УДК 378.14 ББК 74.580.22 П 85
Е.К. Прядченко
Проблемы управления студенческим контингентом ВУЗа
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые проблемы внутреннего управления образовательным процессом в ВУЗе с учетом специфики специальности «управление персоналом» и опыт работы студенческой проблемной группы.
Ключевые слова:
Студенческий контингент, мотивационная установка, образовательный процесс, студенческая проблемная группа, НИРС.
Реформа образовательной системы вызывает неоднозначную реакцию в вузовской среде. Проблемы совершенствования высшего образования имеют важную социальную значимость, затрагивают интересы различных слоев населения, сферу профессиональной
жизнедеятельности преподавательского состава вызов, качество подготовки молодых специалистов. Общие процессы и тенденции, характеризующие современное состояние российского общества, находят отражение в функционирующей системе образования как с положительной, так и с негативной стороны. Излишняя степень коммерциализации, рациональности и
прагматизма, характерных для западной образовательной системы, могут нанести непоправимый урон традиционным ценностям - духовности, уровню общественного мышления, интеллигентности как признаку высокообразованного человека и гражданина.
В руках вузовских преподавателей имеется мощный арсенал средств интеллектуального развития молодежи, включающих методику и содержание образовательного процесса, технологии развития творческого потенциала, формы воспитательной работы. К сожалению, теоретические модели качественного процесса обучения и их практическое воплощение часто бывают неадекватными в силу причин объективного и субъективного свойства. Тот факт, что оптимизация системы подготовки будущих специалистов является стратегической целью
реформирования высшей школы, не умаляет повседневной значимости образовательного процесса в плане совершенствования его эффективности.
Сложное многообразие современных вузовских проблем усиливает значение такого фактора, как управление образовательным процессом и студенческим контингентом ВУЗа.
Студенческий контингент является важным и многоплановым объектом управления, его характеристики и структура периодически меняются из-за притока первокурсников и изменений, происходящих в студенческой среде на социальном, интеллектуальном, психологическом и моральном уровне, за счет появления новых специальностей. Особое значение имеет изменение мотивационных установок молодежи в процессе обучения. Данной проблеме уделяется большое внимание в научной литературе по двум основным направлениям; социология и кадровый менеджмент, результаты проводимых
исследований отражаются во многочисленных публикациях журнала «Социологические исследования». Разнообразные методологические подходы к проблеме исследования мотивации образовательной деятельности студентов позволили выделить среди них те, которые имеют наибольший практический интерес для определения и анализа мотивационных установок в студенческой среде. На их основе была построена практическая работа проблемной студенческой группы по проведению анкетирования среди студентов экономического факультета. Не умаляя значение проблематики внутренней и внешней, непосредственной и опосредованной /по М.Рогову/, мотивации, исходя из конкретной задачи исследования - определение мотивационных установок студентов с целью совершенствовани я управления образовательным процессом, использовались следующие группы мотиваторов:
- познавательные мотивы /мотивы развития личности/;
- социальные мотивы;
- мотивы профессиональной деятельности.
Проведенные исследования охватывали
разноуровневые группы /2 и 4 курсы/ по двум специальностям /бухгалтерский учет и управление персоналом/. Вся подготовительная работа, проведение и анализ результатов анкетирования осуществлялись в рамках проблемной группы студентами четвертого курса экономического факультета, обучающимся по специальности «управление персоналом». Для проведения анкетирования были выбраны две методики:
1. Студентам предлагалось ответить на шесть проекционных вопросов по типу аналогичных предложенным в работе С.Ивановой «Мотивация на 100%». Целью анкетирования было выявление стандартного набора мотиваторов, характерных для специалистов в области бухучета и управления персоналом.
2. Для выявления мотивационных факторов учебного процесса студентам предлагалось оценить их значимость по пятибальной шкале. Подготовительная работа , проведенная в студенческих группах, позволила первоначально выявить основные мотиваторы, на их основе был составлен предложенный для рейтинговой оценки набор мотивационных факторов.
Проведенные исследования позволили студентам -участникам проблемной группы, получить первые навыки
организации управления мотивацией персонала /подготовка анкет, составление мотивационных карт, интерпретация полученных результатов/. Руководство факультета получило достаточно достоверную информацию о мотивационных установках учебной деятельности студентов. По результатам исследования стало возможным проведение таких мероприятий, как «поиск идеального бухгалтера» или «идеального менеджера по персоналу» среди анкетируемых студентов экономического факультета; возникли предложения по совершенствованию отношений студенчества и деканата. Например, было предложено периодически осуществлять ротацию студентов из числа обучающихся по
специальности « управление персоналом» при назначении на должность старосты группы, чтобы они реально проявили себя как руководители коллектива; проявилась необходимость корректировки стимулирующей системы и корпоративных ценностей. Обозначился интерес студентов к социальным аспектам образовательного процесса, что привело к выводу о необходимости усилить акцент на социализацию путем создания в системе НИРС межфакультетских студенческих групп по проблемам управления и функционирования общественных организаций.