тому же эксплуатация подземных паркингов очень дорога.

— Строительство паркингов обходится раза в два дешевле, чем коммерческих площадей или жилья. Во многом его стоимость определяют системы пожарной безопасности и отделка фасада.

154

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Все нормы, которые в настоящее время действуют, противоречат логике и мировому опыту строительства механизированных паркингов. Необходимо вывести деятельность по проектированию и строительству механизированных паркингов на более серьезный уровень, попытаться решить многие вопросы, которые сдерживают развитие этого направления. Вот, на мой взгляд, некоторые вопросы, которые считаются более важными:

1. Разделение понятий механизированные и автоматизированные паркинги в связи с достаточно серьезным отличием подходов к их проектированию.

2. Обоснование изменений предельных размеров пожарных отсеков автоматизированных паркингов и рассмотрение вопросов увеличения их до 200-300 м/м, как это сегодня происходит в государствах, где опыт применения автоматизированных парковочных технологий значительно более продолжительный и достиг более существенных результатов, чем в нашей стране.

3. Обоснование изменения ограничения на высоту автоматизированных паркингов. Этот вопрос требует рассмотрения, потому что нормы, которые его регулируют, требуют пересмотра в связи с изменением технологических составляющих этого направления.

4. Обоснование внесения изменений в нормирование допустимых разрывов от паркингов и зданий и сооружений различного назначения с учетом более высокой экологичности механизированных и автоматизированных паркингов.

5. Пересмотр пожарных нормативов применительно к механизированным паркингам с точки зрения обеспечения пожарной безопасности, допустимой огнестойкости несущих и ограждающих конструкций и комплекса противопожарных мероприятий для паркингов различного назначения

6. Обсуждение и принятие решения о внесении изменений в существующие нормы и инициация разработки отдельного нормативного документа непосредственно для механизированных и автоматизированных паркингов.

Существуют ключевые проблемы паркингового хозяйства:

1. Места хранения автомобилей являются составной частью транспортной инфраструктуры, которая очень тесно интегрирована в жилое пространство современных городов;

2. «Здание - Дорога - Человек - Автомобиль» - эта формула определяет сложность интеграции всех этих компонентов в единое целое;

3. Постоянная борьба с дефицитом мест хранения автомобилей в городской среде увеличивает разнообразие решений призванных решать эту проблему;

4. Скорость, с которой это разнообразие ширится в последнее десятилетие, очень велика, в результате чего нормативно правовая база регулирующая применение современных технологий в этой сфере, требует постоянной актуализации;

5. Низкий уровень знания современных парковочных технологий и зачастую весьма поверхностное о них представление у большинства строительных организаций, сдерживают их массовое применение. Стоит отметить, что скоро станет необходимо готовить обучающие программы по проектированию, где можно было бы достаточно глубоко посвящать специалистов проектных организаций в возможности применения в современном проектировании и строительстве автоматизированных парковочных технологий, которые для крупных мегаполисов сегодня очень актуальны [2].

Список использованной литературы:

1. Романова А.И., Миронова М.Д., Ильина Е.В. Методический подход к оценке рисков и принятию решений в условиях неопределенности на рынке услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2012, №3(39), С. 106.

2. Сидорин, А. М. Жилая среда и качество жизни: [о создании комфортных условий проживания, улучшении урбанизированной среды] // Архитектура и строительство России. - 2008. - № 9. - С. 18-37.

© Т.А.Елохова, 2015

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.