Научная статья на тему 'Проблемы управления студенческим контингентом ВУЗа'

Проблемы управления студенческим контингентом ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ / МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА / НИРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прядченко Елена Константиновна

В статье рассматриваются некоторые проблемы внутреннего управления образовательным процессом в ВУЗе с учетом специфики специальности «управление персоналом» и опыт работы студенческой проблемной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прядченко Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления студенческим контингентом ВУЗа»

УДК 378.14 ББК 74.580.22 П 85

Е.К. Прядченко

Проблемы управления студенческим контингентом ВУЗа

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые проблемы внутреннего управления образовательным процессом в ВУЗе с учетом специфики специальности «управление персоналом» и опыт работы студенческой проблемной группы.

Ключевые слова:

Студенческий контингент, мотивационная установка, образовательный процесс, студенческая проблемная группа, НИРС.

Реформа образовательной системы вызывает неоднозначную реакцию в вузовской среде. Проблемы совершенствования высшего образования имеют важную социальную значимость, затрагивают интересы различных слоев населения, сферу профессиональной

жизнедеятельности преподавательского состава вызов, качество подготовки молодых специалистов. Общие процессы и тенденции, характеризующие современное состояние российского общества, находят отражение в функционирующей системе образования как с положительной, так и с негативной стороны. Излишняя степень коммерциализации, рациональности и

прагматизма, характерных для западной образовательной системы, могут нанести непоправимый урон традиционным ценностям - духовности, уровню общественного мышления, интеллигентности как признаку высокообразованного человека и гражданина.

В руках вузовских преподавателей имеется мощный арсенал средств интеллектуального развития молодежи, включающих методику и содержание образовательного процесса, технологии развития творческого потенциала, формы воспитательной работы. К сожалению, теоретические модели качественного процесса обучения и их практическое воплощение часто бывают неадекватными в силу причин объективного и субъективного свойства. Тот факт, что оптимизация системы подготовки будущих специалистов является стратегической целью

реформирования высшей школы, не умаляет повседневной значимости образовательного процесса в плане совершенствования его эффективности.

Сложное многообразие современных вузовских проблем усиливает значение такого фактора, как управление образовательным процессом и студенческим контингентом ВУЗа.

Студенческий контингент является важным и многоплановым объектом управления, его характеристики и структура периодически меняются из-за притока первокурсников и изменений, происходящих в студенческой среде на социальном, интеллектуальном, психологическом и моральном уровне, за счет появления новых специальностей. Особое значение имеет изменение мотивационных установок молодежи в процессе обучения. Данной проблеме уделяется большое внимание в научной литературе по двум основным направлениям; социология и кадровый менеджмент, результаты проводимых

исследований отражаются во многочисленных публикациях журнала «Социологические исследования». Разнообразные методологические подходы к проблеме исследования мотивации образовательной деятельности студентов позволили выделить среди них те, которые имеют наибольший практический интерес для определения и анализа мотивационных установок в студенческой среде. На их основе была построена практическая работа проблемной студенческой группы по проведению анкетирования среди студентов экономического факультета. Не умаляя значение проблематики внутренней и внешней, непосредственной и опосредованной /по М.Рогову/, мотивации, исходя из конкретной задачи исследования - определение мотивационных установок студентов с целью совершенствовани я управления образовательным процессом, использовались следующие группы мотиваторов:

- познавательные мотивы /мотивы развития личности/;

- социальные мотивы;

- мотивы профессиональной деятельности.

Проведенные исследования охватывали

разноуровневые группы /2 и 4 курсы/ по двум специальностям /бухгалтерский учет и управление персоналом/. Вся подготовительная работа, проведение и анализ результатов анкетирования осуществлялись в рамках проблемной группы студентами четвертого курса экономического факультета, обучающимся по специальности «управление персоналом». Для проведения анкетирования были выбраны две методики:

1. Студентам предлагалось ответить на шесть проекционных вопросов по типу аналогичных предложенным в работе С.Ивановой «Мотивация на 100%». Целью анкетирования было выявление стандартного набора мотиваторов, характерных для специалистов в области бухучета и управления персоналом.

2. Для выявления мотивационных факторов учебного процесса студентам предлагалось оценить их значимость по пятибальной шкале. Подготовительная работа , проведенная в студенческих группах, позволила первоначально выявить основные мотиваторы, на их основе был составлен предложенный для рейтинговой оценки набор мотивационных факторов.

Проведенные исследования позволили студентам -участникам проблемной группы, получить первые навыки

организации управления мотивацией персонала /подготовка анкет, составление мотивационных карт, интерпретация полученных результатов/. Руководство факультета получило достаточно достоверную информацию о мотивационных установках учебной деятельности студентов. По результатам исследования стало возможным проведение таких мероприятий, как «поиск идеального бухгалтера» или «идеального менеджера по персоналу» среди анкетируемых студентов экономического факультета; возникли предложения по совершенствованию отношений студенчества и деканата. Например, было предложено периодически осуществлять ротацию студентов из числа обучающихся по

специальности « управление персоналом» при назначении на должность старосты группы, чтобы они реально проявили себя как руководители коллектива; проявилась необходимость корректировки стимулирующей системы и корпоративных ценностей. Обозначился интерес студентов к социальным аспектам образовательного процесса, что привело к выводу о необходимости усилить акцент на социализацию путем создания в системе НИРС межфакультетских студенческих групп по проблемам управления и функционирования общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.