Научная статья на тему 'Проблемы управления муниципальной собственностью'

Проблемы управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4804
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления муниципальной собственностью»

Предложенные методические подходы не исчерпывают всех аспектов исследования управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Каждая из рассмотренных проблем содержит ряд более частных вопросов, требующих

отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Кутафин О. E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристь, 1997.428 с.

2. АнимицаЕ. Г., Власова Н. Ю., Силин Я. П. Городская политика: теория, методология, практика. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2004.306 с.

3. Гапоненко A. JI. Стратегия социально-экономического развитая: страна, регион, город. М.: Изд-во РАГС, 2001.224 с.

4. Глазырин М. В. Управление социально-экономическим развитием города. Новосибирск: Наука, 1983.190 с.

5. Горбунов А. А., Кулибанов В. С., Сетдиков Р. А. Управление развитием городских социально-экономических систем. СПб.: ИСЭП РАН, 1996.96 с.

6. Использование системного подхода в проектировании и управлении развитием городов. М.: Стройиздат, 1977.158 с.

7. Лимонов J1. Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. СПб.: Наука, 2004.270 с.

8. Малес В. H., Панченко Е. Г., Сенченко В. И. Комплексное планирование экономического и социального развития городов и районов. М.: Мысль, 1978.220 с.

9. Песоцкая Е. В. Модели социально-экономического развития малых и средних городов России. СПб.; СПбУЭФ, 1994.160 с.

10. Попов А. И. Системная диагностика и прогнозирование социально-экономического развития города монофункционального тина. Новосибирск, 1996.34 с. (Препринт).

11. Ресин В. И., Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 328 с.

12. Рохчин В. E., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. Методология разработки концепции и механизм ее реализации. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. И 7 с.

13. Управление развитием города (экономико-правовые аспекты). Киев: Наук, думка, 1986.206 с.

3.3. Муллагалеева

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Новое законодательство в сфере местного самоуправления устанавливает не только отказ всех уровней власти от несвойственных им или излишних полномочий, но и предполагает изменение подхода к порядку формирования публичной собственности и распоряжения ею. Это возможно осуществить в рамках эффективной системы управления муниципальным имуществом.

Федеральный закон № 131 от 06,10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет лишь основные принципы и направления в сфере управления муниципальным имуществом, регламентацию же соответствующих процедур закон оставляет за конкретным муниципальным

образованием. Чаще всего это объясняется тем, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта Российской Федерации не могут определить непосредственно сам порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

На уровне муниципального образования разработка научно обоснованных нормативных актов является проблематичной, в то время как вопросы управления муниципальным имуществом напрямую связаны с реализацией конституционных прав населения, поэтому федеральные и региональные органы власти не должны устраняться от методической помощи местному самоуправлению. В связи с этим как на уровне Федерации, так и на уровне субъекта должен быть разработан пакет модельных (типовых) правовых актов, регламентирующих соответствующие процедуры согласно новому законодательству в сфере местного самоуправления. В этих актах должны содержаться методы обоснования выбора того или иного способа управления муниципальным имуществом, в том числе методики расчета потенциальной доходности имущества или социального эффекта, получаемого вследствие реализации конкретных способов распоряжения имуществом.

Одним из самых спорных моментов Федерального закона № 131 является строго ограниченный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Согласно ст. 50 этого закона в собственности муниципальных образований может находиться только имущество, предназначенное для решения установленных в законе вопросов местного значения, для осуществления переданных государственных полномочий и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. С одной стороны, создаются правовые возможности использования муниципальной собственности для решения вопросов местного значения, а с другой — органы местного самоуправления лишаются рычагов влияния как на эффективное развитие муниципальной собственности, так и на развитие территории в целом.

Кроме того, закрытый перечень муниципального имущества фиксирует текущее социально-экономическое состояние муниципального образования и не учитывает возможности стратегического развития, которое также определено в законе как полномочие органа местного самоуправления. А принципы, заложенные в законе в части пе-. репрофилирования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, могут привести к тому, что будет затруднено как текущее управление, так и

стратегическое развитие территории.

Управление муниципальным имуществом должно учитывать как социальные, так и инвестиционные цепи. Реализовать эти цели возможно, если будет создана эффективная система учета муниципального имущества, будут разработаны критерии эффективного использования собственности, созданы условия для инвестиционной привлекательности муниципального имущества, будет разработана эффективная система аудита и контроля сохранности и целевого назначения муниципального имущества.

гь.мЛ™™ являйся то, то в сфере управления муниципальным имуществом некоторые города достаточно эффективно используют программные продукты, которые позволяют проводить анализ исполнения заключенных договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, договоров на завершение етроительства. Но в настоящее время такой анализ не учитывает тенденции рынка и обеспеченность населения услугами, что по новому закону и является основой для отделения оосш» Эффективного (или неэффективного) муниципального имущества. Поэтому на уровне муниципального образования анализ исполнения заключенных договоров неводимо

дополщг» мшшзом рынка недвижимости и услуг с помощью методов, которые ио

нить анализ у „ других форм собственности, а также анализом

Пользуются при оценке недвижимости др/1 ил Ч' V ’

обеспеченности жителей услугами социального значения. На основе комплексного а-няттчя следует разработать прогноз социально-экономического развития территории на разные временные интервалы. И только по результатам анализа и прогноза проводить экономически обоснованные расчеты выбора возможного использования объекта собственности (пользование им, передача в хозяйственное ведение или оперативное управление, аренда, передача в концессию, перепрофилирование, создание открытых акционерных обществ (ОАО) вместо муниципальных унитарных предприятий (МУЛ), приватизация),

В любом случае органы местного самоуправления должны стремиться максимально сохранить управляемость имуществом на своей территории, однако искусственно сохранять неэффективное муниципальное имущество не следует. Например, необходимость в муниципальных унитарных предприятиях можно обосновать исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут эффективно реализовываться предприятиями других форм собственности.

Эффективное управление муниципальным имуществом возможно в том случае, если все мероприятия, связанные с управлением муниципальным имуществом, будут увязаны как по срокам, так и по ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), а также если при решении проблем будут учитываться интересы развития местного сообщества и территории. Таким образом, решение проблемы возможно в рамках программы повышения эффективности управления муниципальным имуществом, которую нужно разрабатывать на уровне конкретного муниципального образования. Основные задачи программы:

• разработка стратегии управления, ориентированной на повышение роли муни-

ципального имущества при решении социально-экономических задач развития территории; •

• вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;

• оптимизация структуры собственности в целях обеспечения экономического роста, развития рынка земли и достижения рентабельной работы предприятий;

• увеличение доходов местного бюджета, неналоговых поступлений на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

Основные блоки программы:

1) управление муниципальным имуществом;

2) перепрофилирование муниципального имущества;

3) отчуждение муниципального имущества; •

4) приобретение муниципального имущества.

В рамках блока «управление муниципальным имуществом» необходимо выделить следующее:

• нормативно-правовое регулирование владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе разработку методики расчета потенциального дохода или социального эффекта от использования имущества;

• разработку методики управления имуществом, предназначенным для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

• разработку методики управления имуществом через муниципальные предприятия и учреждения;

собствешюсш*0^ мегодаки акциями, находящимися в муниципальной

п91лп™^50ТКУ мет°Дики управления имуществом, переданным в межмуници-пальиые хозяйственные общества и некоммерческие организации;

еталм\г эФФекшвности каждого раздела управления муниципальным имуще-ьгзом и в целом*

Блок «перепрофилирование муниципального имущества» включает определение порядка:

• установления несоответствия имущества положениям ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и необходимости его перепрофилирования;

• изменения целевого назначения имущества;

• передачи имущества для использования согласно новому целевому назначению;

• ИЗЪЯТИЯ имущества, находящегося В управлении У муяитртття ттыттду предприятий и учреждений;

• ликвидаций муниципальных предприятий и учреждений.

В рамках блока «отчуждение муниципального имущества» следует назвать:

• определение порядка установления несоответствия имущества положениям ФЗ № 131 и необходимости его отчуждения;

• разработку и принятие программ приватизации имущества;

• определение порядка использования средств, полученных в результате приватизации имущества, в том числе в долгосрочной перспективе.

В составе блока «приобретение муниципального имущества» необходимо выделить определение порядка:

• подготовки, принятия и исполнения планов приобретения муниципального имущества;

• приобретения имущества за счет средств местного бюджета;

• приобретения имущества в результате инвестиционной деятельности за счет средств местного бюджета;

• оформления прав собственности на имущество, передаваемое в даср муниципальному образованию; '

• оформления прав собственности муниципального образования на бесхозяйное имущество;

• изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

В соответствии с приведенным законом до 1 января 2009 года органы местного самоуправления должны осуществить отчуждение либо произвести перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего их полномочиям и не переданного в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации. Поэтому на период до 2008 года включительно следует разработать среднесрочную программу приватизации муниципального имущества, которая должна не только содержать перечень имущества, подлежащего приватизации, но и учитывать интересы муниципального образования как в текущий, так и долгосрочный периоды.

Основой разработки программы приватизации должны стать роль и место муниципального имущества в социально-экономическом развитии муниципального образования, В зависимости от того, какую роль выполняет имущество: либо оно определяет стратегический выбор развития города, либо обеспечивает текущее функционирование города или же реализацию федерального закона, следует определять сроки и способы

приватизации. .,

Приватизация должна проводиться с дашо повышения эффективности управления муниципальной собственностью, привлечен®, инвестиций на содержание объектов недвижимости, формирования источников покрытия дефицита городского бюдже-

^ от продажи муниципального имущества.

Выбор способа приватизации также должен был, экономически обоснован. Наиболее часто в практике используются такие способы приватизации, как:

• приватизация муниципального имущества на аукционе;

• отчуждение муниципального имущества в собственность некоммерческих

организаций; , и

• внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал

хозяйственных обществ;

• преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

У каждого способа приватизации есть свои плюсы и минусы, которые в условиях конкретных муниципальных образований могут проявляться по-разному. Даже отрицательный опыт использования того или иного способа приватизации одного муниципального образования для другого муниципального образования может обернуться выгодой как с экономической, так и социальной точек зрения.

Поэтому при обосновании необходимости приватизации муниципального имущества следует учитывать следующее:

• если МУП осуществляет свою деятельность эффективно, не следует торопиться его преобразовывать в открытое акционерное общество, так как опыт работы отечественных акционерных обществ не всегда доказывает эффективность их создания;

• одним из самых главных аргументов необходимости создания на базе МУПов коммерческих организаций называют возможность привлечения инвестиций. В этом случае создание акционерного общества можно рассматривать лишь как один из этапов реорганизации МУПов, а это означает, что далее следует определять эффективные способы реализации акций данного общества, что не является полномочиями органов местного самоуправления;

• привлечение частных инвестиций в городское хозяйство до сих пор является трудноразрешимой задачей. Это связано с тем, что инвестиции предполагают наличие инвестиционной привлекательности, должна быть очень высокая рентабельность, короткий срок окупаемости инвестиций, и только тогда инвестор готов рисковать значительными инвестициями. Такие условия в большинстве муниципальных образований пока не созданы;

• неэффективно функционирующие МУПы не следует торопиться реорганизовывать, необходимо разработать дополнительные варианты финансового оздоровления и усилить действенность аудита.

Народу с разработкой программ следует ужесточить всесторонний контроль использования муниципального имущества, продолжить работу по сокращению дебиторской задолженности в городской бюджет со стороны недобросовестных арендаторов муниципального имущества, прекратить заключение с ними договоров аренды. В ряде городов есть немало фирм, которые, имея в собственности здания, юридически не оформляют муниципальную землю под строениями, что означает не только незаконное пользование земельными участками, но и сокращение потенциальных доходов от использования имущества в местный бюджет.

Таким образом, эффективное управление муниципальным имуществом в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будет не только способствовать повышению доходности муниципального имущества, но и изменению роли имущества в социальноэкономическом развитии муниципального образования. Это стянет реальностью, если при выборе способа распоряжения муниципальным имуществом будут не только учитываться интересы различных сторон (населения, органов местного самоуправления, организаций разных форм собственности), но и изыскиваться средства для текущего функционирования и стратегического развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.