Научная статья на тему 'Проблемы управления персоналом государственной службы в таможенных органах Российской Федерации'

Проблемы управления персоналом государственной службы в таможенных органах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодров В. С.

В статье исследуются проблемы управления персоналом государственной гражданской службы таможенных органов Российской Федерации. Проведен анализ возможных путей повышения эффективности оценки персонала таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бодров В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления персоналом государственной службы в таможенных органах Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Бодров В.С.*

Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Екатеринбург

В статье исследуются проблемы управления персоналом государственной гражданской службы таможенных органов Российской Федерации. Проведен анализ возможных путей повышения эффективности оценки персонала таможенных органов.

Нормативную основу таможенной деятельности и функционирования таможенной службы как управленческого института составляют международные и национальные законодательные акты, конвенции, соглашения, манифесты, кодексы, которые различаются по характеру их применения: обязательные, рекомендательные и декларативные [2].

Функции таможенной службы как социально-управленческого института, можно подразделить на:

- функции агрегирования таможенных интересов и ценностей (государственных, общественных, гражданских), потребностей в их обеспечении управленческими средствами в рамках таможенного процесса, межинституционального взаимодействия по организации таможенного процесса, коммуникации между участниками таможенных взаимодействий и таможенного процесса и др.;

- функции социального нормотворчества, социальной регуляции и социального контроля в таможенной службе, включая обеспечение институционально-организационных процессов (управление, внут-риинституциональные взаимодействия между субъектами таможенного процесса, внутриинституциональная коммуникация и т.п.).

Таможенная служба осуществляется социальной группой людей, для которых она является профессиональным видом деятельности - специально подготовленных и постоянно занятых в таможенных органах, имеющих выраженный социальный статус в обществе и в системе государственной службы, подчиняющихся специфическим нормам и правилам служебного поведения, объединенных общими ценностями, целями, интересами, контактирующих с внешней и внутренней социальной средой таможенной службы и т.д.

Оценка персонала как кадровая технология является одним из важнейших компонентов управления, поскольку лишь знания и умения людей, их

согласованные действия могут обеспечить достижение целей всего таможенного органа. Оценка кадрового потенциала таможенных органов осуществляется проведением оценочных мероприятий с использованием различных методик социально-психологической диагностики, специализированных методов сбора и анализа информации, социометрии, групповых оценочных сессий и прочего. Применение взаимодополняющих методик позволяет получить достаточно достоверную информацию, используемую для анализа и оценки кадрового ресурса [1]. Посредством оценки персонала решается ряд задач: отбор кандидатов на работу в данный таможенный орган; определение эффективности деятельности работника (например, соответствие занимаемой должности); выявление потенциальных возможностей сотрудников с точки зрения их дальнейшего использования (назначение на более высокую должность, выдвижение в резерв, увольнение); выявление направлений развития работников, разработка программ обучения и другие.

Иванов М.К. подчеркивает, что проблема методов оценки таможенных служащих является в настоящее время наиболее острой в работе с кадрами таможенных органов. Некоторые специалисты считают (и вполне справедливо), что эта категория служащих имеет исключительную специфику, которая порождает определённые проблемы: необъективность человеческого восприятия, сложность видения организации (таможенного органа) как целого, понимания роли и значения человеческой составляющей, недостаточность знания связей, отношений, взаимовлияний людей в нём и пр. [7].

Иванов М.К. выделяет роль в процессах отбора (равно как и в процессах обеспечения других функций кадровых служб таможенных органов) появившегося недавно в штате таможни психолога. Этот специалист осуществляет мероприятия по психологической адаптации сотрудников к условиям таможенной службы. Для этого у психолога имеется в наличии специальный инструментарий для выполнения задач по профессионально-психологическому отбору - это банк психодиагностических тестов (методик) для изучения индивидуально-психологических особенностей личности. Этот инструментарий позволяет получить оценки тех или иных психических особенностей кандидатов в соответствии с целями профотбора для их должностной расстановки, прогнозировать социальное поведение личности в различных условиях деятельности.

Целью применения технологий управления персоналом таможенных органов является активизация кадрового потенциала таможенных органов Российской Федерации, которая должна основываться на росте профессионального уровня таможенных служащих, развитии их нравственных и гражданских качеств, улучшении их материального положения и повышении социального статуса, обеспечении социальной защищенности таможенных служащих и членов их семей. Это даст возможность стабилизировать состав кадров таможенной службы и развивать их качественные характеристики.

Федеральная таможенная служба занимает в настоящее время одно из самых заметных мест в регулировании различного рода взаимоотношений между гражданами и государством, носящих преимущественно экономический характер, в интересах обеспечения государственных, общенациональных интересов, в гармоничном сочетании их с интересами россиян.

В настоящее время крайне необходим комплекс дополнительных мер по улучшению организационно-штатной работы, внедрению современных методик поиска, подбора, проверки и определения профессиональной пригодности претендентов на службу в таможенных органах, оптимизации их организационных структур, внедрению научно обоснованных межотраслевых и ведомственных нормативов по труду.

Развитие таможенной службы зависит не только от деятельности людей, их профессионализма, личностно-психологических качеств, но и в значительной степени от правильной организации управления, качественного улучшения состава и рациональной расстановки кадров, совершенствования организационной структуры и территориального размещения таможенных органов, обновления и сохранения профессиональной преемственности таможенных служащих, стимулирования качества их труда и служебного продвижения и др. Опираясь на данные социологического исследования, М.К. Иванов отмечает, что при этом необходимо развивать в рамках системы кадрового обеспечения таможенных органов подготовку специалистов с базовым таможенным образованием, дефицит которых отметили 71,4 % экспертов (по другим профессиональным категориям дефицит отмечен значительно меньшим количеством экспертов: инженерно-технического персонала - 39,3 %, управленцев - 25,0 %, юристов - 21,4 % и т.д.) [5].

В ряду проблем, решение которых необходимо для создания стабильной, рациональной, действенной системы таможенной службы Российской Федерации, совершенствования её кадрового обеспечения, одной из важнейших выступает владение кадровыми органами достоверной и полной информацией. Неуклонное повышение роли научного подхода к оценке состояния кадрового обеспечения таможенных органов, их способности удовлетворять новым управленческим, внешнеэкономическим и защитным потребностям российского государства и общества и ее достоверность во многом зависят от наличия и полноты информационной базы о реальном состоянии дел в этой области. Кадровая информация раскрывает важнейшие процессы формирования аппарата таможенного органа и его деятельности. Наличие своевременной и качественной информации позволяет уменьшить неопределён-ность и значительно повысить объективность оценки часто меняющейся кадровой ситуации, обеспечить большую надёжность принимаемых решений.

Одним из важнейших направлений активизации, совершенствования и развития кадрового потенциала таможенных органов является профессионализация их работников. В обеспечение этого необходимо использовать при-

влечение на таможенную службу высококвалифицированных специалистов, что возможно только с повышением уровня материальной обеспеченности и реальной социальной защищённости таможенных служащих, а также престижа их профессии в обществе. Кроме того, необходимо постоянно совершенствовать систему формирования необходимых профессиональных качеств среди кадрового корпуса таможенной службы, а также обеспечивать функциональную расстановку специалистов в зависимости от уровня их профессиональной подготовки, личностных качеств и способностей [6].

Среди наиболее серьезных причин, которые способствуют возникновению и распространению коррупционных проявлений (а если взять шире -конфликтов интересов) в среде таможенных служащих участники исследования, в частности, выделили: низкое денежное содержание государственных служащих (мнение 53,6 % экспертов), несовершенство законодательства, нормативно-правовой базы (42,9 %), чрезмерную забюрократизирован-ность аппарата государственных органов (32,1 %). Анализируя различные методы борьбы с коррупцией в системе таможенной службы, М.К. Иванов приходит к выводу, что преодоление негативных явлений в среде таможенных служащих, которых среди государственных служащих в определенной мере можно отнести к «группе риска» относительно коррупционных соблазнов, должно основываться на формировании механизмов нравственного воздействия на личность работника таможенного органа. При этом, конечно, нужно учитывать и фактор создания в российском обществе необходимого ресурса доверия к деятельности таможенных органов и таможенным служащим, который может стать мощным стимулом развития нравственных основ таможенной службы.

Существенным фактором обеспечения совершенствования деятельности таможенных органов является информационное взаимодействие с гражданским обществом и непосредственно с гражданами. Одна из социальных целей этой работы, проводимой таможенными органами через собственные издания и средства массовой информации, - укрепление доверия общества к государственной политике в области таможенного дела. Позитивное общественное мнение - значимый фактор успешного осуществления государственного управления в таможенной сфере.

Список литературы:

1. Агабалаев М.И. Организационно-правовые основы деятельности и основные функции таможенных органов РФ. - М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2006.

2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - «Издательство РАГС», 2008.

3. Барциц И.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации. - «Издательство РАГС», 2007.

4. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учебное пособие. -«Проспект», 2009.

5. Вагина Л.В. Оплата труда: государственная гражданская служба. -«Издательство РАГС», 2007.

6. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. -«Гардарики», 2007.

7. Иванов М.К. Актуальные вопросы активизации кадрового потенциала таможенных органов в Российской Федерации // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы». Выпуск № 5. - М.: Изд-во «МАКС-пресс», 2008.

КОНКУРСНЫЙ ОТБОР НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Долматов И.Н.*

Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Екатеринбург

В статье рассмотрены современные проблемы организации конкурсного отбора на государственную гражданскую службу в таможенных органах, специфические особенности и принципы функционирования системы государственной службы в таможенных органах.

В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» выдвинуты требования перехода от выдвижения общих задач к конкретным практическим действиям, современной корректировки отдельных мероприятий и перераспределения ресурсов обеспечения. Нужна не только теоретическая, но и практическая модель развития государственной службы в целом и отдельных ее составляющих, в число которых входит таможенная служба Российской Федерации.

В качестве государственно-правового и управленческого института таможенная служба входит в систему институтов государства и активно взаимодействует с другими государственными управленческими и правовыми институтами. Также отмечается, что по своим функциям и государственным задачам таможенная служба выполняет фискальную роль в системе госу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.