Научная статья на тему 'Проблемы управленческого консалтинга в современных условиях'

Проблемы управленческого консалтинга в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4782
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ УПРАВЛЕНИЯ / КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ УСЛУГА / БИЗНЕС-СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Светлана Сергеевна

Сегодня важным фактором формирования конкурентных преимуществ организации может выступать консалтинговая деятельность, которая открывает новые рыночные возможности для субъектов рынка, позволяет выработать практические рекомендации и помогает реализовать основные направления её деятельности. Однако, несмотря на преимущества данного вида профессиональной деятельности, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются консультанты в процессе оказания услуг предприятиям-клиентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF ADMINISTRATIVE CONSULTING

Providing new trading prospects and practical recommendations and helping to pursue business, strategy consulting is a booster of developing company competitive advantages. However, despite the trade advantages, consulting firms face a number of problems in serving customer firms.

Текст научной работы на тему «Проблемы управленческого консалтинга в современных условиях»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 1. С. 114-116. © С. С. Беляева, 2009

УДК 338.0

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

CURRENT ISSUES OF ADMINISTRATIVE CONSULTING

С.С. Беляева S.S. Belyaeva

Торгово-экономический колледж

Сегодня важным фактором формирования конкурентных преимуществ организации может выступать консалтинговая деятельность, которая открывает новые рыночные возможности для субъектов рынка, позволяет выработать практические рекомендации и помогает реализовать основные направления её деятельности. Однако, несмотря на преимущества данного вида профессиональной деятельности, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются консультанты в процессе оказания услуг предприятиям-клиентам.

Providing new trading prospects and practical recommendations and helping to pursue business, strategy consulting is a booster of developing company competitive advantages. However, despite the trade advantages, consulting firms face a number of problems in serving customer firms.

Ключевые слова: консалтинг управления, консультационная услуга, бизнес-среда.

В современных экономических условиях мы наблюдаем не только растущее насыщение рынка различными товарами и услугами, но и усиление конкурентной борьбы. У потребителя постоянно возрастают запросы к ассортименту, качеству и цене предлагаемых товаров. Это заставляет предпринимателя вести грамотную, экономически обоснованную рыночную политику, адаптировать использование всех внутренних ресурсов к изменяющейся среде.

Профессиональную подготовленность руководителей и специалистов отечественных предприятий к работе в конкурентных условиях рынка можно считать удовлетворительной [1]. Недостаточное знание научных основ управления, инструментария организационного и экономического анализа, современных управленческих технологий, навыков управленческой культуры мешает им вовремя обнаружить проблемы предприятия и найти правильные решения. Существенную помощь в решении возникающих вопросов может оказать управленческое консультирование, которое широко развивается в экономически развитых странах в последние десятилетия.

Консалтинг управления, как свидетельствует мировая практика, является самым эффективным средством ускорения диффузии новых управленческих технологий, новых методов и приемов ведения бизнеса, самым надежным методом, который позволяет быстро освоиться в малознакомых или быстроизменяющихся условиях [2].

Своим развитием управленческий консалтинг обязан усложнениям бизнес-среды: стре-

мительному развитию науки и техники, сокращению жизненного цикла товаров, оборудования и технологий, изменению в формах собственности. Всё это заставляет предпринимателя создавать себе конкурентные преимущества в различных областях деятельности, в том числе и в управлении организацией, тем самым приводит к увеличению спроса на услуги в области управления. Развитие управленческого консалтинга помогает руководителям различных предприятий преодолевать кризисы, выживать, сохранять рабочие места, повышать производительность и содержательность труда своего и своих подчиненных.

С помощью хорошо организованного управленческого консалтинга можно решить многие социально-экономические проблемы организации, касающиеся смысла ее существования и основных целей, деловой политики и стратегии, общего планирования, структуры и контроля за работой организации. Их возникновение можно определить по состоянию дел на предприятии: ухудшаются общие результаты деятельности, растет недовольство сотрудников, снижается конкурентоспособность, прибыль, падает спрос на продукцию и др.

Любая компания рано или поздно переживает кризис своего развития, который заключается в использовании новых источников эффективности в стратегической работе, создании новых конкурентных преимуществ, более сложной мотивации персонала, новой клиентской организации [3, с. 114]. Однако ни предприниматели, ни руководители не способ-

ны делать это надлежащим образом. Понимая это, владельцы бизнеса обращаются к услугам внешних консультантов.

Управленческий консалтинг может включать в себя следующие типы услуг:

• вопросы стратегического управления,

• определение целей и стратегии фирмы,

• совершенствование процессов принятия решений,

• проектирование и совершенствование организационных структур,

• исследование и развитие стиля руководства и коммуникаций.

Консультанты по управлению предлагают предпринимателю, во-первых, управленческие новшества из мировой практики в обработанном, доступном виде; во-вторых, обладают опытом решения конкретных проблем в разных организациях; в-третьих, вырабатывают и применяют специальные методы анализа и решения управленческих задач.

В результате такого взаимодействия у предпринимателя и фирмы, которая предоставляет управленческие услуги, могут возникнуть серьезные проблемы.

Управленческое консультирование включает в себя решение проблем на трех уровнях:

1) общее строение организации,

2) сфера организационных отношений,

3) уровень управленческих решений.

Все проблемы, с которыми сталкивается консультант в процессе оказания услуги, делятся на две большие группы [4]:

• многофункциональные, когда консультант имеет дело с несколькими функциями деловой активности - производство, технология, организация, маркетинг, кадры, финансы и др.;

• междисциплинарные. Проблема, с которой может столкнуться консультант должна быть рассмотрена с нескольких сторон, так как она может иметь несколько различных аспектов, требующих тщательного изучения. Например, проблема выработки деловой стратегии может иметь технологические, экономические, финансовые, юридические, мотивационные, политические и иные аспекты.

Выделим наиболее часто встречающиеся проблемы управленческого консультирования:

1. Спрос на рынке консалтинговых услуг опережает квалифицированное предложение. Российские консультанты по управлению в основной своей массе - самоучки, приобретающие знания и методы, необходимые им, или из литературы, или друг у друга. Это приводит к тому, что клиенты с настороженностью относятся к консультанту, а иногда вовсе избегают таких контактов.

2. Непонимание клиентом полезности консалтинговых фирм. В развивающихся странах многие бизнесмены и менеджеры не понимают, зачем обращаться к консультанту, который не работает в их организации, а значит, не может помочь решить какие-либо проблемы.

3. Возрастной барьер. Чем моложе консультант, тем меньше вероятность, что к нему обратится за советом человек старше его по возрасту.

4. Проблема конфиденциальности. Бизнесмены не уверены, что информация, которую они предоставят консультанту не станет известна либо конкуренту, либо государственным органам.

5. Отсутствие опыта в решении управленческих проблем. Значительная часть управленческого консультирования фактически имеет дело с вопросами, которые относятся к искусству управления, и чтобы найти и осуществить наилучшее решение, необходим опыт, который не всегда имеют консультанты.

6. Отсутствие комплексности. Некоторые консультанты склонны предлагать то, что им нравится делать, а не то, что облегчит жизнь менеджеру. Например, многим организациям нужна помощь не по какой-то одной проблеме, а по нескольким областям одновременно. А консультанты не организованы и не достаточно прочно связаны с другими профессионалами, чтобы предоставить весь комплект услуг.

7. Этические проблемы. Некоторые консультанты склонны переоценивать собственные возможности и неправильно себя представлять, предлагая услуги клиентам. Многим надо повысить самодисциплину при работе с организацией-клиентом, научиться уважать расписания и сроки выполнения задания.

8. Проблема сопротивления изменениям. Изменения, которые планирует провести руководитель, могут быть по-разному восприняты персоналом. Поэтому консультант, предлагая что-либо изменить в деятельности организации, не несет ответственности за результат, но в его обязанности должна входить помощь руководителю в их внедрении.

Решить некоторые проблемы можно с помощью организации ассоциаций консультантов или институтов управления, которые позволят встретиться с бизнесменами и объяснить им природу и преимущества консультирования. Но самое главное - показать работу консультантов на практике. Примером может служить выполненное задание, которое дало измеримые результаты. Например, увеличение сбыта, улучшение функционирования, экономия финансовых средств, внедрение технологии и др.

Практика управленческого консультирования предприятий в течение ряда лет позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях бизнесу нужны не отдельные консультационные услуги по различным функциям, а непрерывное комплексное консультирование, включающее в себя решение различных сторон комплексных проблем функционирования организаций.

Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к заключению, что управленческий консалтинг будет полезен тем организациям, которым необходим профессиональный взгляд на перспективы дальнейшего развития, кто решил использовать новые технологии и подходы в управлении, применить новый опыт работы, стремится выйти на более высокий уровень эффективности деятельности и качественно-

новый уровень развития всей организации. И всё же, несмотря на существующие проблемы, сфера управленческого консалтинга остается востребованной во всем мире и продолжает развиваться несмотря ни на что.

1. Кулапина Г.М. Скажи-ка, консультант, не даром? // Российское предпринимательство. - 2006. - № 3. - С. 51.

2. Кукоев А. В. Менеджмент и управленческий консалтинг предприятия // Финансовый бизнес. - 2005. - № 2. - С. 43.

3. Пригожин А. Новые тенденции в управленческом консультировании // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 3.

4. Управленческое консультирование / под ред. М. Кубра. - М.: Интерэксперт, 1992. -Т. 2. - С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.